Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности зернового производства в Западно-Казахстанской области'

Факторы конкурентоспособности зернового производства в Западно-Казахстанской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ / ЗЕРНО / ПРОДУКЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EFFICIENCY / RATE / CORN / PRODUCTION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Корякина О. В.

В статье описываются результаты исследования факторов конкурентоспособности зернового производства в Западно-Казахстанской области. На сегодняшний день уровень эффективности производства является важнейшим показателем повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности, а конкурентоспособность - фактором экономической стабильности и устойчивого развития предприятия, страны и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Корякина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORN PRODUCTION COMPETITIVE FACTORS IN WESTERN KAZAKHSTAN

The article in question describes the research results of corn production competitive factors in Western Kazakhstan. Currently the production efficiency is an important index of life quality improvement and economical, social, ecological safety. Competitiveness is the factor of economic stability and stable development of any enterprise, country or society.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности зернового производства в Западно-Казахстанской области»

О. В. Корякина, соискатель, ст. преподаватель кафедры «Экономика и управление» Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем e-mail: 1973helen@mail.ru

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье описываются результаты исследования факторов конкурентоспособности зернового производства в Западно-Казахстанской области. На сегодняшний день уровень эффективности производства является важнейшим показателем повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности, а конкурентоспособность - фактором экономической стабильности и устойчивого развития предприятия, страны и общества в целом.

Ключевые слова: эффективность, уровень, зерно, продукция, конкурентоспособность.

В сложившихся условиях хозяйствования повышение устойчивости и эффективности функционирования зернового производства возможно только при комплексном решении вопросов материально-технического снабжения, внедрении научно обоснованных технологий, улучшении агротехники возделывания культур, совершенствовании организации труда и материального стимулирования. При этом важными направлениями увеличения эффективности производства зерна являются научно обоснованное определение структуры посевов, рациональный набор сельскохозяйственных культур для возделывания на территории отдельных зон. Согласно международным стандартам принципы обеспечения качества продукции основаны на действии трех основных факторов: материальной базы, человеческого фактора, организации работ и аудите качества. Формирование факторов обусловлено уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений в обществе. В свою очередь уровень развития средств производства влияет на состояние материально-технической базы предприятия; существующие производственные отношения являются основой заинтересованности работников в результатах своего труда [1].

Исходя из этого все факторы, влияющие на качество продукции, можно разделить на две группы: факторы внешней и внутренней среды. В результате исследования можно сделать вывод, что при обосновании факторов повышения качества продукции основное внимание уделяется факторам внутренней среды.

Факторы внутренней среды можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения их влияния на технологию производства высококачественного зерна и с точки зрения воздействия на воспроизводственный процесс организационно-экономического механизма. От качества управления технологическими процессами зависит функционирование системы управления качеством. Важно отметить, что

от выполнения всех без исключения технологических процессов зависят количество и качество выращенных зерновых культур [2].

Объемы производства зерна находятся в сильной зависимости от погодных условий. С целью уменьшения влияния засухи в 2005-2007 годах в Западно-Казахстанской области была проведена зональная специализация, основные посевы зерновых (96,0%) сегодня сосредоточены в северной части области на более плодородных и влагообеспеченных землях. В результате принятых мер урожайность зерновых возросла до 14 ц/га, что в 1,5 раза больше показателей предыдущих лет.

Одним из приоритетных направлений повышения урожайности зерновых и улучшения качества получаемого зерна является применение районированных сортов. В настоящее время в области производство семян осуществляется по трём направлениям: первичное, элитное, которое возложено на ТОО «Уральская сельхозопытная станция», а размножение семян высоких репродукций на семеноводческие хозяйства.

В 2001-2004 годах в области функционировала программа «Поддержка семенных репродукторов в растениеводстве». Было создано 12 семеноводческих хозяйств, которыми за этот период реализовано сельхозтоваропроизводителям 5,4 тыс. тонн семян яровой пшеницы 1 репродукции и получено более 4,8 млн рублей субсидий.

После трехлетнего перерыва в 2008 году снова начала функционировать программа поддержки семеноводства. Из областного бюджета на удешевление стоимости семян пшеницы 1, 2 и 3 репродукций в 2009-2010 годах выделено 30,9 млн. рублей. Семеноводческими хозяйствами реализованы сельхозтоваропроизводителям 15,4 тыс. тонн высококачественных семян. В результате урожайность к уровню 2009 года увеличилась на 6,3 ц/га [3].

Если в 2006-2007 годах в среднем реализовалась до 400 тонн элитных семян, то под урожай

2009 года сельхозопытная станция реализовала уже 2,5 тыс. тонн, а под урожай 2010 года реализовано 2,6 тыс. тонн. В связи с жесточайшей засухой 2010 года увеличение производства семян на 2011 год не планировалось.

Но, несмотря на это, на перспективу сельхо-зопытной станцией намечается ежегодно производить не менее 2,7 тыс. тонн элитных семян, что позволит улучшить сортообновление, сельхозтоваропроизводители будут иметь возможность полностью обеспечивать себя семенами высоких репродукций.

