Культурология | Culturology
А.В. Захаров, студент
Научный руководитель — Д.В. Кирюхин, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова
A. Zakharov, student
Scientific advisor D. Kiryukhin, Associate Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Факторы и условия перехода населения к системе раздельного сбора отходов
Factors and conditions for the smooth transition to a separate waste collection system
Цель статьи — выявить и изучить социальные факторы, влияющие на переход населения России к системе раздельного сбора отходов и найти возможные способы её введения. Предметом исследования явилось выявление проблематики и особенностей организации перехода к системе раздельного сбора отходов. Среди значимых социальных факторов были выделены, изучены и занесены в сравнительную таблицу воспитание, менталитет и «синдром потребителя» трёх стран: Японии, России и Германии. Рассмотрен опыт в реализации системы раздельного сбора отходов Германии, Японии и СССР. Кроме того, был проведён социальный опрос с целью подтвердить готовность населения к участию в данной системе. В результате были выявлены особенности введения системы с учётом менталитета населения страны, синдрома потребления и воспитания, при учёте которых система раздельного сбора отходов может эффективно работать в России.
Ключевые слова: раздельный сбор отходов, сортировка отходов, система раздельного сбора отходов, социальные факторы
The purpose of the article is to identify and study the social factors that influence the transition of the Russian population to this system and find possible ways to introduce it. The subject of the study was to identify the problems and features of the organization of the transition to a separate waste collection system. Among the significant social factors, the upbringing, mentality and "consumer syndrome" of three countries were highlighted, studied and entered in the comparative table: Japan, Russia and Germany. Experience in the implementation of a separate waste collection system in Germany, Japan and the USSR is considered. In addition, a so-
cial survey was conducted to confirm the willingness of the population to participate in this system. As a result, the peculiarities of introducing the system were identified taking into account the mentality of the country's population, consumption and education syndrome, taking into account which the separate waste collection system can work effectively in Russia.
Keywords: separate waste collection, waste sorting, separate collection system for urban waste, social factors
Введение
В современном мире проблема «культуры сбора мусора» стоит остро. Прогрессивные страны давно нашли пути решения проблемы — раздельный сбор отходов, их переработка и повсеместная забота об окружающей среде. Тогда почему развитая Россия стоит в одном списке с развивающимися странами по этому вопросу? В этом стоит разобраться и найти наиболее безболезненный путь для перехода к данным принципам. Для сравнения рассматриваются действующие системы в Германии и Японии.
Актуальность данного исследования заключается в следовании тенденциям экологической утилизации и раздельного сбора мусора, которые пока что недостаточно развиты в России.
Цель исследования — выявить факторы, влияющие на переход населения к системе и найти возможные способы введения системы раздельного сбора отходов в России.
Материалы и методы исследования
Для определения того, укоренится ли какая-либо новая система на выбранной территории, важно сначала рассмотреть некоторые социальные факторы.
В качестве материалов для исследования была подобрана специализированная литература. Изучение информации на тему научной работы шло параллельно с процессом анкетирования респондентов.
Опрос проводился с целью подтверждения предположения о том, что у большинства анкетируемых есть желание принимать участие в программе по раздельному сбору отходов, а также для определения методов, содействующих принятию обществом данной системы. Соцопрос был размещён на платформе Google и распространялся в социальных сетях, что обеспечило широкий охват аудитории; участие приняли представители трёх регионов Центрального, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
В ходе исследования был изучен большой объём информации для получения представления о выбранных социальных факторах как о наиболее воздействующих на принятие или отторжение новой системы. Рассматривалась как узконаправленная литература из области маркетинга (для изучения синдрома потребления в выбранных странах) и гуманитарных наук — для мента-
литета и воспитания, так и статьи, содержащие субъективную оценку и представление по данным вопросам.
Проанализирован опыт реализации системы раздельного сбора мусора в Японии и Германии с учётом решающих социальных факторов. Учтён опыт применения методов раздельного сбора отходов, существовавших в СССР.
К решающим социальным факторам можно отнести принципы воспитания, особенности менталитета и наличие «синдрома потребления». Социальные факторы проанализированы и соотнесены с существующими системами в выбранных странах.
В результате исследования выявлены факторы, влияющие на возможность реализации системы раздельного сбора отходов в России и возможные наиболее приемлемые способы введения системы.
