12 декабря 1993 г. И в том, и в другом случае это объясняется, во-первых, снижением уровня авторитарности в ядре электоратов обоих блоков (т.е. у респондентов, проголосовавших за эти блоки в декабре 1993 г. и продолжающих сегодня считать их "своими") и, во-вторых, появлением у данных блоков сторонников, чья авторитарность заметно ниже авторитарности ядер их электоратов.
Обращает на себя внимание и тот факт, что уровень авторитарности части населения, не имеющей политических предпочтений (указавшие, что партии, которая бы отражала их интересы, не существует; голосовавшие в декабре 1993 г. против всех списков и т.д.), практически совпадает со средним уровнем авторитарности, характерным для выборки в целом. Практически тождествен среднему уровню и индекс авторитарности не участвовавших в выборах 12 декабря. Иными словами, в сегодняшней России, в отличие от стран Запада, аполитичность не является индикатором повышенной авторитарности.
М.Ю.Урнов
3. Факторы и стимулы массовой политической активности
По данным ВЦИОМ, в последние шесть лет произошло резкое снижение электоральной активности населения, да и всех других видов массовой политической активности. Сократилась социальная база не отдельных политических партий и движений, а всего политического процесса в стране. Настоятельной необходимостью становится объединение и укрупнение малочисленных партий. Острой и самостоятельной для политиков и ученых стала также проблема вовлечения населения в политику. Ее нерешенность ставит под угрозу любые предстоящие выборы, делает непредсказуемым отношение масс к любым политическим инициативам — от кого бы они ни исходили и на что бы ни были направлены.
При проведении опросов внимание концентрировалось преимущественно на структуре политических ориентаций активной части населения. Данные же о непосредственных стимулах политизации и деполитизации, об ориентациях аполитичной части населения и самой их природе пока очень ограничены. На их основе возможны лишь самые предварительные заключения.
Интерес к политике и обеспокоенность ею. Добровольное и сознательное участие в политике предполагает определенный уровень интереса к ней. Как показывает социально-демографический анализ, интерес к политике больше у мужчин, чем у женщин, повышается с возрастом и образовательным уровнем, с ростом доходов и особенно социально-профессионального статуса, с увеличением размеров населенного пункта и на окраинах страны. Наибольший интерес к политике — у пожилых образованных столичных мужчин-руководителей, а наименьший — у неквалифицированных рабочих, безработных, домохозяек, у молодежи, в "глубинке". Суммируя, интерес к политике существует по преимуществу у тех, кто делает политику, и там, где она делается.
Как видно из данных рис. 6, чем больше интерес к политике, тем выше различные показатели политической активности. При этом с интересом к политике в наибольшей степени связана готовность участвовать в новых выборах и в наименьшей — принять участие в митингах и демонстрациях протеста. Также показательно, что полное отсутствие интереса к политике не исключает политической активности, а очень большой интерес ее не гарантирует.
О 3 10 В средней 38 В малой 63 Совершенно 100 степени степени не интересует *
— В большой степени
---- В очень большой степени
—I1— Приняли участие в выборах 12 декабря
— • - Изъявили готовность принять участие в митингах, демонстрациях протеста против роста цен и снижения уровня жизни —0— Проявили желание участвовать в новых президентских выборах (выбрали из числа предложенных или назвали кандидатуру для голосования)
Рис. 6. Показатели политической активности в зависимости от ответов на вопрос: "В какой степени Вас
интересует политика?"
В некоторых группах населения повышенный интерес к политике сочетается с пониженной избирательной активностью, и наоборот. К первому типу относятся мужчины и столичные жители, а ко второму — женщины, сельские жители, жители Европейского Севера (см. табл. 13). Получается, что политическая активность может стимулироваться и отталкиванием от политики, желанием "освободиться" от нее. Подобное стремление вполне возможно у тех, кто ощущает свою зависимость от политики и испытывает обеспокоенность ею. И если в акциях протеста мало проявляется интерес к политике, то вызываемая ею обеспокоенность находит в них, напротив, свое крайнее выражение.
