Научная статья на тему 'Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия'

Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1716
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОР / FACTOR / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL FACTORS / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / INTERNAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салита Светлана Викторовна, Куценко Наталья Адольфовна

Проанализировано понятие «конкурентоспособность предприятия». Рассмотрена и обоснована классификация факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия»

The factors determining the competitiveness of the company Salita S.1, Kutsenko N.2 (Ukraine) Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия Салита С. В.1, Куценко Н. А.2 (Украина)

'Салита Светлана Викторовна /Salita Svetlana - кандидат экономических наук, доцент; 2Куценко Наталья Адольфовна /Kutsenko Nataliya— кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и финансов, Луганский университет им. Владимира Даля, г. Луганск, Украина

Аннотация: проанализировано понятие «конкурентоспособность предприятия». Рассмотрена и обоснована классификация факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия. Abstract: analyzed the concept of «competitiveness of the enterprise». Considered and justified the classification of the factors determining the competitiveness of an enterprise.

Ключевые слова: фактор, конкурентоспособность, предприятие, внешние факторы, внутренние факторы.

Keywords: factor, competitiveness, enterprise, external factors, internal factors.

Современные тенденции экономического развития характеризуются растущей конкурентной активностью предприятий, увеличением конкурентного напряжения на рынках, формированием специфических форм конкурентной борьбы.

Процесс анализа понятия «конкурентоспособность предприятия» является сложным и многолетним. Б. Карлоф считает, что конкурентоспособность - это «положение, которое то или иное предприятие занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими предприятиями» [1, 49]. Й. Шумпетер считает, что конкурентоспособность воплощается в постоянных инновациях, нововведениях, которые позволяют предприятию занимать определенную рыночную нишу [4, 45]. Конкурентоспособность предприятия определяется в соответствии с условиями и особенностями отрасли экономики. Так, С. Позняк рассматривает данное понятие с позиции маркетинговой деятельности [3, с. 5].

Таким образом, несмотря на значительное количество исследований и определений понятия «конкурентоспособность предприятия», остаются нерешенными некоторые вопросы анализа факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия в разных отраслях экономики страны.

Понятие фактор (от лат. Factor - то, что обусловливает) в научных исследованиях используется в двух взаимосвязанных значениях: условие, которое обеспечивает осуществление операций и потенциальная сила, причина изменения результатов деятельности.

Факторами конкурентоспособности являются те или иные причины (существенные обстоятельства), частично влияющие на уровень и характер конкурентоспособности предприятия, или же определяют его полностью [1, с. 131]. И если раньше конкурентоспособность в значительной степени зависела от наличия у предприятия трех основных факторов производства - природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала, развитие производства, технический прогресс и современные процессы глобализации обуславливают появление новых факторов конкурентоспособности и, как следствие, настоятельную потребность в их изучении и систематизации.

Проблема определения конкурентных позиций и факторов, которые на нее влияют, очень важна для определенных сегментов рынка, а также в целом для результативной деятельности предприятий.

К составляющим конкурентной среды можно отнести конкурентов, поставщиков, покупателей (потребителей), производителей товаров - заменителей и потенциально новых (возможных) конкурентов. Анализ работ авторов М. Портера, А. А. Томпсона - А. Дж. Стрикленда, Е. Л. Смольянова и др. показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентную среду организации, а через него и на конкурентоспособность предприятия.

Классификация факторов, определяющих конкурентоспособность организации, приведена в табл. 1.

Классификационный признак Виды факторов

В зависимости от места возникновения(по отношению к конкурентной среде) - Внутренние (возникновение и интенсивность проявления внутренних факторов напрямую зависит от деятельности организаций-составляющих конкурентной среды, состояния ресурсной базы, характера организации системы стратегического управления, системы общего менеджмента). - Внешние (возникновение и интенсивность проявления внешних факторов не зависит от деятельности организаций и обусловливается состоянием внешней среды)

В зависимости от сферы происхождения - научные; -технико-технологические; - управленческие; - экономические; - социально-демографические; - географические; - экологические; - политические

По характеру специализации - общие (оказывают влияние на все составляющие конкурентной среды без исключения); - специфические (оказывают влияние на составляющие конкурентной среды, действующих в пределах, например, определенной области или определенного региона, или действующих на конкретном рынке); - индивидуальные (изменения только отдельной составляющей конкурентной среды)

По продолжительности действия - постоянные - временные

В зависимости от степени полезности - Стимулирующие (факторы, способствующие усилению конкурентных позиций и стимулируют рост конкурентоспособности организации); - Дестимулирующие (факторы оказывают негативное влияние на конкурентные позиции организации и сдерживают процесс роста его конкурентоспособности)

В зависимости от уровня взаимообусловленности - природные (первичные) факторы - это природные ресурсы, географическое положение; - производные (вторичные) - это техника, технология, экономическая среда и др.

