УДК 378
САВИЩЕВА Татьяна Викторовна, ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске, аспирант кафедры социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного университета. Автор 8 научных публикаций
ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВА ТЕЛЕЙ -ВЫПУСКНИКОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье рассматриваются факторы профессиональной адаптации молодых преподавателей - выпускников непедагогических вузов. Представлена классификация данных факторов. Обозначается необходимость определения влияния факторов на аспекты профессиональной адаптации молодых преподавателей вуза.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, преподаватель высшей школы.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в сфере образования отмечается потребность в работниках высшей квалификации по профессиям преподавателей в колледжах и вузах.
В вузах непедагогического профиля существует практика подготовки специалистов для кафедр из числа собственных выпускников. Молодые преподаватели, изначально не имеющие педагогического образования, в процессе своего профессионального становления на этапе профессиональной адаптации испытывают значительные трудности в деятельности преподавателя вуза [5, с. 12].
© Савищева Т.В., 2013
Под профессиональной адаптацией понимают приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения и образа жизни, необходимых для выполнения профессиональных функций.
Мы конкретизировали данное определение относительно профессиональной адаптации преподавателя вуза. Профессиональная адаптация молодого преподавателя вуза - это приспособление педагога к содержанию деятельности, особенностям места работы и организации труда, роли и статусу преподавателя вуза, а также к социальному окружению.
Для того чтобы провести дифференцированную оценку профессиональной адаптации молодых преподавателей вуза, необходимо выделить ее аспекты. Б.Г. Ананьев, М.А. Дмитриева основными аспектами профессиональной адаптации называют:
а) психофизиологический - адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды (организация труда);
б) социально-психологический - адаптация личности к социальным компонентам профессиональной среды (роль и статус преподавателя вуза, социальное окружение);
в) профессиональный - адаптация субъекта деятельности к профессиональным задачам, выполняемым операциям (содержание деятельности) [3, с. 190].
Проанализировав содержание аспектов профессиональной адаптации, мы посчитали возможным изменить название профессиональный на содержательно-деятельностный, т. к. оно более полно отражает суть данного аспекта.
Неспособность молодого педагога самостоятельно справиться с возникающими проблемами, с одной стороны, и отсутствие планомерного систематического сопровождения процесса профессиональной адаптации со стороны вуза, с другой, достаточно часто провоцируют уход начинающих преподавателей из профессии.
Оптимизировать процесс профессиональной адаптации молодых преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования, возможно путем влияния на факторы профессиональной адаптации.
Под факторами профессиональной адаптации будем понимать условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса.
Анализ литературы (В.Т. Ащепков, А. Киба-нов и др.) позволил нам прийти к заключению о том, что на данный момент не обозначены особенности влияния групп факторов на процесс профессиональной адаптации молодых преподавателей вуза и взаимосвязь между ними, что, на наш взгляд, затрудняет указанный процесс
[1, с. 12; 4, с. 349]. Мы осуществили попытку выделить эти группы факторов и определить особенности их влияния.
Для решения обозначенной проблемы на первом этапе мы, опираясь на классификацию факторов, влияющих на успешность деятельности [2, с. 82], положение о двух сторонах процесса адаптации (объективной и субъективной), а также на классификации факторов профессиональной адаптации (В.Т. Ащепков, Ф.Б. Березин, А. Кибанов и др.), выявили и упорядочили факторы профессиональной адаптации молодых преподавателей вуза - выпускников непедагогических вузов. В представленном ниже перечне можно выделить как факторы, на которые возможно воздействовать со стороны организации и/или молодого специалиста, так и факторы, повлиять на которые невозможно ни со стороны вуза, ни со стороны преподавателя (выделены курсивом).
Субъективные факторы:
• индивидуально-личностные особенности: уровень тревоги, самооценка, адаптационные способности, фон настроения, состояние здоровья, уровень развития коммуникативных умений, тип нервной системы, эмпатийность, черты характера, привычки, культура речи, нравственные качества, способность к саморазвитию;
• мотивация: соответствие мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности;
• уровень подготовки: базовое и педагогическое образование, профессиональные знания, умения, навыки, педагогические знания, умения, навыки, педагогические способности, профессиональная квалификация, педагогическая культура.
