Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА'

ФАКТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбатенко Е.А.

В статье рассматриваются факторы, обосновывающие необходимость цифровой трансформации бизнеса: развитие цифровых технологий и их влияние на изменение принципов организации бизнес-процессов; усиление конкуренции за счет доминирования цифровых компаний на различных рынках; изменения в поведении потребителей в ответ на цифровую революцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR DIGITAL TRANSFORMATION

The article examines the factors that substantiate the need for digital transformation of business: the development of digital technologies and their impact on changing the principles of organizing business processes; increased competition due to the dominance of digital companies in various markets; changes in consumer behavior in response to the digital revolution.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА»

УДК 654.07

Горбатенко Е.А. старший преподаватель кафедра управления Таганрогский институт управления и экономики

ФАКТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

Аннотация: В статье рассматриваются факторы, обосновывающие необходимость цифровой трансформации бизнеса: развитие цифровых технологий и их влияние на изменение принципов организации бизнес-процессов; усиление конкуренции за счет доминирования цифровых компаний на различных рынках; изменения в поведении потребителей в ответ на цифровую революцию.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, бизнес-модели, потребители, конкуренция.

Gorbatenko E. senior lecturer

Taganrog institute of management and economics THE NEED FOR DIGITAL TRANSFORMATION

Abstract: The article examines the factors that substantiate the need for digital transformation of business: the development of digital technologies and their impact on changing the principles of organizing business processes; increased competition due to the dominance of digital companies in various markets; changes in consumer behavior in response to the digital revolution.

Keywords: digital transformation, digital technologies, business models, consumers, competition.

Цифровая трансформация и вызванные ей инновации в бизнесе коренным образом поменяли ожидания и поведение потребителей, оказали давление на традиционные компании и изменили многочисленные рынки. В настоящее время потребители получили доступ к десяткам медиаканалов, активно и без усилий общаются с фирмами и другими потребителями и проходят через быстро увеличивающееся количество точек взаимодействия на пути к покупке, многие из которых являются цифровыми. Многие традиционные фирмы уступили место быстрорастущим новаторам в области цифровых технологий и пострадали в результате этого. Например, быстрый рост онлайн-ритейлеров, таких как Alibaba и Amazon, сильно повлиял на традиционных ритейлеров, о чем

свидетельствуют банкротства нескольких бывших розничных гигантов. Новые интернет-магазины не ограничиваются в своей деятельности традиционной розничной торговлей, они используют свои цифровые ресурсы для выхода на рынки, которые ранее считались совершенно не связанными с розничной торговлей, в поисках возможностей дальнейшего роста. Например, банки рассматривают Amazon как крупного потенциального конкурента, а одна из крупнейших мировых судоходных компаний Maersk сталкивается с потенциальной конкуренцией со стороны Alibaba. Такие перемены на рынке затронули и другие отрасли: YouTube и Netflix подорвали телевизионное вещание и киноиндустрию, а Booking .com и Airbnb коренным образом меняют гостиничный бизнес

Несмотря на повсеместное распространение и видимое влияние цифровой трансформации на бизнес-модели, в литературе лишь недавно начали затрагиваться темы цифровой трансформации. До сих пор цифровым изменениям уделялось внимание в рамках конкретных бизнес-дисциплин. Например, маркетинговые исследователи в основном сосредоточились на цифровой рекламе и эффектах социальных сетей. Литература по стратегическому менеджменту в основном сосредоточена на концептуализации и внедрении цифровых инноваций в компаниях. В литературе по информационным системам исследователи традиционно уделяли большое внимание техническим разработкам, касающимся принятия и использования цифровых технологий и получаемой в результате ценности для бизнеса. Очевидно, что необходим междисциплинарный подход к обсуждению цифровой трансформации для понимания того, как фирма использует цифровые технологии для разработки новой цифровой бизнес-модели, способствующей повышению эффективности компании

Такое междисциплинарное обсуждение необходимо, учитывая, что цифровая трансформация включает изменения в стратегии, организации, информационных технологиях, цепочках поставок и маркетинге. Для исследования влияния цифровой трансформации на формирование новых бизнес-моделей, прежде всего, необходимо определить факторы, усилившие потребность в цифровой трансформации

Можно выделить три основных внешних фактора, определяющих необходимость цифровой трансформации

Во-первых, уже с момента появления Всемирной паутины и ее всемирного распространения растет число сопутствующих технологий. Развитие таких цифровых технологий как широкополосный Интернет, смартфоны, Web 2.0, SEO, облачные вычисления, распознавание речи, системы онлайн-платежей и криптовалюты, усилило развитие электронной коммерции. Глобальные продажи электронной коммерции составили 2,3 триллиона долларов в 2017 году, а в 2020 году объем розничных продаж электронной коммерции во всем мире составил 4,28 триллиона долларов

США, а в 2022 году выручка от электронной торговли вырастет до 5,4 триллиона долларов США. Интернет-магазины - одно из самых популярных онлайн-занятий во всем мире [1].

