Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, КОРРЕЛИРУЮЩИЕ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2018 (БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ)'

ФАКТОРЫ, КОРРЕЛИРУЮЩИЕ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2018 (БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PISA / ФАКТОРНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титовец Т. Е.

Задачи международного исследования PISA состоят не только в определении уровня читательской, математической, естественно-научной грамотности учащихся разных стран, но и в выявлении общих для разных стран и специфических для конкретной страны факторов, коррелирующих с результатами тестирования, и извлечении на основе полученных данных научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов. В результате анализа статистических данных, полученных в ходе анкетирования белорусских участников международного тестирования PISA-2018, в сравнении с данными участников из других стран автором выявлены факторы, обнаруживающие положительную связь с результатами тестирования, которые могут быть учтены при разработке стратегий модернизации системы общего среднего образования. К группе факторов, имеющих тесную корреляцию с результатами тестирования, в Республике Беларусь относятся установка учащихся на саморазвитие, пропуск занятий учащимися, энтузиазм учителя, буллинг, сотрудничество учащихся. Группа факторов, имеющих слабую корреляцию с результатами тестирования, включает дисциплину на уроке, педагогическую поддержку, положительное отношение учащихся к конкуренции, самоэффективность (резилиентность) учащихся, эмоциональный комфорт от пребывания в ученическом коллективе. В каждой стране обнаруживается группа действующих национально специфических факторов, которые сильнее остальных коррелируют с учебными достижениями учащихся в данной стране и являются «конкурентным преимуществом» ее образовательной системы. Устойчивая положительная динамика результатов тестирования некоторых стран по сравнению с результатами предшествующих лет обеспечивается не только и не столько модификацией содержания учебных программ, сколько укреплением национально специфических и универсальных факторов, коррелирующих с учебными достижениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титовец Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS CORRELATING WITH HIGH RESULTS OF THE PISA-2018 (BELARUSIAN EXPERIENCE IN COMPARISON WITH OTHER COUNTRIES)

The objectives of the Programme for international student assessment are not confined to determining the level of reading, mathematical, and natural science literacy of students from different countries, but also imply identification of common factors for different countries and specific for a particular country factor that correlate with the test results and enable constructive conclusions for educational policy based on the data obtained. As a result of the analysis of statistical data obtained during the survey of Belarusian participants of the PISA-2018 international testing in comparison with the data of participants from other countries, the author identified factors that show a positive correlation with the test results and can be taken into account when developing strategies for the modernization of the general secondary education system. The cluster of factors that have a close correlation with the test results in the Republic of Belarus includes growth mindset, skipping classes by students, teacher enthusiasm, bullying, student cooperation. A cluster of factors that have a weak correlation with the test results includes discipline in the classroom, pedagogical support, a positive attitude of students to competition, self-efficacy of students, well-being and sense of belonging. In each country, there is a group of nationally specific factors that are more strongly correlated with the academic achievements of students and which are the “competitive advantage” of its educational system. The stable positive dynamics of the testing results of some countries in comparison with the results of previous years is provided not so much by the modification of the content of educational programs, but by the strengthening of nationally specific and universal factors that correlate with academic achievements.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, КОРРЕЛИРУЮЩИЕ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2018 (БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ)»

УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.263

Т. Е. Титовец

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь

E-mail: t_titovets@mail.ru

Tatyana Е. Titovets

PhD (Education), Associate Professor of the Chair of Pedagogy, Maxim Tank Belarusian State Pedagogical University, Minsk, Republic of Belarus

ФАКТОРЫ, КОРРЕЛИРУЮЩИЕ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2018 (БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ)

Задачи международного исследования PISA состоят не только в определении уровня читательской, математической, естественно-научной грамотности учащихся разных стран, но и в выявлении общих для разных стран и специфических для конкретной страны факторов, коррелирующих с результатами тестирования, и извлечении на основе полученных данных научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов. В результате анализа статистических данных, полученных в ходе анкетирования белорусских участников международного тестирования PISA-2018, в сравнении с данными участников из других стран автором выявлены факторы, обнаруживающие положительную связь с результатами тестирования, которые могут быть учтены при разработке стратегий модернизации системы общего среднего образования. К группе факторов, имеющих тесную корреляцию с результатами тестирования, в Республике Беларусь относятся установка учащихся на саморазвитие, пропуск занятий учащимися, энтузиазм учителя, буллинг, сотрудничество учащихся. Группа факторов, имеющих слабую корреляцию с результатами тестирования, включает дисциплину на уроке, педагогическую поддержку, положительное отношение учащихся к конкуренции, самоэффективность (резилиентность) учащихся, эмоциональный комфорт от пребывания

Как цитировать статью: Титовец Т. Е. Факторы, коррелирующие с высокими результатами международного исследования Р18А-2018 (белорусский опыт в сопоставлении с другими странами) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С. 60-77.

