Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ФАКТОРЫ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА / СЕКТОР МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбатов С.А.

В современной России теоретические и практические вопросы развития молодежного туризма не получают должного освещения в научной литературе. Государство в течение тридцати лет после распада СССР не смогло создать эффективно функционирующей системы развития молодежного туризма. В статье исследуются факторы развития молодежного туризма. На основе метода экспертных оценок, выявляются десять наиболее значимых факторов. Производится количественная оценка некоторых факторов, в том числе с использованием анкетного опроса молодых туристов. Корректность выявленных факторов проверяется методом корреляционного анализа с использованием формулы Пирсона. Устанавливается теснота взаимосвязи между зависимыми и результирующим факторами. Полученные данные могут быть использованы при разработке прогноза развития молодежного туризма, определении тенденций и перспектив развития молодежного туризма, выборе стратегических направлений развития данного сектора туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF YOUTH TOURISM DEVELOPMENT

In modern Russia, the theoretical and practical issues of the development of youth tourism do not receive proper coverage in the scientific literature. For thirty years after the collapse of the USSR, the state was unable to create an effectively functioning system for the development of youth tourism. The article examines the factors of development of youth tourism. Based on the method of expert assessments, the ten most significant factors are identified. Some factors are quantified, including using a questionnaire survey of young tourists. The correctness of the identified factors is checked by the method of correlation analysis using the Pearson formula. The tightness of the relationship between dependent and resulting factors is established. The data obtained can be used in developing a forecast for the development of youth tourism, determining trends and prospects for the development of youth tourism, and choosing strategic directions for the development of this tourism sector.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА»

10.Evaluation and Comparison of the Comprehensive Economic and Social Development Index of China's Administrative Regions 2019]. Available at: http://m.cvpphbzx.cn/ndjsp?id=1618&id=1618 (accessed 23.11.2021). (In Chinese).

U.Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation at the end of 2019. Available at: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html (accessed 23.11.2021). (In Russian).

12.Opinions of the Central Committee of the Communist Party of China and the State Council on Establishing a More Effective New Mechanism for Regional Coordinated Development]. Available at: http://www.gov.cn/zhengce/2018-11/29/content_5344537.htm (accessed 25.11.2021). (In Chinese).

13.China and the Russian Far East to draw up a roadmap for trade and economic cooperation. Available at: http://assoc.khv.gov.ru/news/4727 (accessed 27.11.2021). (In Russian).

14.Far Eastern Customs Administration. Available at: http://assoc.khv.gov.ru/news/4727 (accessed 29.11.2021).

15.Plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District and a member of the State Council of the People's Republic of China agreed to continue cooperation in the Volga-Yangtze format. Available at:https://pfo-volga-news.turbopages.org/pfo.volga.news/s/article/ 599036.html (accessed 01.12.2021). (In Russian).

16.Polozhentseva, Yu. S. Management of the differentiation of socio-economic systems of regions based on the mobilization of internal and external development resources / Yu. S. Polozhentseva // News of the South-Western State University. - 2017. - No. 2 (71). - S. 137-149.

17.Analytical reference and statistical data on foreign trade between Russia and China in 2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/ trade_ru_cn (date of access: 11/05/2021).

18.Russian-Chinese dialogue: model 2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2020/ (date of access: 07.12.2021).

19. China Foreign Direct Investment Statistical Bulletin 2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://images.mofcom.gov.cn/ www/202109/20210929084957284.pdf (Accessed: 12/09/2021) [Ch. lang.].

20.Russian-Chinese dialogue: model 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiysko-kitayskiy-dialog-model-2021/ (date of access: 12/11/2021).

EDN: CUSESZ

С.А. Горбатов - младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», Legolas.vk@yandex.ru,

S.A. Gorbatov - Junior Researcher,Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА FACTORS OF YOUTH TOURISM DEVELOPMENT

Аннотация. В современной России теоретические и практические вопросы развития молодежного туризма не получают должного освещения в научной литературе. Государство в течение тридцати лет после распада СССР не смогло создать эффективно функционирующей системы развития молодежного туризма.

В статье исследуются факторы развития молодежного туризма. На основе метода экспертных оценок, выявляются десять наиболее значимых факторов. Производится количественная оценка некоторых факторов, в том числе с использованием анкетного опроса молодых туристов. Корректность выявленных факторов проверяется методом корреляционного анализа с использованием формулы Пирсона. Устанавливается теснота взаимосвязи между зависимыми и результирующим факторами.

Полученные данные могут быть использованы при разработке прогноза развития молодежного туризма, определении тенденций и перспектив развития молодежного туризма, выборе стратегических направлений развития данного сектора туризма.

Abstract. In modern Russia, the theoretical and practical issues of the development of youth tourism do not receive proper coverage in the scientific literature. For thirty years after the collapse of the USSR, the state was unable to create an effectively functioning system for the development of youth tourism.

The article examines the factors of development of youth tourism. Based on the method of expert assessments, the ten most significant factors are identified. Some factors are quantified, including using a questionnaire survey of young tourists. The correctness of the identified factors is checked by the method of correlation analysis using the Pearson formula. The tightness of the relationship between dependent and resulting factors is established.

The data obtained can be used in developing a forecast for the development of youth tourism, determining trends and prospects for the development of youth tourism, and choosing strategic directions for the development of this tourism sector.

Ключевые слова: туризм, молодежь, факторы, молодежный туризм, развитие молодежного туризма, сектор молодежного туризма.

Keywords: tourism, youth, factors, youth tourism, youth tourism development, youth tourism sector.

Введение

Молодежный туризм представляет собой динамично развивающийся сектор туризма с высоким социально-экономическим потенциалом. Общемировые доходы от молодежного туризма неуклонно росли вплоть до 2020 года, составив около 330 млрд долларов США в 2019 году [1]. К 2017 году доля молодых людей среди всех туристов в мире достигла 23 % (300 млн человек) [2]. В Российской Федерации туристский поток состоит в среднем на 35 % из молодежи, при этом данный показатель возрастает до 80 % в определенных туристских направлениях (например, Москва или Кольский полуостров) [3 -4].

Положительное влияние молодежного туризма на духовно-нравственное и культурно-образовательное воспитание молодого поколения в полной мере раскрывает социальную роль туризма. Путешествия способствуют формированию патриотических чувств и любви к Родине в молодых людях, удовлетворению потребностей в познании окружающей действительности и содействию в активном времяпровождении, всесторонней физической подготовке. Средствами туризма могут решаться многочисленные задачи, стоящие перед молодежной политикой и связанные с развитием человеческого капитала молодежи как важнейшего стратегического ресурса страны.

Молодежный туризм обладает значительным потенциалом для применения передовых инновационных технологий, которые активно использует молодежь, что увеличивает степень инвестиционной привлекательности данного сектора.

Богатый опыт управления молодежным туризмом в СССР не нашел применения в современных российских экономических реалиях. В настоящее время наблюдается лишь фрагментарное, бессистемное обеспечение развития молодежного туризма, проявляющееся, например, в законодательном закреплении возрастных границ молодых туристов (от 18 до 35 лет [5]), но не имеющее своего логического продолжения в определении приоритетных направлений развития молодежного туризма или выработке специализированных инструментов.

Одной из проблем развития молодежного туризма в России является слабое понимание факторов, оказывающих влияние на данный сектор туризма. Ни в государственных программах, ни в исследованиях современных российских ученых не нашли отражения те социально-экономические процессы, которые определяют тенденции развития молодежного туризма. Выявление таких факторов, а также их количественная оценка может служить основанием для разработки мероприятий по созданию системы управления молодежным туризмом в стране.

Все вышеизложенное обуславливает следующую цель данной работы: выявление факторов развития молодежного туризма и их количественная оценка.

Материалы и методы исследования

В основу исследования положен системный подход, с одной стороны, позволяющий рассматривать управление молодежным туризмом как совокупность решений, принимаемых в сфере молодежной политики, туристской политики, культурной и образовательной политики, спортивной политики, с другой стороны, способствующий изучению разнородных факторов как самостоятельных единиц, синергетический эффект от объединения которых определяет тенденции развития молодежного туризма.

Использование такого метода экспертного оценивания, как «метод Дельфи», позволило выявить наиболее существенные факторы, определяющие развитие молодежного туризма. Двадцать экспертов в области туризма были отобраны согласно принципам компетентности и типичности.

Использование метода корреляционного анализа обуславливается необходимостью подтверждения экспертного мнения и установления тесноты взаимосвязи между факторами.

