УДК 796.034
ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СПОРТИВНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
К.А. Мыз ров а, Е.В. Рожкова
ФГБОУ «Ульяновский государственный университет», Ульяновск, Россия Для связи с авторами: e-mail kamy2r@mail tu
Аннотация:
В настоящее время усилилось экономическое обоснование важности долгосрочных инвестишш в «капитал здоровья», что предполагает выявление социально-экономических факторов, влияющих на изменение показателей здоровья населения. Значительная роль в процессе оздоровления населения принадлежит физической культуре и спорту. Рынок спортивно-оздоровительных услуг имеет свои специфические характеристики, существуют различные направления повышения конкурентных преимуществ участников В статье рассматриваются факторы, влияющие на конкурентоспособность участников рынка спортивно-оздоровительных услуг, характеризуется динамика развития рынка спортиндустрии в целом и рынка фитнес-услуг г. Ульяновска в частности. Авторами подчеркивается роль инноваций в развитии оздоровительной деятельности, в связи с чем обозначаются первоочередные меры в рамках обеспечения инновационного развития спортивно-оздоровительных услуг.
Ключевые слова: конкурентоспособность, услуги, спортивно-оздоровительные услуги.
FACTORS AND DEVELOPMENT TRENDS OF SPORTS AND WELLNESS SERVICESS
Myzrova K.ARozhkova E.V2
«Ulyanovsk State University», Ulyanovsk, Russia
Abstract:
Currently, intensified economic substantiation of importance of long-term investment in capital health, which involves the identification of socio-economic factors influencing health. A significant role in the recovery of the population belongs to the physical culture and sport. Market health services has its own specific characteristics,there are different directions of increase of competitive advantagesof the participants. This article examines the factors affecting the competitiveness of market participants and health services, is characterized by the dynamics of the market development of sport industry in General, and the market of fitness services Ulyanovsk in particular. The authors emphasize the role of innovation in the development of recreational activities than are designated priority actions within the framework of innovative development of sports and recreation services.
Key words: competitiveness, services, sports and recreation services.
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине двадцатого столетия во всех р азвитых стр анах мир ачет*о обозначились тенденции динамичного роста сферы услуг увеличилась доля доходов от сферы услуг в ВВП и доля занятых в ней, возросло число сервисных организаций, расширилась международная торговля услугами В настоящее время, по оценкам Всемирного банка [1], доля сервисного сектора составляет около 70% мирового ВВП. В реде развитых стран-лидеров доля доходов от сферы услуг превышает % ВВП.
Закономерно, что проблемы, связанные сфунк-ционированием и развитием организаций сферы услуг, привлекли внимание исследователей
в области менеджмента и маркетинга. Первые публикации по вопросам менеджмента сферы услуг как самостоятельного научного направления появились в США еще в середине 1960-х гг, и со второй половины 1970-х гт проблемы управления сервисными организациями заняли прочное положение в исследовательской тематике
Не смотря н а то, что долго е вр емя отеч е ста енн ая сфера услуг значительно отставала по уровню развития от аналогичного сектора большинства развитых стран, в последние десятилетия ярко выражена тенденция трансформации структуры валового внутреннего продукта в сторону увеличения доли сервисного сектора и в России
Крайне актуальным направлением развитая сервисной сферы является в настоящее время деятельность, связанная с предоставлением услуг по оздоровлению населения. Отметим, что вопросы, связанные с проблемами здоровья населения, поднимались исследователями на протяжении многих лет, задолго до возникновения экономики здр авоохр анения как науки.
Исторически зарождение представлений о здоровом образе жизни относят еще к VI веку до н.э. (Веды Древней Индии, восточная философия, античная философия Древней Греции и пр.) Фактически, любое общество имеет собственное представление о здоровье как части своей культуры. Соответственно, уже на ранних этапах развития систем оздоровления населения стало формироваться представление о сложном влиянии различных факторов на здоровье людей и необходимости создания общественных форм его охраны и укрепления [2,0.14]
С 60-х гг. прошлого столетия, с развитием в рамках экономической науки теории человеческого капитала, усилилось экономическое обоснование важности долгосрочных инвестиций в «капитал здоровья». В настоящее время концепция эконоглики здоровья развивается на стыке многих наук: экономической теории, дeмoq:>aфии, социологии, профилактической медицины, спортивного менеджмента и пр. Целью концепции является не только исследование специфики экономических отношений в здравоохранении, но и выявление социально-экономических факторов, влияющих на изменение показателей здоровья населения [3, С. 11].
