Библиографический список
1. Докучаев, В.В. К учению о зонах природы. - СПб., 1899 .
2. Волобуев, В.Р Почвы и климат. - Баку, 1953.
3. Исаченко, А.Г. Введение в экологическую географию. - СПб, 2000.
4. Земцов, А.А. Рельеф Западно-Сибирской равнины / А.А. Земцов, Б.В. Мизеров, В.А. Николаев, А.Г. Гриценко [и др.]. - Новосибирск, 1988.
5. Воронина, Л.В. Тепловой режим почв солонцовых комплексов. - Новосибирск, Наука,1992.
6. Engelhardt, V. Lilber das Eindringen des Bodenfrostes in den Erdboden, 1947.
7. Шкадова, А.К. Соотношение глубины нулевой изотермы и глубины промерзания почвы. - Л., 1973.
8. Воронина, Л.В. Климат и экология Новосибирской области / Л.В. Воронина, А.Г. Гриценко. - Новосибирск, 2011.
9. Щербинин, В.И. Принципы бонитировки почв Западной Сибири. - Новосибирск, 1985.
10. Хмелёв, В.А. Земельные ресурсы Новосибирской области и пути их рационального использования / В.А. Хмелёв, А.А. Танасиенко. -Новосибирск, 2009.
Bibliography
1. Dokuchaev, V.V. K ucheniyu o zonakh prirodih. - SPb., 1899 .
2. Volobuev, V.R. Pochvih i klimat. - Baku, 1953.
3. Isachenko, A.G. Vvedenie v ehkologicheskuyu geografiyu. - SPb, 2000.
4. Zemcov, A.A. Reljef Zapadno-Sibirskoyj ravninih / A.A. Zemcov, B.V. Mizerov, V.A. Nikolaev, A.G. Gricenko [i dr.]. - Novosi-birsk, 1988.
5. Voronina, L.V. Teplovoyj rezhim pochv soloncovihkh kompleksov. - Novosibirsk, Nauka,1992.
6. Engelhardt, V. Lilber das Eindringen des Bodenfrostes in den Erdboden, 1947.
7. Shkadova, A.K. Sootnoshenie glubinih nulevoyj izotermih i glubinih promerzaniya pochvih. - L., 1973.
8. Voronina, L.V. Klimat i ehkologiya Novosibirskoyj oblasti / L.V. Voronina, A.G. Gricenko. - Novosibirsk, 2011.
9. Therbinin, V.I. Principih bonitirovki pochv Zapadnoyj Sibiri. - Novosibirsk, 1985.
10. Khmelyov, V.A. Zemeljnihe resursih Novosibirskoyj oblasti i puti ikh racionaljnogo ispoljzovaniya / V.A. Khmelyov, A.A. Tanasienko. - Novosibirsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 20.11.12
УДК 911.53
Dirin D.A., Lubenets L.F., Nazarov I.I. THE FACTORS AND PATTERNS OF FORMATION AND EVOLUTION OF ETHNIC-CULTURAL LANDSCAPES OF ALTAI. The main factors of the modern transformation of ethno-cultural landscapes of the Altai were analyzed. Identified the most important trends and regional characteristics of the reaction of social-ecological systems to global changes in the Altai nature and society.
Key words: ethno-cultural landscapes, ethnoculturalgenesis, endogenous and exogenous factors, transformation, Altai Mountains.
Д.А. Дирин, канд. геогр. наук., доц. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
Л.Ф. Лубенец, канд. геогр. наук., н.с., ИВЭП СО РАН, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
И.И. Назаров, канд. геогр. наук., доц. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ АЛТАЯ*
Проанализированы основные факторы формирования и развития этнокультурных ландшафтов Алтая. Определены наиболее важные тенденции и региональные особенности трансформации этнокультурных ландшафтов Алтая в современных условиях.
Ключевые слова: этнокультурные ландшафты, этнокультурогенез, эндогенные и экзогенные факторы, трансформация, Алтай.
Постановка проблемы. В эпоху глобализации всех сфер человеческой жизни все большее внимание ученых привлекают вопросы изучения этнокультурного разнообразия и специфики освоения пространства разными культурами и этносами. Эти вопросы становятся все более актуальными по мере стирания местных культурных традиций, унификации стереотипов восприятия и поведения у различных народов. Помимо утраты культурного наследия эти процессы ведут и к потере выработанных столетиями этнических механизмов адаптации к природной среде. В этом аспекте особый интерес вызывают регионы, в которых наряду с полиэтничностью отмечается высокая сохранность этнокультурных традиций и продолжается воспроизводство специфических социально-экологических систем - этнокультурных ландшафтов. Одним из таких регионов, безусловно, является Республика Алтай. Под термином «этнокультурный ландшафт» (ЭКЛ) понимается природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и местного этнического сообщества людей, утилитарно, семантически и символически осваивающих и преобразующих географическое пространство согласно своим духовным и материальным потребностям. Важной особенностью функционирования этнокультурного ландшафта является взаимопроникновение культуры в пространство и пространства в культуру Настоящая статья посвящена анализу факторов фор-
мирования и развития этнокультурных ландшафтов Алтая (в границах Республики Алтай), а также выявлению тенденций и причин их современной трансформации.
