Сборник научных тезисов и статей "Здоровье и образование в XXIВеке" №4, 2009г. (Т.11)
ФАКТОРЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ДЛИТЕЛЬНО НАХОДЯЩИХСЯ НА СТАЦИОНАРНОМ ЛЕЧЕНИИ
Толчёнова Е.А., Соколова Н.В.
Российский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Образ жизни на 50-55% определяет состояние здоровья. Основы здоровья поколений закладываются в детском возрасте. Особого внимания требуют дети, имеющие хронические заболевания, в связи с которыми длительно находятся на стационарном лечении без близких родственников. На кафедре общественного здоровья и здравоохранения РГМУ проводится исследование образа жизни, в том числе его этического компонента как средства воспитания и охраны здоровья детей школьного возраста, длительно находящихся на стационарном лечении. Объектом исследования стали школьники, находящиеся на лечении в РДКБ и стационарах Пензенской области. 40% детей лечатся в стационаре впервые, 60% - повторно. Все дети имеют близких родственников. Самые тёплые волнующие воспоминания дети связывают с мамой (60%), бабушкой (15%), домашними животными (25%). 66% детей стараются не думать о болезни, 25% очень переживают данный факт, 9% относятся к своему состоянию нейтрально. Школьники, длительно находящиеся на стационарном лечении, могут поделиться сокровенными мыслями с ребятами по палате (23%), с врачом (40%), мамой (32%). Необходима атмосфера доверия между школьником, длительно находящимся на стационарном лечении, с одной стороны, и родственниками, учителями, врачами, с другой. Если ребёнок оказался в трудной ситуации, ему в 88,04%±1,51% случаев становится легче после откровенного разговора с близким человеком, причём, девочкам откровение нужно достоверно больше, чем мальчикам (92,34% против 83,56%). Тем не менее, лишь треть детей (33,48%±2,2%) имеют возможность откровенного общения с семьёй. Почти пятая часть детей (19,57%±1,85%) не могут по каким-то причинам о совершённом плохом поступке рассказать никому, причём, с увеличением возраста число таких детей увеличивается - связь сильная, прямая, достоверная. 54,13%±2,32% детей не могут довериться кому-либо из учителей в трудной ситуации. Установлена обратная сильная достоверная связь между возрастом и числом таких детей. Детей, не доверяющих учителям, достоверно больше среди девочек, чем среди мальчиков (61,28%±3,18% против 46,67%±13,13%, р<0,01). Каким же должен быть врач, чтобы школьник верил ему всей душой? Нами установлено, что врачу доброму, не жалеющему времени для душевной беседы с пациентом, отдаёт предпочтение достоверно больше школьников, чем энергичному, быстро принимающему решения (59,13%±2,29% против 36,52%±2,44%, р<0,01). Между данным показателем и возрастом установлена полная прямая связь. Задача руководителей образовательных и медицинских учреждений - способствовать формированию атмосферы доверия в сфере "ребёнок школьного возраста, длительно находящийся на стационарном лечении - старший друг", которая приведёт к стабилизации психологического состояния детей и на его фоне улучшению здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [384]