Использование аналитики «больших данных» (Big Data) в разнообразных сферах жизнедеятельности от розничной торговли до сельского хозяйства и появление новых цифровых технологий, таких как искусственный интеллект (AI), блокчейн, Интернет вещей (IoT) и робототехника, будут иметь далеко идущие последствия для бизнеса. Широкое распространение новых цифровых технологий ясно указывает на необходимость компаниям преобразовать свой бизнес в цифровую форму. Новые цифровые технологии могут также повлиять на структуру затрат фирмы - сокращение людей за счет автоматизации ряда бизнес -процессов, замена людей роботами или виртуальными агентами; снижение затрат в цепочке поставок за счет использования искусственного интеллекта и технологии блокчейна.

Во-вторых, цифровые технологии резко изменили конкуренцию на рынках. Например, в розничной торговле цифровые технологии изменили конкурентную среду, переключив продажи на относительно молодые цифровые компании - Интернет-магазины. Конкуренция стала более глобальной, и ее интенсивность резко возросла, поскольку крупные, американские и китайские цифровые компании (Amazon, Alphabet, Apple и Facebook, Alibaba) начинают доминировать во многих отраслях. Этот сдвиг можно проследить, проанализировав изменения в оценке стоимости компаний по индексу S&P 500. Индекс S&P 500 — это условная корзина, состоящая из акций 500 крупнейших компаний США. Всего десять лет назад в пятерку самых ценных компаний, входящих в индекс S&P 500, входили Exxon, GE, Microsoft, Газпром и Citigroup, только одна из которых была действительно цифровой. По состоянию на конец 2020 года пять самых ценных компаний по рейтингу S&P были цифровыми, включая Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet (Google), и Facebook [2].

В-третьих, поведение потребителей меняется в ответ на цифровую революцию. Сегодня потребитель находится в центре коммуникации с брендом и связан с ним множеством цифровых каналов связи. Исследования рынка показывают, что потребители переключают свои покупки в интернет-магазины, а цифровые каналы связки играют важную роль на пути к покупке, влияя как на онлайн, так и на офлайн-продажи [3]. С помощью новых инструментов поиска и социальных сетей потребители стали более информированными, уполномоченными и активными. Цифровые технологии позволяют потребителям совместно с брендом создавать ценность, проектируя и изменяя продукты, помогать другим клиентам, делясь отзывами о продуктах. Розничные магазины становятся своего рода выставочными залами - широко распространяется практика изучения продукта в автономном режиме с использование мобильных

устройств и с последующим заказом этого продукта в Интернет. Все большее распространение получают приложения и новые технологии на основе искусственного интеллекта, такие как Google Home, Умный дом с Алисой (на базе Яндекс),которые входят в повседневную жизнь потребителей. Эти новые цифровые технологии уже в ближайшее время могут структурно изменить поведение потребителей

Таким образом, использование новых цифровых технологий может легко стать новой нормой и противоречить традиционным правилам ведения бизнеса. Если фирмы не могут адаптироваться к этим изменениям, они становятся менее привлекательными для клиентов и, вероятно, будут заменены фирмами, которые действительно используют такие технологии.

Использованные источники:

1. Tugba Sabanoglu Retail e-commerce sales worldwide from 2014 to 2024 (in billion U.S. dollars) [Электронный ресурс] // Statista (2021). URL: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales (Дата обращения 20.05.2021)

2. 10 крупнейших компаний S&P 500 по итогам 2020 года [Электронный ресурс] // Т-Ж (22.12.2020). URL: https://journal.tinkoff.ru/short/top-10-snp/ (Дата обращения 20.05.2021)3. P.K. Kannan, H.A. Li Digital marketing: A framework, review and research agenda [Электронный ресурс] // International Journal of Research in Marketing, 34 (1) (2017), URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0167811616301550 (Дата обращения 20.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.