Научная статья на тему 'Факторы, определяющие развитие малого бизнеса'

Факторы, определяющие развитие малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14830
1065
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллина Дина Рестямовна

Систематизированы и охарактеризованы факторы внешней среды, определяющие развитие малых предприятий. Факторы подразделены на две группы, в зависимости от степени их воздействия на предприятие. Выделены факторы косвенного воздействия, не оказывающие немедленное влияние на функционирование малого предприятия, но, со временем, сказываются на результатах его работы, рассмотрены факторы прямого воздействия, вступающие с малым бизнесом в непосредственное взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие развитие малого бизнеса»

Факторы, определяющие развитие малого бизнеса Factors determining the development of small businesses

Хайруллина Дина Рестямовна Khayrullina Dina Restyamovna

Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры торгового дела Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

khayrullma@iee. unn.ru

Аннотация Систематизированы и охарактеризованы факторы внешней среды, определяющие развитие малых предприятий. Факторы подразделены на две группы, в зависимости от степени их воздействия на предприятие. Выделены факторы косвенного воздействия, не оказывающие немедленное влияние на функционирование малого предприятия, но, со временем, сказываются на результатах его работы, рассмотрены факторы прямого воздействия, вступающие с малым бизнесом в непосредственное взаимодействие.

Abstract Author systematized and described the environmental factors that determine the development of small enterprises. Factors are divided into two groups, depending on their impact on the small business. The article describes the factors of indirect influence, that have no immediate impact on the functioning of small enterprises, but, over time, affect the results of its work, and the factors considered direct effects that come with small business in direct interaction.

Ключевые слова: малый бизнес, малые предприятия, факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия

Keywords: small business, small enterprises, the direct impact of factors, factors of indirect influence

Введение

Малые предприятия развиваются под воздействием различных факторов, а управление этими факторами определяет эффективность бизнеса.

В отечественной литературе применяются различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность. Большинство исследователей [1, 2, 3, 4, 5]) делят их на внешние и внутренние факторы. Наиболее общий подход к систематизации факторов предлагают ряд ученых [2, 4], которые учитывают в своих работах внешние факторы, воздействующие на предприятия.

В данной статье обобщены и конкретизированы внешние факторы, влияющие на функционирование малого бизнеса. Ряд факторов оказывает косвенное влияние на развитие малого бизнеса (экономические, социально -демографические, общественно-культурные, правовые, политические, научно-технические, природно-климатические, международные). Другая группа факторов напрямую влияет на развитие малых предприятий (поставщики, потребители, институционально-организационная среда, система государственной поддержки малого бизнеса, конкуренты, контактные аудитории, инфраструктура поддержки малого бизнеса).

Большое значение также имеет учет влияния внутренней среды, представляющей собой совокупность внутренних факторов, зависящих от деятельности самого предприятия. В значительной степени внутренняя среда носит субъективный характер, т.к. напрямую зависит от руководителя малого предприятия, его компетентности, целеустремленности, мотивации, знаний и умений ведения бизнеса.

Классификация и систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие малых предприятий

Под внешней средой малого бизнеса подразумевается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие малого бизнеса. На наш взгляд логично подразделять факторы внешней среды на две группы, так как степень воздействия на малый бизнес, входящих в них факторов, различна. Данные факторы можно сгруппировать как факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Внешняя и внутренняя среда малого предприятия

Факторы косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование малого предприятия, но, в конечном счете, сказываются на результатах его работы. Среди факторов косвенного воздействия следует выделить экономические, социально-демографические, правовые и прочие факторы. Чтобы добиться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.

К основным факторам прямого воздействия относятся структуры, с которыми малые предприятия вступают в непосредственное взаимодействие, напрямую оказывающие влияние на функционирование малого бизнеса. Это поставщики, потребители, конкуренты и т.д.

Рассмотрим подробнее факторы внешней среды малых предприятий.