Подчеркнем, что, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов Аналогичным образом здоровье определяется и в Федеральном законе РФ №323-Ф3 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».
Исследователь вопросов экономики здоровья профессор Б.И. Бояринцев отмечает «Важнейший элемент экономического механизма оздоровления населения — формирование у людей потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, что предполагает финансирование и стимулирование не только санитарно-гигиенической культуры, но и культуры отдыха, общения, потребления, поведения, межличностных отношений». [4, С.7] Человек выступает активным участником процессов сохранения и приобретения здоровья, что требует осознания субъектом себя и собственного образа жизни. Знание различных факторов, оказывающих влияние на здоровье, формирует динамичную систему поведения человека, предполагающую постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта, наследственных и возрастных особенностей
Примечательно, что до середины XX века не существовало единой концепции по поводу того, что определяет индивидуальное и общественное здоровье. Однако в результате большого количества исследований, применения социологических, эпидемиологических, психологических, статистических и других методов стала формироваться концепция факторов риска, ставшая крупным фундаментальным достижением в решении основного вопроса медицины: от чего зависит здоровье? Была предложена формула факторов здоровья здоровье формируется цепочкой «среда — поведение — человек» [5, С. 141-147] Академик Ю.П. Лисицын подчеркивает, что главный фактор риска (он же фактор здоровья) — поведение человека, живущего в конкретных условиях Автор выдвинул концепцию формирования здоровья, состоящую из двух этапов, уменьшения, преодоления факторов риска здоровью и недопущения факторов риска за счет формирования здорового образа жизни
Несомненно, что значительная роль в этих процессах принадлежит физической культуре и спорту.
В настоящее время получили распространение относительно новые виды физкультурно-спортивных услуг, которые чаще всего называют спортивно-оздоровительными аэробика,
шейпинг, фитнес и некоторые другие Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя услуг под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и снижением себестоимости оказываемых им услуг, а рынок объективно и строго оценивает результаты его деятельности
Любая услуга, находящаяся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый потребитель или покупатель воспользуется той услугой, которая максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность потребителей или покупателей — теми услугами, которые более полно соответствуют общественным потребностям, чем конкурирующие с ними услуги.
Спортивно-оздоровительные услуги имеют свою специфику [б, С. 182]:
- удовлетворяют специфические потребности,
- связаны с оздоровлением и физическим развитием человека,
- относятся к услугам физической культуры и спорта.
Конкурентные преимущества позволяют организациям, оказывающим спортивно-оздоровительные услуги, иметь рентабельность выше среднего значения в секторе и завоевывать более прочные позиции на рынке за счёт высокой эффективности использования ресурсов.
Вырабатывая стратегию конкуренции, необходимо, во-первых, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а во-вторых, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой действует организация
Для определения конкурентных преимуществ организации, действующей на рынке спортивно-оздоровительных услуг, необходимо исследовать целевой рынок, конкурентов и ресурсы.
Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ (деловых стратегий), но наиболее общими являются [7, С 127]
- лидерство в издержках (себестоимость услуг),
- дифференциация услуг,
- фокусирование (концентрация),
- ранний выход на рынок,
- синергизм
Конкурентные преимущества организаций, предоставляющих спортивно-оздоровительные услуги, определяются также широтой целевого рынка. Перед выбором одной из общих стратегий организации необходимо определить ограничивающие ее деятельность факторы
- ассортиментный набор услуг, а также тип по-тр ебителей,
- каналы поиска клиентов,
- регион, в котором организация будет оказывать услуги, а также ряд смежных отраслей, где планирует конкурировать.
К числу факторов, влияющих на восприятие и оценку потребителями качества спортивно-оздоровительных услуг, относятся
- современное оборудование, техническое оснащение исполняемой услуги,
- профессионально-квалификационные характеристики и этичность персонала,
- физико-технические и эстетические характеристики среды свет, звук, свежий зоздух, дизайн, комфортность,
- санитария и гигиена в основных к вспомогательных помещениях
Участниками рынка спортивно-оздоровительных услуг являются [8]:
- тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, результатом деятельности которых является услуга,
- производители, которые охватывают как спортсменов, тренеров и т.п., так и организаторов шоу-бизнеса и средств массовой информации, т.к. производимый ими продукт — спортивно-зрелищные мероприятия — массовый, направлен на широкий круг потребителей,
- работники научной и образовательной сфер, целью деятельности которых является производство методик занятй, технологий тренировок, новых косметических и оздоровительных средств и т.п., те производимый ими продукт
- интеллектуальный,
- производители спортивного оборудования, производители инвентаря, производители одежды и обуви и т.д., деятельность которых
направлена как на юридических, так и на физических лиц,
- участники рынка спортивно-оздоровительных услуг, которые формируют, преобразуют, хранят, представляют информацию о рынке. Показателем качества является и безопасность услуги. Спортивно-оздоровительные услуги могут создавать угрозу жизни и здоровью, поскольку напрямую связаны с воздействием на сознание и телесность человека. Особым образом организована здесь контактная зона; она может иметь разные масштабы и специальное оборудование, которым пользуется потребитель. Исполнитель услуги (тренер, инструктор) работаете непосредственной близости от посетителя, не допуская болезненных и неприятных ощущений.
