Научная статья на тему 'Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников'

Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1341
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕТА-АНАЛИЗ / УЧЕНИК / СЕМЬЯ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ / LEARNING PERFORMANCE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / META-ANALYSIS / PUPIL / FAMILY / SCHOOL / TEACHER / WELL-BEING / PARENTAL EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачков Игорь Викторович, Вачкова Светлана Николаевна

В статье представлен анализ зарубежных исследований, посвященных влиянию различных факторов на психологическое здоровье школьников и успешность их обучения. Важнейшими из этих факторов оказываются сам ученик, семья, школа в целом и учитель. При этом влияние указанных факторов, согласно полученным данным, часто оказывается совсем не таким, как представляется обыденному сознанию. Рассмотрение результатов проведенных за десятилетия исследований позволило авторам сделать вывод о превалирующей роли ученика и его собственных усилий в успешности обучения и в состоянии его психологического здоровья. Хроническое заболевание ребенка, вопреки устоявшемуся мнению, хоть и негативно сказывается на учебных успехах и психологическом здоровье школьника, но его влияние не слишком велико. Гораздо большее значение имеют ожидания родителей от ребенка, их эмоциональная поддержка и вера в него. Также важными факторами являются особенности школьной культуры и уклад школы. Кроме рассмотрения зарубежных исследований, в статье описываются характеристики нескольких наиболее успешных американских школ, в которых факторы образовательной среды выражены особенно ярко и изучение которых было проведено самими авторами. Также в статье показано, что сильное влияние на успешность обучения и психологическое здоровье школьников оказывает то, какие отношения сложились у них с учителями. Даже если другие внутришкольные факторы не слишком позитивны, учитель, умеющий воспринимать точку зрения учеников на те или иные вопросы, может оказывать значительное положительное воздействие на их учебные успехи и самочувствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND PSYCHOLOGICAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

The article presents an analysis of foreign studies dealing with the impact of various factors on the psychological health of schoolchildren and the success of their education. The most important of these factors are the pupil, the family, the school on the whole and the teacher. At the same time, the influence of these factors, according to the findings, often turns out to be quite different from what it seems to the ordinary consciousness. A study of the results of decades of research has allowed the authors to make a conclusion about the dominant role of the pupil and his or her own efforts in the success of learning and in the state of his/her psychological health. A chronic disease of the child, contrary to the established opinion, though negatively affects the educational success and psychological health of the pupil, has no great influence on his or her performance. Much more important are the expectations of parents of the child, their emotional support and faith in him. Other important factors are the peculiarities of the school culture and the school routines. In addition to considering foreign studies, the article describes the characteristics of several of the most performant American schools, in which the factors of the educational environment are expressed with particular clarity and the study of which has been conducted by the authors themselves. The article also shows that the relationships developed with teachers strongly influence the success of education and psychological health of pupils. Even if other intra-school factors are not positive, a teacher who is able to take the point of pupils on certain issues may have a significant positive impact on their academic performance and well-being.

Текст научной работы на тему «Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников»

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология

2018. Вып. 50. С. 73-86

и психологии Московского педагогического государственного университета, Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., 6 [email protected]

ORCID 0000-0001-7784-7427

Вачкова Светлана Николаевна, д-р пед. наук, доцент, директор Института системных проектов, Московский городской педагогический университет, Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1 [email protected]

ORCID 0000-0002-3136-3336

Вачков Игорь Викторович, д-р психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики

Факторы образовательной среды

и психологическое здоровье школьников И. В. Вачков, С. Н. Вачкова

Аннотация: В статье представлен анализ зарубежных исследований, посвященных влиянию различных факторов на психологическое здоровье школьников и успешность их обучения. Важнейшими из этих факторов оказываются сам ученик, семья, школа в целом и учитель. При этом влияние указанных факторов, согласно полученным данным, часто оказывается совсем не таким, как представляется обыденному сознанию. Рассмотрение результатов проведенных за десятилетия исследований позволило авторам сделать вывод о превалирующей роли ученика и его собственных усилий в успешности обучения и в состоянии его психологического здоровья. Хроническое заболевание ребенка, вопреки устоявшемуся мнению, хоть и негативно сказывается на учебных успехах и психологическом здоровье школьника, но его влияние не слишком велико. Гораздо большее значение имеют ожидания родителей от ребенка, их эмоциональная поддержка и вера в него. Также важными факторами являются особенности школьной культуры и уклад школы. Кроме рассмотрения зарубежных исследований, в статье описываются характеристики нескольких наиболее успешных американских школ, в которых факторы образовательной среды выражены особенно ярко и изучение которых было проведено самими авторами. Также в статье показано, что сильное влияние на успешность обучения и психологическое здоровье школьников оказывает то, какие отношения сложились у них с учителями. Даже если другие внутришкольные факторы не слишком позитивны, учитель, умеющий воспринимать точку зрения учеников на те или иные вопросы, может оказывать значительное положительное воздействие на их учебные успехи и самочувствие.