в ученическом коллективе. В каждой стране обнаруживается группа действующих национально специфических факторов, которые сильнее остальных коррелируют с учебными достижениями учащихся в данной стране и являются «конкурентным преимуществом» ее образовательной системы. Устойчивая положительная динамика результатов тестирования некоторых стран по сравнению с результатами предшествующих лет обеспечивается не только и не столько модификацией содержания учебных программ, сколько укреплением национально специфических и универсальных факторов, коррелирующих с учебными достижениями.

Ключевые слова: международное исследование PISA, факторная корреляция, образовательная среда, мониторинг качества.

Введение. В 2018 году 15-летние учащиеся школ, лицеев, гимназий, учреждений среднего специального и профессионально-технического образования 79 стран мира приняли участие в международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment), направленном на оценку образовательных достижений и умений применять знания на практике. Мониторинг качества образования проводился по трем направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность. Уникальность инструментария международного исследования PISA в том, что с помощью него оцениваются те умения, которые будут способствовать успешности выпускника школы в полной реализации себя как личности во взрослой жизни. Под читательской грамотностью подразумевается не техника чтения и буквальное понимание текста, а способность учащихся к осмыслению письменных текстов и использованию их содержания для достижения собственных целей. Математическая грамотность предполагает способность человека определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику для решения творческих и практических задач. Естественно-научная грамотность — способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, а также для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

В исследовании 2018 года впервые приняли участие белорусские учащиеся, которые показали следующие результаты по трем видам грамотности: 35-е место в мировом рейтинге (474 балла) по читательской грамотности, 38-е (472 балла) — по математической грамотности, 37-е

(471 балл) — по естественно-научной грамотности [1].

Однако задачи международного исследования PISA состоят не только в определении уровня каждого вида грамотности учащихся разных стран, но и в комплексном анализе социокультурных реалий, составляющих образовательную (в том числе внешкольную) среду для учащихся, ее сопоставлении с другими странами, выявлении общих для разных стран и специфических для конкретной страны факторов, коррелирующих с результатами тестирования, и извлечении на основе полученных данных научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов, которые позволят определить направления и стратегии модернизации образовательной среды и создания более эффективной системы среднего образования в стране.

Цель статьи. Цель данного исследования — выявление специфических факторов, коррелирующих с результатами тестирования PISA-2018 учащихся из Республики Беларусь по направлению читательской грамотности, а также уточнение общих для разных стран факторов, обнаруживающих положительную связь с результатами тестирования, которые могут быть учтены при разработке стратегий модернизации системы общего среднего образования.

Методология и методы исследования. Объектом анализа стали статистические данные, полученные в ходе анкетирования белорусских участников международного исследования PISA-2018, в сравнении с данными участников из других стран. В соответствии с инструментарием PISA участникам тестирования, а также администрации (руководителям) учреждений образования, в которых обучались учащиеся, предлагалось пройти анкетирование, позволяющее выявить те параметры образовательной среды и личного благополучия учащегося, которые положительно (либо, наоборот, отрицательно) влияют на полученный при тестировании результат. Так, в ходе сопоставления анкетных данных каждого участника и результатов его тестирования выявлялись положительные и отрицательные стороны организации учебного процесса в школе, гимназии и лицее, учреждении среднего специального и профессионально-технического образования, которые связаны с результатом тестирования читательской грамотности. Иными словами, наличие положительной или отрицательной связи (т.е. корреляции) между каким-то параметром образовательной среды (или личного благополучия обучающегося) и результатом тестирования каждого респондента страны считалось достаточным для того, чтобы

считать этот параметр фактором, влияющим на уровень читательской грамотности учащегося в данной стране.

Так, в соответствии с методологией PISA-2018 участникам исследования предлагалось заполнить анкету, содержащую более 200 вопросов, касающихся их биографических данных, семьи, школы (учреждения образования), планов на дальнейшее образование, уровня доходов семьи, уровня образования родителей, доступа к информационным ресурсам и др. Отдельная анкета также предлагалась администрации учреждений образования, в которых обучались участники тестирования. Администрация учреждений образования в анкетах давала характеристику его материально-технического оснащения, кадрового потенциала, взаимодействия с родительской общественностью. Особое место в анкете было отведено параметрам личного благополучия (well-being) и образовательной среды (school climate) [11]. Параметры из группы «образовательная среда», в свою очередь, подразделялись на три категории: деструктивное поведение учеников (student disruptive behavior), школьное сообщество (school community) и качество обучения (teaching and learning) (Таблицы 1-4). В анкетировании 2018 года параметры качества обучения были привязаны к учебным предметам родного языка и литературы в связи с общей направленностью данного этапа международного исследования на оценку читательской грамотности.

