УДК 316.444
И.З. Самситдинов*
ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
В статье раскрываются экономические и социокультурные факторы социальной мобильности. Выявлены особенности протекания социальной мобильности в региональном аспекте. Показана зависимость социальной мобильности населения от уровня научно-технического и экономического развития общества. Дается оценка возможностям применения ин-ституализированного подхода для оптимизации процессов социальной мобильности.
Ключевые слова: социальная мобильность, фактор, регион, институциональный подход, оптимизация.
Социальная мобильность населения является важным аспектом социально-экономической жизни любого общества. Общество есть живая функционирующая система, и эффективность ее функционирования может быть достигнута при максимальной отдаче ее элементов, каковыми являются индивиды. Каждый из них имеет различный потенциал и по-разному мотивирован, у каждого сформировалась своя система ценностей и интересов, определяющая направленность и характер деятельности человека. Максимальная отдача от каждого может быть достигнута в разных условиях. Создавая условия для перемещения индивидов и социальных групп, общество способствует таким изменениям системы в целом, когда в каждый актуальный момент уровень отдачи и эффективности может быть максимальным. Так как мобильность детерминируется необходимостью адаптироваться к складывающимся социально-экономическим условиям, общество как системный фактор должно создавать благоприятные условия для успешной реализации этого мотива. Социальная мобильность, обусловлена тремя детерминантами: экономическая, социальная и личностная (индивидуальная). Учитывая, что все в социальной жизни общества обуславливается стремлениями и действиями человека, фундаментальной является личностная детерминанта. Однако она не всегда проявляется (находит себе дорогу) в связи с особой природой индивида либо подавляется экономическими и социальными факторами. При этом к социальным факторам мы относим следующие: демографические и миграционные процессы, поселенческая и отраслевая структура общества, ситуация в системе образования. Экономический фактор определяется состоянием рынка труда, социально-экономическим положением региона.
Экономический фактор обуславливает вынужденную мобильность, так как ограничивает индивидуальную мобильность и накладывает на него требова-
* © Самситдинов И.З., 2009
Самситдинов Илънур Закиевич — Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан
Факторы мобильности в социально-экономическом и культурном развитии региона
ния, которым каждый должен соответствовать. Вынужденная мобильность не может расцениваться в сугубо негативных терминах. Она может задавать такую направленность человеческой жизни, которая может соответствовать его представлениям о счастье и приносить удовлетворение. Личностная детерминанта мобильного поведения определяет содержание свободной (добровольной) мобильности, которая гарантирует для общества высокую степень удовлетворения для индивидов и социальных групп. Нами выявлено, что тенденция развития современного общества заключается в постепенном переходе от форм вынужденной мобильности к формам свободной. Это обусловливается тем, что повышающийся уровень производительности труда, высочайшее научно-техническое и информационное оснащение всей производственной и социокультурной жизни освобождают население от бремени необходимого труда. Однако переход к такому обществу для России является задачей грядущего будущего. В рыночных условиях значимость субъективного фактора возрастает, так как рынок формирует новые требования к работнику, которые резко отличаются от уравнительных форм, господствующих в социалистическом советском обществе. Плановый характер всей экономической и социокультурной жизни советского общества гарантировал для каждого основные аспекты его личной жизни [1]. В современных российских условиях, чтобы, например, осуществить возможность восходящей мобильности, работник должен быть готов к смене профессии, места работы, места жительства, к получению нового или дополнительного образования, к возросшей неопределенности многих сторон жизни социума.
На специфику современной социальной мобильности населения Республики Башкортостан оказывает существенное влияние ряд факторов, присущих этому региону.
Башкортостан характеризуется невысокой плотностью населения и неравномерностью распределения административно-территориальных образований. Это определило размещение и формирование промышленных зон, социальную инфраструктуру и обусловило дифференциацию республики в районы, отличающиеся своим демографическим и социально-экономическим развитием, следовательно, и возможностями для реализации гражданами и социальными группами социально мобильной стратегии.
