Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СОТРУДНИКАМИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ'

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СОТРУДНИКАМИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-патрульная служба / личная безопасность / безопасность дорожного движения / профессиональная подготовка / дорожно-транспортное происшествие / road patrol service / personal safety / road safety / professional training / traffic accident

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хакимзянов Альберт Ренатович, Харисова Люция Халиковна

В настоящей статье авторами проводится подробный анализ факторов, влияющих на обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения при осуществлении надзора за дорожным движением. Рассматривая причины, определяющие высокий уровень профессионального риска, обусловленный многообразием и сложностью выполняемых функций, ими обосновывается возможность решения проблем, связанных с формированием устойчивых профессионально важных навыков, необходимых указанным специалистам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хакимзянов Альберт Ренатович, Харисова Люция Халиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMINING THE LEVEL OF OCCUPATIONAL RISK IN TRAFFIC SUPERVISION BY ROAD PATROL SERVICE STAFFSTATE AUTO INSPECTION

In this article, the authors conduct a detailed analysis of the factors affecting the personal safety of employees of the road Patrol Service of the State Road Safety Inspectorate in the supervision of traffic. Considering the reasons determining the high level of professional risk due to the variety and complexity of the functions performed, they substantiate the possibility of solving problems related to the formation of stable professionally important skills necessary for these specialists

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СОТРУДНИКАМИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ»

Научная статья УДК 625.7

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СОТРУДНИКАМИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

1 2

Хакимзянов Альберт Ренатович , Харисова Люция Халиковна

1,2 Филиал ВИПК МВД России (г. Набережные Челны)

1 hakimzyanov.ar@mail.ru

2 Belkaelvina@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье авторами проводится подробный анализ факторов, влияющих на обеспечение личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения при осуществлении надзора за дорожным движением. Рассматривая причины, определяющие высокий уровень профессионального риска, обусловленный многообразием и сложностью выполняемых функций, ими обосновывается возможность решения проблем, связанных с формированием устойчивых профессионально важных навыков, необходимых указанным специалистам.

Ключевые слова: дорожно-патрульная служба, личная безопасность, безопасность дорожного движения, профессиональная подготовка, дорожно-транспортное происшествие.

Для цитирования: Хакимзянов А.Р., Харисова Л.Х. Факторы, определяющие уровень профессионального риска при надзоре за дорожным движением сотрудниками дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 49-56.

FACTORS DETERMINING THE LEVEL OF OCCUPATIONAL RISK IN TRAFFIC SUPERVISION BY ROAD PATROL SERVICE STAFFSTATE AUTO INSPECTION

12

Albert R. Khakimzyanov , Luciya Kh. Kharisova

1,2 ВшпЛ of the VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia (Naberezhnye Chelny)

1 hakimzyanov.ar@mail.ru

2 Belkaelvina@mail.ru

Abstract. In this article, the authors conduct a detailed analysis of the factors affecting the personal safety of employees of the road Patrol Service of the State Road Safety Inspectorate in the supervision of traffic. Considering the reasons determining the high level of professional risk due to the variety and complexity of the functions performed, they substantiate the possibility of solving problems related to the formation of stable professionally important skills necessary for these specialists.

Keywords: road patrol service, personal safety, road safety, professional training, traffic accident.

For citation: Khakimzyanov A.R., Kharisova L.Kh. Factors determining the level of occupational risk in traffic supervision by road patrol staff state auto inspection // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov. 2022. No. 4(93). Р. 49-56.

В рамках реформ в системе МВД России продолжается ставка на приход в полицию молодых и перспективных сотрудников. Министр внутренних дел России генерал-лейтенант полиции Владимир Колокольцев в своем выступлении в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации с докладом, посвященным обеспечению общественной безопасности и правопорядка в стране, отметил рост профессионализма сотрудников полиции и привлекательности службы в органах внутренних дел: «Впервые за последние годы количество сотрудников, принятых на службу в прошлом году, в полтора раза превысило число уволенных. Факты позволяют сказать с уверенностью, что система МВД России становится все более и более профессиональной, и сотрудники полностью обеспечат выполнение возложенных на них задач»1.

