УДК 332.63
ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Е.А. Мелай, А.В. Сергеева
Уделяется внимание факторам, определяющим привлекательность организации для инвестора. Обобщаются мнения различных авторов на эту проблему. Делается вывод о различии мнений ученых по вопросу состава внешних и внутренних факторов. Подчеркивается, что состав и степень воздействия внешних и внутренних факторов инвестиционной привлекательности организации индивидуален для каждого объекта исследования.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность организации, факторы инвестиционной привлекательности организации
Инвестиционная привлекательность предприятия - многогранное понятие. Каждая его грань, с одной стороны, находится под воздействием внешних и внутренних факторов, а, с другой стороны, участвует в формировании инвестиционной привлекательности объекта в целом. Все подходы, основанные на оценке инвестиционной привлекательности предприятия, базируются на изучении как количественных, так и качественных факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность отдельных сегментов инвестиционного рынка. Факторы повышения инвестиционной привлекательности предприятия - это движущие силы, под воздействием которых изменяется уровень инвестиционной привлекательности предприятия.
В экономической литературе традиционно выделяются внешние и внутренние факторы инвестиционной привлекательности организации. Внешние факторы - это факторы, на которые компания не может оказать существенного влияния, так как их предопределяет социальная, технологическая, экономическая и политическая составляющие на макроуровне. Внешняя среда в целом - источник, обеспечивающий экономическими ресурсами, позволяющими осуществлять хозяйственные процессы в соответствии со стратегическими и тактическими целями. Ключевая особенность внешней среды - ее изменчивость, обусловленная действием на рынке факторов неопределенности и риска, поэтому умение анализировать и прогнозировать изменения внешней среды, гибко реагировать на их изменение предопределяет жизнеспособность коммерческой организации в условиях рыночной экономики.
Важным фактором внешней среды является конкуренция на рынке. Этот фактор объединяет саму компанию, покупателей, поставщиков и конкурентов. Майкл Портер отмечал, что способность организации реализовать свое конкурентное преимущество зависит не только от прямой конкуренции, но и от той роли, которую играют потенциальные конкуренты,
поставщики и потребители. При этом действующие и потенциальные конкуренты составляют прямую угрозу, а поставщики и покупатели - косвенную, связанную с их способностью диктовать свои условия. [6].
Внутренние факторы оказывают прямое воздействие на инвестиционную привлекательность и могут контролироваться и регулироваться организацией, их выбор зависит от целей и предпочтений инвестора.
Так Ростиславов Р.А. предлагает рассматривать факторы привлекательности предприятия для инвестора на макроуровне, мезоуровне, уровне отрасли (внешние факторы) и микроуровне (внутренние факторы). К макроэкономическим факторам он относит инвестиционную привлекательность страны, которая характеризуется совокупностью экономических, политических, финансовых условий, оказывающих влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в национальную экономику.
На мезоуровне привлекательность предприятия определяет уровень развития региона. На уровне отрасли - инвестиционная привлекательность отрасли.
К факторам микроуровня автор относит:
- финансовое положение организации (ликвидность, платежеспособность, рентабельность, оборачиваемость, финансовая устойчивость, качество собственного капитала, денежные потоки),
- производственные факторы (наличие внеоборотных и оборотных активов, человеческий фактор, уровень развития производства),
- качество менеджмента (уровень и перспективы развития, гудвилл, восприимчивость к переменам),
- инвестиционную и инновационную деятельность,
- рыночную устойчивость (параметры фирмы, маркетинговые условия, завоевание рынков, тип и размер предприятия),
- юридические факторы (организационно-правовая форма, структура собственников, приватизационная история, состав участников, земельные права, форма собственности).[7].
По мнению Якуповой Н.М. и Ярулиной Г.Р. к внешним факторам следует отнести инвестиционную привлекательность отрасли и региона, в которых осуществляет деятельность предприятие. Их можно оценить с помощью рейтингов инвестиционной привлекательности отраслей и регионов, которые разрабатываются рейтинговыми агентствами. В число внутренних факторов включаются все те, которые зависят от деятельности предприятия. К ним можно отнести кадровый, интеллектуальный, производственный, рыночный потенциал организации, качество управления, производственную стратегию, финансовое состояние и др. Финансовое состояние предприятия определяется центральным звеном внутренних факторов. [9]
Мельничук О.М. к факторам внешней среды предлагает относить влияние уровня инвестиционной привлекательности государства и региона. В отдельную группу внешних факторов автор выделяет роль отрасли,
т.к. данный фактор воздействует на инвестиционную привлекательность предприятия в двух направлениях: воздействие степенью зрелости отрасли, воздействие через факторы конкурентной среды. Отмечается, что предприятие может влиять только на второе направление. Выявление стадии развития отрасли предлагается проводить на основе характеристик стадий зрелости отрасли, описанных консалтинговым агентством Артур де Литтл (Arthur D. Little).