Таблица 1

Параметры личного благополучия (well-being)

Наименование параметра Вопросы анкеты для обучающихся, на основе которых высчитывалось значение параметра

Ценностное отношение к школе Хорошая учеба в школе поможет мне приобрести хорошую работу Хорошая учеба в школе позволит мне поступить в вуз Проявлять усердие в школьной учебе важно

Эмоциональное благополучие Как часто я чувствую себя счастливым, оживленным, гордым, веселым, бодрым и как редко я чувствую себя испуганным, несчастным, тревожным, грустным

Самоэффективность Обычно я могу справиться с поставленной задачей каким-либо способом Я чувствую гордость при завершении какого-то дела Я чувствую, что могу справляться с множеством проблем одновременно Моя вера в себя помогает мне преодолеть трудные времена В сложной ситуации я сам отыскиваю выход из нее

Страх неудачи В случае неудачи я переживаю о том, что подумают обо мне другие В случае неудачи я начинаю бояться, что у меня нет таланта В случае неудачи я начинаю сомневаться в своих планах на будущее

Старательность и усердие Я получаю удовлетворение от того, что работаю в полную силу Если я начинаю что-то делать, то довожу начатое до конца Работа и занятия приносят мне удовольствие, если я вижу свой рост

Смысложизненное самоопределение, удовлетворенность жизнью Моя жизнь имеет назначение и цель Я обнаружил(а) смысл жизни Я имею четкое представление о том, что придает моей жизни смысл Я удовлетворен(а) своей жизнью

Установка на личностный рост (growth mindset) Уровень своего интеллекта сильно не изменишь (если респонденты соглашались с данным утверждением, считалось, что установка на личностный рост у них не сформирована)

Таблица 2

Параметры деструктивного поведения учеников (student disruptive behavior)

Наименование параметра Вопросы анкеты, на основе которых высчитывалось значение параметра

Дисциплина на уроке Ученики не слушают то, что говорит учитель На уроке шум и отсутствие порядка Учитель долго ждет, пока ученики не успокоятся Ученики плохо работают на уроке Ученики долго не могут приступить к уроку после его начала

Буллинг Другие ученики игнорировали меня, нарочно оставляли в стороне Надо мной смеялись и подтрунивали Мне угрожали Другие ученики отбирали у меня вещи и портили их Меня били (толкали) другие ученики Обо мне распространяли неприятные сплетни

Пропуски занятий и опоздания Частота пропусков Частота опозданий на уроки

Таблица 3

Параметры школьного сообщества (school community)

Наименование параметра Вопросы анкеты, на основе которых высчитывалось значение параметра

Сотрудничество учеников Учеников поощряют к сотрудничеству на уроке Заметно, что все ученики сотрудничают друг с другом Похоже, что ученики любят сотрудничество на уроке Все ученики, видимо, считают сотрудничество важным

Конкуренция между учениками Ученикам, похоже, нравиться соревноваться между собой Ученики чувствуют, что их сравнивают между собой Ученики считают, что конкуренция важна Я люблю работать в условиях, где нужно соревноваться друг с другом Мне важно превосходить остальных при выполнении задания Я прилагаю больше усилий, когда соревнуюсь с другими людьми

Чувство своей принадлежности школе (эмоциональный комфорт) Я чувствую себя «белой вороной» в школе Я легко завожу друзей в школе Я чувствую себя частью школы В школе я чувствую себя не своей тарелке, мне некомфортно Я нравлюсь другим ученикам В школе я чувствую себя одиноким

Участие родителей в школьных делах (на основе анкет администрации) Родители по своей инициативе обсуждают с учителем прогресс ребенка Родители по инициативе учителя обсуждают с ним прогресс ребенка Родители участвуют в школьном управлении Родители участвуют в мероприятиях, проводимых школой

Таблица 4

Параметры качества обучения (teaching and learning)

Наименование параметра Вопросы анкеты, на основе которых высчитывалось значение параметра

Поведение учителя, препятствующее обучению (на основе анкет администрации) Учителя проявляют излишнюю строгость к ученикам Учителя недостаточно хорошо готовятся к проведению урока Учителя пропускают занятия Педагогические кадры сопротивляются переменам Учителя не учитывают индивидуальные потребности учеников

Качество обратной связи (со стороны учителя языка и литературы) Учитель помогает мне понять мои сильные стороны Учитель указывает мне, в каких областях я могу улучшить свой результат Учитель подсказывает мне, как можно улучшить результат

Педагогическая поддержка (со стороны учителя языка и литературы) Учитель проявляет интерес к учебе каждого ученика Учитель оказывает дополнительную помощь тем, кому она нужна Учитель помогает ученикам учиться Учитель объясняет до тех пор, пока каждый не поймет Учитель верит в мою способность освоить учебный предмет Учитель выслушивает мое мнение о том, как нужно что-то делать Я чувствую, что учитель меня понимает

Энтузиазм учителя (языка и литературы) Во время урока заметно, что учитель наслаждается преподаванием Энтузиазм учителя меня вдохновляет Учителю явно нравится тема урока Учитель получает удовольствие от того, что нас учит

Ответы респондентов фиксировались по четырехуровневой шкале: «Я полностью не согласен», «Я не согласен», «Я согласен», «Я полностью согласен» (с присвоением каждому ответу определенного количества баллов). Положительное значение индекса означало, что измеряемый параметр в среднем по стране оценивается учащимися позитивнее, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Отрицательное значение индекса свидетельствовало о более негативном отношении к данному параметру по сравнению со средним значением по ОЭСР (которое приравнивалось к нулю). Стандартное отклонение составляло единицу. Значение каждого индекса лежало в диапазоне от 1 до -1. Отрицательное значение индекса не означало, что большинство респондентов ответили на вопрос анкеты отрицательно. Оно означало лишь отклонение от среднего значения по странам ОЭСР в негативную сторону [9].