Результаты и обсуждение
Воспитание важно в формировании взглядов и убеждений. Идеалы и ценности, привитые родителями, становятся основой мировоззрения. В каждой стране существуют свои принципы воспитания детей.
В Японии применяется трёхступенчатая система сбора мусора [1]. На первом этапе родители могут применять на ребёнка только устное воздействие. Правильной реакцией на проступок будут лишь слова «нехорошо», «опасно».
По достижению шести лет ребёнок идёт в школу. На первый план выходит дисциплина. Ежегодно ровесники распределяются по классам случайным образом. Смешение развивает чувство коллективизма. «Будь как все!» — учит система в школах. Дети, имеющие противоречащие общественным взгляды, подвергаются насмешкам со стороны одногодок. Это называется «|^те» — частое явление среди учащихся.
С 15 лет юноши и девушки должны соблюдать правила, установленные в обществе. Молодые японцы осознают ответственность перед семьёй и государством за своё поведение. Главная задача педагогики — воспитание человека, способного служить нации и эффективно работать в команде.
Японцы, с раннего возраста привыкшие соблюдать дисциплину и боящиеся общественного порицания, быстро привыкают к новым правилам. Они легко научились существовать с системой раздельного сбора мусора.
В Германии существуют старые и новые методы воспитания. Строгая дисциплина и смертная скука — основные черты старого воспитания. Современные родители относятся к детям с большим вниманием и уважением. Основу немецкого воспитания составляет слияние терпимости родителей по отношению к детям, с их послушанием. Телесно наказывать и повышать голос на ребёнка запрещено — это регулируется законом [3]. Воспитание строится на строгом режиме дня. Детей учат организовывать свой день, вести ежедневник, планировать свой бюджет. Им выдаются карманные деньги.
Попавшему в детский сад ребёнку сразу объясняют его права — никто не может обижать их, даже родители. Задача воспитателей — помочь подопечному влиться в коллектив, научить дисциплине.
Основной принцип начальной школы гласит: учёба должна приносить удовольствие. Воспитанников обучают в игровой форме. Постоянно происходит пересадка учеников для того, чтобы ученики могли наладить контакт со всеми в классе [2].
Взрослые, воспитанные в строгости по старой системе, выросли в законопослушных граждан. Их дети, с малых лет привыкшие соблюдать режим, также будут придерживаться системы раздельного сбора отходов.
В русском воспитании используются поощрения и наказания, широко известный метод «кнута и пряника». Методика совмещает различные способы воздействия и стимулирования. В российской действительности наказание является популярным средством контроля. Всё ещё распространена нетерпимость по отношению к плохому поведению ребёнка. Однако большинство детей обучают вниманию к людям, альтруизму и уважению [4].
Попадая в дошкольные учреждения, дети получают элементарные, но важные знания. Досуг, в большей степени, представляет общение в группе.
Обучение в школах дети начинают в шесть лет. Основной упор делается на нравственное и интеллектуальное развитие. Учителя часто поощряют индивидуализм и развивают конкуренцию среди обучающихся.
Из-за особенностей воспитания, любая система в России должна строиться по тому же принципу «кнута и пряника». То есть должны применяться методы как поощрения, так и наказания [5].
Другим важнейшим социальным фактором является менталитет. Менталитет складывается из совокупности воспитания, задающего ценностные ориентации людей, и умственных, эмоциональных, культурных особенностей, присущих определённому народу, нации или народности.
У японцев есть такие понятия, как «uchi» и «soto». Первое обозначает то, что находится внутри семьи и страны. Второе — то, что располагается за пределами японских островов. Долгая обособленность Японии развила у жителей чувство коллективизма. Нежелание выделяться по-прежнему незыблемо. «Угроза отчуждения» и общественное порицание — большая проблема для японца. Жители страны считают, что японец — не просто национальность, а особенный статус. «Gaijin», что можно перевести как «неяпонец», никогда не станет «своим» [6].
Работа во имя единой цели имеет приоритетное значение. Японские служащие предлагают руководству усердие. Компания же обеспечивает надёжность и подъём по карьерной лестнице. Всё чаще в компаниях случается смерть от перенапряжения на рабочем месте — «karochi».
Ещё одна особенность Японии — стремление к новизне, одна из главных идейных мыслей страны. Японские потребители всегда ждут что-то новое.
