Научная статья на тему 'Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации'

Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1278
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО / МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ANALYSIS / INDUSTRY / METROLOGY / PRODUCTION / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимджанов Руслан Шавкатович

В статье проведен анализ факторов, оказывающих существенное влияние на инновационное развитие современных промышленных предприятий. Рассмотрены наиболее обобщенные стратегии инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of innovative development of the modern industrial enterprise in the context of globalization

The author analyzes the factors, having the significant impact on the innovative development of modern in-dustrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации»

научно-методический электронный журнал

Галимджанов Р. Ш. Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14104. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14104.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14104

УДК 65.011.12

Галимджанов Руслан Шавкатович,

аспирант кафедры экономики предприятий Набережночелнинского филиала ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны [email protected]

Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации

Аннотация. В статье проведен анализ факторов, оказывающих существенное влияние на инновационное развитие современных промышленных предприятий. Рассмотрены наиболее обобщенные стратегии инновационного развития. Ключевые слова: инновационное развитие, стратегия, инновации, метрологическое обеспечение, качество.

Раздел: (04) экономика.

Эффективность и результативность современного предприятия зависит от стратегии развития и внедрения инноваций на предприятии в целом.

Совершенствование научно-технической сферы в современных условиях оказывает огромное влияние на развитие предприятий и его систем, в результате чего сформировался инновационный менеджмент, главной целью которого является управление инновационным развитием предприятия. При этом инновационное развитие включает в себя несколько составляющих: поступательное развитие с применением более совершенных или новых процессов, технологий или продуктов, а также достижение экономических показателей роста прибыли, конкурентоспособности и эффективности.

Существует несколько подходов к формированию стратегии внедрения инноваций, инновационного развития предприятия (см. рисунок), например эволюционный и революционный подходы. При применении эволюционного подхода инновационного развития инновации внедряются в рамках совершенствования процессов производства продукции, самого продукта либо технологии производства. Применение революционного подхода, исходя из названия, включает в себя внедрение новых технологий, процессов и техники, не использовавшихся ранее, что дает революционное повышение эффективности и результативности предприятия.

Инновационное развитие

:

Эволюция

(совершенствование)

Совершенствование продукции и процессов

'v' новых процессов и техники

Внедрение в производство

Революция (замена)

Стратегии инновационного развития предприятий

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14104.htm

научно-методический электронный журнал

Галимджанов Р. Ш. Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14104. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14104.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14104

УДК 65.011.12

Деятельность предприятий в современных условиях связана с множеством факторов, оказывающих непосредственное влияние на инновационное развитие предприятия.

В научной литературе существует несколько подходов к определению термина «инновация». Инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [1]. Однако можно выделить ряд общих моментов, позволяющих выявить содержание данного понятия.

Объект считается инновацией только тогда, когда он соответствует следующим критериям.

1. Инновация понимается как новшество, причем это может быть совершенствование уже имеющейся технологии или продукта либо внедрение радикальных изменений, не имеющих аналогов.

2. Инновация - это поступательный процесс развития и смены старого на новое, более эффективное и перспективное.

3. Инновация должна внедряться и приносить экономическую выгоду.

4. Инновация должна быть востребована потребителями на данный момент времени, другими словами, необходима потребность в новых товарах и услугах.

Таким образом, инновация - это результат создания востребованных потребителями различных новшеств, являющихся более совершенными, чем их аналоги на сегодняшний момент, в результате использования которых достижение прибыли становится проще.

Успех инновационной деятельности зависит от многих факторов. Для оценки этих факторов проанализируем наиболее значимые из них.

Процесс глобализации мировых рынков

Характерной чертой мировой экономики является процесс глобализации и процесс взаимозависимости структур экономик разных государств. Устраняются барьеры перетекания капиталов, интеллектуальной рабочей силы, интеллектуальных достижений и технологий. Это позволяет лучше развивать перспективные направления. Ускоряя и развивая экономические и социальные составляющие перспективных стран, глобализация пагубно сказывается на не столь перспективных. Поэтому она негативно воспринимается государствами и социальными группами, недостаточно динамичными или недостаточно конкурентоспособными для того, чтобы овладеть новыми технологиями и усвоить новые ценности. Для России главным вызовом станет ответ на вопрос, сможет ли она справиться с диспропорциями в экономике, для эффективного развития которой имеются все необходимые средства, интеллектуальный капитал, финансовый капитал, квалифицированные рабочие кадры.

