ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Н.В. Ерочкина, канд. экон. наук, доцент В.Ю. Сапунова, магистрант
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10120
Аннотация. В статье представлены результаты исследования конкурентоспособности, рассмотрено значение данной категории в современных условиях хозяйствования и её различные виды. Подробно описана конкурентоспособность на уровне предприятия и представлены факторы, влияющие на ее повышение, так как их исследование и своевременное реагирование на них является залогом успешного функционирования и финансовой устойчивости предприятия.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, предприятие, факторы.
Развитие экономики страны во многом связано с уровнем эффективности деятельности отечественных предприятий, с повышением их конкурентоспособности.
Конкурентоспособность является важнейшей интегральной характеристикой, применяемой для оценки эффективности деятельности экономических субъектов. Понятие конкурентоспособности, применительно к какому-либо субъекту, характеризует его способность выдержать конкуренцию (потенциальную и/или реальную).
Конкуренцию можно определить как динамично развивающийся процесс соревнования предприятий, целью которого является совершенствование производства и управления на микроуровне, что, в конечном счете, обусловливает повышение конкурентоспособности не только отдельно взятых компаний, но и их отраслей (групп отраслей), а затем - и повышение конкурентоспособности страны в целом [1, с. 26].
Вместе с тем характеризуя содержание понятия конкуренции важно основываться на соблюдении определенных законов нравственности и морали.
Конкурентоспособность сегодня - это многоаспектное понятие, которое в условиях современной жизни выходит далеко за границы экономики, затрагивая соци-
альные, философские, психологические аспекты [2, с. 93].
Обычно выделяют следующие виды конкурентоспособности:
- конкурентоспособность страны, означающую ее способность осуществлять производство товаров (услуг), в соответствии с требованиями мирового рынка и создавать условия для устойчивых темпов роста ВВП и должного обеспечения качественных параметров уровня жизни ее населения;
- конкурентоспособность отрасли, характеризующую ее способность производить товары (услуги), которые отвечают требованиям мирового и внутреннего рынка, обеспечивать условия для увеличения конкурентоспособности предприятий отрасли;
- конкурентоспособность региона, означающую его способность производить товары (услуги), в соответствии с требованиями внутреннего и мирового рынка, создавать условия для роста потенциала конкурентоспособности экономических субъектов региона, обеспечить стабильные темпы роста ВРП и улучшение качественных параметров жизни населения региона;
- конкурентоспособность организации (предприятия), характеризующую способность достигать ими, установленных целей в условиях конкуренции, обеспечивать по-
требителей товарами (услугами), обладающими соответствующими качественными и стоимостными характеристиками, обеспечивать увеличение стоимости предприятия;
- конкурентоспособность продукции (товаров, услуг), означающую его способность быть привлекательнее для покупателя по сравнению с другими аналогичными видами продукции (товаров, услуг) и назначения за счет большего их соответствия качественным и стоимостным характеристикам, требованиям рынка и потребительским оценкам.
Конкурентоспособность предприятия часто сводят к его способности производить конкурентоспособную продукцию.
Следует отметить, что
конкурентоспособность предприятия
является понятием более сложным и обобщающим, чем понятие
конкурентоспособность его продукции, они соотносятся как часть и целое.
Вместе с тем конкурентоспособность предприятия это интегральная оценка, позволяющая определить достигнутые результаты его деятельности за определенный период, она зависит от конкурентоспособности его продукции и достигается за счет его преимуществ по сравнению с конкурентами.
Под конкурентными преимуществами подразумеваются свойства или характеристики субъекта или объекта рыночных отношений, дающее ему некое сравнительное превосходство в процессе конкуренции [3, с. 71].
При этом стоит отметить, что рассмотрение конкурентоспособности предприятия через конкурентоспособность продукции можно на оперативном или тактическом уровне управления для минимизации влияния тех или иных неблагоприятных ситуаций и возможных потерь. Стратегическая конкурентоспособность возможна, если у предприятия имеются устойчивые управляемые конкурентные преимущества на довольно длительную перспективу.
Конкурентоспособность предприятия -это совокупность свойств, которые отличают его от других экономических субъек-
тов большей степенью удовлетворения своей продукцией потребностей потребителей и более высокой эффективностью хозяйственной деятельности, а так же способностью к адаптации и развитию на основе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности.
Из вышеизложенного следует, что конкурентоспособность предприятия является динамической категорией и на нее оказывают влияние многочисленные факторы. При этом природа факторов конкурентоспособности предприятия и соответственно их классификация вытекают из конкурентоспособности страны и отрасли, а так же связаны с параметрами конкурентоспособности его продукции. В этой связи актуально выделение внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятий.
Внешние факторы включают: государственную политику в сфере экспорта и импорта; уровень развития экономики страны; меры воздействия экономического характера, в частности налоговая и финансово-кредитная политика; систему страхования; инфраструктурное обеспечение; наличие научно-технологического потенциала; систему подготовки и повышения квалификации кадров; государственную систему стандартизации и сертификации; правовую защиту интересов потребителей; наличие и возможности конкурентов.
Перечень внутренних факторов составляют: производственная и организационная структура предприятия; применяемые технологии и уровень организации производственных процессов; качество менеджмента; применяемая информационная и нормативно-методическая база; система управления качеством; уровень развития сбытовой системы; способность привлечения инвестиций на развитие производства; размеры клиентской базы; уровень использования достижений НТП; уровень квалификации персонала и систему его мотивации; конкурентную стратегию; репутацию и стоимость предприятия.
При этом следует отметить, что возможность влияния предприятия на факторы внешней среды достаточно ограничена,
так как они по отношению к нему действуют объективно.
Реально возможно повысить конкурентоспособность предприятия, прежде всего, за счет факторов внутренней среды, так как в них заложена ориентация на потребителя и повышение качества продукции. В этой связи для повышения конкурентоспособности важно проявлять интерес к лучшим отечественным и мировым практикам в области технологий управления предприятием и построения эффективных производственных систем. При этом необ-
факторы внутренней среды находятся в определенной зависимости от внешних факторов.
Таким образом, в современных условиях конкурентоспособность предприятий определяется разнообразными факторами, для ее обеспечения необходимо учитывать их влияние и взаимосвязь, так как своевременное реагирование на них является важнейшим условием успешного функционирования и финансовой устойчивости предприятий и обеспечения на этой основе развития экономики страны в целом.
ходимо учитывать и то, что отдельные
Библиографический список
1. Пармененков К.Н. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 80 с.
2. Латынцева М. Б. Факторы развития конкурентоспособности предприятия // Вестник Омского университета.- 2016. - №4. - С. 92-100.
3. Кожемяко С. В. Повышение конкурентоспособности как фактор развития предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - №44. - С. 70-74.
FACTORS TO IMPROVE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE
N.V. Erochkina, candidate of economic sciences, associate professor V.Y. Sapunova, graduate student Ogarev Mordovia state university (Russia, Saransk)
Abstract. The article presents the results of the study of competitiveness, considered the importance of this category in modern economic conditions and its various types. The competitiveness at the enterprise level is described in detail and the factors affecting its improvement are presented, since their research and timely response to them is the key to successful operation and financial sustainability of the enterprise.
Keywords: competition, competitiveness, competitive advantages, enterprise, factors.