Научная статья на тему 'Факторы развития конкурентоспособности предприятия'

Факторы развития конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8202
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ / ФАКТОРЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF GOODS / FACTORS / PLANNING / MANAGEMENT / HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латынцева Марина Борисовна

Рассматривается проблема управления конкурентоспособностью предприятия. За счет обращения к современным исследованиям этого понятия определяется ак­туальность изучения вопроса, эволюция взглядов на данную экономическую категорию, основные подходы к ее анализу. Отмечается, что конкурентоспособ­ность может исследо­ваться на нескольких уровнях (товар, предприятие, регион, страна), каждый из которых имеет свою специфику. Через призму рассмотренных подходов выделяются факторы, встречающиеся в различных исследованиях, что позволяет сделать вывод об их универ­сальности при отражении уровня конкурентоспособности предприятия. Однако отмечается, что каждый из подходов, подчиняясь цели и сфере исследования, охва­тывает определенную сторону проблемы конкурентоспособности. В результате, при всем многообразии подходов, остается актуальным рассмотрение аспектов повышения конкурентоспособности предприятия, особенно с позиции прикладного использования результатов исследований и учета новейших тенденций развития экономической науки. Результат предпринятого исследования авторский подход управления уровнем конкурентоспо­собности предприятия. В нем внимание акцентировано на таких факторах, как конкурентоспособность товара (с учетом специфики различных видов продукции) и развитие человеческого потенциала сотрудников предприятия. Задача предложенного подхода повышение управляемости уровня конкурентоспособности предприятия со стороны его менеджмента. Аргументировано, что работа с людским ресурсом по­зволяет с минималь­ными затратами обеспечить существенный прорыв в конкурентной позиции и является источником для улучшений во всех процессах, протекающих на предприятии. Реализация потенциала сотрудников как фактор повышения конкурентоспособности предприятия отражает тренд современного развития экономики и вписывается в систему базовых ценностей личности, поскольку, помимо неоспоримой выгоды для организации, де­лает сотрудников более плодотворными, здоровыми и счастливыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of development the competitiveness of the enterprise

The article considers the problem of competitiveness management at the enterprises. The author refers to modern researches of competitiveness to determine the relevance of this question, the evolution and main approaches to its analysis. It is noted that competitiveness might be explored on different levels and each of them has its own peculiarities. Through the prism of allocated approaches the universal factors of enterprise’s competitiveness are determined. The author underlines that every approach is run by the purpose and area of investigation, so it captures only definite side of the problem. As a result despite the multiple issues in this area it remains relevant to consider the aspects of enterprise’s competitiveness development. It is especially important to explore the competitive factors, which take into account the latest trends of economic science development. The result of undertaken research is the author’s approach, which helps to manage the enterprise’s competitiveness. It focuses on such factors, as competitive power of product and human potential development. The aim of this approach is to arise the manageability of enterprise’s competitive level by the top-management of organization in the long run. The author argues that the human potential development helps to achieve a huge breakthrough in competitiveness with minimal costs and, moreover, this kind of development is a source for improvements in all processes taking place in the company. Fulfillment of human potential (as a factor of enterprise’s competitiveness) reflects the latest trends of economic science development and fits the basic individual values, as well as it makes employees more productive, healthy and even happier.

Текст научной работы на тему «Факторы развития конкурентоспособности предприятия»

УДК 65.011+658.6

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

М.Б. Латынцева

Омская академия МВД России (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 23 августа 2016 г.

Дата принятия в печать 25 ноября 2016 г.

Ключевые слова

Конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товаров, факторы, планирование, управление, человеческий потенциал