Таким образом определялась специфическая для белорусских участников международного исследования сила связи каждого параметра образовательной среды и личного благополучия с результатами тестирования в сравнении со средним значением этой силы для стран ОЭСР. Количественное значение силы связи каждого параметра с результатами тестирования определялось количеством баллов, на которое в среднем изменяется показатель читательской грамотности при увеличении индекса этого параметра на один пункт (one-unit index increase в методологии PISA [9; 12]). Например, индекс такого параметра, как «пропуск учебных занятий», равнялся единице в том случае, если респондент отмечал в анкете, что он пропускал учебные занятия за две недели до

начала проведения теста, и равнялся нулевому значению, если с этим утверждением анкеты он не соглашался. Иными словами, в терминах методологии PISA увеличение индекса данного параметра на один пункт (т.е. факт пропуска занятий) обеспечивал изменение результатов тестирования читательской грамотности в среднем на 15 баллов. Значит, сила связи данного параметра с результатами тестирования составляет 15 баллов. Таким образом, сила связи определяется разницей в результатах теста — насколько баллов отличается результат читательской грамотности тех, кто согласился с утверждением анкеты, от результата тех, кто с этим утверждением не согласился.

Результаты исследования.На основе статистической обработки анкетных данных белорусскихучастников РКА-201т и ревультввов анкети-ровонио знководивоосй торсждений образования, ототооых учтстники деснифоввоис пол^олио бразооани е, Выла выхаленогруппо парвметров обнтаоватоиьной среды иличнооо блвгонооуоив учащзахся, обнаруживающие сильную положительную или отрицательную связь с результатами тестирования. Данные параметры правомерно считать факторами, име-вощдми теснух ктр^ляциюурунулътатаминтв'есхъской грамотности. К саюш факговтм отно сивая: тстановка учащихся утcaмсригсхтит, пропуск аанятнй учощимися, энттзизам учвееля, бухАнов сотрудничество учащихся.

Сила связи фактора с результатами тестирования

Сотрудничество учащихся Буллинг Энтузиазм учителя Пропуск занятий Установка учащегося на саморазвитие

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Средняя разница в баллах ■ оэср ■ РБ

Рисунок1.Силасвязиразличныхфакторовс результатамичитательской грамотности, характерная для учащихся Республики Беларусь и ОЭСР (группасильнокоррелирующихфакторов)

На Рисунке 1 представлена специфическая для Беларуси сила связи каждого из этих факторов с результатами тестирования в сравнении со средним значением для стран ОЭСР. По горизонтали показано количество баллов, на которое происходит изменение результата тестирования при увеличении индекса фактора на один пункт, т.е. средняя разница в баллах между теми, кто согласился с утверждением анкеты, и теми, кто с ним не согласился. Для факторов «сотрудничество учащихся», «энтузиазм учителя», «установка учащегося на саморазвитие» происходит положительная динамика среднего показателя читательской грамотности (прирост баллов), для факторов «буллинг», «пропуск занятий» — отрицательная (снижение баллов).

В Республике Беларусь учащиеся, не согласившиеся с утверждением, что «Уровень своего интеллекта сильно не изменишь» (т.е. обладающие установкой на саморазвитие), в среднем показали результат тестирования по читательской грамотности на 35 баллов выше, чем учащиеся, согласившиеся с данным утверждением. В методологии PISA каждые 35 баллов, полученные за результат тестирования, соотносимы с одним годом обучения. Для сравнения, в среднем по странам ОЭСР, учащиеся, имеющие установку на саморазвитие и отрицательно оценившие утверждение про уровень интеллекта, по уровню читательской грамотности опережают своих сверстников, имеющих противоположную точку зрения, на 35 баллов. Фактор установки на саморазвитие в Республике Беларусь, так же как и в большинстве других стран, называется «трамплином в новый социально-экономический квартиль», позволяющий учащимся из менее благополучных и обеспеченных семей достичь образовательных результатов, сравнимых с результатами обучающихся с социально-экономическим преимуществом [3; 8]. По мнению исследователей, убежденность учащегося в том, что ум зависит от целенаправленной работы над собой и длительного обучения, существенно повышает мотивацию к учению и качество его учебной деятельности, что объясняет факт неизменной для подавляющего большинства стран прямой корреляции данного фактора с результатами тестирования [10; 14].

В Республике Беларусь разница в результатах тестирования читательской грамотности тех учащихся, которые пропускали занятия, и тех, которые их регулярно посещали, составила 15 баллов (в странах ОЭСР учащиеся, пропустившие занятия, показали результат тестирования, который в среднем был на 40 баллов ниже, чем результат сверстников).

Республика Беларусь относится к странам с высокой (выше среднего значения) степенью корреляции между энтузиазмом педагога (в частности, учителя языка и литературы) и учебными достижениями в читательской грамотности обучающихся. С повышением на один пункт индекса энтузиазма учителя результат тестирования учащегося повышается на 11 баллов, что выше среднего значения по ОЭСР (составляющего 9 баллов).