Однако проблемы личной безопасности сотрудников при осуществлении ими профессиональных задач, связанных со служебной деятельностью, были и остаются в системе МВД России актуальными: каждый случай ранения или смерти сотрудника расценивается как трагедия не только отдельно взятой семьи, но и всего общества в целом. Даже несмотря на наличие большого объема выпущенных учебных пособий и методических разработок, посвященных данной проблематике, это не снижает остроты рассматриваемой проблемы и в настоящее время. В связи с этим в рамках научной статьи считаем необходимым обозначить некоторые проблемные аспекты в обеспечении личной безопасности, возникающие у инспекторского состава дорожно-патрульной службы (далее - Д11С) при надзоре за дорожным движением. По официальным данным, в среднем ежегодно в России от преступных посягательств погибает до 400 сотрудников органов внутренних дел. С учетом смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и иных несчастных случаев данная цифра достигает без малого 1000 человек. Специфика и сложность работы инспектора ДПС состоит в том, что деятельность сотрудника, как правило, проходит в окружении источников повышенной опасности, каковыми являются транспортные средства (далее - ТС), что обуславливает высокую степень риска этой профессии [2, c. 188].

В целях выявления причин, определяющих высокий уровень профессионального риска, в мае 2022 года нами проведен опрос слушателей учреждения системы МВД России2. Так,

по результатам опроса слушателей филиала ВИПК МВД России (г. Набережные Челны), проходивших стажировку в качестве инспектора ДПС и занимавшихся непосредственно патрулированием улично-дорожной сети, можно сделать вывод: инспекторский состав в значительной степени подготовлен только для несения службы

в обычном режиме (наблюдение за процессом дорожного движения, превентивная проверка водителей, пресечение нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД), применение мер административного воздействия к правонарушителям). От 70 до 80% сотрудников за период прохождения стажировки под руководством закрепленных наставников не имели представления выполнения вышеуказанных операций в случаях активного или пассивного противодействия со стороны участников дорожного движения.

Например, большинство слушателей указали на тот факт, что попытка скрыться, не выполнив требование сотрудника об остановке ТС, стала наиболее распространенной практикой среди водителей транспортных средств. Данное обстоятельство, как правило, провоцирует на оперативное принятие решения нарядом к выполнению конкретных действий. 50% респондентов отметили, что в силу различных обстоятельств попытки задержать ТС нарядами ДПС не предпринимались. Вместе с тем 80% слушателей обратили внимание, что причиной возникновения конфликтов между сотрудниками ДПС

1 Владимир Колокольцев: Результаты реформы МВД. [Электронный ресурс]. URL: http://oko-planet.su/politik/newsday/216663-vladimir-kolokolcev-rezultaty-reformy-mvd-kotorye-ot-nas-ozhidalo-obschestvo-ne-dostignuty.html (дата обращения: 16.06.22).

2 В анкетировании приняли участие 95 респондентов-слушателей, проходивших профессиональную подготовку лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в ОВД России.

и гражданами, которые могут привести к телесным повреждениям сотрудников, как правило, становится неадекватное поведение участников дорожного поведения (нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, неуравновешенное поведение и т. п.). Кроме того, в рамках исследования нами проанализированы результаты мониторинга слушателей филиала.

Так, с точки зрения психологической предпосылками готовности к выполнению конкретной задачи, согласно анализу результатов мониторинга слушателей филиала, являются:

осознание ответственности (35%); желание добиться успеха (40%);

определение последовательности своих действий (25%).

Затрудняют формирование готовности к решению задач в оперативном порядке:

безразличие (25%);

отсутствие плана действий (60%);

пассивное отношение к задаче (15%).

Основные факторы, на наш взгляд, определяющие высокий уровень профессионального риска, во многом зависят от ряда обстоятельств. Ранжируем их в порядке значимости.