Б зарубежных странах, наряду с популярными клубами профессионального футбола, хоккея и клубами по другим игровым видам спорта, функционирует множество различных типов спортивных клубов оздоровительной направленности. Так, например, в Германии действует 85,5 тысяч спортивно-оздоровительных центров, в которых 5,9 млн. участников занимаются более чем 100 различными видами спорта. Б США насчитывается более 15 ООО клубов, в Финляндии — около 6000 и т.д. Обобщение зарубежного опыта показывает, что в зависимости от контингента занимающихся различают следующие типы клубов: для детей, школьные (оздоровительные, по видам спорта и по интересам), студенческие (оздоровительные и по видам спорта), на предприятиях и фирмах (оздоровительные и по видам спорта), по месту жительства, в парках (оздоровительные и по видам спорта); при больших поликлиниках и на курортах (лечебно-оздоровительные), спортивные клубы по видам спорта, для женщин, для семей и т.п.
На сегодняшний день рынок спортивно-оздоровительных услуг в России очень привлекателен для инвесторов, так как спрос на данные услуги значительно превышает предложение. По оценкам аналитиков, спортиндустрия по темпам развития занимает второе место в мире (после высоких технологий), и хотя по числу пр едлож ений спортивно-оздоровительных услуг Россия пока существенно уступает США
и Европе, темпы роста отечественного рынка стремительны
По данным Федерального агентств?, по здравоохранению и социальному развитию, физическое состояние людей, составляющих население городов, за последние пять лет ухудшилось на 20% В связи с этим появляется необходимость в развитии спортивно-оздоровительных учреждений и популяризации спорта среди населения страны На сегодняшний день здоровый образ жизни — фактор качества жизни, поэтому занятия спортом становятся модными и популярными.
Основную долю рынка спорчивно-оздо-ровительных услуг составляют посетители фитнее-центров. Как показал анализ, важными критериями их выбора выступают, набор предлагаемых курсов, квалификация инструкторов, вежливость инструкторов и их готовность помочь, расположение фитнес-клуба, возможность получения скидок [9, С.499]. По отдельным экспертным оценкам оборот данного рынка скоро приблизится к 1 млрд. долл., но все же на порядок ниже сходного оборота США и большинства промышленно развитых стран, особенно с учётом доли населения, которая заинтересована в занятиях спортом По мнению известного специалиста в области фитнеса Тимура Бесгавишвили [10], если в США в занятия спортом в той или иной степени вовлечены 12-15% населения, то в крупных городах России — не более 3%, а по стране в целом — менее 1%
На Ульяновском рынке, к сожалению, отсутствуют крупнейшие фитн ее-компании. Одним из ярких примеров крупной компании в области спортивно-оздоровительных услуг в мире является ALEX FITNESS, активно развивающаяся сеть фитн ее-клубов, предоставляющая спортивно-оздоровительные услуги, доступные всем любителям здорового обр аза жизни. ALEX FITNESS ведет свою историю с мая 2009 года — с момента подписания первого договора аренды для открытия фитнес-клуба «Финансист» на Васильевском острове в г Санкт-Петербург. Семейство ALEX FITNESS объединяет 66 клубов в 26 крупных городах Росши, а также фитнес-клуб в г Сан-Франциско (США) Своим клиентам компания предлагает большой перечень
актуальных спортивных программ и клубные карты по доступным ценам. Все фитнес-клубы сети оснащены передовым оборудованием для тренировок. В настоящее время фитнес-клубы ALEX FITNESS работают в Москве, Санкт - Петербурге, Иваново, Воронеже, FodOBe-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Саратове, Энгельсе, Пензе, Перми, Березниках, Самаре, Тольятти, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Казани, Уфе, Набережных Челнах, Череповце, Волгограде, Ярославле и Рязани В 2011 году компания открыла фитнес-клуб в США, в городе Сан-Франциско. На данный момент активными клиентами сети ALEX FITNESS являются около 320 ООО человек По этому показателю компания уверенно входит в пятерку крупнейших фитнее-сетей России. Для увеличения доли российских граждан в сфере физической культуры и спорта до 30-40 %, как это предусматривается государственной стратегией развития физкультуры и спорта до 2020 года [11], следует создавать соответствующую мотивацию населения, определенные условия и инфраструктуру. К началу 2014 г численность занимающихся в группах и секциях по видам спорта в целом по стране составила более 21 млн. человек из 35 млн. занимающихся [12]