Зависимость не всегда вызывает обеспокоенность. Поэтому для оценки уровня последней целесообразно объединить имеющиеся данные о степени зависимости от
Таблица 13
Интерес к политике и участие в выборах 12 декабря
в отдельных группах населения (в % к числу опрошенных)
Группы населения "В какой степени Вас интересует политика?" (Приводится сумма следующих ответов: "в очень большой степени", "в большой степени"," в средней степени", "в малой степени”) "Участвовали ли Вы в выборах 12 декабря?” "Да"
Мужчины 68 52
Женщины 58 53
Столичные жители 69 50
Сельские жители 62 54
Жители Европейского Севера 58 58
Все население 63 53
политики и о наличии готовности участвовать в акциях протеста (см. табл. 14). Высокий уровень обеспокоенности можно тогда приписать тем группам населения, которых отличает (заметно выше среднего) одновременное ощущение зависимости от политики и готовность протестовать.
Таблиг+а 14
Зависимость от политики и готовность к акциям
протеста в различных группах населения
Группа населения Индекс Зависимости от политики* Индекс готовности к акциям протеста**
До 24 лет 1,0 0,35
40—55 лет 1,8 0,55
Высшее образование 1,8 0,27
Ниже среднего 1,3 0,51
Низкий доход 1,7 0,67
Высокий доход 1,2 0,23
Учащиеся 0,9 0,30
Безработные 2,0 0,53
Москва и Санкт-Петербург 1,4 0,10
Села 1,7 0,60
Север 1,7 0,54
Все население 1,6 0,41
В их число попадают возрастная группа 40—55 лет, лица с низкими доходами, безработные, сельские жители, жители Севера. На противоположном полюсе — молодежь до 24 лет, лица с высокими доходами, учащиеся, столичные жители.
Неоднозначным выглядит воздействие на обеспокоенность политикой образовательного уровня. С его ростом усиливается ощущение зависимости от политики -— и при этом снижается готовность протестовать. Тем самым меняется уже не уровень, а смысл обеспокоенности. Она меньше выражается в акциях протеста, а больше, например, в электоральной активности. Обеспокоенность как бы перерастает в интерес.
Стимулирующие действия. Интерес к политике стимулирует конкретные действия и выражается в них. Наряду с электоральной активностью это чаще всего обсуждение политических событий с друзьями (30% опрошенных, или 52% интересующихся политикой) и внимание к информации о политических событиях (30— 48%). С уровнем интереса к политике оказалось тесно связано, кроме того, присутствие на собраниях какой-либо партии или движения. Напротив, обсуждение политических событий с друзьями чаще наблюдается при среднем интересе к политике (в 60% случаев), чем при большом (55%) или очень большом (51%). Очевидно, интерес к политике сам стимулируется этими обсуждениями, но только до известных пределов.
* Рассчитан по ответам на вопрос: "В какой степени политические проблемы и столкновения различных политических сил затрагивают Вашу жизнь, жизнь Вашей семьи?" (соотношение ответов "в значительной степени" и "в некоторой степени" (суммарно) к ответу "практически не затрагивает").
** Соотношение утвердительных и отрицательных ответов на вопрос: "Если такого рода митинги, демонстрации протеста состоятся, Вы лично примете в них участие?" (По контексту из предшествующего в анкете вопроса ясно, что речь идет об акциях протеста против роста цен и снижения уровня жизни.)
Максимально стимулирующим оказывается участие в политических демонстрациях, митингах. Их участники в среднем в 78% случаев внимательно следят за политическими событиями, в 59% — обсуждают их с друзьями, в 22% — присутствуют на заседаниях политических партий, движений, в 21% — участвуют в организации и проведении предвыборной кампании. В сумме это дает 181%, т.е. участие в политических демонстрациях, митингах коррелирует в среднем с двумя другими видами действий (1,8). Это заметно больше стимулирующего эффекта интереса к политике, который меняется от 0,7 при малой степени интереса до 1,6 при большой и очень большой, и в среднем составляет 1,1.