Введение

Влияние образовательной среды на здоровье школьников неоспоримо. Это утверждение верно как в отношении физического, так и в отношении психологического здоровья, но остановимся мы на психологическом здоровье, которое теснейшим образом связано с эмоциональным состоянием детей, ощущением благополучия и успешности. О том, что образование влияет на субъективное благополучие человека, говорят многочисленные зарубежные исследования1. Оказалось, что образование в большей степени влияет на чувство удовлетворения жизнью и чуть в меньшей степени — на ощущение счастья.

Но какие факторы определяют позитивное эмоциональное состояние и чувство успешности в образовательной среде?

В данной статье мы проанализируем исследования (в основном зарубежные), посвященные факторам, влияющим на учебные успехи школьников, оказывающим развивающее воздействие на их личность и обеспечивающим в конечном итоге их психологическое здоровье.

Проведенный обзор исследований, большей частью являющихся результатами метаанализа2, ярко продемонстрировал, что очень часто наши привычные представления о таких факторах и о том, как образовательная среда воздействует на школьников, оказываются мифами, имеющими малое отношение к реальности.

Стремление к инновациям, желание как можно быстрее внедрить «модные» методы, формы, средства преподавания в систему образования характерны не только для нашей страны — то же самое происходит и в передовых странах Европы и Америки. Известный специалист в области изменений М. Фуллан пишет о том, что одна из самых серьезных проблем современных школ состоит не в том, что они «сопротивляются инновациям, а во фрагментарности, перегрузке и непоследовательности бессистемного и некоординированного внедрения слишком большого количества инноваций, с которыми школы не в состоянии справиться»3. При этом и у нас, и у них идут бесконечные дискуссии о способах и методах обучения, новых педагогических подходах и общих принципах образования. Вместе с тем логичнее было бы обратиться к результатам уже имеющихся многочисленных научных исследований, в первую очередь, метаанализов, в которых показана мера эффективности разных методов, стратегий обучения и организационных процедур, используемых в образовании. Синтез таких мета-анализов проведен в очень интересной работе Д. Хэтти4.

1 См.: Witter R. A., Okun M. A., Stock W. A., Haring M. J. Education and subjective well-being: A meta-analisis // Educational evaluation and policy analysis. 1984. Vol. 6. № 2. P. 165-173.

2 Метаанализ — понятие научной методологии, означающее объединение результатов разных исследований и выделение общей единицы измерения (размер эффекта), что позволяет соотнести эти результаты и измерить общие размеры эффекта.

3 Fullan M., Stiegelbauer S. The new meaning of educational change. 2nd ed. London, 1991. P. 197.

4 Хэтти Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / В. К. Загвоздкин, Е. А. Хамраева, ред. М., 2017.

Можно задаться, например, таким вопросом, относительно которого не угасают споры: чей вклад в учебные успехи конкретного школьника выше — его самого, учителя или школы? Так вот, на основе проведенного метаанализа размеров эффекта Р. Марцано полагает, что вклад ученика в повышение успеваемости составляет 80%, педагога — 13%, а школы — 7%5. Иными словами, неважно, в какую школу пойдет учиться ваш ребенок — в большей части его успехи будут зависеть от него самого. А если он попадет к талантливому учителю, то даже в самой плохой школе он либо останется на прежнем уровне, либо достигнет еще больших высот.

Впрочем, следует еще учитывать такие источники влияния, как учебная программа, стратегии и методы преподавания и, конечно же, семью, чья роль в учебной успешности и сохранении психологического здоровья ученика — вопреки довольно распространенному мнению, как показывают исследования, оказывается значительно выше, чем школы.

Кратко опишем результаты исследований, в которых изучалось влияние некоторых из вышеназванных факторов на успешность обучения.

Ученик

Какие же аспекты можно выделить во влиянии самого ученика на свою успешность? Исследования показали, что предыдущие достижения ребенка обусловливают последующие. Оказывается, если ребенок был успешен в дошкольном возрасте, то весьма вероятной будет его успешность в начальной школе6. Такая же закономерность выявлена для старших классов и вузов, для вузов и последующей жизни. Вообще можно говорить о наличии связи между школьными успехами и успехами в жизни. Впрочем, если в школе у ребенка была низкая успеваемость, это не означает, что он не сможет сделать прекрасную карьеру и подняться на «социальном лифте». Многие бывшие двоечники во взрослом возрасте оказываются успешнее своих одноклассников-отличников.

Большое значение в достижении успеха в школе имеет мотивация, которая оказывается максимальной, когда школьник ощущает себя компетентным и достаточно самостоятельным, способен ставить перед собой высокие цели, имеет обратную связь от учителя о своем продвижении и пользуется авторитетом.

Негативное влияние на психологическое здоровье и успешность обучения оказывает тревожность, которая, кстати, одинакова у мальчиков и девочек. При этом тестовая тревожность изнуряет организм сильнее, чем общая7. Чрезмерное увлечение тестами, характерное для некоторых современных образовательных организаций, очевидным образом неполезно для здоровья школьников.

Любопытный факт относительно влияния хронического заболевания на успеваемость, обнаруженный исследователями, опровергает убежденность многих родителей больных детей, что болезнь очень сильно мешает его учебе. Ока-

5 См.: MarzanoR. J. A new era of school reform: Going where the takes us. Aurora, CO, 2000.