В настоящее времянарынкефитнес-услугфунк-ционирует около 1806 финес-клубов. Примерно 70% оборота индустрии фитнеса приходится на Москву и Санкт-Петербург. Что касается Ульяновска, то город проигрывает целому ряду городов по развитию сектора фитнес-услуг Владельцы спортивно-оздоровительных клубов в Ульяновске утверждают, что отдельные клубы и залы появились в Ульяновске ещё в конце 1990-х гг., но цивилизованный рынок фитнес-услуг начал развиваться не так давно — с 2004-2005 гг
В настоящее время 29,6% жителей Ульяновской области систематически занимаются спортом, а это 33S 162 человек. По прогнозам Министерства физической культуры и спорта [13], к 2018 г. данный показатель должен достигнуть не менее 34%, т.е. число занимающихся спортом превысит 400 000 ульяновцев В других российских городах, например, в Екатеринбурге, на сегодняшний день уже пред-
ставлены все крупные российские фитнес-операторы, а менталитет городских жителей все ближе к столичному, при котором фитнес является нормой жизни.
Участники рынка уверяют, что кризис 2009 г не сильно отразился на ф итне с- центр ах г Ульяновска, поскольку значительного оттока клиентов не произошло. Пострадал лишь корпоративный сегмент фитнес-услуг, поскольку число компаний, готовых оплачивать своим сотрудникам занятия в фитнес-центрах, сократилось на 50-70%
Как правило, занятия такими видами спорта требуют инструктажа тренера и разработки специальных методик. При этом численный состав кадров спортивно-оздоровительного комплекса за этот же период в целом по России составил 337 тыс. человек. В небольших городах спортиндусгрия только начинает набирать свои обороты. Потребность в спортивно-оздоровительных услугах у населения растёт с каждым днём, предложение же пока не способно удовлетворить существующей потребности в данном виде услуг Это позволяет говорить о высокой привлекательности рынка спортивно-оздоровительных услуг для фирм, работающих в данной сфере. В г Ульяновске за последние 15 лет появилось множество оздоровительных учреждений: спортивных комплексов, тренажерных залов, фитн ее-центров, салонов красоты и прочих. Наибольшее влияние на рынок оказывают такие факторы, как уровень доходов, уровень жизни населения, желание быть в форме, желание сбросить вес, а также популярность здорового образа жизни К факторам, сдерживающим развитие рынка, следует отнести снижение доходов и уровня благосостояния населения в связи с финансово-экономическим кризисом, а также недостаток подходящих по техническим параметрам площадей, наблюдающиеся за последние годы. По-прежнему актуальными остаются проблемы дефицита кадров, недостаточной пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, хотя администрацией города сделана ставка на активное развитие спорта в городе. Следует отметить, что рынок фитнес-услуг развивался «сверху вниз»
Сначала открывались клубы премиум-класса, затем — средние и низкоценовые заведения Основной потенциал развития в отрасли, по мнению экспертов, приходится на бизнес, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте (в отдельных регионах, помимо него, развивается сегмент «эконом плюс»). На сегодняшний день, для того чтобы удержать существующих клиентов и привлечь новых, фитнее-центры снижают цены на клубные карты и абонементы. Например, по нашим исследованиям, ежегодная предновогодняя скидка на абонемент составляла в среднем по рынку 20%.