На характер социальной мобильности региона определенное влияние оказывает национальная модель экономики и социокультурной жизни республики, которой свойственны такие черты, как роль социальных, родственных связей, сильная приверженность сельской экономики традиционному укладу, жесткая вертикальная иерархия власти, относительная доступность и открытость управленческого звена.
Население республики характеризуется высокой интенсивностью миграционной мобильности. С 90-х годов спецификой миграционной подвижности населения Башкортостана является тенденция увеличения выбытия населения, снижение населения в сельскохозяйственных районах, обусловленное ростом процессов урбанизации и ликвидации убыточных промышленных поселений [2].
Таким образом, возросшая мобильность в республике среди населения обусловлена изменениями в следующих факторах:
• наличие богатой природно-сырьевой базы, которая оказывает позитивное влияние на развитие хозяйственного комплекса республики;
• экономический рост, который наблюдается в последние годы, позитивно сказался на большинстве социально-экономических показателей региона (республика входит в десятку экономически развитых регионов России). Это благоприятно отразилось на мобильности населения: уменьшение уровня безработицы, увеличение доли населения с высшим и среднеспециальным образованием, увеличение интеллектуального потенциала, активизация предпринимательской инициативы в условиях изменения в формах собственности в сторону увеличения доли частного сектора и числа совместных с иностранными фирмами предприятий;
• конкуренция дешевого импорта, поступающего главным образом из Китая и Вьетнама, способствовала сокращению малоквалифицированных рабочих мест, на которых производились аналогичные товары с невысокой ценой, ставшие теперь неконкурентоспособными на рынке. В условиях насыщенности рынка дешевым импортом предприниматели вынуждены прекращать производство таких же товаров и переключиться на выпуск технологически сложной, высококачественной продукции, которую способна производить рабочая сила, обладающая высоким интеллектуальным потенциалом. Это стимулирует население республики на приобретение соответствующего профессионального и образовательного потенциала. Вышеуказанная тенденция оказала существенное влияние на образовательную мобильность;
• изменения в размере оплаты труда по различным отраслям экономики в сравнении со среднереспубликанским уровнем в условиях низкого качества жизни большей части населения являются мощным фактором мобильности. Экономически активное население предпочитает те сферы деятельности, где темпы роста заработной платы увеличиваются и превышают среднереспубликанский уровень — это финансово-кредитная сфера, промышленность, геология и разведка недр, строительство, транспорт, связь, наука и управление;
• развитие экономики региона происходит на фоне положительного развития экономики страны в целом. Данный фактор оказывает влияние на социальную мобильность в регионе и, несомненно, должен быть позитивно оценен. Он получил свое подтверждение в нашем исследовании через анализ показателей экономической активности субъектов деятельности, показателей безработицы, способностей адаптации населения к новым условиям жизни. Процессы социальной мобильности в республике протекают на фоне изменяющейся отраслевой структуры экономики и профессионального состава занятости;
• вектор мобильности молодого поколения имеет четкую направленность. При этом учитывается, что реальные возможности зарабатывать выше среднестатистического уровня и выше чем у большинства социальных групп общества имеются у субъектов предпринимательской деятельности. В этой ситуации респонденты молодого и среднего возраста проявили ориентацию на предпринимательскую деятельность либо на работу на частном предприятии;
• социальная мобильность по образовательному мотиву наиболее интенсивна в группе лиц с высшим и средним специальным образованием. При
Факторы мобилъности в социалъно-экономическом и кулътурном развитии региона
этом степень самовоспроизводства указанной группы весьма велика, особенно по семейному аспекту. Чем выше образовательный статус отца (матери), тем более высокий образовательный статус приобретают дети. Тем самым уровень образования родителей выступает значимым фактором образовательной мобильности населения в современных условиях;
• территориальный фактор оказывает заметное влияние и на интенсивность мобильности населения Республики Башкортостан. Наибольшая интенсивность профессиональной и образовательной мобильности, в том числе в ее восходящем направлении, отмечается у респондентов из сельской местности; на второй позиции по профессиональным перемещениям находятся индивиды республиканского центра; в сфере образовательной мобильности — молодежь из райцентров и поселков городского типа. Во многом данная ситуация объясняется крайне низким статусом людей, проживающих в сельской местности;
• межпоколенная мобильность является важным фактором социальных изменений и выражением социальной активности индивидов. Позитивная трансформация социального статуса детей, по сравнению со статусами их родителей, один из показателей динамично развивающегося социума. Образование и профессия являются базовыми каналами межпоколенной мобильности.
