АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 005.11
в.г. Антонов ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Е.Ю. Кузьмина МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. В статье доказывается необходимость изучения генезиса менеджмента. Анализируется тенденция смены приоритетов в предмете управления, выделяются сту-пениразвития менеджмента.
Ключевые слова: генезис менеджмента, факторы развития менеджмента, ступени развития менеджмента, ключевые тенденции развития менеджмента.
Viktor Antonov FACTORS AND TRENDS FOR MANAGEMENT
Elena Kuzmina DEVELOPMENT
Annotation. In the article we prove the necessity of studying the genesis of management. The trends in the change of priorities in the subject of management, stand stage of development management.
Keywords: genesis of management, factors for management development, stage in the development of management, key trends in management development.
Менеджмент многие считают совсем молодой профессией и только начинающей формироваться наукой. С одной стороны, это действительно так, ведь как область профессиональной деятельности за рубежом менеджмент известен чуть больше века, а в России получил широкое признание только в последние 20 лет. С другой стороны, многие догадываются, что строительство египетских пирамид и других чудес света вряд ли обошлось без идейных вдохновителей, организаторов и инженеров. Да и Россия с древних времен славилась государственными деятелями, полководцами, промышленниками и исследователями, которые своими прогрессивными идеями и организаторскими способностями удивляли весь мир.
Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу-Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организационных усилий. Со временем управление организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Наглядным примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления состояли из генералов и офицеров, уделяли большое внимание планированию и дисциплине.
Хотя организации существуют столько же, сколько существует мир, но до XX в. вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими. К сожалению, немногие знают историю возникновения и развития идей, которые приводили к открытию новых профессий и прогрессу общества. Именно поэтому рассмотрение данного вопроса представляется весьма актуальным.
Важным при изучении генезиса менеджмента является выделение факторов развития ме-
© Антонов В.Г., Кузьмина Е.Ю., 2015
неджмента, которые зависят от развития человека, производства и общества. Вместе с тем, необходимо четко выделить общие зависимости, определяющие направление развития и характер изменений, которые происходят при этом развитии, т.е. определить основные тенденции развития менеджмента. Генезис менеджмента представляет собой последовательную смену этапов (периодов) развития управленческой мысли, каждому из которых присуще преобладание тех или иных приоритетов в развитии человека, производства и общества. При изучении генезиса менеджмента важно проследить процесс от зарождения управления, наблюдая его развитие и прогнозируя его будущее состояние (см. рис. 1).
с-\
БУДУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
V РАЗВИТИЕ
ЗАРОЖДЕНИЕ
ГЕНЕЗИС МЕНЕДЖМЕНТА
Рис. 1. Генезис менеджмента
Важен и еще один фактор. Генезис менеджмента, его историческое развитие укрепляет знания, превращает их в убеждения. Убеждения в профессиональной деятельности менеджера позволяют быстрее принимать эффективные решения, позволяют достигать высшей ступени использования знаний. Вообще менеджмент может быть устойчиво эффективным, только если в него изначально заложены механизмы готовности к изменениям, к будущему, к развитию. Эти механизмы в свою очередь проявляются не только в потенциале развития менеджмента, но и в различных свойствах менеджмента, его принципах и методологии.
Известно, что любое управление в обобщенном его представлении характеризуется приоритетами. Так выделяются школы менеджмента. Развитие отражает смену приоритетов в соответствии с потребностями и условиями производства, экономики и общества. Если проанализировать тенденцию смены приоритетов в предмете управления в прошлом и экстраполировать тенденцию в будущее с учетом особенностей современного управления, то можно выделить девять ступеней последовательной смены приоритетов (см. рис. 2).
Предметом управленческой деятельности, предметом воздействия всегда остается человек, но меняются приоритеты различных сторон деятельности и вообще жизнедеятельности человека. В прошлом управление отдельными действиями перерастало в управление видами деятельности. Далее акцент смещался в управление поведением и общением (человеческий фактор управления, организационное поведение и прочее). Сегодня в эпоху информатизации всех сторон жизни наиболее актуальным и эффективным становится управление коммуникациями и далее - управление отношением. В будущем на первое место в системе приоритетов будут выходить управление интеллектуальным и духовным развитием, управление культурой и качеством жизни.