Таким образом, национальная специфика белорусской системы образования состоит в том, что уровень читательской грамотности значительно зависит от увлеченности учителя темой урока и своим предметом в целом. Любовь и глубокий интерес к своему предмету, способность каждого педагога вдохновить обучающихся своим личным примером и отношением к предмету преподавания больше других факторов определяет успешность овладения читательской грамотностью.

В Республике Беларусь энтузиазм учителя также очень тесно коррелирует с дисциплиной на уроке языка и литературы — индекс связи (0,41) значительно выше среднего значения по ОЭСР (0,32). Более высокая степень корреляции зафиксирована только в семи странах, в том числе в России (0,44), Чехии (0,44), Великобритании (0,43) и Албании (0,42).

В Республике Беларусь, как и в других странах, между признанием себя жертвой буллинга и результатами тестирования читательской грамотности обнаружена умеренная отрицательная связь. Чем чаще учащийся становился объектом давления со стороны сверстников, тем ниже его образовательный результат. Увеличение на 1 пункт индекса буллинга в среднем коррелирует с падением результата читательской грамотности на 9 баллов. Отрицательная корреляция буллинга с образовательными результатами характерна для всех стран — участниц международного исследования РКА-2018, кроме Японии и Кореи, где наиболее часто подверженные травле участники исследования показали лучшие результаты по читательской грамотности.

В Республике Беларусь по итогам анкетирования была выявлена высокая степень корреляции индекса сотрудничества с результатами исследования читательской грамотности — повышение индекса сотрудничества на 1 пункт вызывает рост результативности на 9 баллов (в среднем по странам ОЭСР — на 12 баллов, такая сила связи характерна для 78% стран).

На основе статистической обработки данных анкетирования бело-

русских участников PISA-2018 также была выявлена группа факторов, имеющих слабую корреляцию с результатами читательской грамотности. К таким факторам относятся дисциплина на уроке, педагогическая поддержка, положительное отношение учащихся к конкуренции, самоэффективность учащихся, эмоциональный комфорт от пребывания в ученическом коллективе.

На Рисунке 2 представлена специфическая для Республики Беларусь сила связи каждого фактора с результатами тестирования в сравнении с ее средним значением для стран ОЭСР.

В Республике Беларусь фактор дисциплины на уроке подтвердил слабую степень корреляции с читательской грамотностью: в среднем увеличение на 1 пункт (one-unit increase) индекса дисциплины на уроке способствует увеличению результата исследования читательской грамотности на 6 баллов. Увеличение на 1 пункт (one-unit increase) индекса педагогической поддержки учеников на уроке, индекса самоэффективности и швдекса положстельнсгн отнншение к кннкурекции также способствует увеличению результата на 6 баллов.

Сила связи фактора с результатами тестирования

Эмоциональный комфорт от пребывания в школьном коллективе

Самоэффективность учащихся

Положительное отношение учащихся к конкуренции

Педагогическая поддержка Дисциплина на уроке

0

■ ОЭСР

6 8 10 12 Средняя разница в баллах

4

Рисунок2.Сила связиразличныхфакторовсрезультатами читательской грамотности,характернаядляучащихся РеспубликиБеларусьи ОЭСР (группаслабо коррелирующихфакторов)

Было установлено, что в Республике Беларусь при увеличении на один пункт индексасотрудничестваучащихсяиндекс ихэмоционального комфортаувеличивается на0.18,таким образомподтверждая слабую положительнуюсвязьмеждуэтими факторами.

Анализ международных научных исследований, посвященных результатам Р1БА-2018, а также сопоставление данных анкетирования белорусских участников с анкетными данными респондентов других стран позволил выделить некоторые общие для разных систем образования признаки, обеспечивающие высокий образовательный результат (что было подтверждено на примере читательской грамотности), а также общие для различных стран тенденции конфигурации факторов, составляющих социокультурный контекст функционирования системы образования в каждой стране.

В каждой стране обнаруживается группа действующих национально специфических факторов, которые сильнее остальных коррелируют с учебными достижениями учащихся в данной стране и которые являются «конкурентным преимуществом» ее образовательной системы. Так, для Норвегии и Австрии на результат тестирования большое положительное влияние оказывает фактор сотрудничества учащихся на уроке, и потому индексы сотрудничества в этих странах имеют числовые значения, намного превышающие среднее значение по совокупности стран. В Албании такими «конкурентоспособными факторами», обеспечивающими максимальное приращение балла, являются эмоциональный комфорт (осознание себя частью школьного сообщества) и положительное отношение к конкуренции, и по данным факторам индексы имеют числовые значения существенно выше медианы. В Дании, Латвии, Исландии и некоторых других странах большую силу связи с результатами тестирования имеет фактор установки учащихся на саморазвитие, по которому фиксируется и максимально высокая корреляция с учебными достижениями, и высокое числовое значение соответствующего ему индекса.

