Научная статья на тему 'Факторы, лимитирующие численность бобров в заповеднике «Кузнецкий Алатау»'

Факторы, лимитирующие численность бобров в заповеднике «Кузнецкий Алатау» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
837
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бобр / популяция / Кузнецкий Алатау / лимитирующие факторы / beaver / population / Kuznetsky Alatau / limiting factors

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Треньков И. П.

Рассмотрено влияние среды, ограничивающее развитие популяции бобров на территории заповедника «Кузнецкий Алатау». Проведена оценка значимости внутренних факторов и факторов внешней среды. Дана характеристика состояния кузнецко-алатаусской популяции бобров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS LIMITING ABUNDANCE OF BEAVERS IN KUZNETSKY ALATAU STRICT NATURE RESERVE

Environmental effect limiting the development of beaver population in Kuznetsk Alatau strict nature reserve is reviewed in the article. The evaluation of the significance of internal and environmental factors affecting the dynamics of beaver population is done. The condition of the Kuznetsk-Alatau beaver population is described.

Текст научной работы на тему «Факторы, лимитирующие численность бобров в заповеднике «Кузнецкий Алатау»»

УДК 591.5

Треньков И.П. Tren'kov Iv.P.

ФАКТОРЫ, ЛИМИТИРУЮЩИЕ ЧИСЛЕННОСТЬ БОБРОВ В ЗАПОВЕДНИКЕ «КУЗНЕЦКИЙ АЛАТАУ» FACTORS LIMITING ABUNDANCE OF BEAVERS IN KUZNETSKY ALATAU STRICT NATURE RESERVE

Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау», г. Новокузнецк. E-mail: [email protected]

Резюме. Рассмотрено влияние среды, ограничивающее развитие популяции бобров на территории заповедника «Кузнецкий Алатау». Проведена оценка значимости внутренних факторов и факторов внешней среды. Дана характеристика состояния кузнецко-алатаусской популяции бобров.

Abstract. Environmental effect limiting the development of beaver population in Kuznetsk Alatau strict nature reserve is reviewed in the article. The evaluation of the significance of internal and environmental factors affecting the dynamics of beaver population is done. The condition of the Kuznetsk-Alatau beaver population is described.

Ключевые слова: бобр, популяция, Кузнецкий Алатау, лимитирующие факторы. Key words: beaver, population, Kuznetsky Alatau, limiting factors.

С момента образования заповедника «Кузнецкий Алатау» в 1989 году на его территории произошли заметные изменения численности многих видов. Прекратилось прямое преследование человеком основных промысловых животных, практически исчез фактор беспокойства, изменились антропогенно нарушенные ландшафты выработок золотодобытчиков. На этом фоне начался стабильный рост численности поголовья бобров. Если на момент образования заповедника на его территории находилось три слабых поселения, то через 10 лет бобрами заняты практически все пригодные местообитания. Наши исследования (Треньков, 2013а) показали, что к настоящему моменту численность бобров продолжает расти, бобры занимают местообитания с низким классом бонитета, наблюдается укрупнение семей.

Для дальнейшего прогнозирования и оценки динамики численности популяции важным инструментом является изучение лимитирующих факторов.

Механизмы, регулирующие численность бобра в природе, обладают большим совершенством и реализуются в соответствии с плотностью населения через изменение внутрисемейной иерархии и количественного состава семей, уровня рождаемости и смертности, изменения половозрастной структуры, лабильностью территориального поведения (Гревцев, 2008).

В процессе развития, каждая бобровая колония проходит три стадии: 1) период формирования (характеризующийся невысоким приростом поголовья); 2) бурного роста численности; 3) стабилизации прироста поголовья в результате постепенного снижения его до определенного уровня. При этом действуют механизмы регуляции, заложенные в особенностях биологии и размножения бобра. В частности, замедленное по сравнению с другими грызунами половое созревание, допускающее увеличение в популяции доли неполовозрелых особей, и некоторые особенности поведения, например жесткая внутривидовая территориальная конкуренция (Жарков, 1969).