Этнокультурные ландшафты Алтая. Культурный ландшафт представляет собой коммуникационную систему со своими центрами и перифериями, поэтому, по словам РФ. Туровского (1998), «бессмысленно требовать, чтобы он на всех таксономических уровнях был абсолютно гомогенным со всех точек зрения - этнической, природной, экономической и т.д.» [1, с. 4445]. Таким образом, этнокультурные ландшафты представляют собой иерархические системы, в которых геокультурные комплексы более высокого таксономического уровня включают комплексы, находящиеся на ступеньку ниже в иерархической лестнице и, соответственно, более однородные. Признаками, позволяющими проводить (и уточнять) границы между этнокультурными ландшафтами разных таксономических рангов являются этническая принадлежность населения, его конфессиональные особенности, лингвистические характеристики, специфика природопользования и пр. Следует учитывать также и организацию пространства - наличие в нем культурно-исторических доминант и их «зон тяготения», а также коммуникационную сеть [1]. Еще один фактор, позволяющий уточнять геокультурные границы и помогающий в анализе эволюции этнокультурных ландшафтов - топонимика территории [2].
Ареалы преобладающего культурного влияния разных этнических (и субэтнических) групп образуют на Алтае пять этнокультурных ландшафтов регионального уровня. Внутри каждого из них могут быть выделены геокультурные комплексы более низкого таксономического уровня вплоть до гомогенных этнокультурных ландшафтов (отдельные села, хозяйственные урочища и т.п.). Дадим краткую характеристику выделенных региональных этнокультурных ландшафтов.
1. Русский этнокультурный ландшафт занимает прилегающие к Алтайскому краю низкогорья Северного Алтая с лесными и лесостепными ландшафтами. Это наиболее освоенная часть исследуемой территории. Характерны преимущественно инновационные геокультурные комплексы, созданные русским этносом. Ведущими видами природопользования в настоящее время являются туристко-рекреационное, аграрное (земледельческий, мараловодческий и подсобно-скотоводческий подтипы) и лесохозяйственное.
2. Старообрядческий этнокультурный ландшафт представляет собой компактную территорию в Центральном Алтае (долины рр. Кокса, Катунь и их притоков)1. Данный региональный этнокультурный ландшафт формировался с конца XVIII -начала XIX вв. субэтносом русских старообрядцев, который выделился по религиозно-культурному признаку. Старообрядцы создали на Алтае довольно крупные изолированные (в культурном отношении) от внешнего мира общины, спасаясь от религиозного преследования после никоновских реформ русской православной церкви. Здесь сохранилась традиционность жизненного уклада населения. Главным функциональным типом этнокультурного ландшафта является аграрный с подтипами: земледельческий (пашенный), мараловодческий, подсобно-земледельческий (огороднический), подсобно-животноводческий. Также имеет место охотничье-промысловый тип ЭКЛ. До сих пор большую роль во всей жизни старообрядцев играет религиозный фактор. Христианская традиция влияет на структуру и функционирование старообрядческих этнокультурных ландшафтов [3].
3. Северноалтайский этнокультурный ландшафт включает таежные низкогорья Северо-Восточного Алтая, по долинам крупных рек и озер. Среде обитания северных алтайцев (куман-динцы, тубалары, челканцы) вполне соответствует и традиционная специализация их хозяйства: охота, рыболовство, сбор растений-дикоросов и, лишь отчасти, земледелие и животноводство в качестве подсобных отраслей. Культура таежников-промысловиков получила здесь наибольшее распространение. Именно потребность длительного нахождения в тайге определила многие элементы традиционной духовной и материальной культуры северных алтайцев. Представлены функциональные типы этнокультурных ландшафтов: охотничье-промысловый, лесохозяйственный. Аграрные этнокультурные ландшафты представлены лишь подсобно-земледельческим (огородническим) подсобно-животноводческим подтипами [4].
4. Южноалтайский этнокультурный ландшафт охватывает горные степи и долины Центрального, Юго-Восточного и Восточного Алтая. Южные алтайцы (алтай-кижи, теленгиты) - исконные скотоводы-кочевники. Их хозяйственной специализацией является разведение лошадей, овец, коз, в меньшей степени крупного рогатого скота. Большое значение в хозяйстве имеет также охота (особенно у теленгитов). Основным является аграрный функциональный тип этнокультурных ландшафтов и отгон-но-животноводческий подтип [5].