Повышающаяся конкуренция

Развитие глобализации рынков повышает уровень конкуренции между игроками. Если раньше предприятия конкурировали только в рамках стран, то сейчас таких ограничений нет. Конкурентная борьба проходит как внутри страны, так и на всех рынках мира, для потребителей всё меньшую роль играет место производства приобретенного товара. Товар, произведенный в Китае, может успешно конкурировать с товарами, произведенными в странах западной Европы, Евросоюзе, США.

На первый план выходят следующие требования потребителей к выпускаемой продукции:

- оптимальное соответствие цены и качества;

- дилерская сеть по обслуживанию продукта;

пи пи

http://e-koncept.ru/2014/14104.htm

научно-методический электронный журнал

Галимджанов Р. Ш. Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14104. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14104.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14104

УДК 65.011.12

- гарантированное качество и безопасность продукта;

- популярность продукта на глобальных рынках;

- инновационные продукты и решения.

Стремительное сокращение жизненного цикла продуктов, процессов (ЖЦ)

Современный этап развития науки и техники характеризуется сокращением жизненных циклов продукции, появляющихся на рынке. Наиболее быстро и эффективно данный процесс протекает в отраслях высокотехнологичного производства, наукоемких продуктов, компьютерной техники, мобильных телефонов, увеличение производства которых идет в геометрической прогрессии. При этом если раньше производителю требовалось разрабатывать одну модель в год, то на сегодняшний момент требуется разработка и выпуск не менее трех разнообразных инновационных моделей. Аналогично концепции жизненных циклов продуктов рассматривают жизненные циклы компаний [2].

Сокращение жизненного цикла продукции для участников рынка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, появление на рынке нового продукта, с инновационными свойствами, вызывает у потребителей повышенный спрос, что дает конкурентные преимущества. Отрицательной стороной является увеличение общих затрат на анализ потребностей рынка, разработку и сбыт продукта. Кроме этого возрастает степень риска успешности каждого проекта.

Повышение предъявляемых требований к продукции

Тенденции развития рынков позволили потребителям выбирать необходимый товар с заданными характеристиками и свойствами. Данная тенденция привела к тому, что деятельность предприятий направлена на конечного потребителя, то есть индивидуально разработанные товары и услуги поставляются клиентам по ценам массового производства, причем без ущерба качеству. С внедрением интернет-технологий в торговлю у конечного потребителя появилось множество инструментов для проведения анализа характеристик свойств приобретаемого товара, технологии, в связи с чем фактор исследования рынка и маркетинг должны занимать важное место в стратегии инновационного развития.

Формирование сетевых структур с новыми свойствами

Современный этап характеризуется переходом от иерархических вертикальных структур к горизонтальным с сетевой иерархией.

Наиболее простой и перспективной формой конкуренции являются стратегические альянсы, союзы. Другими словами, это коалиции двух или более предприятий, создаваемых для достижения стратегических целей, которые являются для них взаимовыгодными.

Так, А. Н. Петров приводит следующие виды стратегических альянсов в современной глобальной экономике (см. табл.1) [3].

Очевидно, что для вступления в альянс предприятию нужны веские причины. В качестве основного стимула выступает, как правило, недостаток альтернатив. Другими словами, достижение цели возможно только в альянсе.

Среди других выделяют следующие мотивы сближения:

- фактор получения технологии и/или производственных возможностей;

- доступ к новым рынкам, определенным рынкам;

- снижение финансового и/или политического риска;

- повышение конкурентоспособности.

http://e-koncept.ru/2014/14104.htm

КОНТ тнпт

научно-методический электронный журнал ART 14104 УДК 65.011.12

Галимджанов Р. Ш. Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14104. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14104.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.