Аннотация. Рассматривается проблема управления конкурентоспособностью предприятия. За счет обращения к современным исследованиям этого понятия определяется актуальность изучения вопроса, эволюция взглядов на данную экономическую категорию, основные подходы к ее анализу. Отмечается, что конкурентоспособность может исследоваться на нескольких уровнях (товар, предприятие, регион, страна), каждый из которых имеет свою специфику. Через призму рассмотренных подходов выделяются факторы, встречающиеся в различных исследованиях, что позволяет сделать вывод об их универсальности при отражении уровня конкурентоспособности предприятия. Однако отмечается, что каждый из подходов, подчиняясь цели и сфере исследования, охватывает определенную сторону проблемы конкурентоспособности. В результате, при всем многообразии подходов, остается актуальным рассмотрение аспектов повышения конкурентоспособности предприятия, особенно с позиции прикладного использования результатов исследований и учета новейших тенденций развития экономической науки. Результат предпринятого исследования - авторский подход управления уровнем конкурентоспособности предприятия. В нем внимание акцентировано на таких факторах, как конкурентоспособность товара (с учетом специфики различных видов продукции) и развитие человеческого потенциала сотрудников предприятия. Задача предложенного подхода -повышение управляемости уровня конкурентоспособности предприятия со стороны его менеджмента. Аргументировано, что работа с людским ресурсом позволяет с минимальными затратами обеспечить существенный прорыв в конкурентной позиции и является источником для улучшений во всех процессах, протекающих на предприятии. Реализация потенциала сотрудников как фактор повышения конкурентоспособности предприятия отражает тренд современного развития экономики и вписывается в систему базовых ценностей личности, поскольку, помимо неоспоримой выгоды для организации, делает сотрудников более плодотворными, здоровыми и счастливыми.

FACTORS OF DEVELOPMENT THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

M.B. Latyntseva

Omsk Academy of the Ministry of the interior of Russia (Omsk, Russia)

Article info

Received August 23, 2016

Accepted

November 25, 2016

Keywords

Enterprise competitiveness, competitiveness of goods, factors, planning, management, human potential

Abstract. the article considers the problem of competitiveness management at the enterprises. The author refers to modern researches of competitiveness to determine the relevance of this question, the evolution and main approaches to its analysis. It is noted that competitiveness might be explored on different levels and each of them has its own peculiarities. Through the prism of allocated approaches the universal factors of enterprise's competitiveness are determined. The author underlines that every approach is run by the purpose and area of investigation, so it captures only definite side of the problem. As a result despite the multiple issues in this area it remains relevant to consider the aspects of enterprise's competitiveness development. It is especially important to explore the competitive factors, which take into account the latest trends of economic science development. The result of undertaken research is the author's approach, which helps to manage the enterprise's competitiveness. It focuses on such factors, as competitive power of product and human potential development. The aim of this approach is to arise the manageability of enterprise's competitive level by the top-management of organization in the long run. The author argues that the human potential development helps to achieve a huge breakthrough in competitiveness with minimal costs and, moreover, this kind of development is a source for improvements in all processes taking place in the company. Fulfillment of human potential (as a factor of enterprise's competitiveness) reflects the latest trends of economic science development and fits the basic individual values, as well as it makes employees more productive, healthy and even happier.

© М.Б. Латынцева, 2016

Введение. Конкурентоспособность сегодня - это многоаспектное понятие, которое в условиях современной жизни выходит далеко за границы экономики, затрагивая социальные, философские, психологические аспекты. Оно может быть отнесено не только к предприятию или продукции, но и к региону, человеку или идее.

Конкурентоспособность как всеобъемлющий показатель успешности изучается с различных сторон, предлагаются подходы к его оценке, управлению и развитию. Между тем, вопрос повышения конкурентоспособности не теряет своей актуальности, сподвигая изыскивать новые инструменты, факторы, алгоритмы, если не гарантирующие результат, то максимально к нему приближающие.

Подтверждением тому являются многообразные рейтинги конкурентоспособности, которые составляют международные организации и институты, экономические журналы, консалтинговые агентства. Например, Global Competitiveness Index (GCI) - Индекс глобальной конкурентоспособности, начиная с 2004 г. ежегодно публикуемый Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum) и оценивающий экономическую конкурентоспособность стран мира на основе свыше 100 факторов исходя из общедоступных статистических данных и опросов руководителей компаний. В число этих факторов в частности входят: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье, начальное и высшее образование, профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер рынка страны, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал [1].

Для оценки микроэкономической составляющей используется Business Competitiveness Index (BCI) - Индекс конкурентоспособности бизнеса - тоже результат исследований Всемирного экономического форума. Этот рейтинг позволяет оценить конкурентоспособность национальных компаний исходя из делового климата в стране, а также оценки операций и стратегии компаний.

При оценке конкурентоспособности той или иной страны с позиции условий ведения в ней бизнеса интерес также представляет ежегодный рейтинг группы Всемирного банка Doing Business, в котором производится оцен-

ка правовых «норм, способствующих расширению предпринимательской деятельности, а также норм, ограничивающих ее» [2].