1. Надзор за дорожным движением сотрудниками осуществляется в основном в условиях недостаточности или слишком большим объемом информации об объектах надзора. Типичный набор функций и их реализация не позволяют сотруднику сконцентрировать внимание на потенциально опасных объектах надзора, то есть он работает в условиях отсутствия явной видимости угрозы собственной жизни. Исключением могут быть лишь целенаправленные мероприятия - введение в действие планов поисково-заградительных мероприятий, конкретные ориентировки и т. п. В отличие, например, от сотрудников криминальных служб полиции, которые, предвидя опасного вооруженного преступника, заранее готовятся к проведению операции по его захвату и задержанию.

2. В качестве успокаивающего фактора, повышающего степень риска, может служить среда общения сотрудника, которая состоит, как правило, из законопослушных граждан, грубо не нарушающих общественного порядка и общественной безопасности.

Необходимо отметить и тот факт, что в действующем предписании обязательным условием для сотрудника является первым подойти к остановленному автомобилю и производить общение со стороны места водителя, соответственно, и руководители подразделений требуют от подчиненных неукоснительного выполнения данного положения1. Вместе с тем и ПДД не обязывают водителя выходить из ТС, если оно было остановлено по требованию сотрудника полиции2.

В этой ситуации важно помнить, что даже остановленный автомобиль является источником повышенной опасности и будет представлять опасность до тех пор, пока в нем находится человек и не предприняты меры, исключающие его движение, в том числе и самопроизвольное [3, а 183].

Учитывая данные обстоятельства, в случае необходимости, возможность для своевременного и относительно безопасного задержания правонарушителя практически отсутствует: значительная часть правонарушителей придерживаются такой тактики поведения, в которой, ожидая приближения сотрудника полиции на минимальную дистанцию, совершают нападение либо резко ускоряются.

1 Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения[Электронный ресурс]: приказ МВД России от 23 августа 2017г. № 664. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2 Об утверждении Правил дорожного движения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. №1090. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Особого внимания заслуживает также внедрение видеозаписывающих устройств в деятельности сотрудников Госавтоинспекции (далее - ГИБДД), которые могут оказать сдерживающее воздействие на противоправное поведение агрессивно настроенных лиц. В этих целях патрульные автомобили ГИБДД должны быть оснащены видео- и звукозаписывающими системами (диктофоны, видеорегистраторы)1.

Безусловно, необходимость в применении таких устройств не вызывает сомнения, поскольку это позволит разрешить ряд других важных проблем: вопросы правовой защищенности сотрудников ГИБДД; обеспечение надлежащего контроля несения службы; обеспечение соблюдения законности в правоприменительной деятельности сотрудников.

Единственным недостатком при несении службы для наиболее эффективного их применения является то, что исполнение административных процедур и оформление соответствующих процессуальных документов нужно производить в зоне обзора видеокамеры регистратора, что не всегда представляется возможным.

3. Условия работы сотрудника, которые протекают в состоянии физических и эмоциональных перегрузок (частая работа в местах ДТП и ликвидаций их последствий; работа по ликвидации заторов, возникающих в условиях плотного потока автотранспорта, причем независимо от погодных условий), порождают, как правило, безразличие к собственной безопасности.

В этой связи необходимо отметить, что значительное количество ДТП совершается в условиях ограниченной и (или) недостаточной видимости при подъезде к месту происшествия, в сочетании с такими опасными факторами, как интенсивность и скорость движения транспортного потока, неудовлетворительное состояние проезжей части, которые могут оказать непосредственное негативное влияние на безопасность не только сотрудников, но и самих участников происшествия, поскольку риск возникновения так называемого вторичного ДТП весьма высок.

По оценкам специалистов, только в Москве при данных обстоятельствах ежегодно гибнут 25-30 человек. Даже строгое выполнение сотрудниками существующих предписаний по обеспечению личной безопасности и безопасности участников ДТП (использование светоотражающей экипировки; применение технических средств для обозначения места ДТП; размещение патрульного автомобиля с включенными проблесковыми маячками на проезжей части) не всегда гарантирует полную безопасность в этих условиях.

Так, в целях обеспечения личной безопасности, а также безопасности участников ДТП патрульный автомобиль с включенными проблесковыми маячками должен размещаться на проезжей части, перед местом происшествия, по ходу движения транспортного потока, при этом нахождение в нем сотрудников и иных лиц не допускается. Однако на практике в большинстве случаев процессуальные действия (в том числе оформление процессуальных документов) осуществляются сотрудниками в салоне патрульного автомобиля, поскольку выполнение административных процедур вне патрульного ТС не всегда предоставляется возможным (например, из-за неудовлетворительных погодных условий).

