Научная статья на тему 'Факторы, определяющие развитие современного высшего профессионального образования'

Факторы, определяющие развитие современного высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / EDUCATIONAL MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мисинева И.А.

Изучаются условия, определяющие развитие современного профессионального образования в сфере подготовки специалистов с высшим образованием, включая инженерное. Уточняются проблемные области в деятельности университетов, определяемые требованиями современной ситуации на образовательном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPENMENT FACTORS OF MODERN HIGH SCHOOL EDUCATION

The development conditions of modern vocational education are studied. The university problems at the educational market are clarified. The modern educational requirements are analysed.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие развитие современного высшего профессионального образования»

Решетневскуе чтения. 2013

Студенты должны иметь достаточные возможности для самостоятельной учебной и исследовательской работы. Вуз должен постоянно обновлять, совершенствовать и расширять материально-техническую базу.

Критерий 7. Информационное обеспечение. Оно должно быть адекватным целям программы. Вуз должен иметь библиотеку, содержащую необходимые для обучения материалы: учебную, техническую и справочную литературу, периодические издания. В пользовании студентов и преподавателей должны находиться компьютерные классы и терминалы с доступом к информационным ресурсам.

Критерий 8. Финансы и управление. Финансовое обеспечение программы должно быть не ниже лицензионных показателей. Финансовая и административная политика вуза должна быть нацелена на повышение качества образовательной программы. Ресурсная политика вуза должна быть направлена на

поддержание и обеспечение постоянного профессионального роста ППС. Управление вузом должно быть эффективным и обеспечивать совершенствование образовательной программы. Важным фактором является наличие в вузе системы менеджмента качества.

Критерий 9. Выпускники. Необходимым условием для аккредитации программы является наличие выпуска специалистов по программе. В вузе должна существовать система изучения востребованности, трудоустройства, сопровождения карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников вуза.

В настоящее время в СибГАУ успешно проведена аккредитация двух образовательных программ в области техники и технологии с присвоением знака ЕИЯ-АСЕ. Это программы подготовки бакалавров 220100.62 «Системный анализ и управление» и 230100.62 «Информатика и вычислительная техника».

© Мелкозеров М. Г., Левко В. А., 2013

УДК 378.1

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. Мисинева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: imisineva@mail.ru

Изучаются условия, определяющие развитие современного профессионального образования в сфере подготовки специалистов с высшим образованием, включая инженерное. Уточняются проблемные области в деятельности университетов, определяемые требованиями современной ситуации на образовательном рынке.

Ключевые слова: образовательные стандарты, педагогические компетенции, образовательные программы, проблемы и направления развития.

THE DEVELOPENMENT FACTORS OF MODERN HIGH SCHOOL EDUCATION

I. A. Misineva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: imisineva@mail.ru

The development conditions of modern vocational education are studied. The university problems at the educational market are clarified. The modern educational requirements are analysed.

Keywords: educational standards, pedagogical competence, educational programs, educational market.

Современная и перспективная ситуация развития рынка высшего профессионального образования определяется рядом факторов. Среди них соответствие знаний выпускников требованиям того уровня развития технологий, который используют ведущие компании, действующие в России и на международном рынке. Причем среди знаний и умений, связанных с технологиями, необходимы не только те, которые касаются производственной деятельности, но и технологии учета, работы с информацией, управления персоналом и др.

Среди других значимых условий - соответствие требованиям реформы образования. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты требует учета в построении образовательного процесса возможностей развития у студентов различных компетенций. При этом актуализируется задача овладения необходимыми педагогическими технологиями для преподавательского состава. Но как показывает опыт, сегодня в данных вопросах соответствующей мотивации со стороны руководителей и профессорско-преподавательского персонала нет. Нужно

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

указать и на отсутствие программ повышения квалификации в вопросах развития профессиональных педагогических компетенций, способных обеспечить высокое качество подготовки слушателей. К сожалению, часто заявленный в программе уровень не обеспечивается фактически.

Условия развития конкуренции между вузами на рынке профессионального образования, включая инженерное, характеризуются растущим интересом к региональным российским рынкам со стороны зарубежных университетов. Спектр предлагаемых для студентов и магистров программ отличается большим разнообразием по доступности, продолжительности, наполнению и другим параметрам и продолжает расширяться. При этом региональные российские вузы предложить полностью аналогичный уровень качества иностранным студентам пока на могут, хотя во многих договорах о сотрудничестве речь идет об обязательных условиях взаимного обмена.

Обозначены также тенденции усиления заинтересованности в подготовке высококвалифицированных кадров для различных отраслей промышленности и услуг со стороны ведущих предприятий. Так, руководство ПО «POZIS», расположенного в г. Зелено-дольске Республики Татарстан, реализуя программы целевого направления студентов в Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ), реально участвует в определении тем и процедуре защиты дипломных и курсовых работ студентов, организации практики и трудоустройства, отслеживает результаты обучения. Сибирская генерирующая компания запускает пилотный проект по созданию специализированного энергетического класса совместно с одним региональным вузом. МТС для практического изучения современных телекоммуникационных систем создает учебную лабораторию в одном из университетов Красноярска. Есть и ряд других положительных примеров на российском и региональном рынках, но, к сожалению, говорить о полном цикле взаимодействия вузов и работодателей пока некорректно.

Усиливается запрос со строны компаний к участию молодых специалистов - выпускников вузов в

процессах создания инноваций, креативных процессах, в совершенствовании деятельности организаций. Развитие данных навыков, как и эффективного участия в проектных командах, экономического и ситуационного обоснования принимаемых решений, работы с различными программными продуктами и др., требует отражения в разработке учебных планов корректировки программ практик и других организационных решений со стороны университетов, включая подготовку и мотивацию современных педагогических кадров.

Необходимо отметить и запрос на непрерывное обучающее сопровождение студента, затем выпускника, через предоставление ему возможности обучаться в различных программах - бакалавриата, магистратуры, МВА, специализированных курсов повышения квалификации, участия в отдельных семинарах и тренингах.

Другое важное направление, которое также необходимо развивать университетам в сотрудничестве с ведущими компаниями и исследовательскими организациями - это активизация научного творчества молодежи. Анализ ситуации в этом направлении показывает отсутствие баланса в предоставлении одинаковых возможностей студентам разных специальностей заниматься наукой, даже в рамках одного университета. Сегодня развитие данного направления и других определяющих современные условия обеспечения качественной подготовки квалифицированных кадров в высшей школе требует новых управленческих, интеграционных решений. Необходимо изменение структуры университета в части создания новых подразделений и упразднения не соответствующих новым задачам и новым условиям развития образовательного простанства. Нужны и интегрированные межвузовские объединения, позволяющие совместно использовать ресурсы разных университетов и институтов, как в профессиональном развитии профессорско-преподавательского состава, так и в предоставлении возможностей для развития научного творчества студентов, учебной деятельности, включая работу по различным проектам в рамках межвузовских команд и в других формах.

© Мисинева И. А., 2013

УДК 378

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Г. Окунева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: okuneva@sibsau.ru

Повышение качества образования связано с реформированием и модернизацией системы образования. В вузах необходимо проводить ряд мероприятий, связанных с гарантиями качества и их конкурентоспособностью. Даны основные моменты системы менеджмента качества, опыт использования и совершенствование системы качества в СибГАУ.

Ключевые слова: система менеджмента качества, качество образования, мониторинг, система управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.