Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА РЕГИОНА'

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алтайский край / сельское хозяйство / факторный анализ / добавленная стоимость / ценовая конъюнктура / Altai Krai / agriculture / factor analysis / value added / price conjuncture

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Воробьева Виктория Владимировна

В работе определена динамика и структура валовой продукции в Алтайском крае, обозначено, что изменение валовой продукции связано с количественными (площади и структура посевов сельскохозяйственных культур, поголовье скота и птицы), структурными (структура посевов сельскохозяйственных культур, поголовья скота и птицы), а также качественными факторами (урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы, цены на реализуемую продукцию). Проведен факторный анализ добавленной стоимости продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Алтайского края, выявлено преобладающее влияния ценовых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF CHANGE IN THE ADDED VALUE OF CROP PRODUCTION IN THE REGION

The paper defines the dynamics and structure of gross output in the Altai Territory, it is indicated that the change in gross output is associated with quantitative (area and structure of crops, livestock and poultry), structural (structure of crops, livestock and poultry), as well as qualitative factors (crop yields, livestock productivity and birds, prices for products sold). A factor analysis of the added value of crop production in agricultural organizations of the Altai Territory was carried out, the predominant influence of price factors was revealed.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА РЕГИОНА»

экономика и финансы

УДК 330.534

Воробьева Виктория Владимировна, доцент кафедры 340номики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия наровного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

В работе определена динамика и структура валовой продукции в Алтайском крае, обозначено, что изменение валовой продукции связано с количественными (площади и структура посевов сельскохозяйственных культур, поголовье скота и птицы), структурными (структура посевов сельскохозяйственных культур, поголовья скота и птицы), а также качественными факторами (урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы, цены на реализуемую продукцию). Проведен факторный анализ добавленной стоимости продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Алтайского края, вы-нцооне преоОладающее олияниец4ново1хфскткиоо.

Ключевые слова: Алтайский край, сельское хозяйство, факторный анализ, добавленная стоимость, ценовая конъюнктура.

факторы изменения добавленн ой стоимости

продукциирастениеводства региона

factors of change in the added value 01х crop productIon In the regIon

Сельскому хозяйству отводится существенное значенхе в экономике любой страны, тук кхк сельскохозяйственная продукция не только обеспечивает население продовольствием, но и является сырьевой базой для перерабатывающей промышленности, а также удовлетворяет иные потреб-

ности общества. Алтайский край имеет благоприятные условия для вкдения сельскохозяйственной деятельности. Так,на протяжении 2010-2022 гг. край занимал 7-13 место по выпущенной продукции сельского хозяйства в фактических ценах среди субъектов РФ, удельный вес Алтайского края в общем

объеме продукции по РФ составля-ка 2,45%-3,19%. При г)том в 2017-2021 гг. растениеводство в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции занимало в среднем 54,9%-73,3%, в то время как продукция животноводства - 26,7%-45,1%.

200000

150000

100000

50000

0

ifhttM

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.* Растениезохстзо (номинальная оценка) Животноводство (номинальная оценка) -Растениеводство (у ценах 2014 г.) -Животноводство (у ценах 2014 г.)

Рисунок 1-Валоваяпродукциясельского хозяйстваАлтайскогокраяв2014-2022гг., млн руб. (2022г.-предварительныеданные)(рассчитаноавторомнаоснове[1, 2])

Можно заметить устойчивую дина- продукции животноводства - всего водства и животноводства связаны с комику роста объемов сельскохозяйствен- 0,28%. В 2020-2022 гг. среднегодовой личественными (площади и структура ной продукции, а также значительный прирост продукции существенно уве- посевов сельскохозяйственных культур,

личился и составил 38,47% по растени- поголовье скота и птицы), структурны-еводству и 8,39% - по животноводству. ми (структура посевов сельскохозяй-Однозначные факторы изменения ственных культур, поголовья скота и пти-валовой продукции в разрезе растение- цы), а также качественными факторами

ее рост в 2021-2022 гг. Ежегодный прирост валовой продукции в 2014-2020 гг. в номинальной оценке по продукции растениеводства достигал 9,54%, а по

сельскохозяйственных

(урожайность культур, продуктивность скота и птицы, цены на реализуемую продукцию). При этом влияние данных факторов различно в разных подотраслях сельского хозяйства и учитывает также изменение структуры производства по категориям

сельскохозяйственных товаропроизводителей. Например, в молочном скотоводстве на фоне снижения поголовья скота и увеличения надоя на одну корову в сельскохозяйственных организациях, повышении доли данной категории товаропроизводителей в общем объеме про-

Таблица 1. Показатели производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края в 2020-2022 гг. (рассчитано автором на основе [1, 2])

изводства молока по региону, наблюдается стабилизация объемов производства. На динамику объемов производства продукции растениеводства существенное влияние оказывает не только эффективность производственного менеджмента, но и природно-климатические условия.