На втором месте по своему стимулирующему эффекту, после участия в политических демонстрациях, митингах, — присутствие на собраниях какой-либо партии, движения (1,6), затем — участие в организации и проведении предвыборной кампании (1,0). Наименьший стимулирующий эффект — у обсуждения политических событий с друзьями (0,5) и слежения за информацией о таких событиях (0,6). (Приведенные оценки стимулирующих эффектов следует, безусловно, рассматривать как сугубо предварительные и заведомо неполные.)
Структура аполитичной массы. Постепенно забываются прошедшие выборы. 15% лиц, участвовавших в выборах 12 декабря, спустя полгода не помнят или отказываются вспомнить, за какую из партий они голосовали. Сравнение с прошлыми данными (когда еще помнили) позволяет заключить, что "забываются" вполне определенные партии: "Выбор России", ЛДПР, а также и все те, что не прошли в парламент. Партии самого первого и самого последнего ряда — те, кто на самом виду и на острие критики, и не получившие нужного признания и канувшие в безвестность.
Ровно половина взрослого населения не выбирает никакой партии на роль выразительницы своих интересов (см. табл. 15). Но ориентирующиеся на эту аполитичную массу новые партии ("большинства", "бедноты", "любителей пива" и т.д.) могут, по-видимому, собрать в лучшем случае только 9% голосов избирателей — тех, кто не нашел нужной им партии среди уже существующих. Ни новые, ни старые партии не привлекут, однако, принципиально беспартийных — считающих, что никакая партия не может представлять их интересы, что искать нечего. Эта часть "аполитичной массы" составляет в данное время около 18% всего взрослого населения. Не верящих в "свою" партию в целом вдвое больше, чем ищущих таковую.
Нельзя, вероятно, объединить и опираться на те группы населения, в которых неверящих в возможность "своей" партии гораздо больше, чем ищущих таковую. Нереальны в таком случае партия безработных (соотношение "неверящих" (24%) к "ищущим" ~(5%) составляет 4,8), богатых (2,9), деквалифицированных рабочих (2,8), мужчин (2,5). Более реальны партия учащейся молодежи (1,1), партия служащих (1,4), женская партия (1,7). При
Таблица 15
"Какая из перечисленных ниже партий и организаций в наибольшей «степени отражает интересы таких людей, как Вы?" (В % к числу опрошенных.)
Варианты ответов Апрель Май Июнь |
Не знаю такой 11 9 9
Такой нет 16 18 18
| Затрудняюсь ответить 22 24 24
1 Всего: 49 51 51
этом следует заметить, что время работает против новых партий. Сопоставление дайных за последние месяцы показывает, что доля "ищущих" постепенно снижается, а доля неверящих, принципиально беспартийных — растет. Электоральные резервы для создания новых партий становятся поэтому всё более ограниченными. Рост числа партий заканчивается. В ближайшей перспективе возможен только передел, перераспределение электората между различными партиями. Новые оказываются при этом или преемниками, или (и) конкурентами уже существующих.
Еще больше в аполитичной массе тех, кто не ориентируется в партийной жизни и затрудняется определить, выражает ли какая-либо из партий его интересы. Это 24% всего взрослого населения, каждый четвертый россиянин. Неориентирующиеся и неопределившиеся составляют, очевидно, электоральный резерв для любой из активных партий, которая сумеет привлечь их на свою сторону. Наибольшего внимания заслуживают в этом плане учащаяся молодежь (35%), домохозяйки (30%), жители Сибири и Дальнего Востока (33%). Сравнительно неблагодарными объектами для партийной агитации, с очень небольшим числом неориентирующихся и неопре-делившихся, являются, по-видимому, руководители (14%) и лица с высшим образованием (18%).
А.А.Голов
4. Ожидаемое участие в выборах*
На вопрос "Если бы в следующее воскресенье состоялись выборы в Государственную думу, Вы бы приняли в них участие?" только 15% взрослого городского населения дали ответ: "Совершенно точно, буду голосовать (конечно, если только до этого момента со мной ничего не случится)", в то время как 42% заявили: "Уверен, что не буду голосовать". Остальные 43% склоняются либо в ту, либо в другую сторону, но окончательного решения не приняли.