6 См.: Duncan G. J., Dowset C. J., Claessens A. School readiness and later achievement // Development Psychology. 2007. № 43 (6). P. 1428-1446.

7 См.: Seipp B. Anxiety and academic performance: A meta-analisis of findings // Anxiety, stress, and coping. 1991. Vol. 4. № 1. P. 27-41.

зывается, такое влияние невелико, хотя, разумеется, и негативно. При этом не удалось выявить принципиальной разницы между влиянием различных хронических заболеваний на размер эффекта (сравнивались онкология, диабет, анемия, расстройства пищеварения и др.).

Занятия физкультурой в школе позитивно влияют не только на здоровье детей, но и на их поведение. Более того: как выяснилось в исследовании В. Строн-га с соавторами, включение физкультуры в учебный план способствовало пусть небольшому, но позитивному сдвигу в учебных результатах по другим предметам8. Что особенно интересно, увеличение часов занятий физическим воспитанием за счет других предметов не привело к снижению успеваемости по этим предметам.

На психологическое здоровье детей положительное влияние оказывает расовая идентификация, т. е. степень позитивности их представлений о своей этнической принадлежности. Если эта степень высока, то учебные результаты становятся лучше, адаптация к новым условиям происходит успешнее, такие дети более общительны и открыты и реже вовлекаются в противоправную дея-тельность9. Таким образом, в многонациональных образовательных организациях следует проводить специальную работу по формированию расовой идентификации.

Семья

Как ни покажется странным, но состав семьи (полная или неполная) не оказывает серьезного влияния на учебные успехи ребенка, так же как участие (или неучастие) отца в воспитании ребенка. А вот социально-экономический статус семьи имеет большее значение. При этом домашняя среда, включающая в себя социально-психологическую обстановку и интеллектуальную стимуляцию в семье, влияет еще больше. Но можно задаться вопросом: означает ли интеллектуальная стимуляция вовлеченность родителей в учебу детей? Хорошо это или плохо, если родители постоянно и глубоко вовлечены в учебную деятельность своего ребенка? Такая вовлеченность может оказаться низкоэффективной и даже негативной, если она сводится к надзору, контролю за выполнением домашних заданий, отслеживанием того, сколько времени ребенок тратит на телевизор, компьютер, общение с друзьями, поддержанию жесткой дисциплины. И вовлеченность может позитивно воздействовать на образовательные устремления детей, если родители оказывают им эмоциональную поддержку, вдохновляют их, показывают свою уверенность в их результативности, демонстрируют высокие ожидания по отношению к ним. Именно родительские ожидания и вера в них влияют на детей больше всего.

8 Cm.: Strong W. B., Malina R. M., Blimkie C. J. R. Evidence based physical activity for school-age youth // The Journal of Pediatrics. 2005. Vol. 146. № 6. P. 732-737.

9 Cm.: Allen M. The role of teacher immediacy as a motivational factor in student learning: Using meta-analysis to test a causal model // Communication Education. 2006. Vol. 55. № 1. P. 21-31.

Школа

Влияние школы на учебные успехи и психологическое здоровье детей складывается из целого ряда факторов: общешкольных (степень финансирования, тип школы, структура школы, руководство, школьный уклад и культура), профессионализм учителей и используемые ими стратегии обучения, внутрикласс-ные (психологический климат, отношения с одноклассниками, особенности социометрической структуры).

Остановимся на рассмотрении именно общешкольных факторов.

Как оказалось, уровень финансирования и тип школы слабо влияют на учебные успехи детей. Это кажется странным, ведь опыт отечественного образования вроде бы указывает на явную зависимость между финансированием и успехами детей: школы, находящиеся на первых местах образовательных рейтингов, как правило, обладают и более мощными финансовыми ресурсами, чем школы с меньшими достижениями. Можно предположить, что обнаруженная слабая связь финансирования и учебных результатов определяется тем, что исследования проводились в богатых странах, таких как США и Великобритания, где разница в средствах, выделяемых школам, не слишком велика. В нашей стране это, увы, не так.

Что касается факторов, связанных со структурой школы, то тут исследователи обнаружили важный и для нас факт: существует оптимальная численность учащихся школы10. Автор исследования указывает, что образовательный процесс становится менее эффективным, если наполняемость школы превышает 800 человек. В других исследованиях также подтвердились эти данные: для получения высоких результатов оптимум числа учащихся — от 600 до 900 человек. Кроме того, обнаружилось, что в школах с такой наполняемостью более позитивный психологический климат, между детьми и взрослыми складываются доверительные отношения, возникают личностно окрашенные социальные взаимодействия. А это не может не способствовать психологическому здоровью школьников.

На основе этих данных можно смело утверждать, что образовательная политика, повсеместно реализующаяся в России, направленная на укрупнение образовательных организаций, как минимум неполезна для здоровья школьников и снижает размер эффекта.