В настоящее время бобры обитают во всех речных бассейнах Кузнецкого Алатау. Более того, заняты малопригодные места обитания, например, поселение на р. Серебряная на высоте 1200 м над ур. м. в поясе кустарниковых тундр, что служит свидетельством достаточного заполнения бобрами угодий и сигналом к уменьшению плотности их населения (Дьяков, 1975). Это подтверждают наши работы и наблюдения инспекторов заповедника: основу популяции составляют относительно старые поселения в наиболее благоприятных угодьях. Бобры, расселяющиеся в места с низким классом бонитета, как правило, не образуют крупных семей, имеют меньшую плодовитость, зачастую покидают поселения (Летопись..., 2014).

Перечисленные выше факторы, влияющие на динамику численности бобров, связаны с плотностью населения. Кроме них, существуют иные, действующие в какой-то мере независимо от плотности.

Актуальные вопросы изучения и охраны животного мира

Факторы внешней среды, влияющие на популяцию бобра, делятся на три группы: абиотические, биотические, антропогенные (Дьяков, 1975; Дежкин и др., 1986).

Воздействие группы абиотических факторов на бобровые популяции разнообразно и проявляется в различной степени. Рельеф местности определяет размеры, конфигурацию, характер берегов и дна водоема, скорость течения. Гидрологические условия в первую очередь определяют возможность обитания бобров в водоеме. В Кузнецком Алатау бобры предпочитают селиться на мелких притоках низовий крупных рек, на участках с относительно широкой поймой, занимают стабильные стоячие водоемы. Гораздо реже поселения встречаются в основных руслах крупных рек (Треньков, 2013б), гидрологический режим которых не позволяет вести активную строительную деятельность. Молодые поселения, несмотря на хорошую кормовую базу, часто остаются покинутыми из-за весенних ледоходов и паводков (р. Нижняя Терсь) либо по причине промерзания водоема до неприемлемых условий (поселения на рр. Кедровка, Таловка). Скорость течения и характер берегов объясняют большие расстояния между бобровыми поселениями в благоприятных местах обитания (р. Растай).

Биотические факторы

Кормовая база. Состояние кормовой базы в значительной мере определяет распространение бобров по территории Кузнецкого Алатау, длительность существования и благополучие поселений. За редкими исключениями поселения привязаны к пойменным зарослям ивняков, основу которых составляют Salix rorida Laksch. и Salix viminalis L. В поселениях с подорванной кормовой базой (р. Пихтовка) бобры переходят на питание второстепенными видами корма (р. Betula). В летний период нагрузка на прибрежные древостои уменьшается, значительную часть рациона бобров составляют травянистые растения. В условиях влажного климата Кузнецкого Алатау восполнение изъятых бобрами ивняков происходит довольно быстро. Этим можно объяснить длительность существования относительно крупных колоний, например, на р. Бобровка.

Влияния хищников на бобра в Кузнецком Алатау практически не отмечено. Из описанных в литературе природных врагов бобра на территории заповедника обитают медведь, росомаха, рысь, волк, филин. Среди них только первые два могут представлять для бобров некоторую опасность. Численность остальных хищников крайне низка, и нами не зарегистрировано ни одного случая их охоты на бобра или нахождения его останков.

Медведь. Летом 2012 года нами учтены три разрушенных медведем бобровых поселения в бассейне р. Средняя Маганакова. Во всех поселениях хищник заходил в воду и, обрушивая полухатку, выгонял бобра на берег. Нам кажется маловероятным, что медведь мог рушить бобровое жилище, чтобы достать уже погибшего бобра, в этом случае наиболее вероятное поведение хищника - разобрать полухатку с берега. Таким образом, хищником уничтожены два поселения на р. Грязнулиха и одно - на р. Березовая. В других речных бассейнах подобное поведение медведя не зарегистрировано. Часто мы встречали медвежьи следы около бобровых запруд, но никакого проявления интереса к поселениям не обнаружено. По-видимому, хищническое поведение медведя на р. Средняя Магана-кова носит локальный характер.

Росомаха. По устному сообщению инспектора заповедника, росомаха добывает бобров в марте при интенсивном настообразовании. В это время бобры часто выходят на снег, порой совершая длительные переходы (Летопись..., 2004). Подобные факты отмечены в литературе (Соловьев, 1991). Все же сколько-нибудь значимый ущерб бобровой популяции росомаха нанести не может ввиду своей стабильно невысокой численности.