5. Казахский этнокультурный ландшафт занимает компактную территорию в долине рек Чуя (в пределах Чуйской межгорной котловины) и Джазатор. Это районы высокогорных степей и полупустынь, характеризующиеся самыми суровыми в Республике Алтай природно-климатическими условиями и самой низкой продуктивностью геосистем. Это довольно молодой региональный этнокультурный ландшафт. Только в конце XIX века в Чуйской котловине обосновалось несколько десятков казахских семей из младшего жуза (род сарыкалдыков). Для сети поселений казахского этноса характерна высокая степень дискретности. Постоянных поселений очень мало, однако даже удаленные от главных транспортных артерий села (например, Джа-затор) довольно хорошо благоустроены. Казахи занимаются преимущественно отгонным животноводством (разводят овец, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, яков). Преобладают аграрные этнокультурные ландшафты отгонно-животноводчес-кой направленности [5]. При этом в этнокультурные ландшафты наряду с сохранением многих традиционных элементов (напри-
1 Кроме того, старообрядческий «этнокультурный субстрат»
присутствует в Северо-Восточном Алтае (Турочакский район), однако не имеет там доминирующего культурного значения.
мер, использование традиционных юрт на стойбищах), активно внедряются инновации (например, спутниковые тарелки, малые электростанции, солнечные батареи и т.п.).
Формирование и развитие этнокультурных ландшафтов Алтая обусловлено рядом внешних и внутренних факторов, которые детерминируются самим географическим пространством (как природной, так и социальной его составляющей). При этом эндогенные и экзогенные факторы эволюции этнокультурных ландшафтов переплетаются друг с другом (часто одни опосредованы другими) и их бывает трудно разделить.
Эндогенные факторы трансформации этнокультурных ландшафтов Алтая. Эндогенные факторы эволюции этнокультурных ландшафтов следует определить как внутренние предпосылки их развития, определяемые особенностями географического положения, природных условий территории и направленности исторического процесса. Указанные факторы относительно стабильны и результаты их действия довольно легко поддаются прогнозу. Однако следует также считать эндогенным фактором развития этнокультурных ландшафтов внутренние ментальные установки и стереотипы поведения населения. Эти факторы наименее стабильны и сами видоизменяются под воздействием внешней среды (то есть экзогенных факторов), но затем задают новый вектор развития/трансформации этнокультурного ландшафта в целом. Среди основных эндогенных факторов эволюции этнокультурных ландшафтов Горного Алтая следует выделить.
1. Высокое ландшафтное разнообразие. Алтайские Горы являются важнейшим климато- и водоразделом Евразии, находясь на стыке нескольких физико-географических стран и климатических секторов. Это детерминирует разнообразие природных условий в пределах одной горной страны, и следовательно, необходимость разнообразных способов хозяйственной адаптации. Так на Алтае при сочетании различных типов полупустынных, степных, лесных, луговых, тундровых и гляциально-ниваль-ных ландшафтов представлены и соответствующие традиционные культурно-хозяйственные типы: охотничье-рыболовный, полукочевого, отгонно-пастбищного и стойлового животноводства, земледельческий и др. Также высотная поясность и экспозиционные особенности территории в горах, как правило, определяют комплексное хозяйство горцев и пространственную дифференциацию хозяйственных угодий. На Алтае в зависимости от высоты и экспозиции склонов территории зонируются на зимние, весеннее-осенние и летние пастбища, охотничьи и земледельческие угодья [6]. Однако при определенной хозяйственной специализации все этнокультурные ландшафты Алтая характеризуются многоотраслевым природопользованием. Это определяет многовекторность возможного развития этнокультурных ландшафтов при изменении природных или социально-экономических условий среды. В определенной степени природное разнообразие способствует устойчивости сложившихся этнокультурных ландшафтов. К примеру, изменение климата приводит к изменению ландшафтной структуры и смещению высотных ландшафтных поясов. Также меняется продуктивность ландшафтов и условия их хозяйственного использования. В этом случае при многоукладности системы природопользования этнокультурный ландшафт в целом может значительно не измениться. Просто одни отрасли хозяйства укрепятся, а другие придут в упадок.
