Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ЛОГИКА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2020 г.'

ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ЛОГИКА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2020 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
266
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протестные общественно-политические настроения / протестная активность / протесты / выборы президента / Республика Беларусь / protest socio-political sentiments / protest activity / protests / presidential elections / the Republic of Belarus

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Печенкин Николай Михайлович

Представлены данные изучения факторов формирования и динамики протестных общественно-политических настроений и логики протестной активности жителей республики Беларусь в период до и после президентских выборов 2020 года. Автором проведено социологическое исследование методом индивидуального глубокого интервьюирования. Полученные результаты позволяют сделать более глубокие выводы о причинах и следствиях падения доверия граждан к власти и о технологиях организации протестной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Печенкин Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF PROTEST SOCIO-POLITICAL SENTIMENTS AND LOGIC OF PROTEST ACTIVITY OF CITIZENS OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN 2020

The data of studying the factors of formation and dynamics of protest socio-political sentiments and the logic of protest activity of residents of the Republic of Belarus in the period before and after the presidential elections of 2020 are presented. The author conducted a sociological study by the method of individual in depth interviewing . The obtained results allow us to draw deeper conclusions about the causes and consequences of the loss of citizens' trust in the authorities and about the technologies of organizing protest activity.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ЛОГИКА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2020 г.»

The analysis of Russian studies of regional political regimes, the relationship between government and business using the game theory win matrix is presented. The aim of the study was to model political processes using a multi-round evolutionary game "Prisoners' Dilemma". Analysis of the outcomes of the game of actors adhering to different strategies. As a result of the study, the main parameters of the evolutionary games in the political and economic space of the regions of Russia are determined, which have a significant impact on the form and content of regional political regimes.

Key words: regional political regime, game theory, evolutionary games, strategies, strategic moves

Rastorguev Sergey Viktorovich, doctor of political science, professor, SRas-torguev@fa.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 324(045) DOI: 10.24412/2071-6141-2022-1-109-119

ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ЛОГИКА ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2020 г.

Н.М. Печенкин

Представлены данные изучения факторов формирования и динамики про-тестных общественно-политических настроений и логики протестной активности жителей республики Беларусь в период до и после президентских выборов 2020 года. Автором проведено социологическое исследование методом индивидуального глубокого интервьюирования. Полученные результаты позволяют сделать более глубокие выводы о причинах и следствиях падения доверия граждан к власти и о технологиях организации протестной активности.

Ключевые слова: протестные общественно-политические настроения, про-тестная активность, протесты, выборы президента, Республика Беларусь.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31737.

Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами. Во-первых, уровень протестных настроений и протестной активности после президентских выборов в Республике Беларусь в 2020 году был одним из наиболее высоких за весь постсоветский период существования государства. Во-вторых, в условиях кризиса доверия к власти происходит развитие протестных настроений, которые могут и далее приводить к массовым протестным акциям. В-третьих, в Беларуси наблюдается использование технологий дестабилизации политической системы, что в дальнейшем может использоваться в России в 2024 и 2030 гг.

Целью исследования является изучение факторов протестных общественно-политических настроений и логики протестной активности граждан республики Беларусь в 2020 г. В теоретико-методологическую основу работы вошли результаты исследований авторами протестных настроений социологическими методами [1], концепция «спирали молчания» Э.Ноэль-Нойман [2], теория ограниченной рациональности Г.Саймона [3], теория массового политического сознания и поведения Д.Ольшанского [4], исследования протестной активности О.Габы [5] и исследования кризиса доверия к власти С.Белоконева [6].

Основная часть научных публикаций по Беларуси за 2019-2021 гг. посвящена следующим темам: 1) кризис легитимности А. Г. Лукашенко и протестные настроения граждан Беларуси [7-11]; 2) внешнеполитическое влияние стран ЕС на дестабилизацию режима в Беларуси [12-14]; 3) влияние медиасферы и сетевой коммуникации на эскалацию протестных движений в Беларуси [15-16]; 4) интеграционные процессы между республикой Беларусь и Российской Федерацией [17-21].

В данных публикациях при анализе политических процессов, связанных с проведением президентских выборов в 2020 году в Беларуси, авторы, как правило, проводят аналогии с украинским «майданом» с той разницей, что данная попытка цветной революции оказалась безуспешной.