Одной из целеориентированных задач является определение факторов развития конкурентоспособности на уровне предприятия, что подразумевает, во-первых, рассмотрение универсальных элементов, составляющих конкурентоспособность предприятия в контексте существующих подходов; во-вторых, предложение авторского подхода к определению системы факторов конкурентоспособности предприятия. Разработанный подход должен быть ориентирован на повышение степени управляемости конкурентоспособностью со стороны менеджмента предприятия.

Любое предприятие - это комплексная система, которая состоит из большого количества взаимосвязанных, многофункциональных элементов, характеризующихся вероятностным характером процессов и наличием противоречивых сил [3]. Поэтому неудивительно, что существует множество подходов к определению факторов конкурентоспособности предприятия, каждый из которых можно использовать как ресурс для управления уровнем конкурентоспособности.

Обзор литературы. Для выделения собственного подхода, отражающего современные тенденции развития экономической теории, автором были рассмотрены как труды основоположников теории конкуренции (теории абсолютного и сравнительного преимущества классиков А. Смита, Д. Рикардо, теория соотношения факторов производства Хекшера-Оли-на, функция конкуренции по Ф. Хайеку, экономика знаний П. Друкера, модель конкуренции М. Портера), так и работы современных исследователей, речь о которых пойдет ниже.

П.В. Старцев в статье, посвященной анализу подходов к сущности понятия конкурентоспособности, отмечает, что его эволюцию можно проследить с XIX в. до наших дней. Этот факт выражается в том, что со временем под конкурентоспособностью стали понимать не только способность компании противостоять конкурентам при помощи производства с наименьшими издержками за счет увеличения масштабов производства (А. Маршалл, П. Хен-дерсон), но и открытие новых рынков (Э. Чем-берлин, Дж. Робинсон), использование технологий и нововведений (Й. Шумпетер, П. Ро-мер), способность превосходить других игро-

ков опытом и интеллектуальной составляющей (Г. Хемел и К. Прахад) [4].

Исследования природы конкурентоспособности предприятия широко распространены и в современных условиях. Обилие подходов объясняется в частности тем, что каждый ученый расставляет акценты исходя из целей и объекта своего исследования. И зачастую незнание фона исследований создает обманчивое ощущение одномерности и поверхностности анализа. На наш взгляд, сугубо практический характер понятия конкурентоспособности предприятия требует выделения и анализа аспектов, имеющих прикладное значение при решении управленческих задач. Поскольку в данной статье задачей является предложение авторского подхода к управлению уровнем конкурентоспособности, то первым этапом является выделение факторов, включенных в самые различные подходы по исследованию конкурентоспособности предприятия.

Как показывает анализ, важнейший фактор, с позиции которого оценивается конкурентоспособность предприятия практически в каждом исследовании данного вопроса, - это конкурентоспособность производимой им продукции. Например, А. Олливье, А. Дайан, Р. Урсе разработали «многогранник конкурентоспособности предприятия», почти целиком замкнутый на товаре. По осям откладываются значения параметров: концепция товара, качество товара, цена товара, финансы предприятия, торговля товаром, послепродажное обслуживание, внешняя торговля, предпродажная подготовка. Чем выше площадь многогранника - тем выше конкурентоспособность предприятия (см.: [5]).

На наш взгляд, тождество «конкурентоспособность товара = конкурентоспособность предприятия» имеет право на существование, поскольку товар - это продукт приложения всех имеющихся на предприятии ресурсов, а также результат исследования рынка, потребностей клиентов. При этом надо понимать, что ценность товара в глазах потребителей складывается не только из его потребительских характеристик, но и его «маркетинговой оболочки», будь то упаковка, реклама или послепродажное обслуживание [6].

В общем виде конкурентоспособность продукции - это производная от двух составляющих: востребованность на рынке и стоимость ее изготовления. Один из крупнейших исследователей конкуренции, профессор Гарвард-

ской школы бизнеса М. Портер, в частности, говорит о том, что разница между ценами и издержками и составляет величину конкурентоспособности. Причем цена зависит от успешности реализации стратегии дифференциации товара (большая ценность относительно аналогичных товаров конкурентов), а издержки -от уровня операционной эффективности предприятия (лучшее, чем конкуренты, использование факторов производства) [7, с. 68]. Используя только эти два параметра, предприятие может выстроить собственную конкурентную стратегию: успех при маленькой доле рынка требует концентрации на конкретной целевой аудитории, большая доля рынка вынуждает предприятие стремиться к преимуществу по издержкам [8].

