Научная статья на тему 'Факторы кризиса государства'

Факторы кризиса государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1688
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР КРИЗИСА / ГОСУДАРСТВО / КРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CRISIS FACTORS / STATE / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Оспанов Ерлан Абильтаевич

Рассмотрены причины кризиса государства и возможные пути выхода из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State crisis factors

The reasons for state crisis and possible ways of recovery are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы кризиса государства»

УДК 342.2

ФАКТОРЫ КРИЗИСА ГОСУДАРСТВА

Е. А. Оспанов арбитражный управляющий некоммерческого партнерства «Сибирская

гильдия антикризисных управляющих»

Рассмотрены причины кризиса государства и возможные пути выхода из него.

Ключевые слова: фактор кризиса, государство, кризисное управление.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде1. Применительно к государству его можно рассматривать как возникновение проблемы адекватности традиционных функций государства современным требованиям управления, проявление неуверенности в правильности политического выбора и неспособности нести ответственность за принимаемые решения и их последствия при осуществлении внутренней и внешней политики государства. Сознание неопределенности возникает относительно качества информационного, технологического и законодательного ресурса государства, адекватности стратегического и тактического обеспечения решений.

К одному из первых заявлений о кризисе государства конца XX века относят публикацию X. Булла «Анархическое общество: изучение порядка в мировой политике». Некоторые исследователи выдвигают идею о том, что общество тысячелетия существовало без централизованно выстроенных правил и может функционировать так и в дальнейшем. Имелось в виду возрастание роли негосударственных субъектов государственной системы. Уже в поздних исследованиях было обращено внимание на неспособность субъектов представлять сколько-нибудь серьезную угрозу существованию государств как системы. В данном случае идет о противоречии с традиционными представлениями о государстве как воплощении порядка, как силе, способной удержать общество от распада.

Для Х. Булла основным аргументом в пользу подобного рода оценки состояния государства служила ассоциация национального порядка с мировым порядком. Специфика последнего состоит в признании действия малого числа общих правил, которые воспроизводятся в жизни не неким мировым правитель

ством, а в процессе взаимодействия отдельных независимых акторов. На первый взгляд, такая идея близка к анархизму и может рассматриваться как парадоксальное выражение политического кризиса. Однако на самом деле она выражает и реальную слабость мирового порядка. Оставаясь независимыми, государства воплощают на мировом уровне индивидуалистический характер акторов.

Как известно, в мировом порядке соединяются идеалистические представления с собственным национальным интересом, представленным позицией государства; высказывается мысль о возможности отнесения модели мирового порядка к конкретному государству; выдвигается альтернатива национальному нормативному порядку, формировавшемуся тысячелетиями, которая видится в отношениях, где основным фактором является реальная социально-политическая и экономическая сила.

Несколько иное понимание кризиса государства у И. Фергюсона. Замешательство правительства объясняется темпами происходящих изменений и фактическим характером проблем, с которыми оно сталкивается. Оно испытывает глубокую неуверенность не только относительно того, какую политику оно может проводить и какая политика была бы наиболее успешной, но также какие данные следует собирать с целью информационного обеспечения решений2. Распространено убеждение в безнадежной коррумпированности государственного аппарата и неспособности правительства руководить развитием государственной системы.

По нашему мнению, современная трактовка такого явления государственного существования, как кризис, сопровождается возникающими трудностями между государственно-центристской моделью государства и элементами негосударственного сектора, между

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

стабильным функционированием государства и отрицательными последствиями глобализации.

Развитые индустриальные и постиндустриальные общества давно не являются обособленными системами. Они пронизаны многообразными сетями - взаимодействиями, которые затрагивают локальный, национальный, международный и транснациональный уровни. С их дальнейшим развитием будут разрастаться глобальные сети. Их особенность состоит в усилении взаимозависимости и взаимной заинтересованности уже не отдельных, а большинства активных акторов миропорядка, в формировании их общих интересов на уровне большего геополитического простран-ства3.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие

4

явления климата, землетрясения и др.

Помимо этого, причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной полити-кой5.

В частности, можно указать на следующие причины кризиса, открытые еще К. Марксом6.

1. Противоречие между производством и потреблением, выражающееся в перепроизводстве товаров.

2. Противоречие между эффективной организацией производства на отдельных предприятиях и нерегулируемым стихийным действием рыночной системы в целом.