Мы разделяем мнение некоторых авторов о том, что ни один вид, входящий в биоценотические связи с бобром, не способен не только истребить, но даже заметно снизить его численность (Дьяков, 1975; Соловьев, 1991).

Паразиты. Специализированных гельминтологических исследований на территории Кузнецкого Алатау не проводилось, но данные о биологии паразитов и климату исследуемой территории позволяют сделать косвенные выводы. Развитие основных паразитов бобров - Travassosius rufus Khalil и Stichorchis subtriquetrus Rud. - в условиях Кузнецкого Алатау видится нам затруднительным. Температура воды в реках Кузнецкого Алатау достигает максимума 18°С в июне (Летопись., 2014). При этом образование личинок T. rufus происходит при температуре 23-24°С (Орлов, Романова,

1953). У второго из названных видов S. subtriquetrus редии образуются при температуре ниже 20°С (Определитель..., 1979), а промежуточные хозяева - некоторые брюхоногие моллюски - толерантны к температурному режиму, и могут обитать в холодной воде, хотя и предпочитают стоячие водоемы (Андреева и др., 2010). В целом же этот вопрос требует отдельного детального исследования.

Конкуренты. Конкурентами бобра могут выступать животные, занимающие с ним одинаковые территориальные и трофические ниши. Относительно травоядных животных можно утверждать, что конкуренция с их стороны практически равна нулю. Из всех парнокопытных самым серьезным конкурентом может являться лось. Мы неоднократно регистрировали следы лося около бобровых поселений, но фактов поедания древесно-кустарниковой растительности, заготавливаемой бобрами, не отмечено. Численность ондатры на территории заповедника настолько низка, что конкуренция с бобрами также может быть исключена.

Выдра. Мы не регистрировали случаев нападения выдры на бобров, как и некоторые авторы (Данилов и др., 2007), исключаем ее хищничество. Но выдра занимает одни и те же участки обитания, более того, активно использует бобровые запруды и каналы летом и проруби зимой. Такой характер межвидовых отношений, скорее, ближе к комменсализму (Соловьев, 1991).

Антропогенное воздействие

Влияние человека имеет различный характер и степень воздействия. Так же как и любой другой фактор среды обитания, воздействие человека проявляется прямо или косвенно (Дежкин и др., 1986).

Косвенными антропогенными факторами являются присутствие человека в местах обитания бобров. Единственный случай воздействия фактора беспокойства отмечен нами в окрестностях кордона Безымянка. В июне 2013 года в обследованном поселении в 1,5 км от кордона учтена семья бобров с двумя бобрятами-сеголетками. При повторном обследовании в августе того же года поселение оказалось брошенным, несмотря на отличные кормовые условия и благоприятный гидрорежим.

К прямым антропогенным воздействиям относятся браконьерство и охрана (Дежкин и др., 1986). С исключением промыслового пресса благодаря созданию заповедника численность бобров за 25 лет увеличилась примерно в 45 раз. Таким образом, антропогенный фактор не является лимитирующим (ограничивающим численность), но является мощным фактором благополучного развития популяции.

Подытоживая сказанное, отметим: в Кузнецком Алатау стабильный рост численности бобра обусловлен заселением всех пригодных угодий, отсутствием хищничества, конкуренции по питанию и негативного антропогенного влияния. Первостепенными лимитирующими факторами являются потребность бобров в пространстве, кормовые условия и гидрорежим. Кузнецко-алатауская популяция бобров находится во второй стадии развития - стабилизации прироста и, возможно, снижения численности.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева С.И., Андреев Н.И., Винарский М.В. Определитель пресноводных брюхоногих моллюсков (Mollusca: Gastropoda) Западной Сибири. - Ч. 1. Gastropoda: Pulmonata. Вып. 1. Семейства Acroloxidae и Lym-naeidae. - Омск, 2010. - 200 с.

Гревцев В.И. Бобр // Нормирование использования ресурсов охотничьих животных / сост. В.М. Глушков [и др.] / ВНИИОЗ РАСХН, ВГСХА. - Киров, 2008. - С. 86-90.