Основные причины произошедшего, которые выделяются исследователями:

• усталость белорусских граждан от бессменного правления А.Лукашенко;

• несогласие с методами проведения и результатами выборов и «раскачивание» ситуации оппозиционными СМИ и телеграм-каналами;

• раскол политической элиты на прогосударственную и представляющую интересы международного рынка;

• одновременное выстраивание двух противоположных векторов развития с ориентацией на ЕС и с ориентацией на Россию (извлечение выгоды с обеих сторон);

• снижение экономических темпов роста страны и негативные последствия внешней экономической конъюнктуры, приведшие к снижению размеров зарплат и выплат в пересчёте на европейскую и американскую валюту.

В статьях, посвященных внешнеполитическому влиянию на политические процессы в Республике Беларусь, рассматривается, во-первых, политика «многовекторности» Лукашенко и его попытка одновременно соответствовать интересам как стран ЕС, так и России. Во-вторых, в публикациях по данной тематике освещается роль внешнеполитических акторов в дестабилизации сложившейся политической системы в Республике Беларусь и отработке технологий «цветной революции». Особое внимание уделяется Польше и Литве, их финансированию белорусской оппозиции и ведение ими протестной информационной пропаганды.

С начала президентской кампании на сознание белорусов через социальные сети и различные видеоканалы начал влиять профессионально подготовленный контент, нацеленный на эмоциональное взвинчивание граждан. Основными инструментами мобилизации и коммуникации участников протестов, «рупорами» оппозиции в Беларуси после выборов 2020 года были телеграм-каналы: «Nexta», «Nexta Live», «TUT. BY новости», «Беларусь головного мозга», «Мая Краша Беларусь», «Радио Свобода Беларусь», «Хартия'97%» и др.

Значительная роль в организации протестного движения отводится IT-специалистам. Работники данной сферы стояли не только за «архитектурой» протеста, но и за добыванием и распространением информации личного характера о сотрудниках правоохранительных органов, о государственных служащих, о журналистах государственных СМИ и о других сторонниках А. Лукашенко.

Авторами публикаций отмечается, что акторы «сетевой революции» планировали парализовать три «столпа поддержки» политического режима государства: государственный аппарат, институты защиты государства и экономику. Последний пункт крайне важен, так как особенностью устройства и устойчивости Беларуси является значительная роль государственного сектора в экономике.

Задача по удержанию президентом А. Лукашенко власти в значительной степени облегчилась тем, что во главе протестующих в решающий момент послевыборного противостояния не оказалось харизматичного лидера, готового вести людей на улицу и жертвовать собой ради победы. Ни один из лидеров белорусской оппозиции не смог возглавить протесты. Таким образом, А. Лукашенко удалось превратить процесс борьбы за сохранение поста президента в движение за защиту суверенитета, порядка и стабильности, вызвав определенные патриотические чувства даже у тех сограждан, которые продолжают негативно относиться к политике президента.

Выделяются также важные экономические последствия политического кризиса. Во-первых, за два месяца после президентских выборов страну покинуло больше людей, чем за прошлый год. В основном конечным пунктом маршрута эмигрировавших является Украина, Литва и Латвия. Во-вторых, в последнее время очевидна тенденция к ужесточению западных санкций против Беларуси, обусловленных нежеланием руководства страны идти на уступки протестующим.

Для более глубокого и системного понимания политических процессов, произошедших в 2020 году в республике Беларусь, автором данной статьи было проведено социологическое исследование, состоящее из 20 индивидуальных глубинных интервью в России и Белоруссии. В качестве экспертов были выбраны лидеры мнений, политологи, социологи, депутаты, журналисты, лидеры молодежных организаций и представители политических партий. Одной из важных задач было сравнение мнений экспер-

тов в России и мнений экспертов в Белоруссии. Результаты проведенных экспертных интервью позволяют сделать следующие выводы касательно факторов протестных настроений и логики протестной активности.

Социально-экономическое положение Республики Беларусь в целом было стабильно на протяжении последних лет. Выделяется бурный рост до 2008 года, после - зона медленного роста. Из-за коронавируса ВВП незначительно упал, но сейчас фиксируется восстановительная фаза. Большая часть экономики - государственная, не было приватизации в 90-е. Экспорт в Россию - одна из ключевых статей дохода сегодня для бюджета, отсюда и определенная зависимость. При этом некоторые эксперты делят социально-экономическую ситуацию в Республике Беларусь на период до президентских выборов 2020 года и период после них. Первый этап характеризовался достаточно масштабным вливанием финансов в белорусский бизнес странами Европы. Второй этап подразумевает введение западных санкций, что ведет к негативным для экономики государства последствиям. Основным драйвером белорусской экономики за последние 5 лет стал 1Т-сектор. Бурное развитие 1Т-индустрии в республике способствовало переориентации молодежи на более высокие стандарты уровня жизни и зарплаты, предлагаемые 1Т-отраслью, что способствовало росту протестных настроений.