Эксперты полагают, что в кризисное время нужно не только снижать цены на клубные карты, но и бороться за лояльность существующих клиентов, предлагаяим разнообразные программы, различные фитнес-туры [14]. Необходимо ответить, что конкурентные преимущества завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов, в числе которых
- источники конкурентных преимуществ,
- очевидность источников конкурентных преимуществ,
- отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового,
- инновации [15, С.129]
Акцентируем внимание на последнем факторе как наиболее перспективном, при всей сложности реализации, в современных условиях Широко используемые в последние годы понятия «инновационная экономика», «экономика знаний» означают, что в этом типе экономик основным фактором роста является масштабное использование новых знаний в практической хозяйственной деятельности Для становления экономики знаний новые технологии являются тем же, чем новые источники энергии были для индустриальных революций Соответственно, продуктовые и технологические инновации определяют производительность в различных отраслях экономики, в том числе в сфере
спортивно-оздоровительных услуг Данная сфера стала выступать как значимая составляющая процесса коммерциализации инноваций, формируя спрос на инновационные разработки и выводя на рынок широкий спектр инновационных спортивно-оздоровительных услуг. Можно констатировать, что научно-технический прогресс—одно из главных обстоятельств, меняющих не только место сферы спортивно-оздоровительных услуг в экономике, но и само представление об этой сфере деятельности.
Б этой связи представляется важной задачей дальнейшего развития сферы оздоровительных спортивных услуг формирование адекватных подходов, инструментов и методов, применяемых в организациях данной сферы при реализации инновационных стратегий развития
На наш взгляд, первоочередными мерами в рамках развития системы оздоровления населения в части физической культуры и спорта должны являться
- организация систематического анализа инновационного потенциала организаций, реализую щих спортивно-оздоровительные услуги, позволяющего определить степень инновационности и готовность к разработке и внедрению спортивных услуг по оздоровлению населения,
- построение комплекса инновационных коммуникаций в регионах, обеспечивающего снижение трансакционных издержек организаций, реализующих спортивные оздоровительные услуги за счет сотрудничества с субъектами инновационной инфраструктуры в целях привлечения дополнительного финансирования, консультирования и информационного обеспечения процесса разработки и внедрения услуг по оздоровлению населения;
- организация мониторинга результативности внедрения услуг по оздоровленик населения на уровне каждого региона, необходимого для своевременной корректировки приоритетов в инновационной деятельности научных и образовательных учреждений, организаций индустрии спорта и иных участников системы оздоровления населения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. The Workd Bank [Электронный ресурс]. URL http:// www.worldbank.org/Сцата обращения: 29 10.2015 г.)
2. Войцехович Б.А Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / БД. Войцехович, Ростов н /Д Феникс. 2007 - 125 с
3 Букин А.К. Социально-экономические аспекты реализации целевых комплексных программ профилактики сердечно-сосудистых заболеваний [Текст] Аетореф.дисс....кэ.н М , МГУ, 2009.-26 с
4. Бояринцев, Б.И., Гладышев, А.А. Экономика здоровья населения [Текст] / Б.И. Бояринцев. А А. Гладышев. -М.: Экономические факультет МГУ.ТЕИС 2001.
5. Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке [Текст] / Ю.П.Лисицын. - М.: Медицина 2002. - 518 с
6 Росенко, СИ., Велединский, В.Г Спортивно-оздоровительные услуги: своеобразие в контексте сервисной деятельности [Электронный ресурс] / С.И. Росенко. В.ГВелединский // Научно-теоретический журнал «Учёные записки» 2014 - № 12 (118) URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/ node/6998
7. Маркова. В. Д .Кузнецова С А. Стратегический менеджмент курс лекций [Текст]/В Д.Маркова, Кузнецова СА.-М ИНФРА-М; Новосибирск: 1999 -288 с.
8. Алешин, В.А., Калашников А.Ф.. Лукьяничникова Т.Л Организационно-педагогические условия эффективности работы клуба на рынке спортивно-оздоровительных услуг [Электронный ресурс] / ВА.Алешик А Ф.Кзлашников, Т.Л.Лукьяничникова // Современные проблемы науки и образования. 2013
BIBLIOGRAPHY
1 The Workd Bank [Electronic resource] URL: http /Avww worldbank.org/(date of treatment: 29.10.2015)
2 Voitsekhovitch. BA. Public health and health care [Text] /ВА Voitsekhovitch, Rostov n /D: Phoenix. 2007 -125 p
3 Bukin A G. Socio-economic aspects of the implementation of target complex programs of prevention of cardiovascular diseases [Text]. Author, diss.... PhD. Moscow, Moscow State University, 2009 - 26 p.
4 Boyarintsev B.I. Gladyshev A A. Economics of health [Text] / Bl Boyarintsev, AA Gladyshev. - M .: Economic Faculty of Moscow State University TEIS. 2001.