В Республике Беларусь можно выделить фактор, претендующий на статус национально специфического — энтузиазм учителя. На момент анкетирования РКА-2018 данный фактор подтвердил достаточно высокую корреляцию с учебными достижениями, и его индекс немного превышает средние показатели по странам ОЭСР. Учитывая тесную связь энтузиазма учителя с результатами тестирования, можно предположить, что дальнейшее увеличение его индекса обеспечит еще более выраженную динамику образовательных результатов.

В странах, в которых обнаружена устойчивая положительная динамика результатов тестирования (Эстония, Ирландия, Португалия, Германия, Польша, Норвегия, Швеция, Албания и др.), зафиксирован

рост индексов установки учащихся на саморазвитие, самоэффективности (резилиентности), сотрудничества учащихся на уроке, т.е. высокое числовое значение индексов универсальных факторов, обусловливающих оптимальные условия учебной деятельности и во всех этих странах коррелирующих с учебными достижениями. В вышеперечисленных странах почти каждый из этих факторов имеет числовой индекс, превышающий (и существенно превышающий) среднее значение по ОЭСР. Таким образом, по результатам научных исследований, динамика образовательных результатов обеспечивается не только и не столько модификацией содержания учебных программ, сколько укреплением универсальных факторов, коррелирующих с результатами тестирования [4; 6; 7; 14]. Установка на саморазвитие признается наиболее сильным фактором из этой группы, оказывающим влияние на раскрытие учебных возможностей учащихся [2].

В Республике Беларусь все факторы из этой группы имеют индексы, отстающие от среднего значения по ОЭСР. Учитывая их тесную связь с учебными достижениями, можно предположить, что дальнейшее увеличение их индекса обеспечит еще более выраженную динамику образовательных результатов.

Существует группа амбивалентных факторов, которые в одних странах высоко коррелируют с образовательными результатами, а в других обнаруживают отсутствие какой-либо связи с результатами тестирования. Например, амбивалентным фактором является дисциплина на уроке, которая наиболее высоко коррелирует с учебными достижениями в тех странах, где преобладает объяснительно-иллюстративный вид обучения. В странах, где лекционно-центрированные форматы преподавания полностью уступили дискуссионному, проблемному и эвристическому форматам обучения, роль дисциплины на уроке в повышении эффективности обучения существенно падает и данный фактор теряет свою силу связи с результатами тестирования, становясь недействующим, «низкокорреляционным». Таким образом, амбивалентные факторы тоже помогают выявить национальный портрет системы образования, ее специфические особенности и возможные направления модернизации. В международных исследованиях, посвященных результатам PISA-2018 и анализу результатов PISA предыдущих лет, обосновывается, что наибольшая результативность обучения обеспечивается балансом проблемно-эвристических и объяснительно-иллюстративных методов

обучения и сдвиг в ту или иную сторону ухудшает уровень учебных достижений учащихся [7; 13; 15]. Соответственно, чрезмерно низкая или высокая корреляция дисциплины на уроке с образовательными результатами является своеобразным барометром для выявления нежелательных тенденций в системе образования. В Республике Беларусь степень корреляции фактора дисциплины с результатами тестирования является не слишком высокой и не слишком низкой, что позволяет предположить наличие в реальной образовательной практике сбалансированного соотношения проблемно-эвристического и традиционного видов обучения.

Еще одним значимым амбивалентным фактором является фактор эмоционального комфорта учащихся. Так, связь чувства своей принадлежности школе и осознания себя ее полноценном участником с результатами тестирования в разных странах неоднозначно. В большинстве стран — участниц PISA-2018 (в особенности в странах Европы, в России) осознание себя полноценным членом школьного и ученического сообщества (а не изгоем) высоко коррелирует с результатами тестирования. Республика Беларусь относится к странам, где корреляция данного фактора с учебными достижениями очень низка, и анализ ряда анкет показывает, что, наоборот, более высокие результаты тестирования проявили те учащиеся, которым эмоционально некомфортно в школе и которые не ощущают себя полноценными членами ученического коллектива. И наоборот, респонденты, набравшие самые низкие баллы по итогам тестирования, школу любят и чувствуют себя в коллективе комфортно, испытывают положительные эмоции. Таким образом, между результатами тестирования и эмоциональным комфортом от пребывания в ученическом коллективе в Беларуси в некоторых случаях была обнаружена отрицательная связь.

Наличие отрицательной или слабой положительной корреляции данного фактора с результатами тестирования, по мнению исследователей, изучающих результаты PISA, может свидетельствовать о наличии нездоровой социальной атмосферы в школе, где слабоуспевающие и средние по учебным достижениям учащиеся чувствуют себя комфортнее сильных учеников и имеют больше возможностей самореализации в коллективе, а талантливые учащиеся имеют риск оказаться в социальной изоляции и стать изгоями. Опасность такой ситуации, по мнению исследователей, состоит в том, что в стремлении сохранить свой статус в нездоровом

