Е. Г. Королёва
(Санкт-Петербург)
Факторы образования как механизм
СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛЫХ
В статье рассматриваются особенности процесса социализации взрослого человека, ее существенные признаки, анализируется роль фактора образования как одного из ключевых механизмов социализации взрослого
Дискуссия о существовании возрастных границ социализации идет давно. В психологии и социологии были представлены различные точки зрения, в соответствии с которыми процесс социализации имел те или иные возрастные рамки. Современная трактовка социализации основывается на положении о непрерывности развития личности на протяжении жизни, и следовательно, социализация продолжается и во взрослом возрасте.
В середине прошлого века психологами Г. Орвиль, Бримом и Р. Гоулдом [8] были обозначены существенные признаки социализации взрослого, в числе которых критическая оценка усвоенного социального опыта, наличие четко работающих адаптивных механизмов, позволяющих принимать быстрые и адекватные решения в сложных ситуациях. В процессе детской социализации формируются базовые ценности, для взрослой социализации характерны изменения ценностной структуры, пересмотр их иерархии, отказ от авторитетов, сформированных в детском возрасте. Социализация детей ориентирована на будущее, социализация взрослых окрашена прошлым жизненным опытом, который обусловливает ее дальнейшее протекание. Как отмечает Т. А. Писарева, «важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, происходящие с человеком, то есть зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слияние процессов социализации и индивидуализации в единый процесс развития личности» [5]. Для жизненного пути взрослого характерной является ресоциализация. Это повторная социализация, осуществление которой происходит на фоне изменения ценно-
стей, ролей, установок, стратегических целей существования человека.
Современная точка зрения предполагает, что это процесс пожизненный, состоящий из двух фаз: первичной и вторичной социализации. Если первичная социализация охватывает период детства и связана с активным усвоением норм, ценностей, стереотипов, то социализация вторичная в большей степени связана со становлением и развитием индивидуальности, выработкой собственной жизненной стратегии в социальном пространстве, расстановкой приоритетов с позиций взрослой личности. Характерными признаками вторичной социализации считают становление и развитие индивидуального сознания, формирование культуры личности, способность к взаимодействию и др.
Дискуссионным был вопрос о том, является ли социализация взрослых продолжением детской социализации или это отдельная стадия социального развития человека. В соответствии с точкой зрения Фрейда период детства оказывает решающее влияние на процесс взрослой социализации. Р. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детских мифов и уверенности во всемогуществе авторитетов. Это дает импульс для дальнейшего развития и совершенствования, формирует чувства уверенности и свободы [8].
Неизбежно встает вопрос: когда заканчивается первичная социализация и начинается социализация «взрослая»? Отмечая психологические характеристики этого процесса, П. Бергер и Т. Лукман в известной работе «Социальное конструирование реальности» пишут, что социализация в более взрослой жизни обычно начинается для того, «чтобы справиться с эмоциональными воспоминаниями
детства, с целью радикальной трансформации субъективной реальности индивида» [1, с. 230].
Границей между первичной и вторичной социализацией считают также сформированную способность к адекватному самоопределению. При этом самоопределение выступает как некий процесс, охватывающий все основные сферы жизнедеятельности человека. Акт адекватного жизненного самоопределения (наряду с другими значимыми факторами] можно считать границей взрослости с позиций теории социализации в ее социологическом ключе [2].
В настоящее время широко представлена точка зрения на процесс социализации взрослых как процесс незавершенный, так как каждый этап человеческой жизни в той или иной степени связан с необходимостью пересмотра ценностных установок, освоением новых способов и практик жизнедеятельности, а иногда и кардинальной переориентацией жизненной стратегии. Особенно динамично и непредсказуемо процессы социализации протекают в современных высокотехнологичных, информационных обществах, где социальные и экономические, культурные структуры подвержены быстрым изменениям.
Процесс социализации взрослого человека протекает в различных сферах деятельности: профессиональной, семейной, рекреационной, коммуникационной, образовательной и т.д. Причем на разных этапах жизни человека может доминировать та или иная сфера, определяя основной вектор социализации.
В профессии человек выражает себя как специалист, проявляя деловые качества, самостоятельность, инициативу, творчество, строит профессиональную карьеру, формирует свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
В семье взрослый осваивает определенные социальные роли (супружеские, родительские] и стереотипы поведения, формирует такие социально значимые качества, как ответственность, умение понимать другого, способность к компромиссам и т.д.
В сфере общения формируются коммуникативные навыки, стили конструктивного взаимодействия, происходят процессы понимания себя и других участников общения, формируются эмпатия, чувство сострадания, сопереживание, сочувствие.
Социализация в сфере рекреации имеет свои особенности. Как отмечают теоретики рекреационных концепций, она в меньшей степени связана с жестким ролевым поведением, обладает большей свободой выбора. Поскольку досуг в меньшей степени подвержен контролю со стороны таких социальных регуляторов поведения, как ответственность, дисциплина, профессиональный кодекс, он может инициировать развитие деструктивных, антисоциальных форм рекреации. В то же время рекреация стимулирует развитие творческой свободы, самореализации, способствует самообразованию.
Социализация в процессе образования охватывает все аспекты приобщения личности к культуре, социуму, с помощью которых человек приобретает способность стать профессионалом, приобрести функциональную грамотность, стать полноценным участником конструктивных социальных процессов. Непрерывное образование является необходимым условием успешной социализации взрослого человека.
В условиях быстрых социальных изменений «динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как процесс становления» [7]. Образование для взрослого всегда обусловлено осознанным выбором, взрослый хорошо представляет конечную цель получения образования и территорию его применения. Таким образом, «взрослый может выступать в качестве социального заказчика собственной образовательной траектории» [4].