Особое значение, как выяснилось в ряде исследований11, для успехов учеников имеет влияние директора. Если директор фокусируется на успеваемости учеников и стратегиях обучения, то его влияние становится очень важным фактором. При этом, что важно для вопроса о психологическом здоровье, происходит рост показателя эмоционального развития. Особенно сильное влияние директор имеет на результаты младших школьников.

При анализе влияния на успешность и психологическое здоровье школьников нельзя не учесть особенностей школьной культуры и уклада школы. При рас-

10 См.: Stekelenburg C. R. The effects of public high school size on student achievement: A metaanalysis. Unpublished ed. Georgia, 1991.

11 См., например: Brown L. I. A meta-analysis of research on the influence of leadership on student outcomes. Unpublished Ph.D. Virginia, 2001.

смотрении этого вопроса позволим себе поделиться собственным опытом знакомства с рядом лучших американских школ, которые удалось посетить.

В школах США большое внимание уделяется формированию своего особого уклада, фундаментом которого становится стиль взаимоотношений между участниками образовательных отношений. При этом ни в одной из школ нам не удалось увидеть развернутого плана воспитательной работы как отдельного системного процесса. Складывается впечатление, что воспитательные воздействия как бы «рассыпаны» в образовательном пространстве и естественным образом включены в процесс обучения.

Очень показателен в этом отношении урок естествознания, на котором удалось присутствовать в школе GLOBAL MONARCH ACADEMY и который был проведен в форме ролевой игры по экологии. Этот урок очень хорошо продемонстрировал, насколько эффективно решались учителем образовательные (и, в частности, воспитательные) задачи. Погрузившись в роль животного, ребенок глубоко проживает те драматические события, которые происходят с ним в случае негативных изменений экосистемы. В результате он не только знакомится с новыми экологическими понятиями, но и ненавязчиво учится бережно относиться к окружающей среде и флоре и фауне.

Кроме того, в каждой школе имеются собственные традиции и ритуалы, которые четко соблюдаются. Например, в Балтиморской международной академии (BALTIMORE INTERNATIONAL ACADEMY) утро начинается с общего сбора учеников в спортивном зале, где все дети хором произносят клятву верности школе на пяти языках — испанском, арабском, китайском, французском и русском. Можно спорить о том, насколько данная традиция формирует эту саму верность школе, но сам факт, безусловно, примечательный.

Практически в каждой школе педагогическим коллективом осуществляется специальная целенаправленная работа по формированию в учащихся определенного набора личностных качеств. Так, в этой же Балтиморской международной академии комплекс развиваемых в учениках качеств выглядит следующим образом:

• интересующийся;

• знающий;

• умеющий коммуницировать;

• думающий (размышляющий);

• умеющий идти на риск.

Среди других школьных традиций можно выделить, например, ежедневное проведение утреннего круга, который мы наблюдали в GLOBAL MONARCH ACADEMY. Перед началом уроков дети и учитель устраиваются в углу классного помещения и общаются друг с другом в течение получаса.

У круга очень большой потенциал для развития детей: они обсуждают здесь проблемы класса, события в мире, в семьях, беседуют на нравственные темы: что есть ответственность, уважение, предприимчивость, рефлексия.

Учитель завершает круг: «Надеюсь, что вы проявите эти качества сегодня, и они позволят вам произвести хорошее впечатление друг на друга и на гостей».

В некоторых из посещенных школ (но не во всех) особое внимание уделяется дизайну помещений и созданию педагогически эффективной образовательной среды. Так, в GLOBAL MONARCH ACADEMY на стенах школы много художественной росписи, поскольку оператором и наблюдательным органом выступает Детская гильдия (так как это чартерная школа, она обязана иметь наблюдательный общественный орган). Детская гильдия — организация Балтимора, которая занимается детьми из группы риска. Верят в то, что с помощью образования можно изменить ребенка; соответственно продумали и создали специальную образовательную среду.

В то же время в бруклинской школе NEW UTRECHT HIGH SCHOOL дизайн совершенно иной. Пространство старшей школы четко заточено под учебную деятельность: никакого способствования лишней коммуникации, никакой излишней эстетики — главный приоритет школьного пространства — учебная работа. Все общественные пространства оформлены и оборудованы строго, лаконично, аскетично. Никаких отвлечений: коридор нужен только для того, чтобы быстро пройти по нему.

Интересным и важным элементом школьной культуры выступает клубная работа. Так, в BALTIMORE LAB SCHOOL существует четко построенная система клубной деятельности:

1. Клуб Возрождения, в котором ребенок ассоциирует себя с известной личностью: Леонардо да Винчи, Микеланджело и пр. В игровом пространстве клуба дети на время становятся этим человеком, примеряют на себя его роль. Они изучают его личность и достижения, имитируют его деятельность.

2. Клуб рыцарей и дам — один из первых в этой школе. Среди детей — Жанна Д'Арк, рыцарь Квейк и пр., у кого есть связь с историей Темных и Средних веков. Средние века вытесняют темные, дети строят стену Адриана, двигаются вперед. Через несколько дней, например — посещение монастыря: ребята учатся каллиграфии, письму, готовят крендели... Клубная комната преображается в монастырь. Они раздают деньги бедным, немного учат французский язык, латынь, вышивают гобелены. Педагог активно использует для обучения живопись, драму, музыку.