Изучение статистических сборников, аналитических материалов и отчетов туристских фирм позволили дать количественную оценку выявленным факторам.

Для систематизации результатов и получения обоснованных выводов используются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и сопоставление, формализация.

Результаты исследования

На первом этапе исследования двадцати отобранным экспертам в области туризма было предложено выделить факторы, оказывающие влияние на развитие молодежного туризма в России. В результате обобщения и группировки, получено 10 факторов. На втором этапе исследования двадцать экспертов ранжировали выявленные факторы по степени их влияния на развитие молодежного туризма. Результаты ранжирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты ранжирования экспертами факторов развития молодежного туризма (Источник: составлено автором на основе экспертного опроса)

Ранг Наименование фактора Дисперсия (

1 Численность молодых людей 0,09

2 Средняя заработная плата молодых людей 0,13

3 Объем государственных расходов на социальную политику 0,17

4 Объем государственных расходов на молодежную политику 0,11

5 Уровень цен на молодежный турпродукт 0,18

6 Транспортная доступность 0,15

7 Число мест в специализированных средствах размещения 0,21

8 Количество объектов показа, интересных молодежи 0,07

9 Объем выездного турпотока 0,10

10 Число студентов ОФО 0,22

Высокая степень согласованности экспертов подтверждается как низкой дисперсией каждого фактора, так и высоким значением коэффициента конкордации М. Коэнделла, равным 0,91. Это означает, что мнения экспертов относительно присвоения факторам определенных рангов в общем и целом совпадают.

Согласно экспертным оценкам, наибольшее влияние на развитие внутреннего молодежного туризма оказывают следующие факторы: численность молодых людей, средняя заработная плата молодежи, объем государственных расходов на социальную политику. К менее существенным факторам относятся: объем государственных расходов на молодежную политику, уровень цен на молодежный турпродукт, число мест в специализированных средствах размещения, количество объектов показа, число студентов очной формы обучения.

На третьем этапе исследования дана количественная оценка некоторым из выявленных факторов.

Численность молодых людей определяет общий объем потенциальных потребителей на рынке молодежного туризма, что влияет на динамику спроса и предложения туристских услуг.

В течение первого десятилетия XXI века наблюдался небольшой рост численности молодых людей возрастом от 18 до 30 лет: в 2000 году - 27 765 тысяч человек, в 2005 году -30 066 тысяч человек, в 2010 году - 30 575 тысяч человек. Во втором десятилетии явно обозначилась так называемая «демографическая яма» - резкое уменьшение числа молодых людей: к 2015 году - 27 264 тыс. чел., к 2020 году - 21 436 тыс. чел. Однако в 2021 году число потенциальных потребителей на рынке молодежного туризма резко увеличилось до 33 100 тысяч человек или на 54,4 %. Такое увеличение носит «искусственный» характер: к молодежи была добавлена возрастная группа от 31 до 35 лет. Тем не менее, рынок молодежного туризма, скорее всего, отреагирует расширением предложения и внедрением специализированного турпродукта [6-7].

Динамика численности потенциальных потребителей на рынке молодежного туризма представлена на рисунке 1.

34000 32000 . 30000 г 28000

Ц 26000

н 24000 22000 20000

Год

^•"Численность молодых людей от 18 лет

Рисунок 1 - Динамика численности потенциальных потребителей на рынке молодежного туризма (Источник: разработано автором на основе данных Росстата)

Если говорить о прогнозируемых значениях, то, согласно данным Росстата, после 2024 года ожидается постепенное естественное увеличение численности молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет ежегодно на 3-5 %, в результате чего к 2035 году их количество может составить около 25 000 тысяч человек [8]. Это свидетельствует об увеличении потребителей услуг в секторе молодежного туризма в долгосрочной перспективе.

Средняя заработная плата молодых людей отражает их покупательскую способность. Кроме заработной платы, молодые люди могут получать денежную помощь от родителей, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями [9]. Тем не менее, заработная плата является основным источником дохода этой категории населения. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению средней заработной платы молодых специалистов практически во всех отраслях экономики: в 2018 году - 29 560 рублей, в 2019 году -34 370 рублей, в 2020 году - 37 370 рублей, в 2021 году - 48 390 рублей. Резкий скачок показателя в 2021 году вновь обусловлен расширением возрастных границ молодежи [4, 10].