В значительной мере на развитие малого бизнеса оказывают воздействие экономические факторы. Существенное значение для развития в стране малых предприятий имеют экономическая ситуация, проводимые экономические реформы, доступность финансовых ресурсов, размер заемных средств, предоставляемые банками, спрос на товары и услуги, уровень платежеспособного спроса населения, ситуация на рынке занятости (уровень заработной платы населения).

Влияние на покупательскую способность населения, а вследствие этого и на условия развития малых предприятий оказывают такие показатели, как

динамика среднедушевых доходов, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата.

На развитие малого бизнеса также оказывают влияние такие экономические факторы, как, уровень инфляции; стабильность национальной валюты; количество налогов, сумма налоговой нагрузки и совершенство налоговой системы в целом; цены на ресурсы, необходимые малому бизнесу, уровень конкуренции на товарных рынках, степень монополизации рынка и пр.

Принятые в последние годы законы и постановления расширили возможности для занятия предпринимательской деятельностью. Но также существуют и многие недостатки в законодательстве, оказывающие негативное влияние на развитие малого бизнеса. Таким образом, большое значение для функционирования малого бизнеса имеет наличие правовых факторов. В данную группу факторов входит наличие нормативно-правовых актов (их состав и прогрессивность), регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих благоприятные условия для развития малого бизнеса; порядок процедур легализации предпринимательской деятельности (регистрации, лицензирования, сертификации, аккредитации и пр.), их простота. К правовым факторам также относятся: совершенство налогового законодательства, удобство форм статистической отчетности; степень правовой урегулированности общественных отношений; гарантии обеспечения социальной защищенности и безопасности предпринимателей и др.

Политические факторы включают государственное устройство и государственную внешнюю и внутреннюю политику, а также стабильность политической системы страны в целом.

Значительное влияние на деятельность малых предприятий оказывают научно-технические факторы, включающие научно-технический потенциал страны, развитие фундаментальных и прикладных исследований, затраты на НИОКР и т.д.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие малого бизнеса, является социально-демографические факторы. Анализ статистических данных показал значительное изменение социально-демографической ситуации в России, и ее влияние на развитие малого бизнеса. Так в России до 2009 г. происходило ежегодное сокращение численности населения г. В 2016 г. по сравнению с 2009 г. численность населения возросла на 2,52%. Данная ситуация создает перспективу для развития предпринимательской деятельности.

При этом на наш взгляд важно, рассматривать влияние социально -демографических факторов на малый бизнес не только по стране, но в рамках региона, муниципального образования. Здесь следует учитывать изменения в демографическом развитии региона, обращать внимание на динамику численности жителей населенного пункта, изменения в возрастном и половозрастном составе населения. Также необходимо учитывать уровень жизни различных групп населения и другие признаки дифференциации населения. Изменение перечисленных показателей оказывают влияние на уровень спроса на товары или услуги.

Общественно-культурные факторы отражают стремление людей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, стилю жизни, привычкам, нравственным и этическим нормам, религиозным основам общества. На разных этапах вкусы и потребности в товарах могут меняться.

Природно-климатические факторы также оказывают влияние на развитие малого бизнеса. Для малых предприятий необходимо наличие в достаточном количестве природных факторов производства для развития определенных видов деятельности. Кроме того, влияние оказывают климатические условия.

Следует упомянуть международные факторы - международные события большого значения (значительные политические события, войны,

катастрофы и т.д.), в первую очередь оказывающие влияние на деятельность предприятий, выходящих на международные рынки.

Далее для полноты классификации рассмотрим факторы деловой среды.

Общепринятыми факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются поставщики, потребители, конкуренты, институционально -организационная среда.

Установлено, что важным элементом деловой среды является государственная поддержка, имеющая значительное влияние на развитие малого бизнеса. К факторам деловой среды следует включить систему государственной поддержки малого бизнеса. Формирование нормативно -правовой базы, разработка специальных программ с учетом интересов малых предприятий, создание благоприятных условий для доступа к финансам, недвижимости, информации, интеллектуальным ресурсам - важный фактор, который влияет на динамичное развитие малого бизнеса и его конкурентоспособность.