ученическом коллективе талантливый и мотивированный к учебной деятельности ученик будет игнорировать возможности образования, блокировать свой интерес к учебе и перестанет совершенствовать свои способности (особенно мальчики) [5; 14]. Поэтому в странах, где фактор эмоционального комфорта слабо коррелирует с образовательными результатами, целесообразно проведение дополнительных исследований, позволяющих дать точную оценку микроклимату ученических коллективов, и в особенности эмоциональному состоянию одаренных и хорошо успевающих учащихся и их отношений со сверстниками. Иными словами, потребуется дополнительное изучение наличия в школах механизмов стимулирования творческой самореализации личности в образовательном процессе и поощрения ее успехов, признаков преобладания в образовательной среде атмосферы уважения и гордости за успехи каждого,— т.е. насколько школа (учреждение образования) обеспечивает поддержку неординарным личностям, помогает каждому проявить свой талант в том или ином виде учебной деятельности, сохраняя аутентичность образовательного процесса, который строится на принципах справедливости и противостоит нежелательным социальным тенденциям, возникающим внутри школьного сообщества.

Анализ результатов анкетирования участников PISA из различных стран мира позволил установить тесные корреляции между некоторыми факторами, составляющими социокультурный контекст образования. Так, фактор сотрудничества учащихся на уроке тесно коррелирует с фактором эмоционального комфорта (осознание себя частью школьного сообщества); фактор энтузиазма учителя обнаруживает тесную корреляцию с дисциплиной на уроке (респонденты отмечали высокий уровень дисциплины на тех уроках, где учитель проявлял высокую степень увлеченности своим предметом); самоэффективность учащихся тесно связана с установкой на саморазвитие, поскольку респонденты с низкой установкой на саморазвитие (т.е. убежденные, что интеллект и способности не изменишь) в случае неудачи в какой-либо деятельности начинают сомневаться в том, есть ли вообще у них к ней способности, и потому теряют веру в себя и свои силы преодолевать препятствия. Такие тесно коррелирующие между собой факторы (бинарные факторы) выявлены при анализе анкет участников PISA-2018 из разных стран, в том числе из Республики Беларусь.

Знание бинарных факторов позволяет совершенствовать систему

образования, поскольку воздействие на один фактор повышает результативность связанного с ним в паре другого фактора. Таким образом, есть основания предполагать, что повышение индекса эмоционального комфорта учащегося произойдет быстрее при использовании различных форм сотрудничества на уроках, проблема с дисциплиной может быть частично решена в том случае, если урок будет преподавать учитель, глубоко увлеченный своим предметом, и т.д. При анализе образовательных практик стран — участниц PISA, в которых была обнаружена положительная динамика результатов тестирования, был выявлен факт воздействия модернизации образовательной политики на бинарные факторы, что и обеспечило синергетический эффект в развитии системы образования. Поэтому при разработке стратегий модернизации образования в стране нужно максимально учитывать вышеописанные бинарные факторы.

Заключение. В каждой стране наряду с универсальными факторами, обусловливающими оптимальные условия учебной деятельности и коррелирующими с учебными достижениями, обнаруживается группа действующих национально специфических факторов, которые сильнее остальных коррелируют с учебными достижениями учащихся в данной стране и являются «конкурентным преимуществом» ее образовательной системы.

Существует группа амбивалентных факторов, которые в одних странах высоко коррелируют с результатами, а в других обнаруживают отсутствие какой-либо связи с ними. Между некоторыми факторами существуют внутренние корреляции, усиливающие действие каждого из них в отдельности.

Динамика результатов тестирования обеспечивается не только и не столько модификацией содержания учебных программ, сколько укреплением национально специфических и универсальных факторов, коррелирующих с учебными достижениями и позволяющих определить направления и стратегии модернизации системы образования в стране.

Литература

1. Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018 // Республиканский институт контроля знаний. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://rikc.by/ pisa/556-osnovnye-rezultaty-mezhdunarodnogo-sravnitelnogo-issledovanija-pisa-2018.html (дата обращения: 15.06.2021).

2. Andersen S., Nielsen H. Reading intervention with a growth mindset approach improves children's skills // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. Vol. 113/43. P. 12111-12113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.1073/PNAS.1607946113.

3. Claro S., Paunesku D., Dweck C. Growth mindset tempers the effects of poverty on academic achievement // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. Vol. 113/31. P. 8664-8668. DOI: 10.1073/pnas.1608207113.

4. Gillies R. Cooperative learning: Review of research and practice // Australian Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 41/3. P. 38-54. DOI: 10.14221/ajte.2016v41n3.3.

5. Good T., Lavigne A. Looking in Classrooms. New York: Routledge, 2017. DOI: 10.4324/9781315627519.

6. Morschheuser B., Hamari J., Maedche A. Cooperation or competition — When do people contribute more? A field experiment on gamification of crowdsourcing // International Journal of HumanComputer Studies. 2019. Vol. 127. P. 7-24. DOI: 10.1016/J.IJHCS.2018.10.001.

7. Mourshed M., Krawitz M., Dorn E. How to improve student educational outcomes: New insights from data analytics, McKinsey Analysis, OECD, PISA 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www. mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/how-to-improve-student-educational-outcomes-new-insights-from-data-analytics (дата обращения: 11.06.2021).

