Научная статья на тему 'Факторы, обусловливающие конкурентоспособность молочного скотоводства на Северо-Западе России'

Факторы, обусловливающие конкурентоспособность молочного скотоводства на Северо-Западе России Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
294
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Матвеева М. Е., Семкив Л. П.

Выделены основные факторы, обусловливающие конкурентоспособность молочной отрасли. Дан экономический анализ эффективности интеграционных процессов на Северо-Западе России, устойчивости рынков сбыта, кормовой базы молочного скотоводства и продуктивности коров, племенной работы, энерговооруженности, внедрения современных технологий производства молока. Намечены ближайшие перспективы развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, обусловливающие конкурентоспособность молочного скотоводства на Северо-Западе России»

УДК 636.2

М.Е.Матвеева, Л.П.Семкив

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ

The main factors, causing competitiveness of dairy branch, are pointed out. The article dwells upon economic analysis of the effectiveness of integration processes in North-West region of Russia, of market stability, forage reserve of cattle breeding and productivity of cows, pedigree work, installed power per employee of introduction of modern technologies of milk production. The nearest perspectives of branch-development are outlined.

Анализ экономического состояния молочного скотоводства в общем по России показывает, что в 2003 г. себестоимость производства 1 ц молока в сельхозпредприятиях возросла к уровню 2002 г. на 9% и составила 429 руб., рентабельность от его реализации увеличилась на 5,8 пункта и составила 6,6%. А в Северо-Западном федеральном округе рентабельность от реализации молока составила 12,5%. Ленинградская область имеет лучшие показатели в стране по молочному животноводству и остается лидером по производству молока на Северо-Западе России. Так, если в 2003 г. средний надой молока на 1 корову в сельхозпредприятиях России составил 2997 кг, то в Ленинградской области надоено по 5784 кг [1,2].

Состояние отечественной молочной отрасли едва ли можно назвать благополучным. Большое количество сельскохозяйственных предприятий молочного направления не могут справиться с ростом цен на энергоносители и промышленную продукцию, используемую в сельскохозяйственном производстве. Не менее важными причинами, препятствующими производству молока являются трудности с реализацией продукции из-за отсутствия гарантированных рынков сбыта по ценам, устраивающих поставщиков, отсутствие должной государственной поддержки отрасли и инвестиций в нее, изношенность техники и оборудования, которыми оснащено молочное скотоводство (свыше 80% их выработало нормативный срок эксплуатации), отсутствие должного внимания совершенствованию племенной работы, недостаточность развития кормопроизводства и др.

Стабильно функционировать, развиваться и выдержать конкуренцию в современных условиях рыночной экономики могут только те хозяйства, где в первую очередь решаются вопросы, обуславливающие конкурентоспособность молочного скотоводства.

Можно выделить несколько факторов, обеспечивающих относительно неплохие показатели в молочном скотоводстве на Северо-Западе России:

— интеграционные процессы,

— устойчивые рынки сбыта,

— кормовая база,

— селекционная работа,

— энерговооруженность и применение прогрессивных механизированных технологий.

Экономическая оценка эффективности интеграционных процессов на Северо-Западе России позволила установить следующее.

Произошло укрупнение сильных хозяйств в результате их интеграции с предприятиями-банкротами. Так, в 2001 г. площади сельскохозяйственных угодий наиболее крупных и эффективно работающих хозяйств на Северо-Западе России по сравнению с 1995 г. значительно увеличились. Земельный фонд 13 лучших сельхозпредприятий Ленинградской области вырос за этот период на 1400 га. Значительно увеличился производственный потенциал сельхозпредприятий. В Ленинградской области инвестор ООО «Оять» Лодейно-польского района АО «Энергомашбанк» построил цех по переработке молока. Продовольственная компания «Ленкомм» поставила холодильники пяти молочным хозяйствам Приозерского района. В Гатчинском районе интеграция позволила ЗАО «Нива» установить шведское оборудование по розливу и упаковке молока. Обретенный производственный потенциал активно используется. Так, например, в Лужском районе промышленное предприятие АО «Балтстройкомплект» направило 5 млн руб. в животноводство ЗАО «Агропромышленное предприятие «Северная Звезда». И в результате продуктивность коров за год выросла с 3 л до 12,5 л молока в сутки. Интеграция способствовала снижению себестоимости сельхозпродукции, увеличению объемов производства, росту прибыли от реализации продуктов сельского хозяйства [3].

