ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ НАДЕЖНОСТЬ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
М.Э. ПЛЕХАНОВА, Ивановский государственный энергетический университет
Аннотация
Работа посвящена исследованию факторов, определяющих соревновательную надежность гимнасток, и разработке методов их количественного оценивания. Обнаружено, что почти половина ошибок происходит из-за стрессовых состояний и эмоциональной неуравновешенности спортсменок. Выделены четыре основных мотива соревновательной деятельности: выгода, удовлетворенность, безопасность и нивелирование в спортивном коллективе. При очень сильной мотивации к успеху спортсменки склонны выбирать более простые задания, в которых меньше опасность неудачи. В результате факторизации 30 признаков соревновательной надежности определена факторная структура семантических признаков соревновательной надежности.
Abstract
The work is devoted to research of the factors determining competitive reliability of female gymnasts, and development of methods their quantitative estimation. It is revealed, that almost half of mistakes occurs because of stressful condition and emotional unbalance sports - сменок. Four basic motives of competitive activity are allocated: benefit, satisfaction, safety and leveling in sports collective.
At very strong motivation to success sportswomen are inclined to choose more simple tasks, in which danger of failure there is less. As result of factor analysis,
30 attributes of competitive reliability the structure of semantic attributes of competitive reliability.
Ключевые слова: гимнастика, надежность, критерии.
Возрастающее значение соревновательной надежности является следствием объективного развития в сложнокоординационных видах спорта, характеризующихся прежде всего:
- расширением диапазона комплексности и одновременно усложнением условий практики проведения международных спортивных соревнований;
- значительным ростом высокой конкуренции в крупнейших соревнованиях, тенденцией к ее дальнейшему повышению и расширению;
- жесткими тренировочными режимами и значительным расширением соревновательной практики на завершающих этапах спортивного совершенствования;
- психической напряженностью в тренировочном процессе, созданием соревновательной обстановки на каждом тренировочном занятии.
В связи с вышеизложенным представляется, что исследование факторов, определяющих соревновательную надежность гимнасток, и методов оценки их влияния как целостного явления актуально.
Цель нашей работы заключалась в выявлении факторов, влияющих на соревновательную надежность спортсменок (художественная и спортивная гимнастика) и разработке методов их количественного оценивания.
В качестве основных объективных единиц в процессе исследования выступали: 1) основные субъекты состязаний - гимнастки высокой спортивной квалификации; 2) основные объективные стороны подготовки (физичес-
кая, техническая, тактическая и социально-психологическая подготовленность).
Нами был проведен анализ соревновательных неудач. Табл. 1 содержит сведения о причинах соревновательных ошибок спортсменок в художественной и спортивной гимнастике, происшедших на крупнейших соревнованиях в течение 2004-2005 гг. Из табл. 1 следует, что почти половина ошибок происходит из-за стрессовых состояний и эмоциональной неуравновешенности спортсменок, вызванных экстремальными условиями соревновательной деятельности. Около 20% -по причинам соревновательного утомления, и если исключить неопределенности, то на остальные причины приходится около 20%.
Если еще при этом учесть, что (как утверждают сами спортсменки и тренеры) фактическое количество соревновательных неудач значительно больше, так как около 1/2 соревнующихся не информирует вообще о происшедших ошибках, то масштабы «соревновательной ошибочности» значительно возрастут.
Ошибки и связанные с ними соревновательные неудачи имеют как минимум две причины: в первом случае они связаны с неиспользованием индивидуальных ресурсов, а во втором - с их нехваткой. И протекают эти ошибки из разных индивидуальных свойств гимнасток: свойства, связанные с мотивационными особенностями гимнастки, определяют главным образом неиспользование возможностей, а психофизиологические и анатомические свойства - их ограниченность.