Чтобы не выделяться из массы и соблюдать государственные предписания, японцы предпочитают не нарушать правил. Они принимают или отвергают новое коллективно, то есть принятие большинством системы раздельного сбора мусора гарантирует её принятие каждым [7].
Главная черта немецкого менталитета — педантичность. Большая часть немецкой жизни продумана и структурирована. Законопослушность немцев — ещё одна особенность. Их жизнь связана с бюрократией, крайне неповоротливой и нерушимой. Практически любое действие должно быть подтверждено и задокументировано. Существует большое количество налогов, которые немцы прилежно выплачивают.
Немецкое общество считается закрытым. В стране бережно относятся к частной жизни. Родственные связи обычно поддерживаются формально, поэтому способность обеспечить себя является жизненно необходимой.
Любая работа считается достойным занятием. Немцы уважают любые специальности и недолюбливают тех, кто живёт на социальное пособие. Они трудолюбивы и серьёзно относятся к своим обязанностям.
Педантичные и исполнительные немцы выполняют условия, поставленные государством, ответственно и стараются не нарушать законов, чтобы не связываться с правоохранительными органами и бюрократией [8].
Русские живут по «принципу соборности». Это предполагает, что люди всегда держатся за друг друга. Кроме того, на них влияет общественное мнение. Они часто допускают вмешательство в жизнь посторонних людей. В России люди обладают необыкновенным вниманием к ближнему. Исторически сложилось бескорыстное желание помочь другим — альтруизм.
Отличительная черта — отсутствие дисциплины. Россияне не любят, когда ими управляют, не доверяют правительству. Часто жители следуют чувствам и поступают нерационально.
Некоторые события в истории России привели к неблагополучию и бедности русского народа. Это воспитало в людях выносливость и терпение [9].
Ввод чего-то нового в России может осложняться нерациональностью людей. Так как большинство из них не доверяют властям, их работа по становлению системы должна быть более аккуратной.
Стоит учесть «Синдром потребления» — экономический термин, обозначающий, что всё больше людей посвящают жизнь потреблению.
Характерной чертой японских потребителей является стремление к минимизации риска при покупке и выбор отечественного производителя. Именно поэтому производители жёстко конкурируют между сбой, стараются выпускать всё самое новое и лучшее.
Норма площади жилья на одного человека в Японии вдвое меньше, чем в западных странах, поэтому невозможно приобретать разом много. Закупки обычно делаются часто и недалеко от дома.
Стремление к прогрессу и новизне притягивает в страну крупные зарубежные компании. Но есть множество примеров неудач при реализации проектов. Японцы ориентированы на групповое, новые товары и услуги либо распространяются быстро, либо отвергаются всеми.
Можно сказать, что вследствие особенностей своих взглядов на систему потребления и осознанности выбора при покупках, японец производит отходов гораздо меньше, чем человек из Западных стран [10].
Немцы обходятся только всем необходимым, выбирая функциональные предметы быта. При достаточно высоком уровне дохода покупатель, по возможности, выберет акционный продукт. Поэтому иногда можно услышать мнение, что немцы скупые.
Немецкий потребитель при улучшении социального статуса продолжает жить, как и прежде. Его потребности остаются на том же уровне. При этом открываются новые возможности, и дальновидные немцы инвестируют в будущее. Одна из черт жителей Германии — это их рационализм [11].
Таким образом, потребитель в Германии производит сравнительно немного отходов, пользуясь только необходимыми товарами и услугами.
Русские предпочитают осуществлять свой выбор на основании рекомендаций родственников и знакомых, а также опираясь на экспертное мнение. Только небольшая доля потребителей сами занимаются изучением и выбором того или иного продукта.
Собираясь приобрести что-либо, российский потребитель обдумывает свой выбор тщательно. Стоимость более чем для половины россиян (57%) имеет большое значение и играет ведущую роль при совершении покупки. Это обусловлено преимущественно низким доходом населения. При этом при увеличении дохода проявляется «синдром потребителя»: получая более высокую заработную плату человек начинает приобретать больше вещей и, соответственно, производить большее количество бытовых отходов.
Жители России отдают предпочтение не сиюминутным тратам, а планированию своего будущего и сбережению части средств на «завтрашний день» [12].
В связи с относительно невысоким уровнем дохода, ввод системы поощрений за участие в сортировке мусора, может стать стимулом для людей.
При попытках внедрения чего-то нового, непривычного всегда нужно рассматривать опыт того, как это происходило в другой стране или в другое время.