Анализ устойчивости рынков сбыта выявил, что потенциальная емкость рынка молока предоставляет молочной отрасли благоприятные возможности. Так, на 6,5 млн жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2002 г. в регионе было произведено 620 тыс. т молока, т.е. всего 92 кг на человека. Это на 150 кг меньше, чем в среднем по России, и обеспечивает фактический уровень потребления лишь на 40%. Следовательно, сельскохозяйственные предприятия могут увеличивать производство молока без отрицательного влияния на рыночную конъюнктуру [4].

Исследования последних лет [2,5] показали, что длительное хозяйственное использование и высокая продуктивность коров при сохранении их хорошей воспроизводительной способности могут быть гарантированы только при полноценном кормлении. Повышение молочной продуктивностит коров при включении в рацион комбикормов составляет 1525%, а белково-витаминных добавок — 6-12%. Использование передовых технологий заготовки и хранения, применение химических консервантов повышает качество кормов и уменьшает потери питатель-

ных веществ до 40-50%. На Северо-Западе России предусматривается комплекс мер по укреплению кормовой базы животноводства при увеличении доли выращиваемых бобовых и масличных кормовых культур, успешно произрастающих в нашем регионе.

Было проведено сравнительное изучение особенностей продуктивности коров разных пород, разводимых в Северо-Западном регионе (айрширской, черно-пестрой, холмогорской и ярославской) [6]. Нельзя не заметить, что использование айрширов в хозяйствах Северо-Западной зоны показало высокий потенциал их молочной продуктивности в сочетании со способностью сохранения нормальной воспроизводительной функции при высокой лактационной нагрузке. Также в регионе в качестве улучшающих пород при разведении холмогорского, черно-пестрого и ярославского скота используют голштинскую и айрширскую породы. Как известно, выявлено значительное преимущество айрширского скота по пригодности к машинному доению, форме вымени, интенсивности молокоотдачи. Что касается чернопестрой породы скота, то за 390 дней технологического цикла в условиях интенсивного выращивания и откорма бычки этой породы превзошли аналогов ярославской и айрширской пород по живой массе на 28,3 — 32,2 кг. Таким образом, на основе обобщенного анализа авторы исследования рекомендуют расширить зону разведения скота черно-пестрой и айршир-ской пород в Северо-Западном регионе. Эффект по жирномолочности достигнут в тех хозяйствах Северо-Запада России, где наряду с хорошим кормлением проявилась оптимальная сочетаемость линий и групп.

В молочном скотоводстве предстоит добиться увеличения сети племенных хозяйств, способных обеспечить потребности в быках и коровах, обладающих высокими племенными качествами. Предлагается иметь в племенных стадах не менее 9-10% скота молочных пород к 2010 г. Усложнение производства, более высокий уровень племенной работы требуют внедрения новых информационных технологий. Использование персональных компьютеров позволяет упорядочить племенной учет, помогает при расчете рационов, а также при планировании работы отрасли [7].

Одним из важнейших факторов, обуславливающим конкурентоспособность молочного скотоводства на Северо-Западе России, является внедрение современных технологий производства молока. Например, в Новгородской области после модернизации, проведенной в 10 хозяйствах Батецкого, Кре-стецкого, Шимского, Хвойнинского и Пестовского районов, поголовье коров увеличилось на 4%, валовое производство молока — на 46%, продуктивность повысилась с 2675 кг в 2000 г. до 3751 кг в 2002 г. В ряде районов Новгородской области при поддержке администрации городов и районов открыты приемные пункты молока, снабженные холодильным оборудованием, что позволило собрать и закупить у населения области в 2003 г. 9,2 тыс. т молока (106% к уровню 2002 г.).

Дальнейшее развитие молочного скотоводства возможно при условии повышения продуктивности крупного рогатого скота, что невозможно без привлечения инвестиций для развития молочного скотоводства. Хотя практика показывает, что для получения продуктивности до 3000 кг молока существенных затрат от производителей не требуется [8].

Таким образом, конкурентоспособность молока зависит от целого ряда экономических, организационных, технологических мероприятий, направленных на повышение продуктивности, снижение издержек и повышение привлекательности отрасли.

1. Данкверт А., Шичкин Г. // Молочное и мясное скотоводство. 2004. №5. С.1-5.

2. Касторонов Н. // Молочное и мясное скотоводство. 2004. №7. С.2-4.

3. Гречанюк С. // АПК: экономика, управление. 2004. № 3. С.36-42.

4. Суровцев В.Н. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. №5. С.36-38.

5. Малахов С. // АПК: экономика, управление. 2003. №9. С.61-66.

6. Чурбаков Ю.А., Бильков В.А. // Зоотехния. 2001. №3. С.22-24.

7. Черекаев А.В., Стрекозов Н.И., Погодаев С.Ф. и др. // Зоотехния. 2001. №3. С.2-5.

8. Бойцов А.С. // Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 9. С.5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.