В этой связи необходимо отметить, что на правительственном уровне также предпринимаются попытки минимизации рисков возникновения повторных ДТП. Так, по итогам заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения вице-премьером Маратом Хуснуллиным было рекомендовано Правительству Москвы,

1 Об утверждении норм положенности специальной техники для отдельных подразделений центрального аппарата МВД России и средств связи, вычислительной, электронной организационной и специальной техники для территориальных органов МВД России, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1157. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

МВД России, Министерству транспорта Российской Федерации, Минцифры РФ и РСА разработать комплексный план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения так называемых «повторных ДТП», при которых совершаются наезды на людей и автотранспорт во время оформления ДТП. Реализация указанных мероприятий предполагается пока с проведением пилотного проекта на скоростных автодорогах Москвы.

В рамках проекта планируется разрешить водителю ТС после ДТП на крупных автомагистралях, убедившись в отсутствии пострадавших лиц, не останавливаясь, съезжать с проезжей части, а дальнейшие процедуры, связанные с оформлением происшествия, производить за пределами проезжей части, при необходимости с привлечением инспектора ДПС. По мнению некоторых специалистов, это позволит не только минимизировать риски возникновения вторичных ДТП, в которых могут быть погибшие и пострадавшие лица, но и увеличить пропускную способность автодороги в среднем на 50% (в зависимости от количества полос движения)1.

Однако с правовой точки зрения данная концепция подлежит тщательному анализу, поскольку законодательство в области дорожного движения не предполагает никаких юридических гарантий для участников ДТП в подобной ситуации.

4. Несмотря на то, что ведомственные нормативные правовые акты регламентируют порядок применения мер воздействия к правонарушителям, большинство сотрудников ДПС психологически не готовы и воспринимают их как стандартный, невыполнимый набор действий, далеко оторванный от реальности, однако на самом деле это действенное и проверенное средство снижения риска. Возможно, пренебрежение мерами личной безопасности возникает как реакция на монотонную и однообразную работу, протекающую, как правило, в условиях эмоциональных перегрузок, при плотном транспортном потоке или при длительном регулировании дорожного движения.

В целом, необходимо отметить в каких бы формах не осуществлялось несение службы, оно, как правило, всегда сопровождается переработкой сотрудником значительного объема информации, непрерывным наблюдением за движением ТС и пешеходов с активным вмешательством в процесс дорожного движения, контактируя при этом с участниками дорожного движения, представляющими собой население различных социальных групп.

5. При исполнении своих функциональных обязанностей, осуществляя надзор за дорожным движением, необходимо помнить, что своим присутствием сотрудник оказывает огромное влияние на процесс дорожного движения. Практически любой водитель ТС, не желая быть остановленным сотрудником ГИБДД, производит дополнительные и порой неоправданные маневры (резкое торможение перед постом ДПС в условиях плотного потока, перестроение с одной полосы на другую и т. д.), что создает потенциальную опасность не только для самого сотрудника, но и других участников движения.

Многообразие и сложность функций, выполняемых сотрудниками ДПС на современном уровне, предъявляют высокие требования к компетентности, профессионализму, строгому соблюдению сотрудниками правовых и нравственных норм поведения, поскольку их деятельность предполагает постоянный социальный контакт с участниками дорожного движения. Недостаточная выучка и психологическая неподготовленность сотрудника, к сожалению, не позволяют эффективно решать поставленные перед ним оперативно-служебные задачи. Сотрудник (даже с большим опытом работы в системе органов внутренних дел) не всегда в реальных условиях готов применить свои знания и умения на практике [5, с. 29-31].

Анализ, проведенный на основании обзора о состоянии законности среди личного состава ГИБДД МВД России за 2021 год, показал, что:

1 Водителям, попавшим в ДТП в Москве, позволят в нарушение правил оставить место происшествия — такой эксперимент планирует провести столичное правительство [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/news/car-crash/ (дата обращения: 16.06.22).

