Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗА ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ'

ФАКТОРЫ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗА ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несохранность груза / повреждение груза / сохранность / факторы несохранности / non-safety of cargo / damage to cargo / safety / factors of non-preservation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.А. Лакошка, Т.В. Ибрагимхалилова

В статье обосновано, что важным показателем качества перевозок является сохранность груза, а случаи несохранности груза имеют достаточный уровень распространенности. Изучена природа несохранности груза и выявлены основные факторы, влияющие на его сохранности. Разработана классификация причин несохранности груза по признакам: характеру, виду, субъективному признаку, по источнику, по процессному детерминанту, по типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF INSECURITY OF CARGO DURING TRANSPORTATION

The article substantiates that an important indicator of the quality of transportation is the safety of cargo, and cases of non-safety of cargo have a sufficient level of prevalence. The nature of the non-safety of the cargo has been studied and the main factors influencing its safety have been identified. A classification of the reasons for non-preservation of cargo has been developed according to the characteristics: nature, type, subjective attribute, by source, by process determinant, by type.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗА ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ»

УДК 656.073

ФАКТОРЫ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗА ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ

Д. А. Лакошка Научный руководитель - Т. В. Ибрагимхалилова

Донецкий Национальный Университет Украина, 83000, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 186 E-mail: mrZORRO223@yandex.ua

В статье обосновано, что важным показателем качества перевозок является сохранность груза, а случаи несохранности груза имеют достаточный уровень распространенности. Изучена природа несохранности груза и выявлены основные факторы, влияющие на его сохранности. Разработана классификация причин несохранности груза по признакам: характеру, виду, субъективному признаку, по источнику, по процессному детерминанту, по типу.

Ключевые слова: несохранность груза, повреждение груза, сохранность, факторы несохранности.

FACTORS OF INSECURITY OF CARGO DURING TRANSPORTATION

D. A. Lakoshka Scientific Supervisor - T. V. Ibragimhalilova

Donetsk National University 186, st. Chelyuskintsev, Donetsk, 83000, Ukraine E-mail: mrZORRO223@yandex.ua

The article substantiates that an important indicator of the quality of transportation is the safety of cargo, and cases of non-safety of cargo have a sufficient level of prevalence. The nature of the non-safety of the cargo has been studied and the main factors influencing its safety have been identified. A classification of the reasons for non-preservation of cargo has been developed according to the characteristics: nature, type, subjective attribute, by source, by process determinant, by type.

Keywords: non-safety of cargo, damage to cargo, safety, factors of non-preservation.

Уже не один год, в области грузовых перевозок уверенно лидирует автомобильный транспорт. Эффективность грузовых перевозок на данном виде транспорта зависит от качества перевозочного процесса, не только на организационном, но и на технологическом уровне. А важным показателем качества перевозок является сохранность груза, что обусловлено нормативной базой как обязанность перевозчика.

Актуальность данной темы заключается в том, что на практике случаи несохранности груза имеют достаточный уровень распространенности. Это оказывает неблагоприятное экономическое воздействие на перевозчика и негативно влияет на интересы клиентов пользующихся перевозкой.

При любых перевозках и транспортировках, в процессе погрузочно-разгрузочных работ или вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств во время перевозки, легко может возникнуть опасность частичной порчи перевозимого груза. В связи с этим,

обеспечение его сохранности для любой транспортной компании всегда является серьёзной и актуальной задачей.

Важным аспектом изучения проблемы сохранности груза является исследование природы несохранности. Понимание природы несохранности груза позволит выявить основные факторы, которые влияют на груз с точки зрения его сохранности. Разработка классификации несохранности груза имеет научный характер и актуальность применения.

Как отмечает Правдина Н.В. [1], груз представляет собой материальные ценности и товары с момента принятия их к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю [1]. Груз, кроме определения его как материальной ценности, является имущественным объектом. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело [2].

Несохранность груза многими теоретиками определяется как изменение грузом своих качественных и количественных признаков. Случаи несохранности груза влекут экономически неблагоприятные последствия для участников перевозочного процесса, в рамках договора перевозки или организации перевозки. Избежание случаев несохранности груза возможно при определении и снижении уровня воздействия факторов несохранности. Однако на данный момент времени природа несохранности груза не описана, что подразумевает актуальность определение факторов и создание классификации несохранности груза. Значительную часть потерь грузов можно сократить за счет широкого внедрения организационных мер [3]. Понимание природы несохранности груза позволит рациональным путем использовать методы, средства и способы, направленные на повышение уровня сохранности груза и безопасности перевозки.

Перевозка как процесс перемещения объекта (груза) имеющего материальную ценность, в рамках договора перевозки с точки зрения сохранности груза, состоит из трех этапов:

организация перевозки;

погрузо-разгрузочные мероприятия;

перевозка (перевозка - перемещение груза в пространстве с помощью транспортного средства).

При рассмотрении погрузо-разгрузочных мероприятий, можно выделить ряд факторов, которые влияют на сохранность груза (рис.1).

Среди наиболее важных факторов выделяют упаковку и маркировку, играющую важную роль для обеспечения сохранности груза, так как упаковка в данном случае является крайней оболочкой груза, что является механизмом защиты объекта от внешней среды и своих составных единиц.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОХРАННОСТЬ ГРУЗА

-< —- Метод погрузки Упаковка и маркировка Метод грузоперевозки ►- Метод разгрузки

Рис.1. Факторы, влияющие на сохранность груза

Среди наиболее важных факторов выделяют упаковку и маркировку, играющую важную роль для обеспечения сохранности груза, так как упаковка в данном случае является крайней

оболочкой груза, что является механизмом защиты объекта от внешней среды и своих составных единиц.