При изучении конкурентоспособности товара надо учитывать, что подходы к определению ее уровня для разных видов продукции могут отличаться существенно. Например, для высокотехнологичных товаров на первое место выходит не цена или отличительная характеристика товара, делающая его уникальным в глазах потребителя, а параметр качества, который закладывается еще на стадии подготовки производства и оценивается с точки зрения безопасности, надежности, степени удовлетворения потребности. А для новой техники, помимо указанных выше параметров качества, дополнительное значение приобретает степень ее новизны (наличие аналогов, прогнозируемого времени их появления) и экономичность (скорость окупаемости издержек предприятия на разработку, производство, реализацию изделия) [9]. Поэтому специфику товаров надо в обязательном порядке учитывать еще при планировании уровня их конкурентоспособности. Отталкиваясь от необходимого уровня, предприятие может спланировать дифференцированную стоимость товара (портфеля товаров) и обоснованный размер производства и сбыта, тем самым обеспечив заданный уровень конкурентоспособности предприятия [10].

Анализ существующих подходов раскрывает второй фактор, без которого невозможно изучение конкурентоспособности предприятия, - это состояние рынка и положение конкурентов. Этот фактор уже шире, чем просто конкурентоспособность продукции, поскольку ориентирован на внешнюю среду предприятия. Множество определений опирается именно на этот аспект, например следующее: конкурен-

тоспособность - это «способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, которое не только более полно отражает требования рынка, но, что особенно важно, ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению» [11].

Действительно, любому предприятию жизненно важно понимать свою позицию относительно других игроков. Для сравнения чаще всего выбираются максимально близкие конкуренты (по ассортименту, доле рынка, производственным мощностям, стратегическому поведению) или лидеры рынка. Причем многие авторы подчеркивают, что сравнение это должно быть соизмеримым (конкурентоспособность предприятия может быть оценена только по сравнению с предприятиями одной отрасли либо среди предприятий, выпускающих аналогичные товары), а конкурентное положение зависит от масштаба сравнения (конкурентоспособное на локальном рынке предприятие может быть аутсайдером на рынке мировом). Точно так же разная база сравнения (разный временной отрезок жизненного цикла или условия функционирования конкурентов) приведет к искажению результатов [6].

В рамках этого подхода в определении уровня конкурентоспособности предприятия активно используется бенчмаркинг как «систематический, непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей, постоянное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью» [12].

Управление уровнем собственной конкурентоспособности для предприятия не заканчивается с решением вопроса по производству конкурентоспособной продукции и оценкой положения на рынке относительно конкурентов. Следующим шагом является поиск долгосрочных источников конкурентного превосходства в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Понятно, что предприятие имеет мало возможностей воздействия на саму среду (будь то действия конкурентов, складывающаяся экономическая и политическая ситуация или государственное регулирование рынка), но должно умело к ней адаптироваться. Это значит, что надо воздействовать на собственные издержки за счет оптимизации структуры и процессов, протекающих в компании.

Объектом улучшения может быть практически любой процесс - от качества менеджмента и эффективности используемых технологий управления до системы планирования и управления рисками. Ускорение темпов конкуренции также требует постоянного анализа предприятия на предмет использования в своей деятельности передовых 1Т-технологий с упором на развитие цепей поставок: как входящих потоков (отношение с поставщиками), так и исходящих (каналы товародвижения и сбыта, возможности распределительной сети). Это уже не просто вопрос производства лучшего товара среди аналогов при минимизации издержек, но вопрос лучшего (скорейшего и более качественного) предоставления товара клиенту, налаживания качественных коммуникаций с клиентами и поставщиками (быть ближе, чем конкурент), а также вопрос повышения клиентоориентированности внутри компании.