Для каждого вида отходов в Германии предусмотрены специальные баки, различающиеся по цвету. Бытовой мусор в Германии разделяют на следу-
ющие группы: биомусор, бумага и картон, стекло, пластик, остальное — не подходящие под указанные категории отходы.
Биомусор выбрасывают в контейнеры коричневого цвета. Сдача макулатуры не распространена, но её сбор хорошо налажен. Для бумаги и картона — контейнеры синего цвета. Контейнеры для стекла устанавливаются на перекрёстках и рассчитаны на несколько кварталов. Они имеют маркировку: белый цвет, зелёный и коричневый, в них надо выбрасывать стекло соответствующего цвета. Тара из пластика выбрасывается в контейнер жёлтого цвета. Содержимое контейнеров идёт на повторную переработку. Элементы электропитания сдают в магазинах.
Отходы разных категорий вывозят по графику. Бытовую технику и мебель выставляют перед домом. Сбор крупногабаритного мусора происходит раз в три месяца. Мебель и техника в хорошем состоянии ремонтируется и восстанавливается, после чего её продают.
Вещи в хорошем состоянии выбрасывают в специальные контейнеры рядом с церквями и магазинами. Вещи, пригодные к использованию, передают нуждающимся. В Германии перерабатывается около 65% всех отходов [13].
Ввиду того, что Япония — небольшое и изолированное островное государство в силу географического местоположения, метод захоронения отходов ей не подходит. Вследствие этого японцы давно ввели систему по сортировке, утилизации и переработке мусора, а также переняли идею «Zero Waste» («Ноль отходов») у Великобритании.
В Японии отходы разделяют на четыре категории: несгораемый, сгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. Для каждого вида отходов предназначены специализированные прозрачные пакеты с маркировкой определённого цвета, а на крупногабаритные вещи наклеиваются особые наклейки, и их вывоз оплачивается отдельно.
Каждый вид отходов вывозится в назначенный день недели и в определённые часы. К установленному часу жители выносят свои мешки. За правильностью распределения следят сотрудники компаний по вывозу и утилизации отходов. В случае нарушений пакеты не принимают.
В сгораемые отходы попадает многое. Бумага, 80% которой японцы сдают на переработку, утилизируется на 63%, остальное сжигается. В Японии применяется плазменная газификация — самая современная технология утилизации. Бытовые отходы при этой технологии обрабатываются при температуре выше 1200°C [14].
Экология не была в числе приоритетных проблем в Советском Союзе, но удивительным образом СССР сумел обойти Запад по объёмам сбора вторсырья.
Обучали сбору вторсырья с малых лет. Сдавали все и помогали государству макулатурой, стеклотарой, цветными и чёрными металлами.
В 1960-е в руководстве страны решили подтолкнуть взрослое население к участию в сборе вторсырья. Тогда появилась система обмена макулатуры на необходимые вещи.
Тяжёлая промышленность была главным сегментом экономики, а к 70-м годам металлургия становится ведущей отраслью. К сбору металлолома стали подходить ещё серьёзнее. Невыполнение нормы по сбору металлолома могло обернуться серьёзными последствиями для всего коллектива. Сбор старых бутылок и банок был повседневной обязанностью.
Слоган «Отходы — в доходы», рождённый в СССР, спустя почти тридцать лет после распада Советского Союза снова стал актуальным. Проблема переработки отходов сегодня волнует не только Россию — в последние годы она стала вопросом экологической безопасности для всего мира. Сегодня мы снова возвращаемся к советскому опыту. В магазинах планируют установить автоматы по приёму стеклянных бутылок и алюминиевых банок. Расширяются пункты сбора старой одежды и макулатуры [15].
В современной России тоже пытаются применять методы раздельного сбора отходов. В настоящее время мэрия города Новосибирска проводит акцию «Мусор в обмен на экобилеты». В пункт приёма необходимо сдать не менее 2 кг отходов: макулатуры, пластика, алюминия или стекла. В обмен можно получить «экобилет», позволяющий посетить различные мероприятия.
Однако данная акция имеет ряд недостатков. Неудобство заключается в том, что люди должны приносить сразу полный объём отходов. Было бы лучше, если бы можно было приносить их частями и фиксировать сданное количество. Из плюсов можно выделить то, что хорошо и удобно проработана система расположения пунктов приёма мусора.