Маркировка же груза является одним из важных факторов при проведении процедуры погрузки и дальнейшей перевозки груза, так как маркировка отражает информацию о грузе такую как свойства, количество, качественные характеристики груза. Представленная информация ведет к восприятию свойств, которыми обладает груз. Однако применение упаковки, а уж тем более маркировки, не всегда является возможным. Упаковка и маркировка груза, в свою очередь, отражаются: состоянием упаковки; материалом упаковки; правильность процедуры упаковывания; правильность маркировки.

Метод погрузки влияет на смежный ему фактор - крепление груза по причине выбора метода крепления на основании расположения груза в кузове транспортного средства. Если рассмотреть метод погрузки как фактор, влияющий на сохранность груза, то он имеет практическое применение, которое отражается следующими особенностями:

погрузочные механизмы; бережность погрузки; расположение груза в кузове.

Все перечисленные факторы сохранности груза отражают свою надежность во время перевозочного процесса, а именно в момент движения транспортного средства с грузом. Однако не все перечисленные факторы в некоторых ситуациях имеют взаимосвязь с сохранностью груза по причине невозможности использования факторов на практике, за исключением приоритетных. Такими факторами будут являться крепление груза и метод погрузки. Любая перевозка груза обязательно включает процедуру погрузки, в чем и заключается важность процедуры как фактора влияющего на сохранность груза. При рассмотрении процедуры крепления важно отметить, что кузов транспортного средства представляется как средство крепления груза, а значит, данный фактор является постоянным и приоритетным в вопросе сохранности груза.

Метод разгрузки играет важную роль в случаях перевалки груза, или доставки груза нескольким грузополучателям, что приводит к повторной погрузке транспортного средства, а также новой процедуре крепления.

При рассмотрении факторов в периоде разгрузке важно отметить критерий метода разгрузки, который включает в себя: разгрузочные механизмы; бережность разгрузки.

Сохранность груза в период этапа перевозки, является зависимой от погрузо-разгрузочных мероприятий и организации.

Факторами несохранности при грузоперевозки служат статистические и динамические силы, источником которых является груз, а так же некачественное проведение мероприятий на предшествующем этапе (крепление груза, погрузка, разгрузка, упаковка груза), что в большинстве случаев является основной причинной несохранности груза в пути. Важную роль в сохранности груза в период перевозки играют факторы, которые являются постоянными. Их сущность отражается в применении на любых видах перевозок, и исключение которых невозможно. Такими факторами являются: крепление груза и погрузка груза. Следовательно, сохранность груза в момент перевозки будет производной от погрузо-разгрузочных мероприятий, основным положением которых будет создание условий для сохранности груза в момент перевозки. Кроме того, при организации перевозки определяются параметры перевозки, такие как: маршрут, выбор транспортного средства, водителя, а также выбор средств и методов проведения мероприятий на погрузо-разгрузочном этапе, что также оказывает влияние на сохранность груза на этапе перевозки.

Многообразие событий несохранности груза, ее связь с качеством перевозок обуславливает необходимость классификации ее причин. Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научное и практическое значение.

Основные причины несохранности грузов можно классифицировать по ряду признаков (табл.1).

Таблица 1

Классификации причин несохранности груза_

№ п/п Признак классификации Причина

1. По характеру форс-мажор - события развивались без возможности перевозчика их предвидеть и предотвратить; не форс-мажор - события, которые зависели от перевозчика, т. е. они поддавались воздействию со стороны перевозчика.

2. По виду порча (гибель) - причиненный ущерб без возможности восстановления (ремонт, замена составных элементов); повреждение - причиненный ущерб с возможностью восстановления; утеря (недостача) - отсутствия количества груза.

3. По субъективному признаку: лицо участник перевозки (водитель, диспетчер и т.д.) - событие связанно с участием лица непосредственно связанного с перевозкой; третье лицо - событие связанно с участием лица несвязанного с перевозкой; без участия лиц - отсутствие участия субъектов.

4. По источнику: внешний - источником выступает внешняя среда (природное, механическое, социальное, политическое, дорожное воздействие); внутренний - источником выступает транспортное средство, водитель, груз.

5. По процессуальному детерминанту: на этапе погрузо-разгрузочных мероприятий - причина возникновения события определенна как фактор вне перевозки; на этапе перевозки - причина возникновения события определенна как фактор перевозки.

6. По типу: простой - событие произошло вследствие определенной причины; сложный - событие произошло вследствие ряда причин.

Вывод: Таким образом, разработка классификации несохранности груза позволяет выявить основные факторы, которые влияют на груз с точки зрения его сохранности на различных этапах его движения, что способствует их предотвращению и будет иметь благоприятное экономическое воздействие на перевозчика и позитивно повлияет на интересы клиентов пользующихся перевозкой.

Библиографические ссылки

1. Правдина Н. В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебно-методическое пособие / Н. В. Правдина. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - 95 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, гл.40 «перевозка».

3. Murzim [Электронный ресурс]. URL: http://murzim.ru/nauka/transport/gruzovedenie/27902-obespechenie-sohrannosti-gruzov-pri-perevozke.html (дата обращения 26.03.2021).

© Лакошка Д. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.