К внутренним факторам инвестиционной привлекательности Мель-ничук О.М. относит финансово-экономическую эффективность деятельности компании (определяется на основе рекомендуемых и фактических значений коэффициентов рентабельности собственного капитала, оборачиваемости оборотных активов, срочной ликвидности, финансовой независимости). [4]
Д.А. Едновицкий, В.А. Бабушкин и Н.А. Батурина к внутренним факторам относят систему управления организацией: кадровый, интеллектуальный, производственный, рыночный потенциал организации, качество управления, производственную стратегию, финансовое состояние и др. Финансовое состояние предприятия признается центральным звеном внутренних факторов.
К внешним факторам, по мнению данных авторов, относятся инвестиционная привлекательность отрасли и региона, в которых осуществляет деятельность организация (предприятие). Их можно оценить с помощью рейтингов инвестиционной привлекательности отраслей и регионов, которые разрабатываются рейтинговыми агентствами.
С точки зрения Д.А. Едновицкого, В.А. Бабушкиного и Н.А. Батуриной, для венчурных инвесторов и сделок M&A (от англ. -mergers and acquisitions - слияния/поглощения) не столь важен баланс и его структура. В этом случае на инвестиционную привлекательность субъекта влияют другие факторы:
• стабильность генерирования денежного потока;
• отраслевая принадлежность;
• производимый продукт (операционный сегмент);
• применение инновационных технологий в производстве;
• возможный эффект синергии и пр. [2]
С точки зрения Д. В. Дорошина к внешним факторам относятся:
а) уровень прогрессивности взаимоотношений бизнеса с регионами: товарная специализация; налоговые режимы; договорные отношения; финансовое взаимодействие; кадровые взаимодействия; взаимодействие в социальной инфраструктуре;
б) место и роль в общественном разделении труда: участие в международных программах; участие в федеральных региональных программах; межбюджетные отношения; социально-общественные отношения. [1]
В работе Ю. В. Севрюгина выделяется следующий, такой внешний фактор, как рыночное окружение. Он включает: инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие; инвестиционную привлекательность отрасли, к которой принадлежит предприятие; географический рынок сбыта продукции; стадию жизненного цикла основного вида продукции; степень конкуренции на товарном рынке; экологическую нагрузку на природную среду; развитость транспортной инфраструктуры. [8]
Инвестиционная привлекательность, по мнению В. М. Кожухар, определяется следующими внешними факторами: стабильностью окружающей страновой среды (темпом инфляции); прочностью валюты; бюрократическими формальностями, связанными с ведением бизнеса; уровнем и стабильностью налогового бремени; устойчивостью и привлекательностью гражданского законодательства. [3]
Николаева Л. А. систематизировала факторы внешней среды, разделив их на несколько групп:
1. Инвестиционная привлекательность государства.
2. Инвестиционная привлекательность региона.
3. Инвестиционная привлекательность отрасли. [5]
Показатели, характеризующие государство:
- общие макроэкономические: валовой внутренний продукт (ВВП); произведенный национальный доход; объем производства товаров; объем произведенной промышленной продукции; объем произведенных услуг; чистые налоги на производство и импорт; индексы цен на товары; индексы цен на услуги; расход средств на оплату труда; валовая прибыль экономики; расходы на конечное национальное потребление; валовое национальное накопление; степень износа основных фондов;
- характеризующие социально-экономическую составляющую: демографические показатели; удельный вес основных фондов в экономике в целом; степень износа основных фондов; рентабельность продукции; рентабельность активов; валовой региональный продукт на душу населения; среднемесячная номинальная заработная плата; объем вкладов (депозитов) в СБ РФ на душу населения.
Показатели, характеризующие регион:
- оценка уровня общеэкономического развития: удельный вес региона в ВВП и национальном доходе страны; объем произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения; средний уровень доходов населения; среднегодовой объем капитальных вложений за ряд предшествующих лет;
- оценка уровня инвестиционной инфраструктуры: число подрядных строительных организаций; объемы местного производства основных строительных материалов; объем производства энергетических ресурсов (в пересчете на электроэнергию); плотность железнодорожных путей сообщения и автомобильных дорог с твердым покрытием в расчете на 100 км
территории; наличие фондовых и товарных бирж; число брокерских контор, осуществляющих операции на рынке ценных бумаг;
- демографическая характеристика региона: удельный вес населения региона в общей численности жителей страны; соотношение городских и сельских жителей региона; удельный вес работающего населения; уровень квалификации трудоспособного населения;
- оценка уровня развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры: удельный вес предприятий негосударственных форм собственности в общем количестве предприятий; удельный вес продукции предприятий негосударственных форм собственности в общем объеме промышленной и сельскохозяйственной продукции; численность совместных предприятий с иностранными партнерами; численность банковских учреждений (включая филиалы); численность страховых компаний (включая их представительства) на территории региона;
- оценка степени безопасности инвестиционной деятельности: уровень экономический преступлений в расчете на 100 тыс. жителей региона; удельный вес незавершенных объектов в общем числе начатых строек за последние три года; удельный вес предприятий с вредными выбросами, превышающими предельно-допустимые нормы, в общем числе предприятий; средний радиационный фон в городах;
- оценка условий действий коммерческого и некоммерческого предприятий: товарная специализация; налоговые режимы; участие в международных программах; участие в федеральных региональных программах; межбюджетные отношения; социально-общественные отношения.