при применении мер принуждения сотрудниками ГИБДД в 129 случаях 156 сотрудников получили телесные повреждения различной степени тяжести от противоправных действий со стороны участников дорожного движения (из них в 73 случаях правонарушители находились в состоянии опьянения либо с его признаками, открытые проявления агрессии наиболее свойственны таким лицам);

при работе на местах ДТП было совершено 34 случая наезда на стоящее патрульное ТС (1 сотрудник погиб и 40 получили травмы различной степени тяжести);

при исполнении своих функциональных обязанностей, во время осуществления надзора за дорожным движением, было сделано 65 наездов на инспекторов ДПС (1 сотрудник погиб и 64 получили ранения).

Необходимость постоянного анализа проблем реализации мер личной безопасности при выполнении сотрудниками служебных задач на практике является совершенно очевидной, поскольку это позволяет не только оценить, но и выявить наиболее проблемные аспекты профессионального риска, на основе которых могут формироваться оптимальные управленческие решения. Выработка соответствующих решений, направленных на снижение рисков и возможных негативных последствий, должна основываться на принципах минимизации возможного ущерба и разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Практика показывает, что важную роль на начальном этапе процесса формирования сотрудника ГИБДД играет его профессиональная подготовка с учетом специфики данной профессии. В условиях образовательной организации системы МВД России сотрудники полиции успешно совершенствуют как свои личностные, так и профессионально важные качества [6, с. 158-160].

С нашей точки зрения, процесс профессиональной подготовки личного состава должен рассматриваться через призму формирования у сотрудников соответствующих морально-нравственных качеств и социально-психологических установок по отношению к своей роли в области обеспечения безопасности дорожного движения. Значительная часть учебного времени отводится практическим занятиям, которые должны способствовать приобретению практического опыта и выработке на уровне подсознания и доведенных до автоматизма действий в различных ситуациях, возникающих в процессе несения службы. Для выработки этих качеств практические занятия следует проводить по возможности в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации, акцентируя внимание слушателей на выполнение базовых элементов, направленных на соблюдение мер личной безопасности при отработке определенных задач, а также на эффективность их применения [7, с. 45-47].

Безусловно, проведение на таких занятиях ролевых игр должно иметь наибольший эффект усвоения слушателями учебной программы, поскольку это повышает уровень аналитических способностей и содействует гибкому реагированию обучаемого на развитие тех или иных ситуаций, не подвергая опасности себя и других лиц. Это позволит будущему сотруднику не только быть вовлеченным в деятельность выбранной профессии, но и приобрести необходимый опыт для дальнейшего несения службы. Вместе с тем надлежащий уровень профессиональной подготовки сотрудника может быть достигнут только при комплексном подходе, при участии руководителей комплектующих подразделений ДПС и образовательных организаций, осуществляющих реализацию учебных программ профессиональной подготовки в указанном направлении. Поскольку решающая роль принадлежит морально-этическим и профессиональным качествам сотрудника, то и отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел должен производиться с учетом психофизиологических и интеллектуальных качеств, а также способностей, необходимых сотруднику для успешного прохождения службы в подразделениях ДПС [8, а 80-82].

Обеспечение способностей сотрудника не может быть достигнуто лишь в рамках первоначальной профессиональной подготовки и на стадии предварительного отбора

кандидатов на службу в органы внутренних дел; формирование личностных и профессиональных качеств должно реализовываться в рамках профессиональной служебной подготовки, пополняя тем самым новые знания и укрепляя полученные навыки, необходимые сотруднику в служебной деятельности.

К сожалению, до сих пор преобладающей формой профессиональной служебной подготовки, реализуемой в подразделениях ДПС, являются аудиторные, теоретические занятия. На наш взгляд, данный подход проведения занятий не позволит в полной мере обеспечить детальное ознакомление личного состава со средой и основными объектами надзора. С учетом указанных обстоятельств считаем целесообразным руководителям подразделений ГИБДД обратить внимание на необходимость организации практических занятий с моделированием различных ситуаций, проводимых в рамках профессиональной служебной подготовки.