Объективные факторы:
• условия обстановки: микроклимат кафедры, традиции, профиль кафедры, состав кафедры, уровень развития коллектива кафедры, методическое обеспечение учебного процесса, оборудование, этно-демографический состав кафедры, специфика вуза, система адаптационной подготовки, возраст кафедры и вуза;
• организациядеятельности: учебнаяидру-гие нагрузки, организация научно-исследовательской работы; наличие лидера НИР, организация труда, условия работы;
• условия жизни: социальное положение педагога, жилищно-бытовые условия, размер семейного бюджета, качество питания семьи, отдых, досуг, наличие медицинских обследований, наличие в семье больных и престарелых, количество детей в семье, климато-географи-ческий фактор;
• контроль деятельности: методы контроля и оценки работы молодого специалиста;
Итак, обозначив ведущие факторы профессиональной адаптации и объединив их в группы в соответствие со сторонами профессиональной адаптации, мы пришли к заключению, что данные факторы могут оказывать разное по
• поток информации: содержание образования, информация.
Как мы указывали ранее, в процессе профессиональной адаптации можно выделить три аспекта, каждый из которых подвержен влиянию определенных факторов. Мы соотнесли обозначенные выше факторы, на которые может влиять либо сам молодой педагог, либо организация, с основными аспектами профессиональной адаптации (психофизиологический, социально-психологический, содержательнодеятельностный). Полученный результат представлен в таблице.
силе и характеру влияние на различные аспекты профессиональной адаптации молодых преподавателей вуза. Это порождает необходимость практического исследования проблемы факторов профессиональной адаптации.
ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Аспекты профессиональной адаптации Факторы
субъективные объективные
1. Психофизиологический Время адаптационного включения; состояние здоровья; адаптационные способности Организация деятельности: условия труда и отдыха; наличие медицинских обследований
2. Социальнопсихологический Индивидуально-личностные особенности: уровень тревоги, самооценка, фон настроения, уровень развития коммуникативных умений, эмпатийность, нравственные качества, способность к саморазвитию Условия обстановки: микроклимат кафедры, традиции, уровень развития коллектива кафедры; наличие лидера НИР
3. Содержательнодеятельностный Педагогическая мотивация; индивидуально-личностные особенности: уровень тревоги, самооценка, уровень развития коммуникативных умений, эмпатийность, нравственные качества, способность к саморазвитию; Уровень подготовки: базовое и педагогическое образование, педагогические знания, умения, навыки, способности, профессиональная квалификация, педагогическая культура Организация деятельности: учебная и другие нагрузки, организация научноисследовательской работы; Контроль деятельности: методы контроля и оценки работы молодого специалиста; Поток информации: содержание образования, информация
Список литературы
1. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп: ЛГУ, 1997. 354 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 82.
3. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: моногр. Воронеж, 2010. 260 с.
4. Управление персоналом организации: учебник / под ред. Л.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. и перераб. М., 2010. С. 349-367.
5. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М., 2002. С. 12.
References
1. Ashchepkov V.T. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty professional’noy adaptatsii prepodavateley vysshey shkoly: dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical Basis and Practical Aspects of Professional Adaptation of High School Teachers: Dr. Pedagog. Sci. Diss.]. Maykop, AGU Publ., 1997, 354 p.
2. Gamezo M.V., Domashenko I.A. Atlas po psikhologii [Atlas of Psychology]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2006, p. 82.
3. Druzhilov S.A. Individual’nyy resurs cheloveka kak osnova stanovleniyaprofessionalizma [Individual Resources of a Human as the Basis of Professionalism Formation]. Voronezh, 2010. 260 p.
4. Upravlenie personalom organizatsii [Personnel Management]. Ed. by Kibanov A.Ya. 4th ed. Moscow, 2010, pp. 349-367.
5. Fokin Yu.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshey shkole: Metodologiya, tseli i soderzhanie, tvorchestvo [Teaching and Training in a High School: Methodology, Objectives and Content, Creativity]. Moscow, 2002, p. 12.
Savishcheva Tatyana Viktorovna
Postgraduate Student, Faculty of Social Work, Pedagogy and Youth Studies,
Russian State University;
Humanitarian Institute, Severodvinsk Branch of Northern (Arctic) Federal University
named after M.V. Lomonosov (Severodvinsk, Russia)
FACTORS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG LECTURERS - GRADUATES OF NONPEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
The article considers factors of professional adaptation of young lecturers - graduates of nonpedagogical institutions of higher education. A classification of these factors is presented. The necessity to determine the effect of these factors on professional adaptation of young lecturers is emphasized.
Keywords: professional adaptation, lecturer.
Контактная информация: адрес: 164500, г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 6;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Дружинина М.В., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова