УДК 339.664
А.В. Сидоренко*
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье предлагаются направления развития экспортного потенциала промышленных предприятий за счет вовлечения в экспортную деятельность его нереализованных элементов, исследуются факторы развития экспортного потенциала, предлагаются методы оценки его резервов.
Ключевые слова: промышленные предприятия, структура, нереализованный экспортный потенциал, факторы, направления и резервы развития.
В условиях экономики посткризисного периода выявление резервов деятельности промышленных предприятий на внешних и внутренних рынках является одним из ключевых факторов их развития без привлечения дополнительных ресурсов и затрат. Исследуя элементы формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий, автор выделяет два направления его развития в современных условиях хозяйствования.
Первое направление базируется на развитии объемов, продуктовых и географических границ, фактически достигнутого экспортного потенциала, предотвращении брака и рекламаций освоенных номенклатурных позиций экспорта, осуществляемых в рамках системного, процессного подхода к организации и планированию бизнес-процессов предприятия.
Второе направление развития экспортного потенциала базируется на выявлении и вовлечении в экспортную деятельность элементов нереализованного экспортного потенциала на основе разработки отдельных проектов.
Остановимся подробнее на исследовании факторов и резервов роста экспортного потенциала за счет вовлечения в процесс экспорта его нереализованных элементов: ЭПнр1 и ЭПнр2. По своему экономическому содержанию природа и факторы их формирования различны. Первый вид нереализованного экспорта ЭПнр1 представляет собой позиции востребованного, конкурентоспособного в прошлом экспорта, второй вид ЭПнр2 — неизвестная зарубежному потребителю продукция предприятия, которая при определенных условиях может быть востребована на внешних рынках. В первом случае рынки упущенного экспорта известны, во втором случае необходимо определить по уровню конкурентоспособности продукции, на какие рынки дальнего или ближнего зарубежья она может быть поставлена.
На рис. 1 представлены факторы возникновения элемента экспортного предприятия вида ЭП .
Результаты анализа экспортной деятельности обследованных промышленных предприятий, производящих наукоемкую высокотехнологичную продукцию, дают основания сделать вывод, что факторами, оказывающими существенное влияние на возобновление экспорта вида ЭП , являются следующие: степень конкурентоспособности продукции, качество ресурсного обеспечения производства, условия комплек-
* © Сидоренко А.В., 2010
Сидоренко Андрей Владимирович ([email protected]), управление внешнеэкономической деятельности ФГУП «ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс». 443009, Россия, г. Самара, ул. Земеца, 18.
Рис. 1. Факторы возникновения нереализованного экспортного потенциала первого типа ЭПнр1
тации, поставки и сбыта продукции. Снижение показателей объемов экспорта и утрата рынков сбыта происходят, как правило, под воздействием именно этих факторов, если они дестабилизируют динамику экспорта. В этом случае происходят снижение конкурентоспособности экспорта, неудовлетворительное ресурсное обеспечение производства экспортного ассортимента, плохая организация товародвижения и сбыта. Снижение конкурентоспособности продукции на рынках сбыта может наблюдаться как по мягким, так и по жестким показателям. К мягким показателям конкурентоспособности относятся дизайн, цвет, художественное решение и др., к жестким — технические характеристики продукции: вес, габариты, мощность, расход потребляемых энергоносителей и пр. Неудовлетворительное ресурсное обеспечение производства экспортного ассортимента характеризует применение устаревших технологий и оборудования, изготовление изделий экспорта неквалифицированными кадрами. Неудовлетворительные товародвижение и сбыт могут сложиться из-за плохой работы посредников, сбытовой сети, сервисного пред- или послепродажного обслуживания экспорта, выбора нерациональных маршрутов или средств товародвижения.
Основной задачей возобновления экспорта вида ЭПнр1 является восстановление утерянной конкурентоспособности продукции по указанным параметрам, поэтому для развития экспорта по вышеназванному направлению мы выявляем резервы экспортной деятельности, устраняющие или снижающие дестабилизирующие факторы.
На рис. 2 представлены факторы возникновения нереализованного элемента экспортного потенциала предприятия вида ЭПнр2.