Таблица 1

Типы альянсов

Типы альянсов Примеры стратегических альянсов предприятий

Совместное ведение рекламной компании American Express и Toy’R’US (совместные действия в области телевизионной рекламы и продвижения товаров)

Партнерство в области научноисследовательских разработок Oytei и Sumiton о Chemicals (альянс с целью разработки следующего поколения биотехнологических препаратов)

Соглашение о передаче в пользование системы сервиса Cigna и United Motor Works (соглашение об оказании финансовой помощи)

Совместное использование системы распределения продукции Nissan и Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, последний - продукцию партнера в Европе)

Передача технологий IBM и Apple Computers (соглашение о разработке операционных систем)

Совместное участие в тендерах Boeing, General Dynamics и Lockheed (совместные действия, приведшие к победе в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя)

Совместное производство Ford и Mazda (разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных и сборочных линиях)

Совместная разработка естественных ресурсов Swott Chemical Со, Texasgult, RTZ и US BORAX (совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде)

Внутрикорпоративное отделение (создание дочерней компании) Cummins Engine и Toshiba Corporation (создание новой компании для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния)

Обмен лицензиями Hottman-Laroche и Glaxo (заключение соглашения о продаже на территории США производственного препарата “Zantac”)

Рост вероятности копирования и имитации продуктов

У современных предприятий, как никогда раньше, существуют как технические, так и другие возможности имитации и адаптации качеств и признаков успешной продукции конкурентов.

Проблема борьбы с имитаторами остается трудно разрешимой из-за сложности рынка и постоянной потребности в участии сторонних организаций, сотрудничества с конкурентами, расширения социальных и физических информационных сетей, создания других фирм путем отделения. Для производства по шаблону создано много условий, в основном это связано с тем, что для обеспечения государственной защиты товара или услуги требуется много информации, доступ к которой всё проще.

На рынке появляются компании, получающие больший либо равный успех, как и авторы самой идеи, направляя свои конкурентные способности на предложение более совершенного товара или услуги, не уступая лидерства истинному автору.

Фактор экологических требований

Развитие промышленности привело к ухудшению экологической обстановки. Современный этап отличает возросшее экологическое осознание населения, а следовательно, внедрение новых экологических разработок. В странах внедряются новые стандарты и требования к технологии и продукту, что уже на начальной стадии определяет нормы соответствия. В случае несоблюдения этих норм продукт не получает разрешение на реализацию, что должно быть учтено в стратегии развития.

Возрастание издержек в инновационной деятельности

Для поддержания конкурентоспособности в современных условиях предприятия должны ориентировать свою деятельность на постоянное совершенствование выпускаемых изделий, а значит, предлагать на рынок качественную, но достаточно дешевую продукцию. Такое положение требует больших инвестиций в инновационные

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2014/14104.htm

КОНТ ТЕПТ

Галимджанов Р. Ш. Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14104. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал копсерии/2014/14104и1т. - Гос. рег. Эл№ФС 77-

АШ 14104 УДК 65.011.12 ’

проекты. В сумме с тенденцией сокращения жизненных циклов и сроков реализации нововведений это вызывает удорожание разработок инновационных продуктов.

Информационно-коммуникационная среда

Характерной чертой инновационных предприятий является большое количество актуальной и важной информации, применяемой при принятии решений. Возрастает роль информационно-коммуникационных технологий как основного источника конкурентоспособности. Происходит информатизация процесса производства, повышается важность получаемой измерительной информации как основного элемента принятия решений. Повышается доля интеллектуальных производств в инновационном секторе экономики. Интеллектуальные производственные системы занимают всё больше места в структуре промышленности, что в сумме меняет её современный облик. Информация становится одним из источников, оказывающих стимулирующее действие на инновационное развитие промышленных предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение инновационных информационно-измерительных систем управления производственными процессами

Разработка и применение инновационных процессов производства, новейших товаров и услуг с повышенными качествами требуют от системы управления использования адекватных инструментов управления этими процессами, в связи с чем важность приобретает качество и достоверность получаемой измерительной информации. Метрологическое обеспечение процессов производства является важной составляющей качества готового инновационного продукта.