С этой точки зрения интересен подход Л.В. Фомченковой и М.И. Дли, которые рассматривают долговременную конкурентоспособность предприятия как сумму его внешнего (адаптационного) и внутреннего (аллока-ционного) потенциалов, реализуемых на трех уровнях:

• внутренний ресурсный уровень - это совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, основных фондов предприятия;

• резервный уровень - соответствие внутреннего потенциала предприятия потенциалу рынка сбыта;

• уровень развития - соответствие внешнего потенциала предприятия потенциалам рынков новаций, ресурсов, информации и инвестиционных товаров, сюда же относится потенциал поставщиков, партнеров и посредников, т. е. оптимизируя собственные бизнес-процессы, предприятие воздействует на конкурентный потенциал на всех трех уровнях [13].

Сама структура предприятия может служить источником улучшений. Например, некоторые авторы (М.Ю. Василенко, Л.В. Фомчен-кова, М.И. Дли) подчеркивают возможность получения дополнительных конкурентных преимуществ при таких вариантах структуризации бизнеса, как аутсорсинг и субконтрактация [14]. Действительно, взаимозависимость контрагентов является отличительной чертой современной экономики, и если интеграция и привлечение внешних ресурсов могут ускорить способ-

ность предприятия реагировать на запросы рынка, то это существенно увеличивает его конкурентоспособность (при условии решения проблем координации, сохранения коммерческой тайны, главенства предприятия - координатора сети) [13].

Что касается вопроса внутренней клиен-тоориентированности (как одного из факторов повышения конкурентоспособности предприятия), то она связана с пониманием того, что отдельные подразделения внутри компании могут выступать как поставщики и потребители услуг других подразделений. Качество такого рода коммуникаций определяет уровень бюрократизации компании, ее гибкости и адаптации к переменам.

Таким образом, мы приходим к выводу, что анализ источников для собственного развития рано или поздно выведет предприятие к оценке своего людского ресурса. Так, Ф. Хайек и П. Друкер в качестве основы конкурентоус-тойчивости предприятия видели человеческий фактор, аргументируя это тем, что предприятие становится более конкурентоспособным, имея в коллективе эффективных руководителей (см.: [4]). Другие авторы (В.Ф. Потудан-ская, Л.В. Трункина, В.В. Аллавердян, Г.Н. Ту-гускина) также подчеркивают значение трудового потенциала при управлении уровнем конкурентоспособности предприятия. Причем, если количественно его измерить не составляет труда (численность, количество отработанного рабочего времени), то для оценки качественной составляющей (физический, психологический потенциал, объем знаний, способность к труду) единой методики не существует. Для ее измерения авторы обосновывают важность понятия «гудвилл» на основе тождества: персонал = деловая репутация предприятия = разница между рыночной стоимостью предприятия и его материальными активами = гудвилл [15]. Однако следует учитывать, что экспертный метод оценки подразумевает некоторую степень субъективности.

Проблематика управления конкурентоспособностью предприятия путем воздействия на психологическую составляющую и мотивацию сотрудников глубоко проработана С. Кумаром и Б. Сайлом, чей главный постулат звучит следующим образом: «Чтобы трансформировать, организовывать, развивать бизнес, надо трансформировать, организовывать, развивать людей, которые принимают в нем участие» [16].

Они иллюстрируют свой подход примерами крупнейших компаний, в которых конкурентоспособность, при прочих равных условиях, зависела от мотивации и целенаправленности лидеров, их способности сплотить команду и наполнить ее ответственностью и верой в общее дело. В частности, интересна история перерождения на рубеже веков корпорации The Wrigley Company, история создания фотоаппарата и компании Polaroid Corporation, отвоевания Pepsi-Cola доли рынка у лидера Coca-Cola, реорганизации Procter&Gamble, негативный опыт увядания General Motors и другие примеры.

Авторы вводят понятие «прорыва» (как создание культуры роста, инноваций, лидерства через персональную ответственность сотрудников), исследуют поведенческие шаблоны и управление образом мышления, предлагают компоненты воздействия на потенциал компании (озарение, вдохновение, целенаправленность, правильная формулировка задач, согласованность), подчеркивают важность работы с негативными установками сотрудников, правильного выстраивания коммуникаций и обратной связи, ценность сплочения команды вокруг цели, обосновывают возникновение невероятных успехов компании, где потенциал сотрудников полностью реализовывается.