Нельзя забывать и о том, что при введении системы очень важным является создание новых законов, регулирующих исполнение правил, предусмотренных ею.
Специалисты утверждают, что немцы недостаточно ответственны, и их отношение к раздельному сбору отходов можно описать как удовлетворительное.
За нарушение правил сортировки мусора предусмотрены штрафы. Неправильное разделение отходов, превышение допустимого веса контейнера и переполненные баки — за эти действия правонарушитель облагается штрафом.
Жители многоквартирных домов и жилых комплексов внимательно следят за качеством сортировки отходов соседей. При нарушениях компании по вывозу мусора могут повысить расценки на вывоз и утилизацию отходов, или вовсе отказаться его вывозить [13].
Японцу необходимо подписывать на пакете с бытовыми отходами свою фамилию. В случае неверного распределения отходов, пакет вернут бдитель-
ные соседи прямо под дверь нарушителю. При повторном случае необходимо будет заплатить штраф в размере 500 йен. При систематических отступлениях от правил штраф могут выписать всему дому, и это не останется незамеченным. Злостного нарушителя могут посадить в тюрьму на срок до пяти лет и обязать выплатить сумму в размере десяти миллионов йен [14].
Проанализирована зависимость возможности реализации системы раздельного сбора мусора от социальных факторов.
Немцы обеспокоены состоянием окружающей среды. Большое количество молодёжи вступают в организации по защите окружающей среды и выступают с акциями против мусора. Популяризация среди жителей системы раздельного сбора отходов — задача не только государства, но и населения. Государство занимается уведомлением детей в школе. Они доносят информацию родителям.
Немецкий метод платы за утилизацию и вывоз отходов таков: чем меньше эксплуатируешь, тем меньше платишь. Надзор за объёмом отходов на квартиру происходит по специальной технологии. После внедрения данной системы количество бытового мусора сократилось на 64%.
В большинстве магазинов есть автоматы для сдачи бутылок многократного использования, которые имеют залоговую стоимость. Вырученные средства можно использовать для оплаты покупок [13].
Немецкие власти дают свободу выбора суммы, уплачиваемой за утилизацию и напрямую зависящей от количества производимого мусора людям, участвующим в системе. При этом немцев ставят в рамки, ограничивающие объём производимых отходов. Также власти позволяют нуждающимся зарабатывать на утилизации, и всегда найдётся человек, который сдаст отходы за того, кому это не нужно.
Для того, чтобы система была жизнеспособной, японцев с детства приучают к правильному сбору отходов. С детьми проводят лекции. Посредством пропаганды через младшее поколение о необходимости соблюдения системы информируется старшее, уже живущее по принципу вторичного использования вещей и методике «нулевых отходов».
Существуют специализированные мастерские по реставрации и перепродаже «вещей на выброс». Старые вещи получают новую жизнь, а старым хозяевам это даёт возможность избавиться от ненужного.
Среднестатистический японец каждый день производит около 1 кг бытовых отходов.Осознав масштаб проблемы, правительство решило внедрять программу «Zero Waste», адаптированную под Японию. Кроме того, в обществе распространили идею «mottainai», предполагающую бережное отношение к ресурсам и окружающей среде.
Снижение уровня потребления полиэтиленовых пакетов — одно из важных направлений. Ведётся пропаганда их экономного использования: в магазинах на кассах всегда спрашивают, нужен ли пакет покупателю [14].
Таблица. Сравнение социальных факторов и опыта реализации системы раздельного сбора отходов Японии, России и Германии
Япония Россия Германия
Особенности воспитания Дисциплину прививают с детства. Боязнь общественного порицания. Главные навыки: готовность служить нации и умение работать в команде. Японцы легко адаптируются к новым правилам. Метод «кнута и пряника». Наказание — средство контроля. Детям прививают альтруизм и уважение. В школах поощряется индивидуализм и идея «хочешь жить, умей вертеться». Старшее поколение ценило в детях подчинение. Современные родители, выросшие в строгости и ставшие законопослушными гражданами, уважают своих детей. Но дети тоже привыкли соблюдать режим.
Особенности менталитета Чувство коллективизма, нежелание выделяться. «Угроза отчуждения» — самое страшное. Работа во имя единой цели играет важнейшую. роль. «Принцип соборности», простота, открытость. Отсутствие дисциплины. Люди не любят, когда ими командуют. Главная черта - педантичность и законопослушность. Жизнь продумана и структурирована. Бережное отношение к частной жизни.