В 2004 году в области районирован высокоурожайный сорт яровой пшеницы Волгоуральская, выведенный совместно учёными Уральской сель-хозопытной станцией и Самарским НИИ сельского хозяйства им. Тулайкова. В 2007 году районированы ещё 4 перспективных сорта зерновых, озимая пшеница Саратовская-90, яровая пшеница Саратовская-60, просо Саратовское-10 и ячмень Илек-9.

В ближайшие два года (2011-2012 гг.) планируется расширить площадь посева перспективных сортов до 80%. В настоящее время они за-

нимают 218 тыс. га или 40% посевных площадей зерновых культур.

Эффективность использования земельных ресурсов и результатов интенсификации производства характеризует урожайность культур [3].

Существенные колебания в урожайности зерновых наблюдаются по экономическим зонам области, что подчеркивает зависимость валовых сборов зерна от природно-климатических условий (табл. 2).

Анализ развития зерновой отрасли в ЗападноКазахстанской области показал, что за исследуемый период на фоне увеличения объемов производства произошло повышение эффективности зернового производства. Уровень рентабельности производства зерна в сельскохозяйственных организациях Западно-Казахстанской области в 2009 г. составляет 45 %, что существенно выше уровня предыдущих лет (2010 год не анализируется, так как год был крайне засушливым, аномальным и посевы зерновых на большей площади погибли). Наиболее высокий уровень рентабельности производства зерна имеет вторая зона - 87,9%, это объясняется более благоприятными природно-

Таблица 1

Качество высеянных семян зерновых культур 2006-2010 гг.

2006 г. 2007 г. 2008 г 2009 г. 2010 г.

Высеяно семян всего, тыс. тонн 79,0 68,5 63,0 63,3 67,3

Из них кондиционных, тыс. тонн 75,1 67,1 63,0 63,3 67,3

% к высеянным 95,1 97,9 100 100 100

(по данным департамента сельского хозяйства ЗКО)

Таблица 2

Эффективность производства зерна в ЗКО (по зонам, 2009 г.)

Показатели Природно-экономические зоны Всего по области

1 зона 2 зона 3 зона

Число хозяйств 1880 1950 774 4604

Посевная площадь, тыс. га 558,6 54,9 7,2 620,7

Количество реализованной продукции, тыс. тонн 871,1 246,4 1 117,6

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. 307,7 53,0 360,7

Стоимость реализованной продукции, млн. руб. 423,3 99,5 - 522,8

Валовой доход, млн. руб. 115,5 46,6 - 162,2

Себестоимость 1 ц продукции, руб. 353,2 215,0 - 322,7

Цена реализации 1ц продукции, руб. 486,0 404,3 - 467,8

Уровень рентабельности (убыточности), в % 37,6 87,9 - 45,0

(1 рубль = 4.80 тенге на 01.01.2010 год)

климатическими условиями, преобладанием озимых зерновых культур, несмотря на то что урожайность по этой зоне значительно ниже, чем в первой, рентабельность производства значительно выше, чем в среднем по области, на что повлияла технология возделывания зерновых, применяемая в хозяйствах этой зоны.

По данным показателям таблицы 2 хорошо просматривается ценовая зависимость производства зерна от природно-климатических условий, а также качественных характеристик земли, ее плодородия. Ценовые факторы относятся к экономическим регуляторам конкурентоспособности продукции, которые в условиях кризисного состояния экономики по характеру их воздействия являются основными. То есть в число основных факторов следует включать факторы, имеющие первостепенное воздействие на производство конкурентоспособной продукции в определенный период времени. Дополнительные факторы действуют опосредованно и создают условия для укрепления созданных конкурентных преимуществ [2].

Выгодная реализация зерна на рынке с учетом спроса и предложения возможна только на основе высокой урожайности и низкой себестоимости произведенного и реализованного зерна хорошего качества. Необходимо установить взаимосвязь уровня затрат ресурсов с конечными финансовыми результатами, конкурентоспособностью реализуемой продукции. Минимизация затрат для производства данного объема сельскохозяй-

ственной продукции зависит от получения максимально возможного ее объема при данной комбинации факторов: земли, капитала и труда. Дело в том, что доля постоянных издержек в структуре себестоимости падает с ростом объёма производства, а использование энергосберегающих технологий позволяет минимизировать переменные издержки. Существенных успехов можно достигнуть, если новую технику и квалифицированные кадры использовать на основе инновационных технологий и улучшения качества зерна [2].

Как отмечалось ранее, одним из факторов, влияющих на эффективность производства и конкурентоспособность продукции зернового подкомплекса, являются организационные факторы, характеризующиеся уровнем предпринимательской деятельности, объемом производимой продукции и размерами посевных площадей. То есть не эффективность многих товаропроизводителей в области заключается еще и в мелкотоварности хозяйств [4].

В неблагоприятные годы затраты на возделывания зерновых не покрываются и на треть. Выходом из данной ситуации могут быть рациональные методы организации производства путем укрупнения хозяйств.