Заслуживает отдельного внимание и тот факт, что в современных условиях одним из обязательных условий развития малого бизнеса является наличие развитой и эффективной инфраструктуры поддержки малых предприятий, обеспечивающей их деятельность. Под инфраструктурой поддержки малого бизнеса подразумевается система организаций, целью которых является содействие функционированию малых предприятий. К объектам современной инфраструктуры относятся: кредитные организации, оказывающие поддержку малым предприятиям, бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационо-технологические центры, учебно-деловые центры, консультационные центры и другие организаций, оказывающие необходимые услуги для развития бизнеса.

Таким образом, факторы внешней среды сгруппированы следующим образом (таблица 1):

Таблица 1 - Факторы внешней среды

Факторы Характеристика

Факторы косвенного воздействия

Экономические Экономическая ситуация в стране в целом и в отдельных регионах; сложившиеся экономические условия для ведения бизнеса, уровень платежного спроса населения (потребителей)

Социально-демографические Социально-экономическая обстановка, связанная уровнем занятости и безработицы; демографическая ситуация в стране, уровень жизни населения

Правовые Правовая среда, устанавливающая права, обязанности, ответственность при ведении бизнеса, а также для остальных участников рынка

Политические Политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства

Общественно-культурные Культурная среда, обусловленная процессом культурного развития; взаимодействие культурных традиций и новаций

Научно-технические Оказывают воздействие на деятельность фирмы через достижения научно-технического прогресса и использование их фирмой

Природно-климатические Климатические условия и наличие природных факторов производства

Международные Крупные политические события, катастрофы и др. Оказывают косвенное воздействие на деятельность и выживание фирмы. Эти факторы необходимо учитывать во внешнеэкономической деятельности фирмы

Факторы прямого воздействия

Поставщики Обеспечивают фирму сырьем и материалами, оборудованием, трудовыми ресурсами (кадровые агентства, службы занятости и т.п.)

Потребители Отдельные лица, домашние хозяйства, фирмы-производители, фирмы - посредники, бюджетные организации и учреждения, иностранные потребители

Институционально -организационная среда Организации, обеспечивающие координацию хозяйственной деятельности, осуществление коммерческих операций, деловых связей и т.д.

Система государственной поддержки Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса со стороны органов власти; наличие эффективных программ поддержки

Конкуренты Предприятия, реализующие аналогичную продукцию или оказывающие аналогичные услуги

Контактные аудитории Внешние силы, оказывающие непосредственное воздействие на принятие решений фирмы и преследующие различного рода интересы, связанные с ее деятельностью

Инфраструктура поддержки Система государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, оказывающих малым предприятиям финансовую, консультационную, имущественную, обучающую поддержку, а также ряд деловых услуг

Помимо внешних факторов, влияющих на состояние и развитие малого предприятия, необходимо учитывать воздействие факторов внутренней среды на состояние и развитие малого предприятия. Подобное разделение, в частности, находит отражение в методике SWOT- анализа, где анализируются возможности и угрозы для предприятия, под влиянием внешних и внутренних факторов. Силу воздействия внутренних факторов следует учитывать при разработке стратегий развития малых предприятий.

В трудах некоторых ученых [2, 4] внутренняя среда рассматривается в обобщенном виде, а к факторам внутренней среды относятся: правильный выбор сферы деятельности и знание рынка; выбор организационно-правовой формы предприятия, предмета деятельности; подбор персонала и наличие системы его мотивации, наличие необходимых финансов для ведения деятельности и др. На наш взгляд, классификация внутренних факторов требует большей детализации и уточнения.