Таблица 1
Причины соревновательных ошибок гимнасток
Причины Количество ошибок % к общему числу
Соревновательный стресс - дистресс (гипермобилизация) 79 29,8
Эмоциональная неуравновешенность 34 12,8
Чрезмерная самоуверенность 26 9,8
Нарушения точности движений и двигательной ориентации 19 7,1
Небрежная беспечность (неопытность, легкомыслие) 20 7,5
Эгоцентрическая интерпретация событий на соревнованиях 17 6,4
Социальные стрессоры 15 5,6
Соревновательная усталость 18 6,7
Неопределенные 37 13,9
Всего 265 100
Среди многочисленных факторов, влияющих на соревновательную деятельность, мотивация занимает, пожалуй, самое важное место. Чтобы определить главные мотивы соревновательной деятельности гимнасток при изучении этого вопроса, нами использовался «Вопросник для оценки мотивации к достижению соревновательного успеха». Испытуемым (46 гимнасток высокой квалификации) предлагалось 32 вопроса, на каждый из которых следовало отвечать по принципу «да - нет». По алгоритму вопросника учитывались пункты, свидетельствующие о наличии измеряемого качества.
Были выделены четыре основных мотива соревновательной деятельности: выгода, удовлетворенность, безопасность и нивелирование в спортивном коллективе.
Показано, что чем сильнее мотив к достижению цели, тем больше переживается угроза ее недостижения. Поэтому, вероятно, получается, что при очень сильной мотивации к успеху спортсменки склонны выбирать более простые задания, в которых меньше опасность неудачи. При этом важно заметить, что наибольшие переживания у них обычно вызывают не физические опасности, а угроза для репутации.
Нами была сделана оценка мотивации к избежанию соревновательных неудач. Испытуемым (46 гимнасток
высокой квалификации) предлагался список слов из 30 строк (по 3 слова в каждой строке). По каждому пункту испытуемый должен выбрать одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует, и подчеркнуть это слово. В таблице звездочкой отмечались те слова, при выборе которых учитывался пункт, свидетельствующий об отсутствии у испытуемого измеряемого качества (мотивации к избежанию неуспеха).
Результаты опроса показали, что в большинстве случаев (соотношение 2:1) гимнастки правильно мотивированы к избежанию соревновательных неудач (количество ответов из 46 случаев): внимательный - 37, рассудительный - 34, предусмотрительный - 34, добросовестный - 33, бдительный - 31, разумный - 29, терпеливый - 28, осторожный - 27.
Вместе с тем многие гимнастки отмечают в себе наличие и противоположных соревновательному успеху характеристик: поспешный - 32, стремительный - 29, опрометчивый - 27, нервный - 26, удалой - 24, неосторожный - 23.
В специально проведенном нами исследовании изучались статистические взаимосвязи между планируемыми и действительными результатами гимнасток, показанными ими в реальных соревнованиях (табл. 2)
Таблица 2
Коэффициенты интеркорреляции показателей соревновательных достижений гимнасток
Показатели 1 2 3 4 5 6 7
Заявленный вид Вольные упражнения + 96 -07 -06 97 96 80
Упражнение с мячом + -06 -10 97 96 80
Удачное выступление Вольные упражнения + 60 -06 05 03
Упражнение с мячом + -06 05 02
Планируемый результат Оценка судей + 96 81
Фактический результат + 80
Лучший результат (выход в финал) +
Примечание. Нули и запятые опущены.
Таблица 3
Зависимость уровня соревновательной надежности от характерологических черт личности гимнасток
Характерологические признаки Коэффициенты корреляции
Расчетливый 0,566
Устойчивый 0,561
Рационалистичный 0,545
Натренированный 0,366
Универсальный 0,364
Стабильный 0,360
Работоспособный 0,275
Точный 0,274
Дисциплинированный 0,230
Тщательный 0,225
Безошибочный 0,200
Хладнокровный 0,180
Неустрашимый 0,175
Ответственный 0,172
Сильный 0,170
Профессиональный 0,161
Здравый 0,098
Горячий 0,080
Слабохарактерный 0,080
Бесстрашный 0,069
Безотказный 0,051
Авантюрный 0,050
Вспыльчивый 0,013
Расслабленный 0,006
Взбалмошный -0,097
Напуганный -0,231
Нервозный -0,236
Мнительный -0,290
Дефективный -0,326
Халатный -0,402
Полученные коэффициенты корреляции хорошо согласуются с литературными данными. Видно, что планируемые показатели (заявленный вид, планируемый результат, фактический результат, лучший результат в финале) соревновательных достижений высоко коррелируют между собой.