Анализ структуры сельхозпроизводителей по размерам посевных площадей, по данным таблицы 3, показывает, что основная масса (74%) товаропроизводителей имеет в среднем до 500 га посевов и обрабатывает в целом 157 тыс. га или только 23% всех площадей. Вторая группа сель-

Таблица 3

Группировка сельхозформирований по размерам посевных площадей в Западно-Казахстанской

области

Размеры площадей по группам Сельхоз- предприятия Крестьянские (фермерские) хозяйства Итого В % к итогу

до 500га:

- количество 70 749 819 73,9

- площадь, тыс. га 17,6 139,9 157,5 23,5

500-1000 га:

- количество 28 102 130 11,7

- площадь, тыс. га 20,8 74,9 95,7 14,3

1000-2000 га:

- количество 37 50 87 7,8

- площадь, тыс. га 50,2 67,4 117,6 17,6

2000-5000 га:

- количество 21 27 58 5,2

- площадь, тыс. га 95,9 83,5 179,4 26,8

5000-10000 га:

- количество 10 3 13 1,2

- площадь, тыс. га 70,4 19,5 89,9 13,4

Свыше 10000 га:

- количество 1 1 2 0,002

- площадь, тыс. га 19,4 10,0 29,4 0,04

Всего:

- количество 177 932 1109 100

- площадь, тыс. га 274,3 395,2 669,5 100

хозпроизводителей в количестве 130 хозяйств (12%) имеет свыше 500 до 1000 га, всего 95,7 тыс. га или 14,3%. Остальные 160 сельхозформирова-ний (15%), имеющих свыше 1000 га посевных площадей, обрабатывают свыше 62% посевов.

По данным департамента сельского хозяйства области, основная масса товаропроизводителей (86%) являются низкоэффективными мелкотоварными хозяйствами. Низкие доходы не позволяют приобретать новую технику и другие материальнотехнические ресурсы, внедрять новые технологии в производство. Эти хозяйства ведут свою деятельность лишь благодаря государственной поддержке, ежегодному выделению товарных кредитов (ГСМ, семена). Положение таких хозяйств становится катастрофическим в неурожайные годы.

Для анализа деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей области проведем оценку деятельности и их ранжирование. Рейтинг крупнейших производителей зерновых культур Западно-Казахстанской области определили на основе трех основных показателей:

- валовой сбор зерна;

- выручка от реализации;

- прибыль.

Эти показатели в совокупности характеризуют не только объемы производства, но и его

экономическую эффективность. Все хозяйства и предприятия области были сгруппированы в 3 класса:

класс А - максимальная сумма показателей;

класс В - средняя;

класс С - минимальная.

На основании полученных результатов экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных формирований составили рейтинг производителей зерновых культур в ЗападноКазахстанской области (табл. 4).

Формирования, включенные в состав класс А, составляют менее 1%, от общего числа сельскохозяйственных предприятий Западно-Казахстанской области. Остальные 99% вошли в состав В и С.

Реальная оценка экономической ситуации позволяет делать выводы, что зерновой агробизнес в области должен развиваться в виде крупных объединений с единым производственным циклом.

Решение проблемы качества и конкурентоспособности возможно на основе комплексного воздействия факторов организационно-экономического механизма, который представляет систему взаимосвязанных целенаправленных экономических форм и методов организации производства и управления им на республиканском, региональном уровнях и уровне предприятия.

Таблица 4

Рейтинг производителей зерновых культур в Западно-Казахстанской области, в среднем за

2006-2009 годы

Показатели Сельскохозяйственные формирования

класс А класс В класс С

Площадь зерновых в расчете на 1 хозяйство, тыс.га 9,1 5,4 1,6

Валовое производство в расчете на 1 хозяйство, тыс. рублей 14,5 2,8 0,2

Урожайность, ц/га 15,9 5,2 1,3

Издержки, руб./т 3325 3633 4396

Цена, руб./т 5308 4288 4233

Прибыль, руб./т 1983 655 -163

Уровень рентабельности, % 60 18 -4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 рубль = 4.80 тенге на 01.01.2010 год)

Литература

1. Дусаева, Е. М. Методология управление конкурентоспособностью продукции аграрного сектора / Е. М. Дусаева. - М. : ВНИЭТУСХ, 2006. - 324 с.

2. Заводчиков, Н. Д. Управление затратами и прибылью в организациях агропроизводственного сектора экономики / Н. Д. Заводчиков. - М. : Издательство дом «Финансы и Кредит», 2007. - 264 с.

3. Корякина, О. В. Анализ современного состояния и эффективности развития сельского хозяйства в условиях рынка (на примере Западно-Казахстанской области): аналит. справка / О. В. Корякина, В. С. Кучеров // ЗКФ АО «НЦНТИ», Уральск - 2009.

4. Сапарбаев, А. Д. Теоретические основы функционирования и развития сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночных отношений / А. Д. Сапарбаев, Р. К. Бекбулатова // АльПраи. - 2009. -№ 1. - С. 32-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.