Ценность подхода, предложенного авторами, заключается в том, что он не требует от предприятия колоссальных финансовых вложений. Качество трудовых ресурсов повышается за счет увеличения заинтересованности людей в миссии компании, создания чувства сопричастности, предоставления права на ошибку и поощрения достижений. Это не только добавляет гибкости и устойчивости компании, но и делает людей, работающих в ней, более продуктивными и успешными, вскрывая тем самым огромные резервы для повышения конкурентоспособности.

Результаты исследования. Таким образом, нами были выделены и сгруппированы факторы, которые входят в состав различных подходов и, по мнению автора, в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность предприятия. Так как задачей предпринятого исследования является определение подхода, повышающего управляемость уровнем конкурентоспособности со стороны руководителей предприятий, то за основу была взята японская иерархия факторов, как в высшей степени практическая и целенаправленная. Она со-

стоит из пяти уровней факторов конкурентоспособности:

• 5-й уровень - результаты деятельности предприятия за предыдущий период;

• 4-й уровень - потенциал топ-менеджмента для управления 1-3-м уровнями факторов;

• 3-й уровень - стратегия конкурентной борьбы для сохранения доли рынка;

• 2-й уровень - сумма производственного, сбытового и инновационного потенциалов предприятия;

• 1-й уровень - доля рынка [5].

Каждый вышестоящий уровень влияет на

все нижестоящие. Пятый уровень является источником ресурсов для конкурентной борьбы и, в то же время, показателем текущего уровня конкурентоспособности предприятия.

Согласившись с содержанием японского подхода, хотелось бы поспорить с предложен-

ной последовательностью. В авторском подходе на первое место предлагается поставить человеческий аспект, расширив его до реализованного потенциала всех сотрудников. Это связано с тем, что ученые, аналитики и сами компании разворачиваются к пониманию того, что предприятие - это не просто набор ресурсов, а конкурентоспособность - это не только улучшение товара и борьба с конкурентами за рынки, отладка внутренних процессов и увеличение экономического потенциала предприятия. Прежде всего, предприятие - это энергичные, работоспособные, замотивированные и счастливые сотрудники.

Отразим все вышеописанное блок-схемой, характеризующей взаимосвязь факторов конкурентоспособности, формирующих систему управления конкурентоспособностью на предприятии (рис.).

Система факторов управления конкурентоспособностью предприятия

Как видно, во главе предложенного подхода лежит фактор реализованный потенциал сотрудников. Очень важно понимание, что конкурентоспособность компании зависит от потенциала людей в той же степени, в какой успех отдельной личности зависит от успеха компании, в которой он реализуется. На наш

взгляд, такой подход является логичным продолжением развития понятия конкурентоспособности, которое в начале XXI в. рассматривается в первую очередь в контексте интеллектуального потенциала предприятия. Связь данного фактора конкурентоспособности с близлежащими заключается в том, что человеческий

потенциал - это один из ресурсов предприятия и субъект оптимизации его бизнес-процессов и структуры.

Ресурсы предприятия в рамках предложенной модели включают в себя совокупность имеющихся у предприятия потенциалов и соответствуют 2-му и 5-му уровням японской модели. Этот фактор является фундаментом конкурентоспособности предприятия, определяя ее уровень в прошлом и текущем моменте, однако он не гарантирует поддержание заданного уровня конкурентоспособности в будущем в силу относительности и изменчивости природы рынка, а также в отрыве от других факторов конкурентоспособности.

Фактор состояние рынка в нашей системе подразумевает способность предприятия прогнозировать ситуацию на рынке, анализировать состояние конкурентов, формировать свою стратегию относительно их положения и, исходя из своих целей, определять емкость рынка и долю предприятия на нем. Этот фактор направлен на то, чтобы правильно оценить условия в будущем для более эффективного использования имеющихся сегодня ресурсов. Связь с фактором конкурентоспособность продукции устанавливается в момент определения своевременного периода ее вывода на данный рынок, определение характеристик, требуемых в каждом конкретном сегменте.

Принципиально важным нам видится выделение в качестве отдельного уровня фактора конкурентоспособности товара. Она оценивается с точки зрения качества, конкурентной цены, издержек на ее производство, уровня новизны, уникальности и значимости ее характеристик для определенной группы потребителей, наличия соответствующего маркетингового подкрепления. Связь с фактором оптимизация бизнес-процессов и структуры проявляется в стоимости и доступности продукта для потребителя: проблемы с поставщиками могут привести к дефициту, неоптимальные каналы товародвижения или некорректное управление рисками добавляют величину издержек в цене товара.