Клуб предназначен для детей 8—9 лет.

Итоговое мероприятие клуба — посвящение в рыцари. За год игры дети растут социально: от крепостных до пажей, эсквайров. Учитель поощряет детей «драгоценными» камнями. В конце клубной игры (через год) они должны купить себе лошадь, которая стоит 60 камней. Дети должны научиться расходам и тратам, понять логику зарабатывания денег. Учитель сам наполняет клуб содержанием, меняет его ежегодно при базовой (примерной) основе.

3. Клуб американской революции (после клуба Ренессанса).

4. Клуб открытий (для детей 6 лет).

Каждый клуб дети посещают по одному году, потом переходят в следующий. Фактически дети постепенно знакомятся с историей человеческой культуры в ее развитии от палеолита до современности в увлекательной для них деятельности и ролевой игре.

Школьный уклад формирует также сложившаяся система общения между учителями и учениками. Показателен в этом отношении пример школы Мар-

тина Лютера Кинга, точнее одной из четырех школ, располагающихся в одном здании — HUNTER SCHOOL OF SCIENCE.

По словам директора, в этой школе много внимания уделяется поддержке учеников со стороны учителей через активное взаимодействие. Во время ланча учителя находятся вместе с детьми. После уроков проводятся общие мероприятия для формирования школьного коммьюнити. На уроках можно было наблюдать сходные черты в манере общения учителей с детьми: открытость, уважительность, принятие. В результате развивается чувство школьного коммьюнити, ощущение локтя. Со стороны учителей, как полагает директор, очень важно иметь высокие ожидания от учеников, задавать высокий стандарт. Дети должны быть уверены, что если они будут успешны в этой школе, то смогут достичь всего. Надо, чтобы дети чувствовали, что они имеют и могут получить все лучшее. Если ученики не видят будущего — все, порочный круг, все бесполезно. Обязательно надо видеть перед собой цель, которая может вывести их за пределы нынешней реальности. «Меня ничто не может научить, если я чего-то не хочу».

Одним из элементов школьной культуры оказывается забота о безопасности. Эта черта особенно характерна для нью-йоркских школ. Общение с заместителем директора по безопасности в HUNTER SCHOOL OF SCIENCE показало важность этой темы для школы. Работа по обеспечению безопасности школьников осуществляется здесь по следующим направлениям:

1. Полностью (по периметру) прозрачное здание.

2. Проверка при входе на наличие оружия и контрабанды.

3. 12 учебных тревог и эвакуаций школьников и работников из здания в течение года.

4. Два раза в год тренировки на закрытие детей внутри школы, кабинетов (гасят свет, прекращают шум, разговоры, утаиваются).

5. Ежегодное обучение учителей вопросам обеспечения безопасности — постоянное обновление знаний и умений.

6. Наиболее ответственные места — общественные (кафетерий, актовый зал, раздевалки). Постоянные сотрудники охраны находятся в местах основного скопления детей, при необходимости их штат увеличивается.

Юридическая и человеческая ответственность — разные вещи. Юридическая ответственность — лежит на городе (Учредителе школ). Город наделяет директора ответственностью за безопасность, но в конечном итоге отвечает юридически город.

7. Допуск гостей: обязательно встречают, обязательно сопровождают (кто-то из сотрудников). Никуда гость не может пойти один, обязательно с сопровождением. Родители заполняют карточку с белым и черным списком допуска в школу и встречи с ребенком, получением информации о нем (т. е. родители распоряжаются, а школа выполняет распоряжение: кто может забрать ребенка из школы, а кому нельзя отдавать ребенка; кто может получить информацию о его успеваемости, а кому никакую информацию предоставлять нельзя и т. д.). Тех, кто в белом списке, будут рады видеть в школе.

8. Школа контактирует с полицией, если в семье у ребенка есть угрожающие обстоятельства.

В Нью-Йорке в школах действует Дисциплинарный кодекс учащегося. Он предназначен для поддержания в школе безопасной среды, способствующей успешному академическому и социальному росту учащихся. Все члены школьного сообщества должны знать и понимать подлежащие соблюдению нормы поведения, а также последствия в случае их нарушения. Дисциплинарный кодекс является для школ руководством по мерам воздействия за нарушение дисциплины и по воспитанию у учащихся позитивных социальных навыков. Положения Дисциплинарного кодекса распространяются на всех учащихся классов K—12; структурно он делится на подразделы K—5 и 6—12. В каждом разделе нарушения сгруппированы в пять категорий по степени тяжести: от «конфликтных действий» до «насильственных действий». Здесь также указаны применяемые к нарушителям меры дисциплинарного воздействия и консультативного вмешательства (в том числе собеседование, посредничество, групповые консультации). Среди мер дисциплинарного воздействия — вызов родителей в школу, удаление ребенка из класса, его отстранение от занятий.