Что же касается позиций нереализованного экспорта вида ЭПнр2, то он представляет собой малоизвестную либо неизвестную зарубежному потребителю, но вполне конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. Факторами, оказывающими существенное влияние на реализацию элемента экспортного потенциала вида ЭПнр2, являются межкультурные деловые коммуникации: международная выставочная деятельность, международные экономические миссии, реклама, брендинг и бренд-менеджмент
Рис. 2. Факторы возникновения нереализованного экспортного
потенциала второго типа ЭПнр2
промышленного предприятия, а также мотивация персонала. В этом случае при оценке развития экспортного потенциала мы выявляем резервы, оказывающие влияние на развитие экспортной деятельности. Они заключаются в организации рекламной кампании или представительства на рынках сбыта, активном участии в международной выставочной деятельности и международных экономических миссиях, разработке инструментов мотивации персонала.
Методы оценки резервов роста экспортного потенциала промышленных предприятий вида ЭПнр1 представлены в табл.1.
Таблица 1
Резервы увеличения фактически достигнутого экспортного потенциала за счет вовлечения в экспортную деятельность ЭПнр1
Обо- значе- ние Содержание Методика расчета
R1.1,1.2 Увеличение экспорта за счет улучшения «мягких» показателей экспортной продукции (дизайн, цвет, художественное решение и т. д.) и совершенствование технических параметров - «жестких» показателей (вес, габариты, мощность, потребление энергии и т. д.) ДЄаи.1,1.2 = Ê (Сі + Зм, + Зж + П) Q - J (С0 + П,.0) Qo , і=1 і=1 где А0ЭЛ1.1,1.2 - увеличение экспорта за счет улучшения «мягких» и «жестких» параметров экспортируемой продукции і-го вида; Qi1, Qio - объемы поставок на экспорт і -й продукции соответственно до и после проведения мероприятий по повышению качества продукции за счет улучшения ее «мягких» и «жестких» параметров, шт.; Зм, Зж - затраты на проведение мероприятий по повышению качества продукции і-го вида за счет улучшения ее «мягких» и «жестких» параметров, руб.; Сі1, Cio - себестоимость единицы продукции і-го вида соответственно до и после проведения мероприятий по повышению качества за счет улучшения ее «мягких» и «жестких» параметров, руб.; Пі1, Піо - прибыль на единицу продукции і-го вида соответственно до и после проведения мероприятий по повышению качества за счет улучшения ее «мягких» и «жестких» параметров, руб.; n - количество видов экспортируемой продукции
^.э Увеличение экспорта за счет снижения себестоимости продукции АС. = С (1 Цаналога), Ц/ где ДС - минимальное снижение себестоимости единицы /-го вида продукции, необходимое для достижения уровня цены аналогичной продукции конкурентов, руб.; С/ - себестоимость единицы /-го вида продукции, руб.; Цашгога - цена единицы продукции конкурентов, аналогичной продукции /-го вида, руб.; Ц/ - цена единицы /-го вида продукции, руб. аошз =У 0^ Цц -У а« х ц, /=1 /=1 где Д0эт.з - увеличение экспорта за счет снижения себестоимости и как результат уменьшение цены экспортируемой продукции, руб.; О10, - объем продаж продукции /-го вида, соответственно, до и после проведения мероприятий по снижению себестоимости и уменьшению цены единицы продукции /-го вида, шт.; Ц10, Ц11 - цена единицы /-го вида продукции соответственно, до и после проведения мероприятий по снижению себестоимости, руб.; п - количество видов экспортируемой продукции
К2.1 Увеличение экспорта за счет внедрения новых технологий п с У Уу пс А0эк11 =У(1 пт ) 01. '=' ТУ0« 1=1 с=1 где Д0Эк2.1 - увеличение экспорта за счет внедрения новых технологий при условии соответствия технической и технологической применяемости по каждой операции экспортного ассортимента, руб.; Ус/ - количество внедренных прогрессивных технологических операций по с-й операции производства -го вида изделия экспортного ассортимента; 0а - количество внедренного прогрессивного оборудования на с-й операции производства -го вида изделия экспортного ассортимента; с - номер технологической операции производства изделия / -го вида; с = 1, , т; / - экспортируемая продукция; / =1,_, п; п - количество видов экспортируемой продукции
К2.2 Увеличение экспорта за счет модернизации, ремонта, замены оборудования Ш х а - N. + N.. ) а 0 V нов 1нов выб действ ¿улучш N ’ действ где 0 - коэффициент роста объема производства за счет внедрения нового оборудования; Nнов - количество новых станков, шт.;
днов - коэффициент роста производительности новых моделей станков; ^выб - количество станков, выбывающих в связи с физическим и моральным износом, шт.; Nдейств - наличный парк станков на начало исследуемого периода, шт.; дулучш - коэффициент улучшения использования оборудования. А0'ЭК2.2 АвэФД Змодер,ремонт,нов.? где ДОЭк2.2 - увеличение экспорта за счет ввода в эксплуатацию нового оборудования, модернизации и ремонта имеющегося оборудования, руб.