О значимости своевременности оптимизации бизнес-процессов и структуры предприятия как составляющей конкурентоспособности предприятия было немало сказано выше. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что преимущество управления этой группой факторов заключается в том, что оно направлено на внутренние критерии развития, предоставляя пред-

приятию большой разбег для повышения своей конкурентоспособности.

Заключение. Таким образом, в статье были выделены факторы конкурентоспособности, присутствующие в различных подходах к определению уровня конкурентоспособности предприятия. Автор аргументировал универсальную природу данных факторов в контексте системного подхода к понятию конкурентоспособности предприятия.

По итогам исследования существующих подходов автор предложил и обосновал собственную систему управления конкурентоспособностью, которая включает в себя пять групп факторов, детализируемых в конкретных компонентах, каждый из которых является источником для повышения уровня конкурентоспособности предприятия.

Не вызывает сомнения тот факт, что именно комплексная работа над выделенными факторами позволит предприятию успешно управлять собственным уровнем конкурентоспособности. Между тем, особую роль в предложенном подходе играет развитие человеческого потенциала сотрудников как самого ценного и трудновосполнимого ресурса любой компании. На наш взгляд, именно такой подход позволяет заложить положительную динамику развития, предлагает набор инструментов для выработки эффективной конкурентной стратегии и создает основу для долговременного конкурентного превосходства компании.

В конечном итоге, уровень конкурентоспособности (как функция от всех вышеперечисленных факторов) находит отражение в интегрированном показателе стоимости предприятия. Именно по динамике этого показателя руководители компании могут сделать комплексный вывод о правильности принимаемых управленческих решений и эффективности управления бизнесом. Такой вывод напрашивается исходя из того, что конкурентоспособность предприятия - это многоаспектное понятие, формируемое комплексом факторов, которые должны не только отражать текущее состояние, но и прогнозировать состояние предприятия в будущем для достижения им стратегических задач, возврата вложенных средств, повышения рыночной стоимости компании.

Поскольку в данной статье была поставлена цель выявить факторы конкурентоспособности для повышения управляемости ее уровня именно со стороны самого предприятия, то

мы не рассматривали переменные, на которые предприятие повлиять не в силах. Речь идет о таких факторах внешней среды, как государственная политика, состояние экономики, научный прогресс. Между тем, они также под-

даются воздействию, но уже со стороны государства, и влияют на конкурентоспособность страны, поэтому также требуют всестороннего изучения и изыскания результативных способов воздействия.

Литература

1. The World Economic Forum : офиц. сайт. - URL : https://www.weforum.org/.

2. Doing Business / Всемирный банк. - URL : http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016.

3. Латынцева М. Б. Особенности планирования новой техники на предприятии // Ползунов-ский альманах. - 2009. - № 1. - С. 60-63.

4. Старцев П. В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. - 2014. - № 16 (262).

- С. 4-15. - URL : http://bgscience.ru/lib/8634/.

5. Сысоева Е. А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие // Экономические науки. Экономика и управление. - 2010. - № 12 (73). - С. 283-287.

6. Шкардун В. Д. Конкурентоспособность предприятия // Российское предпринимательство. -2008. - № 2-1 (105). - С. 111-114. - URL : http://bgscience.ru/lib/2704/.

7. Портер М. Э. Конкуренция. - М. : Вильямс, 2005. - 608 с.

8. Logistics.ru. - URL : http://www.logistics.ru/.

9. Латынцева М. Б. Система планирования новой техники на высокотехнологичном приборостроительном предприятии // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2011. - № 3 (91). - С. 157161.

10. Латынцева М. Б. Планирование новой техники как инструмент управления ее конкурентоспособностью // Омский научный вестник. - 2010. - № 1 (85). - С. 75-77.

11. Четыркина Н. Ю. Система управления конкурентоспособностью: уровни, параметры и конкурентные преимущества // Креативная экономика. - 2012. - № 3 (63). - С. 15-20. - URL : http://bgscience.ru/lib/4671/.

12. Управление производством : деловой портал. - URL : http://www.up-pro.ru/.

13. Фомченкова Л. В., Дли М. И. Конкурентный потенциал - основа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Российское предпринимательство. - 2005. - № 1 (61).