5 Lisitsyn.Y.P. Health in theXX century [Text]/YP.Lisitsyn.-M. Medicine. 2002.-518 p
6 Rosenko, S I, Veledinsky, V.G Sports and health services originality in the context of service activities [electronic resource] / S.I. Rosenko, V.GVeledinsky // Scientific-theoretical magazine "Scientists notes», 2014-№ 12 (118) URL:http:/Aesgaft-notes.spb.ruAuAiode/6998
7. Markova, V.D Kuznetsova S.A. Strategic Management lectures [Text] /VD. Markova,Kuznetsova SA.-M.: INFRA-M; Novosibirsk, 1999 - 288 p.
8 Aleshin VA, Kalashnikov A.F. Lukyanichnikova T.L Organizational-pedagogical conditions of efficiency of the club on the market sports services [electronic resource] / VA. Aleshin,A F.KalashnikovJ.L. Lukyanichnikova //Modern problems of science and education. 2013 -№ 1. URL: http://
- № 1. URL: http://www.science-edu<ation.ru/107-8351 (цата обращения 28.10.2015)
9. Тимофеева, Ф.Р Конкурентное сотрудничество на рынке спортивно-оздоровительных услуг как инструмент повышения эффективности деятельности компании [Текст] / Ф.Р.Тимофеева //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент.2012,-№ 2.-С.498-502.
10. Интервью с Тимуром Беставишвили [Электронный ресурс] // Fitness-live.ru/commuriti/blog/fitness_ kak_biznes_industriys/2979.html (цата обращения 28.10.2015)
11. Государственная стратегия развития физкультуры и спорта [Электронный ресурс] URL: http://www. sportspravka.com/taain mhtml?Part=356&PublD=4981
12. Сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс] URL http://www.minsport.gov.ru Сдзтэ обращения 28.10.2015)
13. Сайт Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области [Электронный ресурс] URL http://sport.ulgov.ru/index.php/tninisterstvo/ dokuments/19 6-in vestitsionnoe-poslanie-ministerstva-fizicheskoj-kultury-i-sporta-ulyanovskoj-oblasti Сдата обращения 28.10.2015)
14. Краснова, В. Обзор Фитнес-центры [Электронный ресурс] //Деловой квартал, 2009. - № 2. URL:www dkvartal ru/perm/magazines/dk-perm/2009/n02/ obzorfitnes-centry (цата обращения 28.10.2015)
15. Маркова В.Д Кузнецова, С А. Стратегический менеджмент курс лекций [Текст] - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: 1999 -288 с.
www.science-education.ru/107-8351 (date of treatment 28.10.2015)
9 Timofeeva. F.R. Competitive cooperation si the market of sports and health services as a tool to improve the effectiveness of the company's [Text] / F.R Timofeeva // ScientificloumalfTMO.SeriesEconomyand Environmental Management, 2012 - № 2.-S.498 - 502
10. Interview with Timur Bestavishvili [Electronic resource]
// Fitness-bve.ru/communtiMog/fitneis_kak_biznes_
industriys/2979.html (date of treatment 28.10.2015)
11. "ГЪе State Development Strategy of PhysicalEducation and Sport [electronic resource] URL: http://Www.sportspravka com/taain.mhtml?Part=35 6& PublD=4981
12. The site of the Ministry of Sports of Russia [electronic resource], URL: http://www.minsport.govru (date of treatment 28.10.2015)
13. The site of the Ministry of Physical Culture and Sports Ulyanovsk region [electronic resource], URLhttp:// sport.ulgovru/index.php/tainisterstvo/dokuments/196-investitsionnoe-poslanie-mimsterstva-fizicf-eskoj-kultury-i-sporta-ulyanovskoj-oblasti (date of treatment 28 10.2015)
14. Krasnova, V. Review Fitness centers [electronic resource] // Business Quarter. 2009. - № 2. URL: www.dkvartalru/ perm/Vnagazines/dk-perm/2009/h02/obzo-_fitnes-centry (treatment date 28.10.2015)
15. Markova, V.D. Kuznetsova, SA. Strategic Management: lectures [Text] -M INFRA-M, Novosibirsk, 1999.-288 p
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Мызрова Ксения Алексеевна (Myzrova К.А.) - кандидат экономических наук, доцент кафедры упраэления Ульяновского государственного университета e-mail: [email protected]
Рожкова Екатерина Владимировна (Rozhkova E.V.) - кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры управления Ульяновского государственного университета e-mail [email protected]