Факторы, детерминирующие социальную мобильность, разделены на две группы: материальные (экономические) и идеологические (социально-культурные). В рамках формирования и проявления признаков общества постиндустриального типа развитию социальной мобильности способствуют следующие материальные факторы:
а) технико-технологические преобразования;
б) возникающие новые формы собственности;
в) развитие новых форм занятости.
Среди социокультурных факторов выделяются следующие:
1. Политические — постепенное (но не полное) преодоление признаков тоталитаризма в государственном управлении.
2. Религиозные — существующие формы религии на территории России и Республики Башкортостан, несмотря на их возрождение и широкое распространение среди населения, не претендуют на особое господствующее место в сознании людей, на навязывание своей этики и ценностей как единственно верных.
3. Этнические — процессы возрождения национального самосознания, охватившие союзные республики бывшего СССР и субъекты Российской Федерации, стали закономерным следствием перехода общества от принципов тоталитаризма к демократии. Однако в Республике Башкортостан удалось сохранить взаимопонимание и уважение между множеством национальных культур региона. Несмотря на то что имеются определенные перекосы в национальной политике республики, в целом каналы социальной мобильности открыты в равной степени для представителей всех проживающих этнических групп.
Анализ мобильности приводит к выводу о необходимости выделения различных уровней ее состояния: отсутствие мобильности, низкая и высокая
мобильность. Эти три состояния нельзя оценить в плане полезности или эффективности. Для достижения эффективности в сложившейся конкретной ситуации иногда необходимо отсутствие мобильности, иногда ее высокий уровень. Однако макроусловия социально-экономической жизни общества задают свои требования к этому уровню. При этом фундаментальной детер-минантой выступает экономическая сфера. Современная тенденция экономического развития республики объективно детерминирует высокий уровень мобильности у индивидов и субъектов общественной жизни. В свою очередь, мобильность в современных условиях должна быть ориентирована на экономическую эффективность общества: его конкурентоспособность, передовой уровень развития технологий производства, повышение показателей внутреннего валового дохода, высокий уровень материальной и духовной обеспеченности населения.
Люди, занимающие различное положение в социальной структуре, по-разному приспосабливаются к жизни в условиях неопределенности представлений об общих ценностях, что выражается в их отношении к жизненным целям и легитимным средствам их достижения. Резкий переход в необходимости переориентировать мотивационную структуру населения на мобильность в достижении материального благополучия при сохраняющейся в российском обществе нединамичной системе обретения новых статусов объективно способствует росту отклоняющегося поведения. В транзитивном обществе, каковым и является российское общество, у значительной части населения возникают неудачи в стремлении достигнуть цели законными средствами. Вместе с тем эти люди в силу ориентации на «старые» социо-культурные ценности, диктующие определенные нравственные запреты, как правило, не могут прибегнуть к эффективным, но законным способам достижения желанных целей. В итоге совершается бегство индивида из общества в форме бродяжничества, «бомжевания», алкоголизма, наркомании, ухода в замкнутые псевдорелигиозные тоталитарные секты и т.п. Проблема заключается в том, что для того чтобы достичь статуса, адекватного современной жизни, необходимо иметь не только материальные, но и культурные, психологические потенции мобильного поведения, соответствующие духу времени.