- С. 66-71. - URL : http://bgscience.ru/lib/1298/.

14. Василенко М. Ю. Повышение конкурентоспособности предприятий путем структуризации: ее основные типы и особенности // Российское предпринимательство. - 2012. - № 15 (213). -С. 56-59. - URL : http://bgscience.ru/lib/7635/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Потуданская В. Ф., Трункина Л. В. Гудвилл трудового потенциала персонала предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности // Креативная экономика. - 2011. - № 6 (54). -С. 21-26. - URL : http://bgscience.ru/lib/4504/.

16. Sayle B., Kumar S. Riding The Blue Train: A Leadership Plan for Explosive Growth. - N. Y. : Portfolio, 2006. - 228 p.

References

1. The World Economic Forum, official site, available at: https://www.weforum.org/.

2. Doing Business, available at: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-busi-ness-2016.

3. Latyntseva M.B. Osobennosti planirovaniya novoi tekhniki na predpriyatii [Features of planning the new technology in the enterprise]. Polzunovskii al'manakh, 2009, no. 1, pp. 60-63.

4. Startsev P. Analysis of approaches to the essence of "competitive capacity of an enterprise" and "competitive advantage" concepts. Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 16 (262), pp. 4-15, available at: http://bgscience.ru/lib/8634/. (in Russian).

5. Sysoeva E.A. Faktory konkurentosposobnosti predpriyatiya: podkhody i sostavlyayushchie [Factors of competitiveness of the enterprise: approaches and components]. Economic sciences, 2010, no. 12 (73), pp. 283-287.

6. Shkardun V.D. Corporate Competitiveness. Russian Journal of Entrepreneurship, 2008, no. 2-1 (105), pp. 111-114, available at: http://bgscience.ru/lib/2704/. (in Russian).

7. Porter M.E. On Competition, Moscow, Williams Publ., 2005, 608 p. (in Russian).

8. Logistics.ru, available at: http://www.logistics.ru/. (in Russian).

9. Latyntseva M.B. Equipment upgrading at small high-tech companies. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2011, no. 3 (91), pp. 157-161. (in Russian).

10. Latyntseva M.B. Planning of new technical devices as a tool of its competitiveness. Omsk Scientific Bulletin, 2010, no. 1 (85), pp. 75-77. (in Russian).

11. Chetyrkina N. System of Competitiveness Management: Levels, Parameters and Competitive Advantages. Creative Economy, 2012, no. 3 (63), pp. 15-20, available at: http://bgscience.ru/lib/4671/. (in Russian).

12. Upravlenie proizvodstvom [Production management], available at: http://www.up-pro.ru/.

13. Fomchenkova L.V., Dle M.I. Competitive potential - is a basis for increasing the competitive capacity of industrial company. Russian Journal of Entrepreneurship, 2005, no. 1 (61), pp. 66-71, available at: http://bgscience.ru/lib/1298/. (in Russian).

14. Vasilenko M. Structural Transformation of Business: Outsourcing and Subcontracting Improving Company Competitiveness by Means of Structuring: Its Main Types and Features. Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 15 (213), pp. 56-59, available at: http://bgscience.ru/lib/7635/. (in Russian).

15. Potudanskaya V., Trunkina L. Goodwill of labor potential of personnel as factor of growth of its competiveness. Creative Economy, 2011, no. 6 (54), pp. 21-26, available at: http:// bgscience.ru/lib/4504/. (in Russian).

16. Sayle B., Kumar S. Riding The Blue Train: A Leadership Plan for Explosive Growth, New York, NY, Portfolio, 2006, 228 p.

Сведения об авторе

Латынцева Марина Борисовна - канд. экон. наук, преподаватель кафедры экономической теории и финансового права

Адрес для корреспонденции: 644092, Россия, Омск,

пр. Комарова, 7

E-mail: marinalaty@yandex.ru

About the author

Latyntseva Marina Borisovna - Candidate of Economic sciences, teacher of the Department of Economic Theory and Financial Law

Postal address: 7 Komarova pr., Omsk, 644092, Russia E-mail: marinalaty@yandex.ru

Для цитирования

Латынцева М. Б. Факторы развития конкурентоспособности предприятия // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Эко-

номика». 2016. № 4. С. 92-100.

For citations

Latyntseva M.B. Factors of development the competitiveness of the enterprise. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 92-100. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.