В результате проведенного авторского интернет-анкетирования 1389 молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет были получены сведения о структуре их расходов в зависимости от уровня доходов. Целью анкетного опроса являлось выявление доли расходов молодых людей на туризм. В анкетировании приняли участие 583 молодых человека мужского пола (42,9 %) и 776 молодых человека женского пола (57,1 %) из 17 регионов Российской Федерации. Ошибка репрезентативности составила 6,5 %. Предельная ошибка выборки составила: или 4,6 %. На рисунке 2 представлена структура ежемесячных расходов молодых людей.

Рисунок 2 - Структура ежемесячных расходов молодых людей в зависимости от уровня доходов (Источник: разработано автором на основании результатов интернет-анкетирования)

Молодые люди, располагающие ежемесячным доходом в размере до 15 тысяч рублей, готовы откладывать на туризм не более 3 % от суммы доходов; от 15 до 30 тысяч рублей - не более 5 %; от 30 до 45 тысяч рублей - не более 7 %, от 45 до 60 тысяч рублей - не более 10 %, от 60 до 75 тысяч рублей - 14%, свыше 75 тысяч рублей - 17 %. Принимая во внимание, что на каждую группу доходов приходится различное число опрошенных молодых людей, а именно: на первую - 6 %, на вторую - 21 %, на третью - 29 %, на четвертую - 27 %, на пятую - 11%, на шестую - 6 %, можно вычислить средневзвешенные расходы молодых людей на туризм в месяц, а затем в год. Расходы молодых людей на туризм в год составляют = 53 177,8 рублей.

Объем государственных расходов на социальную политику в целом и молодежную политику в частности определяет общий уровень благосостояния и благополучия молодых людей, который, в свою очередь, положительно или отрицательно сказывается на вовлеченности молодежи в туризм.

Из федерального бюджета на молодежную политику ежегодно выделяется всё большее количество денежных средств: в 2018 году - 5,29 млрд руб., в 2019 году - 10,15 млрд руб., в 2020 году - 18,47 млрд руб., в 2021 году - 34,3 млрд руб. При этом доля неисполненных средств в 2021 году составила четверть от выделенных. Кроме того, регионы крайне малую часть своих бюджетов расходуют на молодежную политику. Так, в 2020 году Краснодарский край выделил на молодежную политику 2,73 % своего бюджета, Ростовская область - 2,41 %, Белгородская область - 1,13 %, Крым - 1,46 %, город федерального значения Севастополь - 0,63 %. [11]

Объем расходов на социальную политику в целом имеет положительную динамику, однако рост наблюдается не ежегодно (рисунок 3).

Рисунок 3 - Объем государственных расходов на социальную политику за 2010, 2017-2021 годы (Источник: разработано автором на основе данных Росстата)

Важным фактором развития молодежного туризма является распространение специализированных средств размещения. К таким средствам размещения относятся в первую очередь те, которые предоставляют молодым людям бюджетный отдых: хостелы, кемпинги, палаточные лагеря. Неоднократно было доказано, что увеличение сети хостелов стимулирует приток молодых туристов [12]. В стране за последние десять лет наблюдается стабильное увеличение числа мест в хостелах: в 2010 году - 38 тыс. мест, в 2015 году - 43 тыс. мест, в 2017 году - 105 тыс. мест, в 2018 году - 158 тыс. мест, в 2020 году - 182 тыс. мест [13]. В Москве, Краснодаре и Ростове количество хостелов за последние несколько лет увеличилось в два раза. Средняя стоимость одной ночевки в хостеле составляет 700 рублей, что полностью удовлетворяет молодежь [14]. Тем не менее, малое количество сетевых хостелов и отсутствие их связи с Международной ассоциацией хостелов препятствует созданию единой льготно-скидочной или накопительной карты для молодых людей; переориентация многих хостелов на оказание услуг тем, кто приезжает на заработки из других стран, приводит к снижению числа молодежи, останавливающейся в подобных средствах размещения.

Количество студентов очной формы обучения в России оказывает непосредственное влияние на развитие сектора молодежного туризма. Студент, используя различные скидки и льготы, которые предоставляет ему студенческий билет, активно вовлекается в туризм. Студенты имеют право участвовать в образовательных обменах, имеют упрощенный доступ к языковым курсам, зачастую нуждаются в посещении библиотек и архивов в других городах. Студенты являются основными участниками образовательного туризма.