Особенности социальной мобильности в современном российском обществе находятся в тесной взаимосвязи с функционированием его институциональной системы, в которой непосредственно или опосредованно отражаются трансформационные процессы [3]. Исследование выявило факт ин-ституализации внеправовых социальных практик, которые выражаются в стратегиях поведения граждан в процессах социальной мобильности. Например, приобретение статуса трудоустроенного через систему протекций и взяток становится распространенной моделью перемещений индивидов при включении их в процессы трудовых отношений в регионе.
Особенность протекания процессов социальной мобильности в современном обществе определяется сложившейся после перестройки политической ситуацией, отказом от тоталитарных административно-командных принципов управления и принятием демократических принципов, когда каждому индивиду предоставляется право самостоятельно выбирать стратегию своей жизни, труда и деятельности, досуга [4]. Личностной мотивацией во времена
Факторы мобилъности в социалъно-экономическом и кулътурном развитии региона
Советского Союза можно было пренебречь, так как интересы государства (партии) бескомпромиссно рассматривались как главные, ставились выше интересов личности. Неосведомленность, недостаточная информированность, некомпетентность граждан в этих новых условиях ввиду непривычных требований, которые наложила на них новая жизненная ситуация, обусловила разбалансированность отдельных элементов социального организма. В частности, это выразилось в непропорциональном увеличении специалистов, которые не востребованы экономикой региона, и сокращением тех, которые необходимы для ее эффективного функционирования. Это привело к дезорганизации процессов протекания социальной мобильности. Например, намерение трудоустроиться по специальности при отсутствии возможностей для реализации данной стратегии увеличивает период жизни индивида, когда он находится в состоянии безработицы, что приводит неизбежно к депрофессионализации специалиста и нарушении процессов его вертикальной мобильности. Таким образом, мобильность предполагает оптимальное соответствие функционирования различных институтов общественной системы. Это соответствие обеспечивается процессами эффективного управления. При этом оптимизация в управленческом аспекте предполагает наиболее приемлемую форму структурирования объекта, условий деятельности субъектов, внутреннее соответствие всех атрибутов организации деятельности исходным установкам управления в аспекте искомой мобильности. Методологической основой оптимизации является системный подход, когда все компоненты деятельности рассматриваются в единстве закономерных взаимосвязей и важна ориентация на общую теорию управления сложными динамическими системами. Согласно же принципу оптимальности, управленческая деятельность предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении к процессу взаимодействия всех элементов системы, а также их характера мобильности. Он предполагает максимум в результатах при минимальных затратах времени и усилий. В рамках данного понимания оптимизации важнейшей задачей достижения оптимальной мобильности является реформирование сложившейся модели управления этой системой. Социологический аспект данного управляющего воздействия выражен в том, что экономически активное население готово мобильно, оперативно менять свой профессионально-образовательный потенциал и культурный статус, готово к переобучению и адаптации в меняющейся жизненной ситуации региона, чтобы эффективно подготовить себя к новым ролям в производстве и социальной жизни.
Библиографический список
1. Аитов Н.А. Советский город: социальная структура. М.: Мысль, 1988. С. 276—277.
2. Труд и занятость в Республике Башкортостан: Статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа, 2008. С. 87.
3. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации общества // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 11—12.
4. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе. М.: Гардарики, 2005. С. 158-159.
56
BecmHUK ComTY. 2009. №5 (71)
I.Z. Samsitdinov
MOBILITY FACTORS IN SOCIO-ECONOMICAL AND CULTURAL REGIONAL DEVELOPMENT
In the article the economical and social-cultural factors of social mobility are revealed. Peculiarities of the flow of social mobility in the regional aspect are singled out. The dependency of the social mobility of population on the level of scientific and technical and economical development of society is shown. An estimate of possibilities of making use of the institutional approach to the optimization of social mobility processes is given.
Key words: social mobility, factor, region, institutional approach, optimization