2. Природно-обусловленная низкая численность населения Алтая. Территория Алтая характеризуется низкой плотностью населения, что исторически связано с относительно низкой естественной продуктивностью горных ландшафтов, их уязвимостью к антропогенному воздействию, а также труднодоступ-ностью. В настоящее время на территории Республики Алтай (92,9 тыс. км2) проживает чуть более 208 тыс. человек [7]. При этом население очень дифференцировано по территории. Сложный рельеф для транспортного и коммунального строительства определил заселение только небольшой части территории (крупных речных долин и межгорных котловин). Также долгое время основным лимитирующим фактором заселения Алтая являлся высокий снежный покров (причина также в высоте местности и гористом рельефе), ограничивающий возможности животноводства и, соответственно, рост численности населения при преобладающем животноводческом типе хозяйства [6]. Этот фактор помимо прочего определяет ведущую роль природной составляющей в формировании и развитии этнокультурных ландшафтов Алтая. Также при низкой численности населения статистически более вероятна безвозвратная утрата культурных традиций в процессе трансформации общественного сознания и среды обитания людей. Еще одной особенностью является большая роль родственных контактов в процессе внедрения инноваций в традиционный жизненный уклад местных сообществ.
3. Барьерно-контактная роль Алтайских гор. Горные сооружения всегда представляют собой естественные препятствия для культурного взаимодействия разделенных ими территорий, но сами они при этом часто становятся зонами взаимопроникновения разных культур. Алтай исторически являлся территорией межэтнических контактов. Именно он являлся естественной границей ареалов распространения кочевых тюрко-монголь-ских народов Внутренней Азии и финно-угорских народов Сибири, являвшихся лесными охотниками и рыболовами. На Алтае происходило этническое смешение и взаимопроникновение культур. В формировании этнических групп, условно объединяемых под общим названием «алтайцы», приняли участие тюркюты, енисейские кыргызы, уйгуры, самодийцы (каракольцы, камасин-цы и др.), ойраты и др. В дальнейшем огромную роль в этнической истории Алтая сыграли русские и казахские переселенцы. Каждый народ привносил свои традиции при взаимодействии с другими народами. Таким образом, Алтай находится на стыке периферийных зон нескольких культурных миров (цивилизаций): тюрко-монгольского буддистско-исламского кочевнического (Внутренней Азии); славяно-христианского земледельческого (России); тюркско-финно-угорского христианско-анимистического лесопромыслового (Сибири). В его геокультурном пространстве сплелись элементы всех названных цивилизационных типов. Межэтническое взаимодействие видоизменяет сложившиеся этнокультурные ландшафты за счет усвоения ими артефактов и ментифактов из другой этнокультурной среды.
4. Геоэкономическое и геополитическое значение трансграничных горных территорий (включая Алтай). В горах часто имеются природные ресурсы весьма редкие и потому очень востребованные на лучше заселенных и экономически более развитых равнинах. Поэтому на горные регионы часто претендуют различные политические или геокультурные субъекты. Так на Алтае обилие леса, влаги и металлических руд (прежде всего железа и золота) являло большую редкость и ценность для жителей Внутренней Азии. На протяжении истории Алтай неоднократно подчиняли себе разные империи и прочие государственные образования. Конечно, вовлечение территории в сферу чьего-либо геополитического влияния может приводить к значительным изменениям существующих этнокультурных ландшафтов и даже к появлению новых. Этот процесс сопровождается притоком инокультурного населения на данную территорию, обменом знаниями между аборигенным и пришлым населением, появлением новых типов природопользования, ранее нетипичных для данной местности, а часто и целенаправленным видоизменением традиционных этнокультурных ландшафтов. Так вхождение Алтая в состав Российского государства (Российская империя - СССР - Российская Федерация) привело к глубоким изменениям в его геокультурном пространстве. Во-первых, с притоком русского населения резко изменилась этническая структура населения Алтая (доля русских здесь составляет сейчас 60 %). Во-вторых, появились нетипичные ранее для этой территории виды природопользования: пашенное земледелие, мараловодство, лесная и горнодобывающая промышленность и др. В-третьих, изменился традиционный образ жизни коренного населения. Особенно значительные трансформации были связаны с фактически насильственным переводом алтайцев на оседлый образ жизни и сменой типа хозяйственных отношений с общинно-родового на колхозно-плановый (в советский период истории) и далее на рыночный (в постсоветское время).
В дальнейшем роль данного фактора будет только возрастать по мере исчерпания одних ресурсов (например, рудных, лесных) и осознания глобальной значимости других (например, водных, рекреационных, гидроэнергетических). Алтай, расположенный на стыке четырех крупных евразийских государств (Россия, Казахстан, Монголия и Китай), конечно, будет иметь важное геополитической значение и в будущем, что может отразиться и на развитии его этнокультурных ландшафтов.
5. Естественная изолированность геокультурного пространства Алтая. Геокультурное пространство Горного Алтая дифференцировано системой хребтов на отдельные ареалы в пределах речных долин и межгорных котловин. Этот фактор имеет несколько следствий: Алтай часто становился «естественной крепостью» и последним оплотом для этнокультурных сообществ, подвергающихся военной или культурной экспансии соседей (например, хунну, тюркюты, русские старообрядцы) и скрывающихся от своих преследователей [8]; культурная диффузия в горах замедленна, но ее результаты более стабильны (для Алтая характерна самобытность и сохранность местных локальных культур русского, казахского, алтайского населения); изолированность определяет также экономическое и социокультурное отставание от равнинных территорий.