2021 г. 2022 г.

Наименование показателя 2020 г. всего % к всего % к

2020 г. 2021 г.

зерновые и зернобобовые культуры 4211,8 5940,3 141,0 5992,2 100,9

сахарная свекла 1225,0 1180,3 96,4 1231,2 104,3

Валовой сбор, тыс. т семена подсолнечника 661,4 922,8 139,5 899,4 97,5

картофель 432,1 434,2 100,5 452,3 104,2

овощи 144,4 145,4 100,7 149,9 103,1

зерновые и зернобобовые культуры 12,6 17,3 137,3 17,0 98,3

сахарная свекла 521,2 509,3 97,7 488,4 95,9

Ерожайность, ц с 1 га семена подсолнечника 10,0 12,0 120,0 12,1 100,8

картофель 153,5 158,6 103,3 172,1 108,5

овощи 234,9 242,3 103,2 252,9 104,4

Скот и птица на убой (в живом весе), тыс. т 280,4 250,1 89,2 253,7 101,4

Молоко, тыс. т 1210,3 1152,2 95,2 1139,9 98,9

Яйца, млн шт. 1015,6 1011,5 99,6 1108,6 109,6

Для выявления факторов резкого увеличения валовой продукции растениеводства нами была осуществлена попытка воссоздания расчета данного показателя в разрезе основных видов растениеводческой продукции. Проблема в том, что в сельскохозяйственном производстве достаточно много продукции расходуется на внутрихозяйственные цели (семена, корма и др.), а также реализуется в различные финансовые периоды (производство продукции одного года реализуется не только в год непосредственного производства, но и в последующие годы при налаженной системе хранения). В связи с этим нами была трансформирована

методика расчета в условиях доступа к первичным сведениям по непосредственным товаропроизводителям и результатам статистических наблюдений.

Валовая продукция растениеводства по видам продукции была определена на основе затрат на производство по видам продукции, а также прибыли от реализации. Источник информации - годовой отчет Министерства сельского хозяйства Алтайского края о реализации государственных программ [3].

Факторный анализ валовой продукции предполагал детализацию по общей площади (ПуБо6щ) и структуре площади уборки (УВ) и урожайности ьтых сельскохозяйственных культур

Таблица 2. Отдельные факторы, определяющие валовую продукцию продукции растениеводства сельскохозяйственных предприятий Алтайского края (фрагмент)

(УР), средней стоимости продукции (определенную путем деления стоимости валовой продукции ьтой сельскохозяйственной культуры на ее валовой сбор) (ВП.) [4, 5]. В силу множества возделываемых сельскохозяйственных культур, в расчет были включены лишь зерновые и масличные культуры, овощи, картофель, сахарная свекла, кормовые культуры.

Сопоставление было осуществлено за 2019-2021 гг. по причине того, что сведения за 2022 г. до сих пор недоступны. Выбор базы сравнения (2019 г.) обусловлен тем, что это последний период до резкого увеличения стоимости валовой продукции растениеводства.

Сельскохозяйственные Площадь уборки, тыс. га Урожайность, ц/га Прибыль от продаж, млн. руб.

культуры 2019 г. 2021 г. 2019 г. 2021 г. 2019 г. 2021 г.

Пшеница 1152,3 1119,3 16,3 20,5 3986,2 7647,5

Гречиха 224,5 281,9 9,1 11,6 963,4 5392,2

Ячмень 175,2 176,3 19,1 23,3 248,1 1024,8

Соя 114,9 105,7 12,6 14,5 579,3 1988,6

Рапс 127,7 117,0 10,3 18,1 419,0 3779,8

Подсолнечник 400,4 424,0 10,2 13,5 1975,1 7947,3

Сахарная свекла 25,3 22,4 467,6 506,7 944,7 2466,2

Итого 3201,7 3301,8 х х 10146,7 36215,6

экономика и финансы

Факторная модель выглядит следу- Оценка влияния факторов была показателя в зависимости от сочетания

ющим образом: осуществлена способом цепной под- факторов (табл. 3).