«Синдром потребителя» Переход от «необходимого к желаемому». Минимализация риска и осознанный выбор при покупках. Цена для 57% — решающий фактор из-за преим.низкого дохода. При увеличении зарплаты увеличивается количество покупок. Использование функционал. предметов быта. При повышении дохода «синдром потребителя» не проявляется. Рациональность покупки.
Опыт в системе раздельного сбора отходов В Японии мало места для хранения мусора, поэтому там приняли систему сортиров. и утилизации отходов. Для каждого вида отходов — прозрачные пакеты с маркировкой опр. цвета и объёма, чтобы проще было отличать. В СССР собирали вторсырьё: металл, бумагу. Слоган СССР «Отходы — в доходы» снова становится актуален, обострился вопрос эколог. безопасности мира. Для каждого вида отходов — баки, различающиеся по цвету. Отходы вывозят по графику. Вещи, бывшие в употреблении — на благотворит. или втор. использование; основную часть вывозят в страны третьего мира.
Проведён опрос на тему «Переход населения на систему раздельного сбора мусора». Цель опроса — выяснение мнения людей о системе: о том, как работает она сейчас в России и о том, что необходимо для привлечения людей к участию. Объектом исследования являлась готовность населения участвовать в системе раздельного сбора отходов, предметом — участие людей в системе раздельного сбора отходов. Задачи, поставленные в ходе опроса, таковы: выявить преобладающий вид бытовых отходов; выяснить долю задействованных в системе людей на данный момент среди опрошенных; опреде-
лить, работает ли система в России по мнению респондентов; определить наиболее эффективные методы, которые могут сподвигнуть людей к участию. В качестве гипотезы социологического исследования выступило предположение, что население России готово к участию в системе раздельного сбора отходов.
На вопросы ответило 153 человека, из которых 82,4% составили женщины, 17,6% — мужчины. Большинство респондентов было из возрастной группы 20-30 лет (39,2%), затем люди до 20 лет (26,1%), от 31 до 40 лет (16,3%), от 41 до 50 лет (9,8%). В вопросе о роде деятельности большинством опрошенных был выбран вариант «учусь» (51,6%), а также «работаю» (38,6%). Участниками опроса стали жители разных регионов Центрального, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
По итогам опроса было выявлено следующее:
1) 69,9% опрошенных используют полиэтиленовые пакеты, которые имеют невысокую прочность. Лучше подходят тканевые сумки. Ими пользуются 17% опрошенных. Ещё 7,4% используют рюкзаки либо сумки;
2) Основной вид отходов — пищевые (75,2%), затем пластик (64,7%)1;
3) Большинство не участвуют в системе (49,7%);
4) Среди тех, кто участвует в системе, большинство отделяют пластик от прочих отходов — 30,7%. Полноценно участвуют, то есть разделяют отходы на пищевые, пластиковые, бумажные, металлические и стеклянные, всего пять человек;
5) 92,8% считают ввод системы в России необходимым;
6) Многие города имеют предпосылки к работе системы (56,2%);
7) 64,7% отметили, что они готовы участвовать в системе ради символической помощи экологии, 22,9% — ради вознаграждения, 11,1% — если введут систему штрафов.
После обработки результатов опроса и их сопоставления с данными, которые были получены в ходе исследования социальных факторов, были выделены следующие условия, необходимые для реализации системы:
1. Должна быть разработана система штрафов за несоблюдение и поощрений за следование правилам.
2. Возможно применение накопительной системы поощрений (например, бонусные баллы, которые можно использовать в магазинах).
3. Информирование населения о важности раздельного сбора отходов.
4. Обеспечение необходимых условий (удобное расположение пунктов приема отходов (например, расположение в общественных местах автоматов по приему стеклотары), возможность отслеживать количество сданного мусора и т. д.).
1 В данном вопросе респонденты могли выбирать несколько вариантов.
5. Возможность заработка населения на утилизации отходов (например, работа для желающих по восстановлению и перепродаже выбрасываемых вещей, находящихся в хорошем состоянии).
6. Переход на систему должен быть постепенным.
7. Постепенное вымещение «основного вида отходов» (повторное использование пластика и сокращение объёмов производства). Например, можно создавать одежду из переработанных волокон пластика, а старую одежду переделать в тканевые пакеты для покупок.