Алтай благодаря гористому рельефу и значительным высотам всегда являлся естественным рубежом для распространения геокультурного влияния культурно-цивилизационных центров, появлявшихся в разное время в Евразии (Монгольская империя, Китай, Россия и др.). Тем самым, он всегда занимал периферийно-граничное положение по отношению к тому культурному центру, в сферу влияния которого попадал. С этим фактором во многом связана значительная инерционность процессов диффузии инноваций и устойчивость традиционных этнокультурных ландшафтов. На микроуровне и в современный исторический период замедленность культурной диффузии определяется также экономико- и политико-географическими особенностями территории: слабая внутритранспортная освоенность, удаленность от крупных международных коммуникаций, приграничное положение, сопряженное с длительной политикой самоизоляции со стороны КНР и России.
Экзогенные факторы эволюции этнокультурных ландшафтов Алтая. Экзогенные факторы трансформации этнокультурных ландшафтов связаны с флуктуациями внешней среды -как природной, так и социально-экономической. Их влияние на развитие этнокультурных ландшафтов, конечно, более заметно, поскольку результаты его видны практически сразу. Основными экзогенными факторами развития этнокультурных ландшафтов Алтая являются.
1. Динамика природной среды на Алтае и в сопредельных равнинных территориях. Горы отличаются относительно стабильными климатическими условиями и водным режимом по сравнению с сопредельными равнинными территориями. Объем речного стока здесь часто зарегулирован ледниками. Даже в условиях аридизации климата в горах животноводство практически не страдает, так как ледники тают более активно и речной сток значительно не меняется. Для Алтая иногда и напротив иссушение климата приводило к уменьшению снежности и улучшению условий для животноводства. Однако здесь необходимо рассматривать этнокультурогенез в горных территориях в контексте их соседства с равнинами.
Динамика природной среды (например, изменение климата прежде всего) в доиндустриальном обществе провоцирует массовые миграции. Если в горах макроклиматические условия остаются относительно стабильными, то на равнинах они могут меняться довольно резко и значительно. При этом горы часто становятся целью для экспансии более многочисленных и развитых степных народов.
Согласно проведенным на Алтае исследованиям [9] смена материальных культур синхронна климатическим циклам. К примеру, когда в степях Внутренней Азии наступала засуха, то Алтай становился привлекательным местом для кочевников, в связи с чем, в прошлом здесь происходила смена культур (за счет ассимиляции, смешения или вытеснения одних народов другими). Следовательно, волны культурогенеза могут быть увязаны с динамикой климата. При этом, когда в степи были относительно благоприятные и стабильные климатические условия, во Внутренней Азии создавались мощные степные империи. Их экспансия на Алтай, как правило, не была связана с переселением и ассимиляцией аборигенного населения, а лишь с желанием получить контроль над ним и обложить население данью.
Однако в последние несколько десятилетий на Алтае ярко проявляются глобальные климатические изменения. В настоящее время основным трендом изменения природной среды Алтая является потепление климата, что находит отражение в трансформации ландшафтной структуры территории. Происходит аридизация ландшафтов Юго-Восточного, Восточного и частично Центрального Алтая (однако следует отметить, что этот процесс постепенный и далеко не однозначный). Это приводит к снижению продуктивности ландшафтов и уменьшению их устойчивости к антропогенному воздействию. В то же время уменьшение толщины снежного покрова определяет возможность круглогодичной тебеневки. Соответственно, в ряде районов Алтая постепенно происходит перевод сенокосных угодий в пастбищные. Также уменьшается падеж диких животных в зимний период. Другими следствиями потепления климата являются повышение верхней и нижней границы леса и интенсивное таяние ледников. Все это приводит к территориальным и структурным сдвигам в природопользовании местного населения. Так некоторые невысокие хребты постепенно стали лишаться своих альпийских и субальпийских лугов (куда скот перегонялся в летний период) в ходе экспансии лесной растительности. Интенсивное стаивание ледников приводит к временному увеличению водности одних рек и снижению водности других. Нестабильность функционирования природных геосистем в условиях глобальных изменений климата приводит к возрастанию коли-
чества стихийных бедствий - пожаров, наводнений, селей, лавин и пр. [10], что оказывает влияние не только на условия хозяйственной деятельности, но и на расселение, миграционную ситуацию и т.д.
2. Государственное регулирование хозяйственной деятельности. Государственное управление развитием территории является мощнейшим экзогенным фактором трансформации этнокультурных ландшафтов. Органы государственной власти регулируют земельные отношения. Государство определяет даже идеологию развития территории и жизни населения.