8. Paunesku D. Mind-set interventions are a scalable treatment for academic underachievement // Psychological Science. 2015. Vol. 26/6. P. 784-793. DOI: 10.1177/0956797615571017.

9. PISA 2018 Assessment and analytical framework // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/ b25efab8-en.

10. PISA 2018 Results (Volume I): What students know and can do // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/5f07c754-en.

11. PISA 2018 Results (Volume II): Where all students can succeed // // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/b5fd1b8f-en.

12. PISA 2018 Results (Volume III): What school life means for students' lives // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/acd78851-en.

13. PISA 2018 Results (Volume V): Effective policies, successful schools // OECDiLibrary, 2020. DOI: 10.1787/ca768d40-en.

14. Schleicher A. PISA-2018: Insights and interpretations // OECDiLibrary, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20Insights%20and%20Interpretations%20 FINAL%20PDF.pdf (дата обращения: 13.06.2021).

15. Teaching for the future: effective classroom practices to transform education // OECDiLibrary, 2018. DOI: 10.1787/9789264293243-en 2018.

FACTORS CORRELATING WITH HIGH RESULTS OF THE PISA-2018 (BELARUSIAN EXPERIENCE IN COMPARISON WITH OTHER COUNTRIES)

The objectives of the Programme for international student assessment are not confined to determining the level of reading, mathematical, and natural science literacy of students from different countries, but also imply identification of common factors for different countries and specific for a particular country factor that correlate with the test results and enable constructive conclusions for educational policy based on the data obtained. As a result of the analysis of statistical data obtained during the survey of Belarusian participants of the PISA-2018 international testing in comparison with the data of participants from other countries, the author identified factors that show a positive correlation with the test results and can be taken into account when developing strategies for the modernization of the general secondary education system. The cluster of factors that have a close correlation with the test results in the Republic of Belarus includes growth mindset, skipping classes by students, teacher enthusiasm, bullying, student cooperation. A cluster of factors that have a weak correlation with the test results includes discipline in the classroom, pedagogical support, a positive attitude of students to competition, self-efficacy of students, well-being and sense of belonging. In each country, there is a group of nationally specific factors that are more strongly correlated with the academic achievements of students and which are the "competitive advantage" of its educational

system. The stable positive dynamics of the testing results of some countries in comparison with the results of previous years is provided not so much by the modification of the content of educational programs, but by the strengthening of nationally specific and universal factors that correlate with academic achievements.

Keywords: the PISA international testing, factor correlation, educational environment, quality monitoring.

References

• Andersen S., Nielsen H. Reading intervention with a growth mindset approach improves children's skills // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. Vol. 113/43. P. 12111-12113. DOI: 10.1073/PNAS.1607946113.

• Claro S., Paunesku D., Dweck C. Growth mindset tempers the effects of poverty on academic achievement // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. Vol. 113/31. P. 8664-8668. DOI: 10.1073/pnas.1608207113.

• Gillies R. Cooperative learning: Review of research and practice // Australian Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 41/3. P. 38-54. DOI: 10.14221/ajte.2016v41n3.3.

• Good T., Lavigne A. Looking in Classrooms. New York: Routledge, 2017. DOI: 10.4324/9781315627519.

• Morschheuser B., Hamari J., Maedche A. Cooperation or competition — When do people contribute more? A field experiment on gamification of crowdsourcing // International Journal of HumanComputer Studies. 2019. Vol. 127. P. 7-24. DOI: 10.1016/J.IJHCS.2018.10.001.

• Mourshed M., Krawitz M., Dorn E. How to improve student educational outcomes: New insights from data analytics, McKinsey Analysis, OECD, PISA 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mck-insey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/how-to-improve-student-educational-outcomes-new-insights-from-data-analytics (data obrashcheniya: 11.06.2021).

• Osnovnye rezul'taty mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya PISA-2018 // Respublikanskij institut kontrolya znanij. 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://rikc.by/pisa/556-osnovnye-rezultaty-mezhdunarodnogo-sravnitelnogo-issledovanija-pisa-2018.html (data obrashcheniya: 15.06.2021). [In Rus].

• Paunesku D. Mind-set interventions are a scalable treatment for academic underachievement // Psychological Science. 2015. Vol. 26/6. P. 784-793. DOI: 10.1177/0956797615571017.

• PISA 2018 Assessment and analytical framework // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/b25efab8-en.

• PISA 2018 Results (Volume I): What students know and can do // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/5f07c754-en.

• PISA 2018 Results (Volume II): Where all students can succeed // // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/b5fd1b8f-en.

• PISA 2018 Results (Volume III): What school life means for students' lives // OECDiLibrary, 2019. DOI: 10.1787/acd78851-en.

• PISA 2018 Results (Volume V): Effective policies, successful schools // OECDiLibrary, 2020. DOI: 10.1787/ca768d40-en.

• Schleicher A. PISA-2018: Insights and interpretations // OECDiLibrary, 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20Insights%20and%20Interpretations%20FINAL%20 PDF.pdf (data obrashcheniya: 13.06.2021).

• Teaching for the future: effective classroom practices to transform education // OECDiLibrary, 2018. DOI: 10.1787/9789264293243-en 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.