Показатели, характеризующие отрасль:
- уровень перспективности развития: значимость отрасли в экономике страны; устойчивость к экономическому спаду; социальная значимость; обеспеченность собственными финансовыми ресурсами; степень государственной поддержки развития; стадия жизненного цикла;
- уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли: коэффициент рентабельности активов; коэффициент рентабельности собственного капитала; коэффициент рентабельности реализации продукции; коэффициент рентабельности текущих затрат;
- уровень отраслевых инвестиционных рисков: коэффициент вариации среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала по отдельным видам анализируемого периода; коэффициент вариации показателя рентабельности в разрезе отдельных предприятий; уровень конкуренции; уровень инфляционной устойчивости цен на продукты; уровень социальной напряженности.
Таким образом, существует множество подходов к классификации внутренних и внешних факторов инвестиционной привлекательности организации. Факторы внешней и внутренней среды имеют различную природу и специфику, поэтому любой из них в одинаковых условиях для каж-
дого отдельно взятого инвестора имеет индивидуальное значение при принятии решения об инвестировании. Кроме того, для каждого объекта инвестирования состав внутренних и внешних факторов так же будет индивидуален. Следовательно, важен индивидуальный подход к выбору факторов инвестиционной привлекательности организации и оценке их значений для каждого отдельно взятого объекта инвестирования.
Список литературы
1. Дорошин Д.В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленных предприятий // Справочник экономиста.2005.№ 8(26).С.122-128.
2. Ендовицкий Д.А., Бабушкин В.А., Батурина Н.А. и др. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание - М.: КноРус, 2010. -376 с.
3. Кожухар В. М. Практикум по иностранным инвестициям - М. : Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 256 с.
4. Мельничук О.М. Инвестиционная привлекательность металлургической компании: методика оценки // Российское предпринимательство. - №1 (199). - 2012. - С.128-135.
5. Николаева Л. А., Чёрная И.П. Экономическая теория : учеб.пособие - Владивосток : Изд-во Владивосток гос. ун-та экономики и сервиса, 2001. - 42 с.
6. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 286 с.
7. Ростиславов Р.А. Инвестиционная привлекательность предприятия и факторы, влияющие на нее // Известия Тульского Государственного университета. Экономические науки. - №2-1. - 2010. - С. 38-46
8. Севрюгин, Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия :автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 -Ижевск, 2004. - 27 с.
9. Якупова Н.М., Ярулина Г.Р. Концептуальные основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия // Экономические науки. -№9(58). - 2009. - С.167-169.
Мелай Елена Александровна, канд. техн. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, emelay@tula.net,
Сергеева Анна Викторовна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, kamaz_anna@mail.ru
INVESTMENT ATTRACTIVENESS FACTORS E.A. Melay, A.V. Sergeeva
The article focuses on the factors determining the attractiveness of the organization for the investor. The views of various authors in this issue are summarizes. It is concluded that there is differences of scientists opinion on the question of external and internal factors. It is emphasized that the composition and the impact of external and internal factors of the investment attractiveness of the organization is different for each object of the study.
Key words: investment attractiveness, investment attractiveness factors
Melay Elena Alexsandrovna, candidate of technical sciences, docent of the department "Finance and credit" of the Tula branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, emelay@tula.net,
Sergeeva Anna Victorovna, candidate of economy sciences, docent of the department "Finance and credit" of the Tula branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, kamaz_anna@mail.ru
УДК 330.16; 330.113
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Е.Б. Мясникова
Исследованы аспекты применения методик построения временных рядов и графических моделей зависимостей для конкурентоспособности субъектов регионального рынка.
Ключевые мотивация персонала, конкурентоспособность предприятия, экстраполяция, прогнозирование.
При выполнении ВКР студентами специальности «Менеджмент организации», а также направления «Бакалавр менеджмента» часто возникает проблема количественного обоснования предлагаемых рекомендаций. В качестве примера решения данного вопроса рассмотрим методику анализа мотивации персонала организации с помощью корреляционно-регрессионого анализа[1,3,4,5,7].
Мотивация персонала на предприятии, безусловно, влияет на его конкурентоспособность, однако выразить математически эту зависимость достаточно сложно. Существует ряд показателей, в результате анализа которых проявляется зависимость между изучаемыми категориями [1,2,3,6,7].
Одним из показателей определяющих конкурентоспособность предприятия является объем продаж (выручка от продаж).
Коэффициент изменения объема продаж (Киоп) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема про-