Наиболее существенные трансформации в природопользовании Алтая в ходе государственного управления территорией были связаны с отменой частной и общинно-родовой собственности на землю в послереволюционный период (после 1917 г.) и переводом населения к оседлости, а также с коллективизацией хозяйства в 1930-е годы. После распада СССР большинство коллективных хозяйств распались. В настоящее время происходит возвращение к традиционным формам хозяйствования на базе частной собственности и формирования общественных (часто семейно-родовых) бригад в целях совместного ведения хозяйственной деятельности [11]. Одновременно на исследуемой территории реализуются государственные социально-экономические проекты, которые видоизменяют ландшафты и меняют структуру природопользования, внедряя новые отрасли хозяйства. Одной из таких инновационных отраслей в природопользовании Алтая является туризм.
3. Изменение экономико-географического и геополитического положения региона. Изменение экономико-географического и геополитического положения Алтая связано, прежде всего, с улучшением его транспортной доступности, позволяющей ре-ализовывать производимую в нем продукцию на довольно удаленных рынках, а также использовать его территорию и ресурсы для оказания услуг (например, туристско-рекреационных) населению других регионов и стран. Геополитическое значение Алтая меняется и в результате международного взаимодействия России с сопредельными государствами - Китаем, Монголией, Казахстаном, векторы которого определяют его роль как важного региона трансграничного сотрудничества или же как пограничного форпоста на рубежах страны. Эти процессы, в частности, способствуют внедрению инноваций, также трансформирующих этнокультурные ландшафты Алтая. В настоящее время разрабатываются масштабные проекты развития транспортной сети на Алтае. В частности, активно обсуждаются проекты строительства газопровода и автодороги в Китай через перевал Ка-нас (на плоскогорье Укок). В Стратегии развития своих западных территорий Китай указывает на возможность создания железной дороги, которая пройдет в субмеридиональном направлении через Алтай и свяжет «два материковых транспортных моста»: Транссибирскую железнодорожную магистраль (Москва-Новосибирск-Владивосток) и так называемую Евразийскую железную дорогу (Шанхай-Пекин-Урумчи-АлмаАта-Ош - и далее строящиеся участки дороги через Узбекистан, Туркменистан, Иран в Турцию, Оман и Катар). Реализация этих проектов может коренным образом изменить геополитическую и геоэкономическую роль Алтая. Из «глухого уголка Евразии» он может превратиться в «золотой треугольник» Азии (по терминологии китайских специалистов в области регионального развития) и станет одним из всемирных центров экономического развития в XXI веке [12].
4. Изменение рыночной конъюнктуры. В условиях рыночной экономики изменение спроса на определенную продукцию часто приводит к изменению и систем природопользования, которые переориентируются на новую более выгодную специализацию. От рыночного спроса сильно зависит мараловодство, пушной промысел, козоводство, пчеловодство и прочие отрасли хозяйственной деятельности населения Алтая. На изменение структуры региональной экономики Алтая сильно влияет бурное развитие туризма (особенно в наиболее освоенной северной низкогорной части и вдоль главных транспортных артерий). Все большая часть местного населения вовлекается в сферу обслуживания туристов, а также занимается производством востребованной у туристов продукции (сельскохозяйственные товары, сувениры).
5. Изменение традиционного мировоззрения местного населения. Оно вызвано процессами социально-этнической интеграции и глобализации наряду с распространением так назы-
Библиографический список
1.
2.
3.
ваемой «массовой» техногенно-потребительской культуры на фоне деградации и порой отмирания духовно-экологической самобытной культуры этносов. В данном случае видятся следующие следствия: потеря «корней» деформирует сознание и самосознание индивида, лишает его многовекового культурно-исторического опыта предков. Человек уже не принимает морально-этические нормы и принципы (в том числе относительно природопользования) своего этноса, хотя все еще может идентифицировать себя с ним. Когда нет руководящих принципов, регламентирующих хозяйствование, а также внутренней установки на поддержание качества природной среды для благоприятного развития будущих поколений, то ни о какой традиционности в природопользовании уже говорить не приходится. Немаловажным последствием распространения техногенно-потребительс-кой культуры является психологически обусловленный постоянно возрастающий уровень материальных потребностей населения. Однако рост потребностей у населения, ведущего традиционное природопользование, приводит к наиболее острым экологическим последствиям, так как при сохранении форм хозяйствования (например, отгонное животноводство) многократно увеличивается его интенсификация (численность поголовья), что приводит к резкому усилению нагрузок на ландшафты и быстрой деградации и трансформации природных комплексов. Можно утверждать, что традиционное природопользование возможно только при традиционных потребностях [5].
Выводы
1. Этнокультурные ландшафты Алтая постоянно видоизменяются, но в последние два десятилетия эти трансформации приобретают глобальный характер и значительную скорость, которая не позволяет местным сообществам адаптироваться к ним.