Восприятие жителями республики Беларусь своего положения за последние годы было неоднозначным. С одной стороны, вырос новый городской средний класс (преобладание специалистов 1Т-сферы и малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг). Этот класс особенно вырос за последние годы как количественно (до 100 тыс. в 2-млн. Минске), так и по уровню зарплат (в 5-10 раз больше, чем в госсекторе). Но восприятие средним классом своего социально-экономического положения было скорее негативным, они считали, если бы не авторитарная власть, то получали бы больше. С другой стороны, сохранился класс жителей, работающих на госпредприятиях и в бюджетных учреждениях. Их положение медленно, но улучшалось. Но они видели тот разрыв, который начал складываться между работниками частной сферы и государственной. Сглаживание негатива происходило за счёт высокого уровня «социального контракта», который государство выполняло (бесплатные медицина и образование, стабильные выплаты и рабочие места и т. д). Особенно расслоение было заметно в Минске, меньше - в областных центрах.

2020 год стал переломным в развитии гражданского общества. Оно проявилось в явном виде и стало развивать горизонтальные коммуникации для борьбы с последствиями коронавирусной пандемии (собирались деньги, покупался инвентарь для больниц и нуждающихся). В целом подход государства с отрицанием пандемии вызывал негатив у относительно меньшей, но активной части населения. При этом ряд экспертов признает недоработку в выстраивании коммуникации между властью и обществом, особенно со стороны государственных СМИ. Многие жители видели ре-

альные последствия коронавируса (в том числе смерти, особенно врачи), и чувство безопасности стало меньше, государство надломило чувство защищенности и веру в «социальный контракт». «Экономический кризис. Пандемия. Общая тревожность и страх». По одиночке эти факторы не сработали бы, а все вместе дали кумулятивный эффект. Сложились условия для возникновения протестов. При этом важно помнить, что попытки уличных протестов в республике были после каждых президентских выборов, особенно массовые в 2011 году.

Динамика общественно-политических настроений за последние 5 лет в Республике Беларусь характеризовалась нарастанием протестного потенциала внутри белорусского общества. Самоорганизация активной части общества с совокупной усталостью от несменяемости власти (при отсутствии даже видимости политической конкуренции на любом уровне) стали ключевыми причинами трансформации протестных настроений в протест-ную активность в 2020 году. Важно отметить, что конкретными поводами для массового выхода на улицу стали аресты оппозиционных кандидатов, уверенность в фальсификации результатов выборов и (что стало главной причиной массовости) жесткое применение силы органами правопорядка («детей избили»). Формула «Усталость от власти - Нечестные выборы (несоответствие электоральных ожиданий с результатами, как итог - де-привация) - Сакральная жертва».

Одной из важных причин массовости протестной активности после выборов президента республики Беларусь в 2020 году стал фактор сетеви-зации коммуникаций, вовлекающий граждан в политические действия посредством интернет-коммуникаций без «живого» участия протестно-настроенных жителей государства в акциях. Этому способствовало массовое использование социальной сети Telegram. Среди других причин возникновения массовых протестов можно отнести «недоработку» властей по разным направлениям. В сфере молодежной политики, например, власть не сумела остановить процесс «европеизации» молодых граждан Республики Беларусь, что привело к нежеланию этой категории придерживаться государственного курса. Так, в молодых умах происходила романтизация идеи белорусской республики. Как следствие, «бчб-флаг» стал элементом молодежной субкультуры и символом протеста.

Власти в Беларуси до 2020 года проводили либеральную политику в отношении свободы слова и присутствия на территории различных общественных организаций, финансируемых из ЕС. До 2020 года терялось доверие к традиционным СМИ и параллельно формировалась оппозиционная информационная сеть, которая быстро переориентировалась на работу по критике властей. Основой сети были новые медиа, особенно выделяется роль Telegram и YouTube. При этом на территории Беларуси функционировала сеть прозападных НКО (благотворительность, экология, дети и т.д.). Для властей это была удобная функция по созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест, но в момент протестов эта сеть также мобилизова-

на

лась против. Информационная кампания велась активно через тг-каналы, тг-геочаты (дворовые и уличные), активно использовались домовые чаты по подъездам (особенно в районах новой застройки). Все это способствовало сетевой мобилизации протестов.

