УДК 656
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ВОЗДУШНОГО СУДНА
А. Р. Муштат, Е. В. Белякова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е- mail: angelina_mushtat@mail.ru
В статье показана роль авиаперевозок в социально-экономическом развитии региона, обоснована необходимость реновации парка воздушных судов региональных авиакомпаний, выделены и проанализированы факторы, влияющие на выбор воздушного судна.
Ключевые слова: региональные авиаперевозки, воздушное судно, авиакомпания, аэропортовая инфраструктура.
ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE CHOICE OF AIRCRAFT
А. R. Mushtat, E. V. Belyakova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е- mail: angelina_mushtat@mail.ru
The article considers the role of air transportation in socio-economic development of the region, the need to renovate the aircraft fleet of regional airlines is substantiated, the factors influencing the choice of aircraft are highlighted and analyzed.
Keywords: regional air transportation, aircraft, airline, airport infrastructure.
Региональная авиация играет большую роль в социально-экономическом развитии как отдельных субъектов РФ, так и страны в целом. Особое значение система авиасообщений имеет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Региональное авиасообщение является социальным видом транспорта в Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО, Красноярском крае, так как для этих территорий авиация - основной способ обеспечения круглогодичной транспортной доступности. В частности, на территории Красноярского края расположено более 80 населенных пунктов, где воздушный транспорт, зачастую, является единственным средством обеспечения транспортной доступности.
Однако, старение и ожидаемое выбытие существующего парка воздушных судов, эксплуатируемых на региональных воздушных линиях, создают угрозу возникновения дефицита авиатехники для выполнения задач обеспечения доступности населенных пунктов. Так, например, средний возраст техники парка региональных воздушных судов в Красноярском крае составляет 25-30 лет, а затраты на поддержание ее летной годности растут с каждым годом [1]. В связи с этим, особо актуальным, в том числе и для Красноярского края, становится вопрос реновации регионального парка воздушных судов (ВС).
Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
Процесс выбора регионального судна начинается с формирования требований к воздушным судам для эксплуатации на территории региона, которое производится на основе анализа факторов внешней среды функционирования и условий эксплуатации: географическое расположение, климатические условия, спрос на авиаперевозки, состояние аэропортовой и аэродромной инфраструктуры и др. Рассмотрим влияние данных факторов на выбор воздушного судна для авиакомпаний Красноярского края.
Главной экономико-географической особенностью Красноярского края является значительная протяженность территории, которая составляет более 2,5 тысяч километров с Юга на Север. При выборе ВС необходим такой самолет, который смог бы преодолеть данное расстояние. Например, расстояние между региональным центром - городом Красноярском и городом Норильском, расположенным на севере региона, составляет 1500 км. В настоящее время между данными городами используется прямое сообщение. Другой пример - самый северный населенный пункт как региона, так и страны в целом - поселок Диксон. Расстояние между ним и Красноярском более чем 2000 км и добраться до данного поселка можно только с несколькими пересадками.
Северные районы имеют низкую плотность и подвижность населения, а также его платежеспособность [2]. Это обусловливает низкую интенсивность пассажиропотоков и, как следствие - убыточность деятельности региональных авиакомпаний. Низкая плотность населения и их покупательная способность не позволяют поддерживать необходимую частоту рейсов и финансировать содержание аэропортовой и аэродромной инфраструктуры, в следствие чего могут повыситься аэропортовые сборы и стоимость билетов.
Низкая плотность населения связана с особенностями региона. Территория Красноярского края располагается в нескольких климатических поясах - в арктическом, субарктическом и умеренном [3]. Для северных районов характерны низкие зимние температуры, где безморозный период составляет от 1 до 3-х месяцев в году. Зимой температура опускается ниже отметки в -40°С, а летом может редко подниматься выше +10°С. Кроме температурных характеристик важно учитывать влажность воздуха, скорость ветра и их особенности сочетания между собой.
Каждый из вышеперечисленных параметров специфичен по степени воздействия на воздушное судно и его составляющие - двигатели, системы и оборудование. После суточного нахождения ВС на открытом пространстве при -40°С наблюдается просадка амортизационных стоек шасси, потеря герметичности резиновых уплотнений, что в результате провоцирует течь в гидрожидкостях. Для сохранения работоспособности различных систем ВС или цифрового оборудования (гидравлической, водяной, топливной системы и др.) при таких температурах для длительного хранения или ночной стоянки необходим ангар.