2. Этнокультурогенез Алтая в значительной степени приро-дообусловлен, так как эта территория имеет резкие природные ограничения для жизни населения и ведения хозяйственной деятельности. В связи с этим изменение состояния природных ландшафтов территории крайне болезненно воспринимается местным населением.
3. Объективной чертой геокультурного пространства Алтая является его разнообразие, определяемое комплексом взаимосвязанных причин природного и социокультурного характера. Разнообразие этнокультурных ландшафтов определяет много-векторность процессов их трансформации.
4. Естественная изолированность и труднодоступность территории Алтая, его удаленность от цивилизационных центров (ядер культурогенеза), значительная степень внутренней дифференциации определяют низкую интенсивность процессов культурной диффузии и высокую устойчивость и сохранность традиционных форм культуры (и в целом традиционных культурных ландшафтов).
5. С развитием глобализационных процессов и связанной с ними информатизацией ландшафтов Алтая, что можно рассматривать как этап их эволюции, происходит изменение геокультурного пространства. Однако к сожалению, в настоящее время эти трансформации ведут преимущественно к упрощению и унификации структуры геокультурного пространства и потере культурного разнообразия.
6. Основными тенденциями трансформации этнокультурных ландшафтов Алтая являются: пространственно-временные смещения хозяйственной деятельности, вызванные климатическими изменениями (меняется структура хозяйственных угодий, местоположение летних и зимних пастбищ, сезонная организация природопользования); изменяется специализация хозяйственной деятельности как реакция на изменение рыночной конъюнктуры (исчезают некоторые традиционные отрасли хозяйства и появляются новые, например обслуживание туристов, сбор мумиё и пр.); развивается потребительское отношение к природе, в связи с чем растет интенсивность антропогенного воздействия на природную среду при отмирании традиционных принципов экологического нормирования и ресурсопотребления.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация этнокультурных ландшафтов Алтая в условиях изменения природной и социокультурной среды»), проект № 12-31-01254-а2
Туровский, РФ. Культурные ландшафты России. - М., 1998. Калуцков, В.Н. Ландшафт в культурной географии. - М., 2008.
Бухтуева, Л.Ф. Особенности природопользования этносов на территории Уймонской котловины // География и природные ресурсы. -2006. - № 4.
4. Бельгибаев, Е.А. Северо-алтайский таежный культурный комплекс (челканцы, тубалары, кумандинцы) / Е.А. Бельгибаев, И.И. Назаров // Традиционные знания коренных народов Алтае-Саянского экорегиона в области природопользования. - Барнаул, 2009.
5. Дирин, Д.А. Этноэкологические проблемы Горного Алтая // География и природопользование Сибири. - 2008. - Вып. 10.
6. Дирин, Д.А. Факторы культурогенеза и формирования культурных ландшафтов Алтая // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 3/2 (71).
7. Утвержденная оценка численности населения Республики Алтай на 01.01.2012 г. / Территориальный орган государственной статистики по Республике Алтай: официальный сайт [Э/р]. - Р/д: http://statra.gks.ru/digital/region1/default.aspx, свободный.
8. Гумилев, Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - СПб., 2002.
9. Быков, Н.И. Колебания климата и смена материальных культур на Алтае / Н.И. Быков, В.А. Быкова // Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. - Барнаул, 2007.
10. Изменение климата и его воздействие на экосистемы, население и хозяйство российской части Алтае-Саянского экорегиона: оценочный доклад. Всемирный фонд дикой природы (WWF России). - М., 2011.
11. Лубенец, Л.Ф. Полиэтнические сообщества горных территорий в условиях социально-экономической трансформации (на примере Усть-Коксинского и Кош-Агачского районов Республики Алтай) / Л.Ф. Лубенец, Т.В. Манышева // География и природопользование Сибири. - 2006. - Вып. 8.
12. Баденков, Ю.П. Алтайская конвенция, трансграничный биосферный заповедник «Алтай»: механизмы устойчивого развития горных районов России, Казахстана, Китая и Монголии // Горы и человек: антропогенная трансформация горных геосистем: материалы Всероссийской науч. конф. - Новосибирск, 2000.
Bibliography
1. Turovskiyj, R.F. Kuljturnihe landshaftih Rossii. - M., 1998.
2. Kaluckov, V.N. Landshaft v kuljturnoyj geografii. - M., 2008.
3. Bukhtueva, L.F. Osobennosti prirodopoljzovaniya ehtnosov na territorii Uyjmonskoyj kotlovinih // Geografiya i prirodnihe resursih. - 2006. - № 4.