В.П. Самарина [5] относит к факторам внутренней среды производственно - технические, экономические, маркетинговые факторы, социальные условия, информационную составляющую, фактор организации управления. В.Я. Горфинкель [4] вводит также фактор деловых отношений и поведения сотрудников. В.П. Самарина выделяет объективные факторы (не зависящие от субъекта управления, такие как ускорение научно -технического прогресса, специфика отрасли) и субъективные факторы (зависящие от субъекта управления и его способностей, в частности, личность руководителя, качество продукции, инновационная политика фирмы).

В.И. Титов [6] анализирует внутреннюю среду по следующим направлениям (кадровый срез, организационный срез, производственный срез, финансовый срез, маркетинговый срез, организационная культура).

В целях систематизации и структурирования факторов внутренней среды, автором предложено разделить их на процессные и личностные. Процессные факторы включают необходимые элементы функционирования

предприятия. К личностным факторам отнесены элементы взаимодействия между сотрудниками предприятия, руководителем и персоналом. В общем виде факторы внутренней среды организации сгруппированы следующим образом (рисунок 2):

Рисунок 2 - Факторы внутренней среды

Организационные факторы - распределение прав и ответственности на малом предприятии, внутренняя иерархия и система связей.

Производственно-технические факторы включают основные и оборотные средства предприятия, а также средства, из которых создается продукция.

Нормативно-правовые факторы включают соблюдение предпринимателями и сотрудниками нормативно-правовых актов, регулирующих данную деятельность, а также ведение бизнеса в соответствии с нормативными требованиями для организационно-правовой формы предприятия.

Финансовые факторы представляют собой обеспечение эффективного использования и движения денежных средств малого предприятия.

Информационные факторы - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих эффективную коммуникацию всех звеньев малого предприятия.

Автором выделены маркетинговые факторы, т.к. хорошая организация маркетинга - одна из наиболее важных сфер деятельности любого предприятия. Значимость маркетинга объясняется участием в нем двух сторон, без которых невозможен бизнес - клиентов и конкурентов. Именно маркетинг позволяет предприятию стать конкурентоспособным и преуспевающим на рынке [7].

В группу личностных факторов входят: кадровая составляющая, социально-психологические факторы и этические факторы.

В общем виде система факторов, определяющих развитие малого бизнеса, представлена на рисунке 3:

- Природно -климатические

Международные

Рисунок 3 - Система факторов, определяющих развитие малого

бизнеса

В результате анализа, обобщения и уточнения трудов ученых, затрагивающих данную область исследования, с учетом имеющихся подходов к систематизации различных факторов, нами предложена более детализированная классификация. Предлагаемая классификация факторов внешней среды является относительно целостной, т.к. включает факторы прямого и косвенного воздействия, учитывает структуры, с которыми малые предприятия вступают в непосредственное взаимодействие, и общие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса.

Заключение

Таким образом, в предложенной нами классификации, систематизированы и дополнены факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в отраслях сферы услуг. Выделены две группы факторов - факторы внешней среды и факторы внутренней среды. Среди факторов внешней среды выделены факторы косвенного воздействия и факторы прямого воздействия. Факторы прямого воздействия дополнены пунктами «инфраструктура поддержки» и «система государственной поддержки». Факторы внутренней среды разделены на процессные и личностные. Процессные факторы включают необходимые элементы функционирования предприятия. К личностным факторам отнесены элементы взаимодействия между сотрудниками предприятия, руководителем и персоналом.

Библиографический список

1. Экономика предприятия (фирмы) /Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-м, 2007.— 601 с.

2. Предпринимательство [Текст] : учебник для высш. учеб. заведений / М. Г. Лапуста. - М. : Инфра - М, 2012. - 608 с.

3. Чкалова О.В. Классификация внемагазинных форм торговли/ О.В. Чкалова // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 43-51.

4. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, акад. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 525 с.

5. Экономика организации: учебное пособие / В.П. Самарина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов. — Москва: КноРус, 2014. — 319 с

6. Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / В.И. Титов.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.- 352 с.

7. Панюкова В.В. Интернационализация торговли как фактор развития торгового маркетинга в России / В.В. Панюкова // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 2. № 2. С. 74-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.