Вестник Университетам» 3, 2015
Рис. 2. Ступени развития менеджмента
Далее следует отметить, что готовность менеджмента к будущему проявляется главным обра -зом в понимании менеджером тех тенденций, которые определяются объективными факторами и которые отражают закономерные тенденции развития, вызванные научно-техническим прогрессом, социальными изменениями и экономическими условиями [2]. Ключевыми тенденциями развития современной системы взглядов на менеджмент являются следующие положения.
1. Инновационный потенциал менеджмента, который заключается в стремлении к обновлению, поиске новых форм и методов управления, мониторинге социально-экономической обстановки и адаптации систем управления к новым условиям. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса выдвигают вперед те социально-экономические системы, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать новшества. При этом в качестве новшеств рассматриваются не только новая техника или технология, но и экономические, организационные и управленческие новшества. В конкурентной борьбе выигрывать позиции будет та организация, которая ориентирована на постоянное обновление и внедрение различных новшеств. Только за счет реализации инноваций в области организации производства, труда и управления в российских компаниях можно увеличить ВВП страны на 50-85 %, что свидетельствует об особой актуальности управленческих инноваций для российских предприятий в условиях глобализации [3].
2. Интеграция производства и науки, производственного и социального развития, организации и личности. Современная организация должна рассматриваться как объединение людей с общими интересами, целями и ценностями.
3. Глобализация менеджмента, что проявляется в росте международных корпораций. Суть глобализации - в открытости границ для торговых и финансовых потоков во всем мире, основное ее
преимущество - в усилении плодотворной конкуренции. Укрупнение транснациональных корпораций приводит к изменениям в способах, методах и приемах управления ими.
4. Профессионализация управления, которая заключается не только в профессиональной подготовке менеджера и обеспечении им соответствующего образования, но и в таком построении организации и управления, которое ориентировано на профессионализм управления [2].
5. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации [4]. Все большее распространение получает точка зрения, согласно которой организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют, помимо обеспечения прибыли, эффективности и занятости.
6. Активное внедрение механизмов управления творческим потенциалом сотрудников на современном предприятии. Экономически значимыми становятся не только знания и опыт сотрудников, но и их креативные способности: воображение, адаптивность, гибкость мышления, способность генерировать новые идеи, решать нестандартные задачи [1].
Эти тенденции действуют в совокупности и определяют многие черты современного менеджмента.
Возможно, также предположить, что управление развивается от простого к сложному, как многие явления общественной жизни, экономики и производства.
Развитие управления вызвано потребностями развития объекта управления (фирмы, организации, предприятия). Факторы развития объекта управления многообразны: масштаб и структура производства, технологии и производственные мощности, ассортимент и качество продукции, ресурсы, прибыль и др. В этих условиях управление не может быть застывшим, неизменным. Оно также должно находиться в развитии: в управлении меняются структура организации, информационные технологии и техническая вооруженность управленческой деятельности, совершенствуется профессиональный уровень персонала, механизмы мотивации и др.
Тенденции развития имеют волнообразный, циклический характер, который отражает все процессы развития в экономике и производстве. Для того чтобы представить эти тенденции, нужно свести их к минимуму показателей, которые характеризовали бы сам фактор развития и общие его характеристики. Для развития объекта управления можно в качестве показателя оценки ввести показатель уровня развития, который в интегрированном виде характеризует изменения, происходящие в современном производстве.
Развитие управления можно представить в виде изменений его эффективности под воздействием как потребностей производства, так и ресурсов и в виде накопления внутреннего потенциала развития управления. Если сопоставить параметры развития производства и управления, то может получиться серия логистических кривых, отражающих этапы развития управления от простого к сложному, от зарождения нового качества до его реализации.
Библиографический список
1. Кузьмина Е.Ю. Креативный потенциал как конкурентное преимущество организации // Актуальные проблемы управления - 2013: материалы 18-ой Международной научно-практической конференции. Вып. 1. -М. : ГУУ, 2013. - 284 с.
2. Менеджмент: учебник / Э.М. Короткое. - М.: Юрайт, 2011. - 640 с. - (Основы наук).
3. Потемкин А.И., Филимонова Н.М. Подходы к развитию потенциала сотрудников на предприятиях // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5. - Вып. 1 (183). - С. 96-101.
4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с. - (Высшее образование).