4. Beljgibaev, E.A. Severo-altayjskiyj taezhnihyj kuljturnihyj kompleks (chelkancih, tubalarih, kumandincih) / E.A. Beljgibaev, I.I. Nazarov // Tradicionnihe znaniya korennihkh narodov Altae-Sayanskogo ehkoregiona v oblasti prirodopoljzovaniya. - Barnaul, 2009.
5. Dirin, D.A. Ehtnoehkologicheskie problemih Gornogo Altaya // Geografiya i prirodopoljzovanie Sibiri. - 2008. - Vihp. 10.
6. Dirin, D.A. Faktorih kuljturogeneza i formirovaniya kuljturnihkh landshaftov Altaya // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. -2011. - № 3/2 (71).
7. Utverzhdennaya ocenka chislennosti naseleniya Respubliki Altayj na 01.01.2012 g. / Territorialjnihyj organ gosudarstvennoyj statistiki po Respublike Altayj: oficialjnihyj sayjt [Eh/r]. - R/d: http://statra.gks.ru/digital/region1/default.aspx, svobodnihyj.
8. Gumilev, L.N. Tihsyacheletie vokrug Kaspiya. - SPb., 2002.
9. Bihkov, N.I. Kolebaniya klimata i smena materialjnihkh kuljtur na Altae / N.I. Bihkov, V.A. Bihkova // Altae-Sayanskaya gornaya strana i istoriya osvoeniya ee kochevnikami. - Barnaul, 2007.
10. Izmenenie klimata i ego vozdeyjstvie na ehkosistemih, naselenie i khozyayjstvo rossiyjskoyj chasti Altae-Sayanskogo ehkoregiona: ocenochnihyj doklad. Vsemirnihyj fond dikoyj prirodih (WWF Rossii). - M., 2011.
11. Lubenec, L.F. Poliehtnicheskie soobthestva gornihkh territoriyj v usloviyakh socialjno-ehkonomicheskoyj transformacii (na primere Ustj-Koksinskogo i Kosh-Agachskogo rayjonov Respubliki Altayj) / L.F. Lubenec, T.V. Manihsheva // Geografiya i prirodopoljzovanie Sibiri. - 2006. - Vihp. 8.
12. Badenkov, Yu.P. Altayjskaya konvenciya, transgranichnihyj biosfernihyj zapovednik «Altayj»: mekhanizmih ustoyjchivogo razvitiya gornihkh rayjonov Rossii, Kazakhstana, Kitaya i Mongolii // Gorih i chelovek: antropogennaya transformaciya gornihkh geosistem: materialih Vserossiyjskoyj nauch. konf. - Novosibirsk, 2000.
Статья поступила в редакцию 02.12.12
УДК 582
Dubrovskiy N.G., Chysyma R.B. SYSTEMATICAL ANALYSIS OF FLORA OF THE TUVAN STEPPE. The study of the world of vegetation is the most complex, complicated systems of mater in our planet. Lying within all its diversity and within all its known organizational levels are the answers to the most critical challenges of botany. Knowledge of the multi-aspect operation and development of the specific plant community (the study of structure, flora composition, ecology, productivity, seasonal dynamics, as well as the explanation of the typological composition and regularity of special arrangement and consistency of composition in a single plant cover) is fundamental to the sphere of botanical and ecological vegetation.
Key words: Photosynthesis, dominant phytocenosis, cryophyte-steppe community, petrophyte steppe.
Н.Г. Дубровский, д-р биол. наук, проф., декан естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО «Тувинский гос. университет», г. Кызыл; E-mail: [email protected]; Р.Б. Чысыма д-р биол. наук, доц., директор Тувинского научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Тыва, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЛОРЫ СТЕПЕЙ ТУВЫ
Изучение растительного мира - это сложнейший комплекс материальной системы нашей планеты, во всем его многообразии и на всех известных уровнях организации относится к числу важнейших задач биологической науки. Познание многих аспектов функционирования и развития конкретных растительных сообществ - исследование структуры, состав флоры, экологии, продуктивности, сезонной динамики, а также выяснение типологического состава и закономерностей пространственного размещения и сочетания сообществ в единый растительный покров, относится к числу фундаментальных в области ботаники и экологии растительности.
Ключевые слова: фитоценозы, доминантные фитоценозы, криофитно-степные сообщества, соэдифи-каторы сообществ, петрофитные степи.
Степи в Туве являются широко распространенным типом растительности и занимают 2811 тыс. га [1]. Как все островные степи Южной Сибири, они приурочены к межгорным понижениям и окаймляющими их со всех сторон предгорьями хребтов и нагорий. В Туве они слагают основу ландшафтов Тувинской
(Хемчикская и Улуг-Хемская) и Убсунурской котловин, ряда периферийных небольших межгорных впадин (Эдыгейская, Ка-рахольская, Турано-Уюкская) и встречаются по южным склонам в лесном поясе всех горных систем.