Рассмотренная классификация факторов, влияющих на инновационное развитие предприятия, подчеркивает возрастающую роль глобализации и системности развития рынков и структур, при этом каждый фактор взаимозависим с другими факторами развития.

Реализация стратегии инновационного развития предприятия недостижима без адекватных управленческих решений (табл. 2).

Таблица 2

Применяемые управленческие решения в рамках стратегии развития

Факторы инновационного развития предприятия Применяемые управленческие решения в рамках стратегии развития

Тенденция рынков к глобализации Учет требований международных стандартов и норм при разработке инноваций, инновационных продуктов и процессов

Возрастание требований к конечному продукту со стороны потребителей Применение инструментов прогнозирования при разработке и производстве товаров массового потребления

Сокращение жизненного цикла продукции Сокращение времени внедрения новых товаров на рынки

Повышение конкуренции между производителями Применение системы стратегического менеджмента при принятии управленческих решений

Формирование сетевых структур Поиск деловых партнеров

Фактор увеличивающейся имитационной активности Совершенствование с целью опережения конкурентов

Ужесточение экологических норм Соблюдение международных норм и правил, экологических требований, проведение сертификации и оценки

Рост затрат на инновационную деятельность Встраивание системы контроллинга

Фактор информационной среды Активная деятельность по анализу и мониторингу информационной среды

PU Г М

http://e-koncept.ru/2014/14104.htm

научно-методический электронный журнал

Галимджанов Р. Ш. Факторы инновационного развития современного промышленного предприятия в условиях глобализации // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). - ART 14104. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14104.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 14104

УДК 65.011.12

Таким образом, при разработке стратегии инновационного развития для предприятия важно умение правильно моделировать своё развитие как в будущем, так и в настоящем. Настоящее влияет на текущую конкурентоспособность, будущее - на будущую.

Использование факторов и инструментов управления, рассмотренных в статье, наиболее целесообразно при развитии стратегического управления инновационным предприятием.

Для того чтобы предприятиям перейти на инновационный путь развития, в их деятельности должны произойти существенные изменения во всех сферах. При этом само предприятие должно четко определить необходимые инновационные изменения для повышения эффективности функционирования.

Ссылки на источники

1. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / под ред. проф. B. Л. Попова. - М.: ИН-ФРА-М, 2009. - 336 с.

2. Основы инновационного предпринимательства: учеб. пособие / Г. А. Гершанок, Н. А. Молодчик,

В. Л. Попов, А. Ф. Палкин, Д. Г. Шишкин, Д. А. Томчук; под ред. Г. А. Гершанка. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 167 с.

3. Петров А. Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2008. - С. 464.

Ruslan Galimdzhanov, issn 2304-шх

PhD Student at the chair of enterprises economics, Kazan (Volga Region) Federal '

University (branch in Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny

[email protected]

Factors of innovative development of the modern industrial enterprise in the

context of globalization * 1201J2

Abstract. The author analyzes the factors, having the significant impact on the

innovative development of modern industrial enterprises.

Key words: industry, metrology, quality, production, analysis.

References

1. Popov, B.L. (ed.) (2009) Upravlenie innovacionnymi proektami: ucheb. рosobie, INFRA-M, Moscow, 336 р. (in Russiаn).

2. Gershanok, G.A. (ed.), Molodchik, N.A., Popov, V.L., Palkin, A.F., Shishkin, D.G. Tomchuk, D.A. (2012) Osnovy innovacionnogo predprinimatel'stva: ucheb. рosobie, Izd-vo Perm. nac. issled. politehn. un-ta, Perm', 167 р. (in Russiаn).

3. Petrov, A.N. (2008) Strategicheskij menedzhment, Piter, St. Petersburg, р. 496 (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук

http://e-koncept.ru/2014/14104.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.