По степени возможного контролирующего воздействия со стороны государства и организации - неконтролируемые государством; - контролируемые государством, неконтролируемые организацией; - контролируемые организацией

Изучение приведенных факторов является важной предпосылкой формирования системного видения конкурентной среды, без которого невозможны управления организацией, формирование стратегии и ее практическая реализация на рынке.

Таким образом, особое значение в современных условиях длительной институциональной нестабильности приобретает необходимость формирования системы адаптации организации к конкурентной среде и установления влияния, предоставляющих изменений внешней среды, на производственно-технологические и организационно-экономические основы организации.

Профессор Гарвардского университета М. Портер предлагает делить все факторы конкурентоспособности предприятия на несколько типов [3, с. 94]. Во-первых, на основные и развитые факторы. Основными факторами являются природные ресурсы, климатические условия, неквалифицированная и полуквалифицированные рабочая сила и т. п. Развитые факторы - современная инфраструктура обмена информацией на предприятии, высококвалифицированные кадры и исследовательские отделы. Другим признаком распределения факторов конкурентоспособности является уровень специализации. Все факторы конкурентоспособности делятся на специализированные и общие. К специализированным факторам относятся: узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных областях знаний и тому подобное. Общие факторы встречаются часто и дают ограниченные конкурентные преимущества, а специализированные факторы создают долгосрочные условия для обеспечения конкурентоспособности. И существует еще один принцип классификации по Портеру - распределение факторов конкурентоспособности на естественные и искусственно созданные. Природные включают географическое положение, природные ресурсы. Искусственно созданные факторы - это факторы более высокого порядка, которые обеспечивают более устойчивую и высокую конкурентоспособность.

Достаточно большое количество ученых и их последователей предлагают классифицировать факторы конкурентоспособности на внутренние и внешние или эндогенные и экзогенные.

Внутренними факторами конкурентоспособности предприятие может самостоятельно и полностью управлять. Их фактическое присутствие зависит только от системы управления на предприятии и отношения владельцев к своему бизнесу. К ним можно отнести: деятельность руководства предприятия, систему технического оснащения, сбыт продукции, финансовое обеспечение, инновации, доступ к качественным и дешевым ресурсам, то есть потенциальные возможности самого предприятия, производственно -технологический, научно-технический, маркетинговый, кадровый, финансовый потенциал.

Внешние факторы влияют не только на формирование конкурентной среды, но и на конкурентоспособность предприятия. К ним относят меры государственного экономического и административного влияния, деятельность общественных институтов, основные характеристики рынка, конкурентов, контрагентов, инфляционные процессы, уровень квалификации рабочей силы, политические процессы и другие.

Итак, с целью более глубокого понимания природы конкурентной среды были рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия определяет ряд факторов. В зависимости от области функционирования предприятия, степени его самостоятельности (интегрированности), выбора приоритетных направлений в исследовании конкурентоспособности предприятия целесообразно выбирать ту или иную систему факторов конкурентоспособности предприятий. Важно понимание того, что при правильном управлении каждый фактор способен содействовать формированию дополнительных конкурентных преимуществ, поэтому важным является определение методов и направлений управления факторами конкурентоспособности предприятия.

Литература

1. Карлоф Б. Деловая стратегия [Текст]: концепция, содерж., символы: пер. с англ. / Б. Карлоф; ред. Е. В. Виноградова. М.: Экономика, 1991. 239 с.

2. Позняк С. В. Маркетинговий анатз конкурентних позицш тдприемств Украши (на прикладi харчово! промисловоста): автореф. дис. ... канд. екон. наук: 08.07.01 «Економжа промисловоста» / С. В. Позняк. К., 2003. 20 с.

3. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран Пер. с англ. / под ред. Щетинина В. Д. М. Международные отношения, 1993. 896 с.

4. Joseph A. Schumpeter The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle (1912/1934) / Joseph A. Schumpeter (Author) with a new introduction by John E. Elliott // Transaction Publishers, 1982. January 1, 244 p.

The effectiveness of the financial activities of a commercial bank: problems and directions of improvement Rakhmanaya I. (Ukraine) Эффективность финансовой деятельности коммерческого банка: проблемы и направления повышения Рахманая И. А. (Украина)

Рахманая Ирина Анатольевна / Rakhmanaya Iryna- кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и финансов, Луганский государственный университет им. Владимира Даля, г. Луганск, Украина

Аннотация: в статье анализируются основные финансовые показатели, характеризующие эффективность финансовой деятельности банков Украины и России, а также предложены этапы управления эффективностью финансовой деятельностью банка.

Abstract: the article analyzes the main financial indicators characterizing the effectiveness of the financial activities of banks of Ukraine and Russia, as well as the proposed performance management stages of the bank's financial activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.