Негативные ответы лиц, не склонных (с разной степенью уверенности) принимать участие в выборах, собирают в общей сложности голоса 53% респондентов, что почти вдвое перевешивает позитивные ответы, составляющие 30%. Ожидаемую ( явку на выборы можно оценить как долю позитивных ответов в сумме позитивных ж негативных. Она равна 36%.
Почти половин^ тех, кто участвовал в голосовании 12 декабря, отказываются участвовать в будущих выборах (42%), и столько же (42%) согласны. Масса населения, проявившая в декабре 1993 г. электоральную активность, за семь месяцев уменьшилась вдвое. Частично эта убыль компенсируется за счет ранее пассивной части населения. Из 36% ожидаемой явки 27% составляют прежние выборщики и 9% — новые. Таким образом, состав электорально активного городского населения обновился уже на четверть.
Ожидаемая явка на выборы (см. табл. 16) заметно выше средней у военнослужащих (56%), руководителей (46%), предпринимателей (43%), жителей Москвы (43%) и Севера (43%), лиц старше 54 лет (43%), имеющих высшее образование (42%). Заметно ниже средней — у безработных (24%), у рабочих (31%), лиц 25—39 лет (31%), жите-
* Настоящий анализ проводится на основе опроса городского населения (июль 1994 г.). Поэтому все цифры, оценки и выводы относятся только к нему. Электоральное поведение сельского населения может существенно отличаться от описанного в данной статье.
Таблица 16
Ожидаемая явка на выборы в Государственную думу в различных группах населения, июль 1994 г. _____________(в % к числу опрошенных)________________
Группы населения Ожидаемая явка |
До 24 лет 35
25—39 лет 31
40—54 года 37
Старше 54 лет 43
Образование
Высшее 42
Среднее 36
Образование ниже среднего 34 1
Предприниматели 43
Руководители 46
Специалисты 39
Военнослужащие 56
Служащие 37
Рабочие 31
Учащиеся, студенты 38
Пенсионеры, домохозяйки 38
Безработные 24
Москва 43
Север 43
Юг 38
Предуралье и Урал 31
Сибирь и Дальний Восток 34
Среднедушевой доход
Низкий 38
Средний 35
Высокий 39
В среднем 36
лей Предуралья и Урала (31%), Сибири и Дальнего Востока (34%). Нетрудно заметить, что лица активного возраста и производительных профессий представлены в ожидаемом электорате непропорционально слабо. Поэтому возможные выборы могут оказаться недостаточно репрезентативными.
Специального внимания заслуживает ожидаемая явка на выборы сторонников различных политических партий (см. табл. 17). В среднем, как отмечалось, она составляет для декабрьского электората 50%. Превышение этого значения свидетельствует об относительном сохранении прежним электоратом соответствующей партии своей активности участия в выборах, а значение ниже среднего говорит об относительной ее утрате. Сохранили свою электоральную активность выборщики АПР (65%), ДПР (65%) и "Выбор России" (57%), а потеряли ее выборщики "Женщины России" (44%), ПРЕС (45%) и ЛДПР (47%). Однако, к сожалению, наполняемость полученных групп статистически недостаточна, чтобы с определенностью анализировать их состав и специфику.
Устойчивость всех приведенных оценок чрезвычайно низкая. Как уже отмечалось, 43% городского электората не решили для себя окончательно вопроса об участии в выборах в Государственную думу. Основания для неучастия их в этих выборах или в выборах вообще не настолько вески, чтобы принять окончательное решение. 1
С целью анализа аргументов против участия в выборах респондентам был предложен вопрос: "Если случится так, что Вы не станете принимать участия в выборах, с чем это прежде всего может быть связано?" (См. табл. 18.) Пониженное против среднего значение явки характеризует весомость соответствующего основания для указавших на них респондентов. С учетом численности