Таким образом, подытожим, что устойчивые профессиональные навыки, необходимые сотруднику в служебной деятельности для успешного решения поставленных задач, формируются не только лишь на стадии первоначальной подготовки, но и продолжают развиваться в течение всей его службы, тем самым пополняются новые знания и укрепляются уже ранее полученные навыки. Иначе эта проблема решена не будет.

1. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: пособие для сотрудников ГИБДД. М.: Спарк, 2000. 656 с.

2. Дмитриев С.Н. Проблемы организации дорожно-патрульной службы. М.: Спарк, 2002. 304 с.

3. Латифов З.З. Усиление практической направленности профессионального обучения сотрудников ГИБДД МВД России на современном этапе // Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. М.В. Костенникова. Домодедово: ВИПК МВД России, 2017. 59 с.

4. Шуленкова М.А. Речевая культура сотрудника ГИБДД - показатель профессионализма в контексте обеспечения безопасности дорожного движения // Техносферная безопасность. Современные реалии: сборник материалов1 Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н.Х. Месробян. Махачкала: ДГТУ, 2019. 187 с.

5. Гросс И.Л. Личная безопасность сотрудников полиции: учебное пособие // [И.Л. Гросс и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ДгСК МВД России, 2021. 184с.

6. Кожевников А.В. Особенности первоначального этапа формирования профессиональных знаний в системе МВД России // Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. М.В. Костенникова. Домодедово:: ВИПК МВД России, 2018. 96 с.

1. Dmitriev S.N. Dorozhno-patrul'naya sluzhba: posobie dlya sotrudnikov GIBDD. M.: Spark, 2000. 656 s.

2. Dmitriev S.N. Problemy' organizacii dorozhno-patrul'noj sluzhby'. M.: Spark, 2002. 304 s.

3. Latifov Z.Z. Usilenie prakticheskoj napravlennosti professional'nogo obucheniya sotrudnikov GIBDD MVD Rossii na sovremennom e'tape // Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki sotrudnikov podrazdelenij po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii/Pod obshh. red. d-ra yurid. nauk, prof. M.V. Kostennikova. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2017. 59 s.

4. Shulenkova M.A. Rechevaya kul'tura sotrudnika GIBDD - pokazatel' professio-nalizma v kontekste obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Texnosfernaya bezopasnost'.

Sovremenny'e realii: sbornik materialovI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod red. N.X. Mesrobyan. Maxachkala: DGTU, 2019. 187 s.

5. Gross I.L. Lichnaya bezopasnost sotrudnikov policii: uchebnoe posobie // [I.L. Gross i dr.]. 2-e izd., pererab. i dop. M.: DGSK MVD Rossii, 2021. 184s.

6. Kozhevnikov A.V. Osobennosti pervonachaFnogo e'tapa formirovaniya professionaFny'x znanij v sisteme MVD Rossii//Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki sotrudnikov podrazdelenij po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshh. red. d-ra yurid. nauk, prof. M.V. Kostennikova. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2018. 96 s.

Информация об авторах

Хакимзянов Альберт Ренатович. Старший преподаватель кафедры специальных дисциплин.

Филиал ВИПК МВД России (г. Набережные Челны). 423800, Россия, г. Набережные Челны, ул. Мелиораторная, 23/2.

Харисова Люция Халиковна. Преподаватель кафедры специальных дисциплин.

Филиал ВИПК МВД России (г. Набережные Челны).

423800, Россия, г. Набережные Челны, ул. Мелиораторная, 23/2.

Information about the authors

Albert R. Khakimzyanov. Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines. VIPK branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Naberezhnye ^elny) 423800, Russia, Naberezhnye Chelny, St. Melioratornaya, 23/2

Lucia K. Kharisova. Lecturer at the Department of Special Disciplines. VIPK branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Naberezhnye ^elny) 423800, Russia, Naberezhnye Chelny, St. Melioratornaya, 23/2

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

Статья поступила в редакцию 05.07.2022; одобрена после рецензирования 19.10.2022; принята к публикации 01.11.2022.

The article was submitted july 5, 2022; approved after reviewing october 19, 2022; accepted to the writing of the article for publication november 1, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.