После того, как протестные настроения были подогреты, на политической арене появилось несколько альтернативных кандидатов, которые попытались активно вести избирательные кампании. Действующий президент республики предпочел не участвовать в предвыборной гонке, объясняя это известной формулой «мои дела скажут обо мне больше», что в итоге сыграло против него. Тем не менее, протест и его лидеры, как и в предыдущие годы, не смогли сформировать единой альтернативной силы, объединяющей оппозиционные силы против А. Лукашенко.

Информационная кампания оппозиции была направлена на формирование ощущения отсутствия поддержки властей и на дискредитацию президента (спираль молчания, при которой сторонники власти не хотели публично выражать свою поддержку этой власти). Ряд экспертов признает, что А.Лукашенко - харизматичный лидер, который свободно общается с людьми. Но накопилась реальная усталость. При этом в Минске президента всегда поддерживало 30-40 % на выборах (традиционно в Минске он получал самый низкий результат по стране). Ощущение того, что «все против», способствовало единению оппозиции. Главная ошибка оппозиции была в надежде на деструктивную мотивацию «голосовать за кого угодно, но против Лукашенко». В этот момент негативно сказалось отсутствие избирательной кампании А. Лукашенко (при этом рядом экспертов выборы сегодня в мире признаются несущественными, а главной задачей политических технологий становится легитимация и защита их результатов). Все это приводило к мультипликации за счет геймификации протеста, «квест по приколу», расчет на то, что власть будет снесена.

В качестве технологий, использованных оппозицией после выборов, эксперты выделяют классические технологии ненасильственной борьбы. В дополнение к этому, в связи с расширением способов визуализации протеста и передачи данных, появилось множество новых технологий, которые ориентированы в основном на эмоциональную составляющую участника акции. Так, технология революционного маркетинга позволяет организовать и продать протест с помощью визуализации победы. Например, 3 % -визуализация рейтинга, тиражировавшаяся в интернет-пространстве, программировала сознание граждан на отсутствие абсолютной поддержки другими гражданами Лукашенко. Данный этап технологий организации протестных акций можно назвать информационно-коммуникативным. Он ориентирован на дискредитацию образа власти и ее высмеивание, что делалось за счет оппозиционных телеграмм-каналов, прежде всего МЕХТА: мемы про «таракана», «Сашу 3%» и т.д. как раз создавали образ нелепой и загнанной в угол власти. Значительную роль в мобилизации сыграли символы: «бчб-флаги», белые ленты, белая одежда. Но одной «волшебной»

технологии не бывает, т.к. все в комплексе работает. Отмечается важность использования новых децентрализованных ходов. Как итог, для разных аудиторий были совершенно разные технологии.

После информационно-коммуникативного этапа следует этап организационный. Он является совокупностью методов организации про-тестных акций для дестабилизации режима, проводившихся в Беларуси по методичке Джина Шарпа: массовые протестные акции с применением сцепок и провоцированием правоохранительных органов, пикетные акции по солидарности с политзаключенными, цепи солидарности, челленджи и т.д. Одной из тактик оппозиции стали еженедельные протесты: «Бабушки против ОМОНа», марш женщин, марш молодости, марш мира, и т.д. За этими мирными, казалось, акциями протеста имелись серьезные и опасные вещи - остановка поездов, автомобилей, теракты на железных дорогах и т.д.

В первые две ночи были массовые уличные бои силовиков и специально подготовленных провокаторов на стороне протестующих. За эти два дня было арестовано до 500 иностранных граждан (Украина, Россия и др.), в том числе футбольные фанаты и бывшие уголовники. Жесткость силовиков в первые дни была обусловлена работой именно по предупреждению силового захвата органов власти со стороны подготовленных на это протестующих. Далее информационно все выглядело так, что милиция избивает мирных людей, государственные СМИ не отработали ситуацию, и это очень раззадорило большую часть вышедших в последующие дни (при массовом отключении Интернета на несколько дней). Показанная в СМИ как умышленная агрессия власти стала ключевым катализатором массовости августовских протестов. При этом важно понимать, что было много технологий по деанонимизации силовиков, семьям которых были звонки с угрозами (как и другим сторонникам власти).

Реальный уровень протестных настроений можно оценить ко косвенным количественным показателям: количество вышедших на митинги (до 100 тыс. в Минске и до 200 тыс. по стране), количество подписей за оппозиционных кандидатов (до 400 тыс. за Бабарико), количество подписчиков оппозиционных телеграмм-каналов (от 300 тыс до 2,4 млн). В Минске около 2 млн жителей, в республике в целом около 10 млн жителей. В августе-сентябре 2020 года наблюдался пик политизации общества, после него абсолютное большинство граждан «не хочет говорить о политике».