Существуют правила пользования сотовыми телефонами в школе. В настоящее время учащимся разрешается приносить в школу сотовые телефоны, вычислительные устройства и портативные музыкальные плееры. В каждой школе действуют свои собственные правила пользования сотовыми телефонами. Принося в школу сотовый телефон, ученик должен им пользоваться с соблюдением правил школы. За нарушение этих правил телефон может быть конфискован. Включение и использование сотовых телефонов запрещается во время школьных контрольных, тестов и экзаменов, а также пожарных учений и при отработке прочих чрезвычайных ситуаций. Запрещается их использование в раздевалках и туалетах.

Усилия Департамента образования г. Нью-Йорка нацелены на создание безопасной и благотворной учебной атмосферы, свободной от запугиваний, преследований, издевательств и любых видов дискриминации. Особое внимание уделяется профилактике буллинга. Родителям рекомендуется контролировать использование ребенком информационных технологий, так как кибербуллинг (т. е. преследование и/или запугивание через электронные средства связи) ведется с использованием компьютеров, смс, социальных медиа и других электронных устройств. В школе нетерпимо относятся к агрессивному поведению, в каком бы виде оно ни проявлялось. Дискриминация, запугивание, преследование и/или издевательства могут проявляться в различных формах и представлять собой физические, социальные, словесные и письменные действия. Подобные действия по отношению к учащимся строго запрещены. Учащиеся, полагающие себя жертвой агрессии, запугивания или дискриминации со стороны другого учащегося или сотрудника школы, должны немедленно заявить об этом. Заявления о буллинге подаются любому сотруднику школы или координатору, указанному на развешанных в школе плакатах «Взаимное уважение» (Respect for All).

Важной характеристикой школьного уклада является активная внеклассная деятельность и наличие клубов. В частности, в HUNTER SCHOOL OF SCIENCE есть: почетное общество Archon, художественные выставки, китайский новый год, клуб дебатов, показ мод, международный фестиваль, закрытый

клуб, инсценировка судебного процесса, модель ООН, Национальное почетное общество (Arista), содействие одноклассников/ разрешение конфликтов, помощь одноклассникам в учебе, весенний мюзикл, шоу талантов, театральная гильдия, почетное общество Tri-Music. Учащимся предлагается более 40 внешкольных клубов.

Развиты разнообразные виды спорта лиги PSAL. Мужские: бадминтон, бейсбол, баскетбол, боулинг, американский футбол, гандбол, футбол, плавание, теннис, волейбол, борьба. Женские: баскетбол, боулинг, гандбол, футбол, софт-бол, плавание, теннис, волейбол.

Итак, анализ школьного уклада и школьной культуры в результате знакомства с опытом ряда образовательных учреждений США (штатов Мэриленд и Нью-Йорк) позволяет зафиксировать следующие педагогические идеи, которые могут быть полезны российским образовательным организациям:

1) проведение традиционных утренних кругов по классам, на которых обсуждаются вопросы повседневной жизни учеников, события в мире, различные нравственные вопросы;

2) обязательное присутствие воспитательных и личностно-развивающих аспектов на каждом уроке;

3) выделение главных интегративных качеств учеников, на развитие которых делается упор в образовательном учреждении;

4) придание максимальной педагогической нагрузки всему школьному пространству, создание развивающей образовательной среды;

5) развитие клубной работы, создание иерархической системы клубов для разных возрастов;

6) выработка норм взаимного комфортного и доброжелательного общения между учениками и учителями;

7) обеспечение безопасности учащихся, при этом без нарушения прав детей и излишнего дискомфорта.

Учитель

Распространено мнение, что чем более объемны и глубоки предметные знания учителя, тем лучше он сумеет сформировать такие знания у учащихся. Как показали исследования С. Ан и Д. Чхве12, это не так: знание математики весьма незначительно влияет на успехи учеников, причем как в начальной, так и в старшей школе. Некоторые специалисты полагают, что до достижения учителем некоторого базового уровня предметной компетентности предметные знания оказывают влияние на учебные успехи детей, а затем это влияние перестает быть значимым.

Что совершенно точно оказывает влияние на результативность учебной деятельности детей и их эмоциональное развитие (и это убедительно доказано), так это отношения между учителем и учеником. В исследовании Дж. Корнелиуса-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Cm.: Ahn S., Choi J. Teachers' subject matter knowledge as a teacher qualification. A synthesis of the quantitative literature on students' mathematics achievement // Paper presented at the American Educational Research Association. San Diego, 2004, april.

Уайта13 обнаружена достаточно высокая корреляция (0,34) между личностно ориентированным подходом к обучению и образовательными результатами (успеваемостью и отношением к учебе). Наиболее продуктивным было влияние на развитие критического и творческого мышления. Самые высокие размеры эффекта для эмоционального развития школьников (обеспечивающего психологическое здоровье) дали такие характеристики учителей, как отсутствие ди-рективности, эмпатия, теплота, поощрение перехода на более высокий уровень мышления. Как показали исследования14, незамедлительная обратная связь от учителя на уроке — четкая и достаточно развернутая, не сводящаяся к похвале или замечанию, — повышает интерес школьников к учебной задаче. Что важно, готовность отреагировать на высказывание или действие ученика сразу влияет не столько на учебные результаты, сколько на эмоциональные компоненты учебной деятельности: отношение к учителю, предмету, увлеченность учебой.