8. Параллельно с введением системы раздельного сбора отходов предлагается провести переход от сжигания мусора к более экологичному методу утилизации — путём плазменной газификации. Остаток, который остаётся после утилизации отходов, составляет менее 10% от общего объёма; его можно использовать в строительстве для изготовления шлаковых блоков и асфальтобетонных смесей.
Выводы
Результаты исследования позволили сделать ряд выводов.
1. Изучение такого социального фактора, как воспитание, показало, что из- за его особенностей в России система раздельного сбора отходов должна учитывать применение как поощрений, так и штрафов. В связи с относительно невысоким уровнем дохода, ввод системы поощрений за участие, может заинтересовать людей. Система штрафов же обеспечит выполнение закона, если система будет работать тотально.
2. Изучение менталитета показало подверженность русских общественному мнению о том, что может быть полезно для адаптации системы: на отдельно взятого человека могут повлиять уже принявшие систему люди из его круга общения. Заинтересованность большинства будет содействовать принятию системы всеми.
3. Также из исследования менталитета следует, что ключевой фактор, который сыграет решающую роль при введении системы раздельного сбора отходов — это терпеливость нации. Время показывает, что даже иррациональные нововведения россияне встречают терпимостью. Систему нужно вводить постепенно.
4. Так как «синдром потребителя» действительно проявляется у русских при увеличении доходов, нужно проводить информирование населения о вреде, наносимом бытовыми отходами окружающей среде и пропагандировать необходимость введения системы их раздельного сбора.
5. По результатам анализа опыта реализации системы в Японии, Германии и СССР были выявлены некоторые методы, которые можно применить в современной России: например, восстановление, перепродажа старых вещей (японский опыт) и установка автоматов по сбору стеклотары (немецкий опыт), а также получение дохода от использования вторичного сырья (советский опыт).
6. Проведённый опрос показал, что большинство респондентов готово участвовать в системе раздельного сбора мусора и считает её введение в городах России необходимым. Люди согласны сортировать мусор просто ради символической помощи экологии, а также за вознаграждение.
7. После анализа опыта реализации системы в Японии, Германии и СССР и проведения параллелей с обозначенными социальными факторами был составлен список условий, необходимых при введении системы непосредственно в России. Условия реализации системы: применение штрафов и поощрений, информирование населения о важности системы раздельного сбор мусора, обеспечение необходимых для этого условий, возможность заработка населения на утилизации отходов и прочих мероприятий.
Заключение
Эффективное использование системы раздельного сбора отходов населением возможно, если система будет реализована с учётом обозначенных условий. Раздельный сбор отходов должен стать не «поступком», не обязанностью, а привычкой.
Список литературы
1. Мирошникова Е.Ю. Особенности системы воспитания детей в Японии: цели, методика и принципы семейного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://vseprorebenka.ru/vospitanie/semejnoe/vospitanie-detej-v-yaponii.html.
2. Молоков Д.С. Содержание воспитания в немецкой школе // Вестник КГУ. — 2017. — №4. — С. 241-247.
3. Митягина А. Неприкасаемые. Как воспитывают детей в Германии [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/t/ониимы/923670/nieprikasaiemyie_ kak_vospityvaiut_dietiei_v_ghiermanii.
4. Илюхина Т.Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста // В сборнике: Материалы IV Международной научной конференции. Краснодар. — 2018. — С. 20-23.
5. Майер Т. Как воспитывают детей только русские [Электронный ресурс]. URL: https://woman.rambler.ru/children/40239207-kak-vospityvayut-detey-tolko-russkie.
6. Такой особенный японский менталитет [Электронный ресурс]. URL: http://peopleandcountries.com/article-2711 -1.html.
7. Кадзи С., Хама Т., Райс Д. Эти странные японцы. Пер. Г. Дуткина, Д. Дут-кина. М.: Эгмонт, 2000. — 72 с.
8. Немецкий менталитет: особенности национального поведения, тонкости характера [Электронный ресурс]. URL: https://germanexpert.ru/osobennosti-nemeckogo-mentaliteta/
9. Особенности русской души и русского менталитета [Электронный ресурс]. URL: https://letogdety.ru/raznoe/osobennosti-russkoy-dushi-i-russkogo-mentaliteta.html.
10. Синодинос Н.Е. Японцы как рыночные потребители Токио, 2001. — 248 с.