Данилов П.И., Камышев В.Я., Федоров В.Ф. Речные бобры Европейского севера России. Ин-т биологии КарНЦ РАН. - М.: Наука, 2007. - 199 с.

Дежкин В.В., Дьяков Ю.В., Сафонов В.Г. Бобр. - М.: Агропромиздат, 1986. - 254 с.

Дьяков, Ю.В. Бобры европейской части Советского Союза. - М.: Московский Рабочий, 1975. - 478 с.

Жарков, И.В. Динамика численности речных бобров в местах их реакклиматизации // Восстановление и рациональное использование запасов речного бобра в СССР: Тр. Воронеж. гос. зап-ка. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1969. - Вып. XVI. - С. 157-168.

Летопись природы государственного заповедника Кузнецкий Алатау. Кн. 7., 2003 г. - Междуреченск, 2004. - 227 с.

Актуальные вопросы изучения и охраны животного мира

Летопись природы государственного заповедника Кузнецкий Алатау. Кн. 17, Т. I, 2013 г. - Междуреченск, 2014. - 293 с.

Определитель гельминтов грызунов Фауны СССР. Нематоды и акантоцефалы. - М.: Наука, 1979. - 272 с.

Орлов И.В., Романова Н.П. Изучение цикла развития нематоды желудка речного бобра - Travassosius rufus Khalil, 1922 // Доклады АН СССР. - Т. 10, № 3. - М., 1953. - С. 703-704.

Соловьев В.А. Речной бобр Европейского Северо-Востока. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 208 с.

Треньков И.П. Современная численность и пространственная структура популяций бобра (Castor fiber L.) Нижней и Средней Терси // Научные исследования в заповедниках и национальных парках Южной Сибири: вып. 3 / отв. ред. В.В. Непомнящий. - Новосибирск: «Наука-Центр», 2013а. - 160 с.

Треньков И.П. Типология бобровых поселений заповеднике «Кузнецкий Алатау» // Фундаментальные и прикладные исследования и образовательные традиции в зоологии: Мат-лы междунар. науч. конф., посвященной 135-летию Томск. гос. ун-та, 125-летию каф. зоол. позвон. и экологии и Зоол. музея и 20-летию науч.-ис-след. лаб. биоиндикации и экол. мониторинга ТГУ / ред. Н.С. Москвитина. - Томск: Изд. Дом ТГУ, 2013б. -248 с.

УДК 58+59+91+631.4+502.7

Г 699

Горные экосистемы Южной Сибири: изучение, охрана и рациональное природопользование. Труды Тигирекского заповедника. Вып. 7. Барнаул, 2015. 288 с.

Сборник содержит материалы представленные на Третьей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию организации Тигирекского заповедника «Горные экосистемы Южной Сибири: Изучение, охрана и рациональное природопользование». Обобщены данные современных исследований природных комплексов Государственного заповедника «Тигирекский». Анализируется стратегия развития и функционирование системы особо охраняемых природных территорий Алтае-Саянского экорегиона. Рассматривается актуальные вопросы изучения рельефа, климата и почв горных территорий, изучения и охраны растительного и животного мира гор Южной Сибири, проблемы устойчивого развития регионов.

Сборник рассчитан на широкий круг специалистов, работающих в области биологии, экологии и охраны природы, а также всех, кому небезразличны проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов.

Редакционная коллегия:

Е.Н. Бочкарёва, Н.И. Быков, А.В. Волынкин, П.В. Голяков, Е.А. Давыдов (ответственный редактор), Н.Л. Ирисова, Т.М. Кругова, Т.А. Терехина

Рецензенты:

к. б. н. Е.Н. Бочкарева, к. б. н. Н.И. Быков, к. б. н. А.В. Волынкин, к. б. н. Е.А. Давыдов, к. б. н. Н.Л. Ирисова, к. б. н. И.В. Кудряшова, Э.Ю. Лущаев, д. б. н. М.М. Силантьева, д. б. н. Т.А. Терехина, д. б. н. С.М. Цыбулин, д. б. н. Д.В. Черных

ISBN

ISSN 2076-7390

©ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.