3. Физический срок службы основного капитала. Технический прогресс постоянен. Каждые 10-12 лет в XIX веке и каждые 78 лет в XX веке основной капитал обновляется. Именно эта причина задает временной параметр цикла функционирования как предприятия, так и государственной системы в целом.

Из других причин, названных Е. В. Де-

~7

ментьевой , укажем следующие.

1. Разность во времени кругооборотов капиталов в разных отраслях и их взаимосвязь.

2. Продажа товаров и услуг в кредит, которая имеет широчайшую практику. По определенным причинам массовые неплатежи могут с большей вероятностью спровоцировать кризис.

3. Рост военных расходов: милитаризация экономики отвлекает большие массы финансов от гражданских отраслей производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить емкость рынка.

В определении характера и глубины кризиса государства необходимо учитывать также следующий момент. Существование и функционирование государства сопровождаются постоянными изменениями как в отдельной отрасли, так и в государственной системе в целом. Глобальные кризисные ситуации используются многими отраслями частного сектора ради обогащения, что лишает страну шанса получить возможности для мо-дернизационного рывка с переходом на инновационные виды технологий, такие, как новые виды топлива и новые источники энергии. Таким образом, кризисная ситуация в государстве усугубляется кризисом в управлении, которые совместно дают кризис государства в целом. В то же время это можно рассматривать как ответную реакцию общества на существующую неспособность современных государств полностью контролировать свое обеспечение, адекватно и эффективно менять свои позиции в связи с появлением новых функциональных возможностей, которые традиционно считаются государственными. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора.

Разумеется, кризисная ситуация является источником агрессивной среды в государственной системе. Она может возникнуть в любой период обострения, когда корпоративный интерес оказывается тождественным общенациональному. Именно поэтому национальный капитал может содержать ту часть системы, которая является более активной, всего государственного сектора и сохранит то пространство, в котором страна способна существовать и полноценно функционировать.

Сущностными признаками кризиса государственного управления являются обострение экономических и социальных конфликтов; неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами,

16

Вестник ЮУрГУ, № 43, 2012

Оспанов Е. А.

Факторы кризиса государства

регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами.

При перечислении причин кризиса государства нельзя делать упор только на одну из них, поскольку сущность циклов и кризисов возможно проанализировать лишь с учетом совокупного анализа. При этом значение той или иной причины может оказаться более актуальным для конкретного государства, чем для другого.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия. Они могут вести к резким изменениям или постепенно-

продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может регулировать кризис или обострять его.

В целях предотвращения кризиса или устранении его последствий государство обязано проводить антикризисную политику. На наш взгляд, равновесие государственной системы может быть восстановлено только максимальным снижением бюрократизма управленческого аппарата, который, кстати, ведет к многоликости власти, бесконечному разделению полномочий и ответственности. С учетом кризисной ситуации необходимо строить стратегически-инновационную схему принципиально нового состояния государства -его общественной, экономической и общегосударственной сферы жизни.

Кризисное управление государством предполагает:

— резкое расширение применения норм права во всех сферах жизнедеятельности в сравнении с предшествующим этапом деятельности государства;

— установление системы карательных

мер;

— снижение риска принятия необдуманных мероприятий, связанных с минимизацией кризисности системы;

— концентрацию ресурсов в руках государства - прежде всего ключевых государствообразующих комплексов.

Через кризисное управление необходимо выйти к такой государственной модели страны, которая позволит выжить в новых условиях.

1 Алексеев Н. Кризисное управление и стратегия предприятия. иКЬ: http://old.e-xecutive.ru/publications/ а8-рей8/а!Ис1е_1673/.

2 См.: Фергюсон И. Глобальное общество в конце двадцатого столетия // Международные отношения: социологические подходы. М., 1998. С. 14.

3 Красильщиков В. А. Ориентиры грядущего: постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 168-169.

4 Балдин К. В. Антикризисное управление: учебник. М., 2007. С. 271.

5 Крюков Р. В. Антикризисное управление: учебник. М., 2006. С. 128.

6 Рокмор Т. Маркс после марксизма: философия Карла Маркса. М., 2011. С. 400.

7 Дементьева Е. В. Причины циклического развития общественного производства. ЦКЪ: http://www. mas-ters.donntu.edu.ua/2005/fvti/dementieva/1ibrary/ba1ikoev/ba1 ikoev2.htm.

Статья поступила в редакцию 17 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.