Также статистически значима связь между результатами, показанными в «удачных» подходах гимнасток; корреляция между планируемыми результатами и «удачными» подходами - отрицательна и статистически недостоверна.
Математическая обработка результатов опроса экспертов по семантическим признакам сводилась к расче-
ту корреляционных взаимосвязей и проведении на их основе факторного анализа (табл. 3).
Как видно из табл. 3, между характерологическими признаками личности спортсменов и их соревновательной надежностью обнаружились как прямые, так и обратные взаимовлияния, количественные величины которых находились на разных уровнях статистической значимости.
В результате факторизации 30 признаков соревновательной надежности было выявлены 4 фактора, имеющих различный вклад в суммарную дисперсию.
1-й фактор. Он отображает общую воспитанность гимнастки, поскольку связан с такими признаками, оп-
ределяющими личностную надежность гимнастки, как работоспособность, дисциплинированность, ответственность. Эти признаки связаны с наиболее высокими значениями коэффициентов веса с данным фактором. В связи с этим первый фактор интерпретируется нами как фактор «личностной надежности».
2-й фактор. Наиболее высокие положительные коэффициенты весов соответствуют двум признакам - безотказности и безошибочности. Меньшими, но положительными значениями коэффициентов веса этот фактор связан с признаками - здравый, точный, рационалистичный, стабильный. С учетом сказанного данный фактор назван нами фактором «соревновательной помехоустойчивости».
Третий фактор определяется тесно взаимосвязанными признаками - горячностью, авантюрностью, вспыльчивостью, слабохарактерностью, которые оказывают на данный фактор влияние, противоположное признакам -хладнокровности и расчетливости. В связи с этим представляется, что названные группы признаков характеризуют качественные особенности соревновательной надежности, противоположные друг другу по смыслу, и входят в биполярный фактор, название которого должны отражать обе его стороны. В результате поиска названия, которое перекрывало бы специфику обеих групп признаков, нами был принят термин «эмоциональной неуравновешенности».
Четвертый фактор можно определить как фактор твердости характера и соревновательной направленности, поскольку факторные нагрузки признаков - универсальности, силы, устойчивости, натренированности и профессионализма - весьма высоки. Названный фактор в некоторой степени определяет такие признаки соревновательной надежности, как бесстрашность,
работоспособность и хладнокровие. Наличие в данном факторе последнего признака подтверждает зависимость соревновательной надежности от высокого уровня уверенности спортсменок в своей силе.
Выводы
1. Введено представление о соревновательной надежности спортсмена и разработана рабочая классификация исходной номенклатуры показателей соревновательной деятельности и классификационных признаков соревновательных ошибок.
2. Показано, что почти половина ошибок происходит из-за стрессовых состояний и эмоциональной неуравновешенности спортсменов, вызванных экстремальными условиями соревновательной деятельности.
3. Выделены четыре основных мотива соревновательной деятельности: выгода, удовлетворенность, безопасность и нивелирование в спортивном коллективе; дана краткая социально-педагогическая характеристика каждому выделенному мотиву.
4 Определена факторная структура семантических признаков соревновательной надежности, включающая четыре фактора с различным вкладом каждого из них в суммарную дисперсию: фактор личностной надежности, фактор соревновательной помехоустойчивости, фактор эмоциональной неуравновешенности и фактор твердости характера.
5. Корреляционный анализ показателей уровня соревновательной надежности и их семантических признаков (п=46) позволил выделить наиболее информативные признаки (расчетливость - 0,566; устойчивость - 0,561 и рационалистичность - 0,545), квалифицирующие их соревновательные достижения.