Протест удалось остановить по следующим причинам. Власть показала консолидацию (элита национальная, все ее семьи и деньги в стране и у запада нет ресурсов надавить на нее) и желание идти до конца (демонстрация как готовности, так и применения силы). Силовики остались верны своему президенту, а он с ними вышел на баррикады. Протестующие увидели, что у власти есть поддержка (например, начались провластные митинги), а лидеры протеста или были посажены (в том числе до сих пор арестовывают участников акций), или уехали из страны (оппозиция в глазах определённой части общества дискредитировала себя). Уличные дей-

ствия не давали результата, что многих митингующих привело к состоянию апатии и к снижению политизации. Общество в целом содрогнулось и от применения силы в адрес протестующих, и от желания сменить режим.

Важнейшим фактором при подавлении протестов стала поддержка со стороны России. Если бы Россия не поддержала власть Беларуси, вероятность успеха госпереворота была бы максимальной. В целом к России нормальное отношение, но жители не готовы к полной интеграции, т.к. Россия не показывает привлекательного образа будущего после объединения («не может быть уважения к стране, которая только бензоколонка»). У А. Лукашенко существует монополия на использование в риторике образа России.

Внешний фактор в организации протестной активности играл значимую роль в эскалации после выборов 2020 года. Эксперты сходятся во мнении, что основными центрами протестов и выгодоприобретателями от протестных акций были Польша и Литва. Заинтересованные лица не скрывали своих намерений поддерживать оппозицию и дестабилизировать режим внутри Беларуси: об этом свидетельствуют встречи на высшем уровне лидеров западных государств со ставшей лидером оппозиции С. Тиханов-ской. Часть мировых лидеров поддержала А. Лукашенко после избрания (Россия, Китай и др.), другая часть - не поддержала (США, ЕС и др.). Иностранное вмешательство было, но без внутренних проблем таких беспорядков не было бы во многих крупных городах страны.

Падение доверия белорусов к власти можно связать также с общемировой тенденцией падения доверия граждан к властным институтам. Тем не менее, в Белоруссии данная тенденция приобретает определенную специфику: А. Лукашенко, который находится у власти шестой срок подряд, является «отягчающим, но недоминирующим фактором в падении доверия к власти».

Основными факторами формирования и динамики протестных общественно-политических настроений стали социально-психологические, экономические, коммуникационные и технологические. Наиболее значимым является социально-психологический, который включает в себя общую тревожность из-за пандемии и электоральную усталость. При этом только в совокупности все эти факторы смогли привести к росту протестных настроений и их переходу в протестную активность.

Логика протестной активности выстраивалась следующим образом. За последние несколько лет сформировался новый городской средний класс (1Т и малый и средний бизнес), не имеющий политической представленности во власти и ставший ядром протестов. Протестные настроения у него усиливались из-за недостаточных мер по борьбе с коронавирусом, что приводило к самоорганизации граждан для сбора средств и закупок необходимых материалов. Часть провластного электората была также недовольна этими действиями властей, которые формировали ощущение нарушения «социального контакта» с дальнейшим усилением тревожности и

страха. Далее через развитые оппозиционные информационные сети тиражировались тезисы об усталости и несменяемости власти, формировалось ощущение реальной возможности перемен. Первые массовые митинги произошли после первых арестов оппозиционных лидеров (символ невозможности перемен). После этого формировалось общественное мнение по непризнанию результатов выборов, после чего произошли новые митинги. На этих митингах со стороны властей было жёсткое применение силы для разгона протестующих, что привело к самым массовым митингам в конце августа.

Использованные технологии организации протестной активности включали в себя как классические ненасильственные для «цветных революций», так и новые информационно-коммуникационные для мобилизации и вовлечения широких слоев населения за счет геймификации процессов. Оппозиции не удалось консолидироваться «за», она смогла объединиться «против» без созидательного начала. Ситуацию удалось переломить за счет создания активной повестки властью, консолидации элит, верности силовиков, мобилизации сторонников А. Лукашенко и подавлении активной части протестующих. Власть научилась активно использовать технологии в свою пользу.