становки. Было рассчитано 3 условных

ВП^П^ у*: УРГЩ (о

Таблица 3. Факторы, учитываемые при расчете условных показателей валовой продукции

Показатели Валовая продукция в Условная валовая продукция Валовая продукция в

базисный период 1 2 3 отчетный период

Площадь уборки общая 2019 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г.

Удельный вес уборки ¡-тых с.-х. культур в общей площади уборки 2019 г. 2019 г. 2021 г. 2021 г. 2021 г.

Урожайность ьтых с.-х. культур 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2021 г. 2021 г.

Удельная валовая продукция ьтых с.-х. культур 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2021 г.

За период 2019-2021 гг. рассчитанная нами стоимость валовой продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятий Алтайского края увеличилась с 49303,8 млн руб. до 94021,6 млн руб. или в 1,91 раза.

Увеличение общей площади уборки с 3201,7 тыс. га до 3301,9 тыс. га при прежних структуре уборки, урожайности и удельной валовой продукции сельскохозяйственных культур привело к увеличению валовой продукции растениеводства на 1542,4 млн руб. Изменение структуры уборки сельскохозяйственных культур привело к снижению результата на 139,9 млн руб. (отрицательное влияние фактора свидетельствует о повышении удельного веса площади уборки тех сельскохозяйственных культур в общей их площади, которые характеризовались более низкими стоимостными показателями в расчете на 1 ц.). Однако влияние количественных и структурных факторов несущественно - совокупно данные факторы привели к повышению стоимости валовой продукции растениеводства всего на 1402,5 млн руб., что в 8,8 раза ниже влияния урожайности и в 22,1 раза (если бы за период 2019-2021 гг. изменилась только

урожайность при неизменности прочих факторов, то валовая продукция увеличилась бы на 12311,2 млн руб.) ниже влияния удельных стоимостных показателей (если бы за период 2019-2021 гг. изменилась только удельная стоимость валовой продукции ьтых сельскохозяйственных культур при неизменности прочих факторов, то валовая продукция увеличилась бы на 31004,2 млн руб.). При этом наиболее весомый фактор изменения стоимости валовой продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятий Алтайского края определяется благоприятной ценовой конъюнктурой на рынках сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, на рынке зерна и на рынке продукции выращивания масличных культур, поскольку доля прибыли в валовой продукции за период 2019-2021 гг. увеличилась с 20,58% до 38,52%.

Однако, в 2022 г. вклад цен в прирост валовой продукции очевидно будет существенно ниже, поскольку в условиях санкций, сложности экспорта излишков сельскохозяйственной продукции (кроме продукции, востребованной на азиатских рынках) на рынке зерна, семян подсолнечника и рапса на-

блюдается затоваривание, что привело к снижению цен на продукцию.

Библиографический список

1. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.fedstat.ru

2. Социально-экономическое положение Алтайского края / Алтайкрай-стат [Электронный ресурс]. - URL: https://gks.ru/region/docl1101/Main. htm

3. Доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году целевых программ в сфере развития сельского хозяйства Алтайского края [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://disk. yandex.ru/d/VAaGl_fSfdaw3g

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник / Г.В. Савицкая.

- 8-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 519 с.

5. Зинченко А.П. Формирование добавленной стоимости сельского хозяйства России в системе национального счетоводства / А.П. Зинченко // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. - 2016.

- № 1. - С. 97-107.

Vorobyova Viktoria Vladimirovna, an associate professor of the Department of Economics and Finance, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

The paper defines the dynamics and structure of gross output in the Altai Territory, it is indicated that the change in gross output is associated with quantitative (area and structure of crops, livestock and poultry), structural (structure of crops, livestock and poultry), as well as qualitative factors (crop yields, livestock productivity and birds, prices for products sold). A factor analysis of the added value of crop production in agricultural organizations of the Altai Territory was carried out, the predominant influence ofprice factors was revealed.

Keywords: Altai Krai, agriculture, factor analysis, value added, price conjuncture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.