11. Поведение потребителей. Германия [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/2294899/marketing/germaniya.
12. Российский потребитель сегодня [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/rossiyskiy-potrebitel-segodnya.
13. Переработка и сортировка бытовых отходов в Германии в 2020 году [Электронный ресурс]. URL:https://zagranportal.ru/germaniya/zhizn/sortirovka-musora-v-germanii.html.
14. Малютина А. Как сортируют и перерабатывают мусор в Японии [Электронный ресурс]. URL: https://recyclemag.ru/article/kak-sortiruyut-i-pererabatyivayut-musor-v-yaponii.
15. Пирогов Н.Л., Сушон С.П., Завалко А.Г.; под редакцией А.Е. Юрченко. Вторичные ресурсы: эффективность, опыт, перспективы — Москва: Экономика, 1987. — 197 с.
References
1. Miroshnikova E.U. Osobennosti sistemy vospitaniya detej v Yaponii [Features of the upbringing system in Japan]. URL: https://vseprorebenka.ru/vospitanie/ semejnoe/vospitanie-detej-v-yaponii.html.
2. Molokov D.S. Soderzhaniye vospitaniya v nemetskoy shkole [The content of education in a German school]. // Kostroma, 2017, pp. 241-247.
3. Mityagina A. Neprikasamye. Kak vospityvayut detej v Grmanii [The untouchables. How to raise children in Germany]. URL: https://life.ru/t/ониимы/923670/ nieprikasaiemyie_kak_vospityvaiut_dietiei_v_ghiermanii.
4. Ilyukhina T.G. Osobennosti vospitaniya sovremennykh detey doshkol'nogo vozrasta [Features of the education of modern preschool children. Krasnodar, 2018, pp. 20-23.
5. Kak vospityvayut detey tol'ko russkiye [How only russians bring up children]. URL: https://woman.rambler.ru/children/40239207-kak-vospityvayut-detey-tolko-russki.
6. Takoy osobennyy yaponskiy mentalitet [Such a special japanese mentality]. URL: http://peopleandcountries.com/article-2711-1.html.
7. Sahoko Kaji, Toriko Hama, Jonathan Rice. Eti strannyye yapontsy [The Xen-ophobe's Guide to the Japanese]. Moscow, 1999, 20 p.
8. Nemetskiy mentalitet: osobennosti natsional'nogo povedeniya, tonkosti kharaktera [German mentality: features of national behavior, subtleties of character]. URL: https://germanexpert.ru/osobennosti-nemeckogo-mentaliteta.
9. Osobennosti russkoy dushi i russkogo mentaliteta [Features of the Russian soul and Russian mentality]. URL: https://letogdety.ru/raznoe/osobennosti-russkoy-dushi-i-russkogo-mentaliteta.html.
10. Sinodinos N.E. Yapontsy kak rynochnyye potrebiteli [Understanding Japanese consumers: some important underlying factors]. Tokyo, 2001, 248 p.
11. Povedeniye potrebiteley. Germaniya [Consumer behavior. Germany]. URL: https://studwood.ru/2294899/marketing/germaniya.
12. Rossiyskiy potrebitel' segodnya [Russian consumer today]. URL: https:// www.retail.ru/articles/rossiyskiy-potrebitel-segodnya.
13. Sortirovka i pererabotka bytovykh otkhodov v Germanii [Recycling and sorting of household waste in Germany]. URL: https://zagranportal.ru/germaniya/ zhizn/sortirovka-musora-v-germanii.html.
14. Malyutina A. Kak sortiruyut i pererabatyvayut musor v Yaponii [How to sort and recycle garbage in Japan]. URL: https://recyclemag.ru/article/kak-sortiruyut-i-pererabatyivayut-musor-v-yaponii
15. Pirogov N.L., Sushon S.P., Zavalko A. G.; pod redaktsiyey A. Ye. Yurchenko. Vtorichnyye resursy: effektivnost', opyt, perspektivy [Secondary resources: efficiency, experience, prospects]. Moscow, 1987, 197 p.
Захаров Александр Витальевич, студент 5 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail:[email protected]
Кирюхин Дмитрий Владимирович, доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Для цитирования | For citation:
Захаров А.В. Факторы и условия беспрепятственного перехода населения к системе раздельного сбора отходов // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 1. — С. 112-126.
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 18.01.2020