При сравнении серии экспертных интервью в России и Беларуси можно выделить одно ключевое отличие. Эксперты, находящиеся непосредственно в событиях, отмечают важность социально-психологических факторов для развития протестных настроений и протестной активности, в том время как другие эксперты делают акценты на коммуникационных и технологических факторах. Данный вывод свидетельствует о том, что мнения выбранных нами экспертов значительно расширили понимание произошедших политических процессов.

Список литературы

1. Белоконев С.Ю., Игнатовский Я.Р., Печенкин Н.М. Динамика общественно-политических настроений и анализ результатов выборов в Республике Хакасия в 2018 году // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. 9(4). С. 19-24.

2. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence: Public Opinion — Our Social Skin. Chicago: University of Chicago. 1984.

3. Simon H.A. A Behavioral Model of Rational Choice // Quarterely Journal of Economics, February 1955, v.69, p.99-118.

4. Ольшанский, Д.В. Психология масс. 2002. СПб.: Питер. 368 с.

5. Габа, О.И. Основные подходы к изучению протестного настроения. // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2014. № 11. С. 69-76.

6. Белоконев С.Ю., Левина Е.В. Доверие населения и элит к власти: теоретико-прикладной аспект // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. №11(6) С. 39-45.

7. Астахова С. В. Белоруссия: Политическая ситуация вокруг выборов президента - 2020. // Россия и новые государства Евразии: 2020. № 3(48). С. 9-24.

8. Бродовская Е. В., Давыдова М. А., Ерёмин Е. А. Пролонгированные политические протесты в России и в Республике Беларусь летом-осенью 2020 года: референтность российской аудитории социальных медиа // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. №2 11(1). С. 6-13.

9. Дырина А. Беларусь после президентских выборов 2020 г. // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2020. Вып. 58(74). С. 8-11.

10. Фадеев А. В. Государственный кризис в Белоруссии и идея справедливости в общественном сознании. // Постсоветский материк. 2021. № 1(29). С. 68-86.

11. Шалыгина Н. В., Кащенко Т. Л. «Праздник непослушания» по-белорусски. // Власть. 2020. № 28(6) С. 278-285.

12. Баранчик Ю. В. Политические и экономические отношения Польши и стран Прибалтики по итогам президентских выборов в Белоруссии // Постсоветский материк. 2020. № 4(28). С.37-54.

13. Грибин Н. П., Плетнев В. Я. «Белорусский синдром» в контексте обновленной дорожной карты «цветных революций» // Власть. 2021. №2 29(2). С. 9-21.

14. Фадеев А. В. Активизация внешней политики Польши в республике Беларусь // Постсоветский материк. 2020. № 1(25). С.4-31.

15. Бойко С. И. Проект солидарного общества для Союзного государства Беларуси и России. // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10(4). С. 73-79.

16. Булдакова Д. Освещение белорусских протестов в российских и англоязычных СМИ. // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2020. № 59(75). С. 17-23.

17. Естафьев Д. Г. Геополитический контекст евразийских интеграционных процессов на примере ситуации в Беларуси. // Евразия.Эксперт. 2020. № 1-2. С. 18-24.

18. Косачев К. И. Перспективы развития договора о союзном государстве Беларуси и России. // Евразия. Эксперт. 2021. № 1. С. 7-9.

19. Нагорняк К. И. Активность оппозиционных Telegram-каналов и поведенческий фактор пользователей Google как метод исследования протестов в Белоруссии 2020 года // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2021. № 23(1). С. 60-77.

20. Суздальцев А. Кризис Союзного государства Белоруссии и России. // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 64(3). С. 56-67.

21. Тулейко Е. В. Преимущества интеграции Беларуси и России в социально-гуманитарной сфере. Евразия.Эксперт. 2021. № 2 С. 30-36.

Печенкин Николай Михайлович, аспирант, ассистент,

nick_pechyonkin@,mail.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

FACTORS OF PROTEST SOCIO-POLITICAL SENTIMENTS AND LOGIC OF PROTEST ACTIVITY OF CITIZENS OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN 2020

N. M. Pechenkin

The data of studying the factors of formation and dynamics ofprotest socio-political sentiments and the logic of protest activity of residents of the Republic of Belarus in the period before and after the presidential elections of2020 are presented. The author conducted a sociological study by the method of individual in - depth interviewing. The obtained results allow us to draw deeper conclusions about the causes and consequences of the loss of citizens' trust in the authorities and about the technologies of organizing protest activity.

Key words: protest socio-political sentiments, protest activity, protests, presidential elections, the Republic of Belarus.

Pechenkin Nikolay Mikhaylovich, postgraduate, assistant,

nick_pechyonkin@,mail.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.