Можно говорить об увеличении как иностранных студентов в российских вузах за последние годы, так и российских. Так, количество иностранных студентов составляло: в 2016/2017 учебном году - 237 тыс. чел., в 2017/2018 учебном году - 243 тыс. чел., в 2018/2019 учебном году - 247 тыс. чел., в 2019/2020 учебном году - 298 тыс. чел., в 2020/2021 учебном году - 315 тыс. чел. Количество российских студентов очной формы обучения в 2018/2019 учебном году равнялось 2369,8 тыс. чел., в 2019/2020 - 2386,6 тыс. чел., в 2020/2021 - 2429,3 тыс. чел. [15]

Наконец, важнейшим фактором развития молодежного туризма в настоящее время является переориентация турпотоков с внешних направлений на внутренние ввиду негативной геополитической обстановки и санитарно-эпидемиологических ограничений. Стремительное падение выездного туристского потока (в 2020 году - на 77 %, в 2021 году - на 40 %, в 2022 году - ожидается на 90 %) при не столь сильном падении внутреннего туристского потока (в 2020 году - на 40 %, в 2021 году - на 10 %) уже в 2022 году может привести к значительному росту внутреннего турпотока, особенно состоящего из молодых людей. [3, 4]

Подтвердим методами корреляционного анализа корректность выявленных наиболее существенных факторов развития молодежного туризма. В качестве зависимых факторов возьмем: численность молодых людей, среднюю заработную плату молодежи и объем государственных расходов на социальную политику, количественная оценка которых была произведена в данной работе. Результирующим фактором выступит объем молодежного внутреннего турпотока, величина которого может быть определена оценочным путем. Исходя из общих объемов внутреннего турпотока, доли молодых туристов, представленных в открытых источниках сведениях по количеству молодежи в организованном туризме, получаем, что в 2017 году объем внутреннего молодежного турпотока составлял 9,2 млн. чел., в 2018 году - 8,8 млн чел., в 2019 году - 9,0 млн чел., в 2020 году - 9,8 млн чел., в 2021 году - 14,6 млн чел.

Воспользуемся коэффициентом корреляции Пирсона, который рассчитывается по следующей формуле:

ху — ху

Ъ (1)

ихиу

где - среднеарифметическое, - среднеарифметическое,

- среднеквадратическое отклонение по переменной,

- среднеквадратическое отклонение по переменной,

- коэффициент корреляции между зависимым и результирующим факторами.

Полученные промежуточные результаты расчетов и коэффициенты корреляции представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Коэффициенты корреляции между зависимыми и результирующим

фактором (Источник: разработана автором на основе корреляционного анализа)

Факторы Xi и Y X У ху т ' ху

х1 и Y 24776,5 9,663 242225,1 3729,666 2,464 0,3857

х2 и Y 32305 9,633 333735,667 9799,02 2,464 0,9331

х3 и Y 5049 9,633 51328,9 1465,632 2,464 0,7449

Используя шкалу Чедвика для определения силы связи, получаем, что между численностью молодых людей и молодежным внутренним турпотоком наблюдается умеренная сила связи, между средней заработной платой молодежи и молодежным внутренним турпотоком наблюдается весьма высокая сила связи, между объемом государственных расходов на социальную политику и молодежным внутренним турпотоком наблюдается высокая сила связи.

Полученные результаты говорят о корректном выборе факторов, влияющих на развитие молодежного туризма. Выводы

Выявленные десять факторов развития молодежного туризма и количественная оценка некоторых из них могут быть положены в основу разработки мероприятий по развитию молодежного туризма в Российской Федерации. Доказанная корреляционная взаимосвязь между тремя зависимыми и результирующим факторами может быть использована для разработки прогноза развития молодежного туризма в стране.

Источники:

1. The Power of Youth Travel / UNWTO - WYSE, 2011.

2. Global report on the power of youth travel / UNWTO and WYSE, 2016. - 60 с.

3. Самые популярные туристские молодежные направления России / Официальный сайт туроператоров России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atorus.ru/ news/press-centre/new/55294.html (дата обращения: 27.03.2022).