Разумеется, на академические успехи детей и их личностное развитие не может не повлиять качество преподавания. За рубежом так же, как и в нашей стране, оценка качества преподавания является серьезной проблемой. Во многих исследованиях в качестве показателя качества преподавания рассматриваются оценки, которые дают учителям учащиеся. По мнению многих специалистов, это правомерно и служит важным источником информации. Д. Хэтти пишет: «Главное не то, замечательны ли учителя, и даже не то, считают ли их замечательными коллеги, а то, считают ли их замечательными ученики — ведь именно они сидят в классе и знают, смотрит ли педагог на учебный процесс их глазами и сказывается ли подобная точка зрения на преподавании»15. И далее, обобщая результаты метаанализов, посвященных проблемам современного образования, он указывает, что первая составляющая успешного обучения это отслеживание и оценивание прогресса учеников, а обратная связь «является второй по значимости переменной в формуле обучения. Обратная связь, предоставляемая учителем, дает информацию о том, что ученик понимает или делает правильно, а что — неправильно. Обратная связь, предоставляемая учениками, информирует о том, чтб учитель знает, а чего не знает о процессе их учения. Педагогам чрезвычайно важно смотреть на обучение глазами своих учеников, которые должны приобрести знания и осмыслить материал, изучение которого является целью урока»16.

К сожалению, в обычной школе — и на Западе, и в нашей стране — такое преподавание встречается нечасто. Большинство педагогов используют одни и те же приемы и методы, реализуют одни и те же стратегии обучения десятилетиями, даже не пытаются рефлексировать относительно своей деятельности и того, как воспринимают образовательный процесс дети. Нарушения психологического здоровья учеников, поведенческие трудности и отсутствие учебной мотивации, происходящие вследствие этого, рассматриваются учителями как лич-

13 См.: Cornelius-White J. Learner-centered teacher-student relationships are effective: A metaanalysis // Review of Education Research. 2007. Vol. 77. № 1. P. 113-143.

14 См.: Allen M. Op. cit.

15 Хэтти Джон А. С. Указ. соч. С. 164.

16 Там же. С. 328.

ностные дефекты или результат неправильного семейного воспитания. Да и не только учителями! Почти тридцать лет назад Г. Алесси17 изучил 5000 (!) случаев направления детей с проблемами в учебе к школьным психологам. Ни разу трудности ребенка не были объяснены психологами недостатками преподавания или учебной программы или другими факторами, определяемыми школой, — только интрапсихическими причинами. Можно предположить, что и в наши дни ситуация не сильно изменилась и не только за рубежом, но и в нашей стране.

Выводы

Самыми значимыми факторами, оказывающими влияние на учебные успехи школьников и их психологическое здоровье, можно считать самого ученика; семью; школьную среду, включая школьную культуру и уклад школы; учителя.

Наибольший вклад в успешность обучения и состояние психологического здоровья осуществляют собственные усилия школьника, определяемые его мотивацией и получением обратной связи от учителя с четкой оценкой уровня его достижений.

Большое значение для психологического здоровья имеют родительские ожидания, эмоциональная поддержка в семье и вера в ребенка.

Общешкольные факторы (степень финансирования, тип школы, структура школы, руководство, школьный уклад и культура) не оказывают серьезного влияния на успешность обучения школьников.

Уровень и качество преподавания, а главное — отношения учителя с учениками — имеют значительный размер эффекта.

Ключевые слова: успешность обучения, психологическое здоровье, образовательная среда, метаанализ, ученик, семья, школа, учитель, благополучие, родительские ожидания.

Список литературы

Хэтти Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / В. К. Загвоздкин, Е. А. Хамраева, ред. М., 2017.

Ahn S, Choi J. Teachers' subject matter knowledge as a teacher qualification. A synthesis of the quantitative literature on students' mathematics achievement // Paper presented at the American Educational Research Association. San Diego, 2004, april. Allen M. The role of teacher immediacy as a motivational factor in student learning: Using metaanalysis to test a causal model // Communication Education. 2006. Vol. 55. № 1. P. 21-31. Alessi G. Diagnosis diagnosed: A systemic reaction // Professional School Psychology. 1988. № 3. P. 145-151.

Brown L. I. A meta-analysis of research on the influence of leadership on student outcomes.

Unpublished Ph. D. Virginia, 2001. Cornelius-White J. Learner-centered teacher-student relationships are effective: A meta-ana-lysis // Review of Education Research. 2007. Vol. 77. № 1. P. 113-143.

17 Cm.: Alessi G. Diagnosis diagnosed: A systemic reaction // Professional School Psychology. 1988. Vol. 3. P. 145-151.

Duncan G. J., Dowset C. J., Claessens A. School readiness and later achievement // Development

Psychology. 2007. Vol. 43. № 6. P. 1428-1446. Fullan M, Stiegelbauer S. The new meaning of educational change. 2nd ed. London, 1991. P. 197.