Социализация взрослого человека в сфере образования тесно связана с профессиональной социализацией. Как правило, эти стратегии жизнедеятельности взрослого постоянно пересекаются, так как успешность профессиональной деятельности зависит прежде всего от успешности применения полученных знаний и постоянного обновления и пополнения образовательного ресурса. Важными составляющими характеристики современного специалиста являются его способность к адаптации в новых производственных условиях, профессиональная мобильность и гибкость, ориентация на получение новых профессиональных знаний, повышение квалификации. Одним из наиболее эффективных способов развития этих качеств является непрерывное профессиональное образование. Как отмеча-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39] 2014
55
ют исследования, «аккумулированный образовательный ресурс» (результаты обращения к различным формам обучения в процессе работы], соединенный с образованием, накопленным до начала трудовой деятельности, оказывает прямое воздействие на достигаемый уровень квалификации. Но они имеют и определенные различия. Г. А. Чередниченко определяет образовательную стратегию как получение субъектом формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций и неформально приобретенного опыта в виде знаний и навыков. Профессиональная стратегия представляет собой социальное поле применения образовательных ресурсов, а вернее, их конверсии в соответствующие позиции на рынке труда [10].
Социологические исследования доказывают, что существует ряд позитивных и негативных образовательных факторов, определяющих процесс профессиональной социализации. К позитивным относят получение второго высшего образования, наличие необходимых социально-психологических условий для непрерывного образования. Негативной оказывается роль фактора образования, когда выбор вуза (и специализации] оказался случайным или спонтанным, продиктованным выбором родителей, а полученная профессия оказалась неинтересной, когда получение профессионального образования оплачивается спонсором [7]. Отмечается также, что продолжение образования в его современных формах чаще выступает помехой семейной социализации, чем способствует ей.
Процесс социализации всегда обусловлен социальными факторами. Взрослый человек, с одной стороны, как правило, испытывает потребность принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя с конкретной социальной группой. С другой стороны, социальные системы и общественные институты, особенности их развития и функционирования могут оказывать решающее влияние на вектор социализации взрослого человека, его социальное самочувствие.
Для того чтобы определить характер влияния современного социума на процесс социализации взрослого, необходимо определить некоторые его характеристики, детерминирующие конкретные процессы жизненного самоопределения человека.
Характерные черты современного супер-индустриального общества были четко обозначены в трудах социологов и футурологов Э. Тоффлера и М. Кастельса [9, 3]:
- стремительное развитие конвергентных технологий (нано, био, информационных];
- переход от массового производства к производству гибкому;
- быстрый рост управленческих и рабочих мест;
- высокие темпы роста занятий, требующих высокой квалификации и высокого уровня образования;
- ускорение социальных процессов с помощью технологии и научного знания.
Э. Тоффлер отмечает, что все эти процессы так или иначе будут определять социализацию взрослых. Так, ускорение социальных процессов будет заставлять человека не только справляться с большим количеством ситуаций, но и с ситуациями, которых не было еще в прошлом опыте. Работа станет более разнообразной, менее фрагментированной, с более гибким графиком труда, не привязанной к конкретному рабочему месту.
Традиционная семья практически исчезнет, уменьшится количество нуклиарных семей и наоборот увеличится количество не-нуклиарных семей. Ролевые модели и стили жизни станут более разнообразными. Люди будут дифференцироваться не по вертикали (в соответствии с их рангом и ролью], а по горизонтали - в соответствии со знаниями и профессиональными навыками.
Э. Тоффлер отмечает, что в условиях современного общества должна быть пересмотрена и концепция непрерывного образования: оно будет строиться по принципу «отключения-подключения». Современное образование должно готовить людей к работе во временных условиях и формированиях, обеспечивать мобильность в сочетании с высоким профессионализмом.
Как отмечается в докладе экспертной группы «Развитие сферы образования и социализации в РФ в среднесрочной перспективе», современная цивилизация навязывает человеку совершенно новый уровень технологической компетентности. Взаимодействие с усложняющимися технологическими средствами требует понимания инженерных основ современного мира, которое могло бы формироваться в процессе обучения [6].
Таким образом, встает проблема пересмотра принципов функционирования системы образования взрослых. Прежде всего это принцип андрагогического обеспечения, позволяющий «учитывать взаимопересечение субъектных характеристик, определяемых сущностью взрослого как носителя специфических качеств, порождаемых законами вторичной социализации» [4], принцип диверсификации, позволяющий выстраивать различные профессионально-образовательные тра-
ектории для специалистов и социально-образовательные практики для широких слоев взрослого населения, принцип персонификации, позволяющий выстраивать обучение по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями и карьерными перспективами, опираясь на внутренние ресурсы личности взрослого обучающегося.
Литература
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности : Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 332 с.
2. Иваненков С. П. Актуальные проблемы социализации молодежи // Credo new : теоретический журнал. - 2012. - №3 [Электронный ресурс]. - URL: http://credonew.ru/content/view/51/67/ (дата обращения 06.05.2014).
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. /под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
4. Марченко Е П. Социальные практики образования взрослых в процессе вторичной социализации : дис. ... канд. социолог. наук.
- Ростов-на-Дону, 2008. - 140 с.
5. Писарева Т. А. Общие основы педагогики : конспект лекций.
- Воронеж : Научная книга, 2009. - 160 с.
6. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе : Доклад экспертной группы // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 6-58.
7. Савостова М. Н. Образовательные факторы социализации взрослых : автореф. дис. ... канд. социолог. наук. - Уфа, 2011. - 23 с.
8. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 409 с.
9. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: Издательство АСТ, 2002. -256 с.
10. Чередниченко Г. А. Профессиональные и образовательные траектории рабочей молодежи // Социологические исследования. - 2011. - № 9. - С. 101-110.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39] 2014
S7