При выборе ВС важно учесть состояние аэропортовой или аэродромной инфраструктуры. Инфраструктура включает в себя аэровокзалы, взлетно-посадочные полосы, наземные объекты для ВС, системы безопасности, вспомогательные службы и помещения [4]. На сегодняшний день большая часть основных фондов аэропортов и аэродромов региона является изношенной, либо разрушенной на 80-90%. Данные объекты являются социально-значимыми для жителей региона, и они должны соответствовать требованиям федеральных законов, устанавливающих правила эксплуатации, транспортной безопасности и реконструкции такого рода объектов. Государство старается сохранять и поддерживать данные объекты. С учетом состояния инфраструктуры выбранное воздушное судно должно иметь способность взлетать и садиться со слабо подготовленных и, тем более, грунтовых ВПП аэродромов.
Между тем, аэропортовая и аэродромная инфраструктура нуждается в постоянном обслуживании, расчистке от снега в зимний период, охране, текущем и капитальном ремонте [5]. Расходы владельцев посадочных площадок в такой ситуации могут быть возмещены
только за счет авиаперевозчиков, поскольку муниципальные образования в силу ограниченности бюджетов не могут нести данные расходы. За счет таких расходов меняется и стоимость авиабилетов даже при условии их субсидирования. Кроме этого, собственники аэропортовой инфраструктуры могут резко повысить ставки аэропортовых сборов, которые не регулируются государством, особенно в аэропортах и на посадочных площадках, обслуживающих одного авиаперевозчика.
Рассмотренные факторы позволяют определить наиболее подходящее воздушное судно для региональной авиации. Оно должно преодолевать расстояние от 500 до 1500 км, при этом оптимальное количество пассажирских мест может составлять от 20 до 70 мест и данное количество должно удовлетворять существующий спрос и не приносить больших убытков при малой заполняемости рейса. Кроме этого, ВС должно быть морозоустойчивым к температурам ниже -40° С и иметь возможность хранения без ангара при данных температурах. Также важно учесть состояние аэропортовой или аэродромной инфраструктуры, в которую входят ангары для хранения ВС и взлетно-посадочные полосы, которые могут быть слабо подготовлены и судно должно быть способным к взлету с них и посадке.
На данный момент российские разработчики ведут испытания нового турбовинтового самолета Ил-114-300, который идеальной подходит для региональной авиации [6]. Обновленный самолет отвечает современным стандартам, он легче и экономичнее устаревших самолетов Ан-24 и Ан-26, которые составляют основу регионального авиапарка. Воздушное судно способно выдержать перепад температур от +45°С до -55°С. Кроме этого, самолет способен совершать взлет и посадку на сложных коротких полосах, что делает данный самолет пригодным для большинства аэродромов Красноярского края. Однако серийное производство начнётся только с 2023 года и до этого момента авиакомпании вынуждены выбирать зарубежные альтернатива.
Библиографические ссылки
1. Акбулатов, Т.Э. Проблемы развития авиасообщений северных территорий Красноярского края / Т. Э, Акбулатов, Е. В. Белякова, Л. В. Ерыгина // Решетневские чтения: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева (11-15 нояб. 2019, г. Красноярск). Красноярск, 2019. Ч. 2. С. 522-524.
2. Горшкова, И. В. Проблемы управления развитием малой авиации и авиатранспорта малонаселенных регионов России / И. В. Горшкова, В. В. Клочков // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 47(374). - С. 36-51.
3. Горбунов, В. П. Проблемы эксплуатации современных самолетов в условиях низких и сверхнизких температур Сибири, Севера и Арктики / В. П. Горбунов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2014. -С. 110-114.
4. Аэропортовая инфраструктура [Электронный ресурс]. URL: http://evenkya.ru/news/aeroport-1711.html (дата обращения: 04.03.2021).
5. Развитие авиаперевозок в Арктике [Электронный ресурс]. URL: https://energy.s-kon.ru/razvitie-aviaperevozok-v-arktike/ (дата обращения: 04.03.2021).
6. Супербезопасный: на авиазаводе в Луховицах раскрыли секреты сборки новейшего Ил-114-300 [Электронный ресурс]. URL: https://tvzvezda.ru/news/202148425-N0Qih.html (дата обращения: 10.03.2021).
© Муштат А. Р., Белякова Е. В., 2021