Marzano R. J. A new era of school reform: Going where the takes us. Aurora, CO, 2000. Seipp B. Anxiety and academic performance: A meta-analisis of findings // Anxiety, Stress, and

Coping. 1991. Vol. 4. № 1. P. 27-41. Stekelenburg C. R. The effects of public high school size on student achievement: A meta-analysis.

Unpublished ed. Georgia, 1991. Strong W. B., Malina R. M., Blimkie C. J. R. Evidence based physical activity for school-age

youth // The Journal of Pediatrics. 2005. Vol. 146. № 6. P. 732-737. Witter R. A., Okun M. A., Stock W. A., HaringM. J. Education and subjective well-being: A meta-analisis // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1984. Vol. 6. № 2. P. 165-173.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2018. Vol. 50. P. 73-86

Vachkov Igor,

Doctor of Sciences in Psychology, Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, 6 Malyi Sukharevskii per., Moscow, 127051, Russian Federation [email protected]

ORCID 0000-0001-7784-7427

Vachkova Svetlana, Doctor of Sciences in Education, Associate Professor, Moscow City University, 4/1 2-oi Sellskokhoziaistvennyi proezd, Moscow 129226, Russian Federation [email protected]

ORCID 0000-0002-3136-3336

Factors of Educational Environment and Psychological Health of Schoolchildren

I. Vachkov, S. Vachkova

Abstraсt: The article presents an analysis of foreign studies dealing with the impact of various factors on the psychological health of schoolchildren and the success of their education. The most important of these factors are the pupil, the family, the school on the whole and the teacher. At the same time, the influence of these factors, according to the findings, often turns out to be quite different from what it seems to the ordinary consciousness. A study of the results of decades of research has allowed the authors to make a conclusion about the dominant role of the pupil and his or her own efforts in the success of learning and in the state of his/her psychological health. A chronic disease of the child, contrary to the established opinion, though negatively affects the educational success and psychological health of the pupil, has no great influence on his or her

performance. Much more important are the expectations of parents of the child, their emotional support and faith in him. Other important factors are the peculiarities of the school culture and the school routines. In addition to considering foreign studies, the article describes the characteristics of several of the most performant American schools, in which the factors of the educational environment are expressed with particular clarity and the study of which has been conducted by the authors themselves. The article also shows that the relationships developed with teachers strongly influence the success of education and psychological health of pupils. Even if other intra-school factors are not positive, a teacher who is able to take the point of pupils on certain issues may have a significant positive impact on their academic performance and well-being.

Keywords: learning performance, psychological health, educational environment, meta-

analysis, pupil, family, school, teacher, well-being, parental expectations.

References

Ahn S., Choi J. (2004, April). "Teachers' Subject Matter Knowledge as a Teacher Qualification. A Synthesis of the Quantitative Literature on Students' Mathematics Achievement" in: Paper Presented at the American Educational Research Association. San Diego, CA.

Allen M. (1999) "Racial Group Orientation and Social Outcomes: Summarizing Relationships Using Meta-Analysis", in: Paper Presented at the Annual Meeting of the National Communication Association. Chicago.

Allen M. (2006) "The Role of Teacher Immediacy as a Motivational Factor in Student Learning: Using Meta-Analysis to Test a Causal Model". Communication Education, 55 (1), 21—31.

Alessi G. (1988) "Diagnosis Diagnosed: A Systemic Reaction". Professional School Psychology, 3, 145-151.

Brown L. I. (2001) A Meta-Analysis of Research on the Influence ofLeadership on Student Outcomes. Unpublished Ph.D. Virginia Polytechnic Institute and State University, VA.

Cornelius-White J. (2007) "Learner-Centered Teacher-Student Relationships are Effective: A Meta-Analysis". Review of Education Research, 77 (1), 113—143.

Duncan G. J., Dowset C. J., Claessens A. (2007). "School Readiness and Later Achievement". Development Psychology, 43 (6), 1428-1446.

Fullan M., Stiegelbauer S. (1991) The New Meaning of Educational Change. London.

Hatti John A. S. (2017) Vidimoe obuchenie: sintez rezul'tatov bolee 50 000 issledovanij s ohvatom bolee 86 millionov shkol'nikov [Visible Learning. A Synthesis of over 50 000 Studies Covering More than 86 Million Schoolchildren]. Moscow.

Marzano R. J. (2000). A New Era of School Reform: Going Where the Research Takes us. Aurora, CO: Mid-Continent Research for Education and Learning.

Seipp B. (1991). "Anxiety and Academic Performance: A Meta-Analysis of Findings". Anxiety, Stress, and Coping, 4 (1), 27-41.

Stekelenburg C. R. (1991). The Effects of Public High School Size on Student Achievement: A Meta-Analysis. Unpublished Ed. D., University of Georgia, GA.

Strong W. B., Malina R. M., Blimkie C. J. R. (2005). "Evidence Based Physical Activity for School-Age Youth". The Journal of Pediatrics, 146 (6), pp. 732-737.

Witter R. A., Okun M. A., Stock W. A., Haring M. J. (1984). "Education and Subjective Well-Being: A Meta-Analysis". Educational Evaluation and Policy Analysis. 1984, vol. 6 (2), pp. 165—173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.