4. Статистический бюллетень Росстата ко Всемирному дню туризма / Росстат, М., 2021. - 21 с.

5. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-р «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // СЗ РФ. - 2019. - № 39. - ст. 5460.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Численность населения России по полу и возрасту / Официальный сайт Росстата. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 27.03.2022).

7. Статистический бюллетень: численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 года / Росстат, М., 2021. - 443 с.

8. «От волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России / Н.К. Габдрахманов, Н. Ю. Никифорова, О. В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 48 с.

9. Матюшина Ю.Б., Петров Д.С. Доходы в бюджете современного российского студента // Социология. - 2020.- № 1. - С. 173-185.

10. Зарплаты молодых специалистов / Сбербанк, 2018. - 7 с.

11. Бюллетень Счетной Палаты РФ: молодежная политика. - 2021. - № 12. - 193 с.

12. Поведение молодых туристов и адаптация туристского предложения / Горный Полюс, 2019. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro.auvergnerhonealpes-tourisme.com/wp-content/uploads/2021/01/Referentiel_Tourisme-des-jeunes.pdf (дата обращения: 16.03.2022).

13. Количество мест в коллективных средствах размещения / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 16.03.2022).

14.Анализ рынка хостелов - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruslandsp.com/ analytics/analiz-rynka-hostelov/ (дата обращения: 25.03.2022).

15. Гохберг Л.М., Озерова О.К. Образование в цифрах: краткий статистический сборник 2020 / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 120 с.

References:

1. The Power of Youth Travel / UNWTO - WYSE, 2011.

2. Global report on the power of youth travel / UNWTO and WYSE, 2016. - 60 с.

3. The most popular tourist youth destinations in Russia / Official site of tour operators in Russia. -[Electronic resource]. - Access mode: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/55294.html (date of access: 03/27/2022).

4. Statistical bulletin of Rosstat for the World Tourism Day / Rosstat, M., 2021. - 21 p.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019 No. 2129-r "On the Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation for the period up to 2035" // SZ RF. - 2019. - No. 39. - Art. 5460.

6. The population of Russia by sex and age / Official website of Rosstat. - [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (date of access: 03/27/2022).

7. Statistical bulletin: the population of the Russian Federation by sex and age as of January 1, 2021 / Rosstat, M., 2021. - 443 p.

8. "From the Volga to the Yenisei...": educational migration of youth in Russia / N. K. Gabdrakh-manov, N. Yu. Nikiforova, O. V. Leshukov; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. - M.: NRU HSE, 2019. - 48 p.

9. Matyushina Yu.B., Petrov D.S. Income in the budget of a modern Russian student // Sociology. -2020. - No. 1. - P. 173-185.

10. Salaries of young professionals / Sberbank, 2018. - 7 p.

11. Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation: youth policy. - 2021. - No. 12. - 193 p.

12. The behavior of young tourists and the adaptation of the tourist offer / Mountain Pole, 2019. - [Electronic resource]. - Mode of access: https://pro.auvergnerhonealpes-tourisme.com/wp-content/uploads/2021/01/Referentiel_Tourisme-des-jeunes.pdf (Date of access: 03/16/2022).

13. Number of places in collective accommodation facilities / - [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/ (date of access: 03/16/2022).

14. Market analysis of hostels - [Electronic resource]. - Access mode: https://ruslandsp.com/ analyt-ics/analiz-rynka-hostelov/ (date of access: 03/25/2022).

15. Gokhberg L.M., Ozerova O.K. Education in numbers: a brief statistical collection 2020 / L. M. Gokhberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina, N. B. Shugal; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2020. - 120 p.

EDN: DDFHON

Ц.А. Григорян - к.э.н., доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО Сочинский государственныйуниверситет,lekonst@mail.ru,

Ts.A. Grigoryan - Ph.D., Associate Professor, Department of Hotel and Restaurant Business, FSBOU VO Sochi State University.

СИСТЕМА ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ SYSTEM OF COMPETITIVE FACTORS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с пониманием сущности конкурентоспособности образовательных организаций и определении факторов, оказывающих на нее наиболее существенное воздействие. Целью статьи является рассмотрение классификационных признаков, формирующих систему факторов конкурентоспособности образовательных организаций в сфере высшего образования. Особое внимание уделено факторам цифровых трансформаций и ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.