К2.3 Увеличение экспорта за счет повышения квалификации кадров Ч 0 квал квал ^ у ^ общ где Хквал - уровень квалификации работников, участвующих в обеспечении экспорта; ЧКвал - численность персонала, имеющего высокую квалификацию для исполнения экспорта, чел.; Чобщ - численность всего персонала, участвующего в осуществлении экспортной деятельности, чел. АЭо2 3 _ АЭфд — З , Я2. 3 ФД повыш квал ’ где ДЭа2. 3 - увеличение экспорта за счет повышения квалификации персонала, руб.; АЭфд - прирост экспорта, произошедший после повышения квалификации персонала, руб.; Зповыш квал - затраты на повышение квалификации персонала, руб.
К3.1 Увеличение экспорта за счет повышения эффективности работы посредников АЭЕЗ. 1 _2 ((ДобХ; — ДобТ, ) РПдневХ /_1 где ДЭил - увеличение экспорта за счет повышения эффективности работы посредников, руб.; ДДобХi - продолжительность оборота / -го вида продукции при участии посредника X, дн.; ДДобп - продолжительность оборота /-го вида продукции при участии посредника У, дн.; РПднев - среднедневная реализация продукции /-го вида продукции, руб. Увеличение экспортной выручки за счет повышения оборачиваемости готовой продукции благодаря привлечению более эффективного посредника рекомендуется рассчитывать по следующим вариантам: 1) сопоставление оборачиваемости при продажах собственными силами и с привлечением отечественного посредника;
2) сопоставление оборачиваемости при продажах собственными силами и с привлечением зарубежного посредника; 3) сопоставление оборачиваемости при продажах с привлечением отечественного и зарубежного посредников
Кэ.2 Увеличение экспорта за счет улучшения работы сбытовой сети АОэД3.2=Е 01, г=1 где AQэRз.2 - увеличение экспорта за счет улучшения работы сбытовой сети, руб.; Ти - индекс отношения издержек на сбыт при создании собственной сбытовой сети по 1 -му виду продукции к издержкам сбытовых посредников; Т э1 - индекс роста объема экспорта по / -му виду продукции; - - удельный вес затрат на сбыт / -го вида продукции в общем объеме издержек сбыта экспортируемой продукции при участии сбытовых посредников
Из.з Увеличение экспорта за счет улучшения сервисного обслуживания С к _ спеч, цс- с , общ где Кцс. - коэффициент централизации сервисного послепродажного обслуживания экспортируемой продукции; Сспецл - количество специализированных сервисных центров в странах экспорта, обслуживающих продукцию 1 -го вида; Собщг - общее количество фирм, осуществляющих сервисное обслуживание продукции -го вида в странах экспорта.
Кз.4 Увеличение экспорта за счет оптимизации логистики АЭЮ 4 определяется экспертным путем с учетом резервов увеличения экспорта за счет выбора наилучшего варианта комбинированных перевозок, сокращения их сроков, улучшения условий перевозок и сохранности грузов, снижения цены
Методы оценки резервов роста экспортного потенциала промышленных предприятий вида ЭПнр2 представлены в табл. 2. Эти резервы связаны с организаций межкуль-турных деловых коммуникаций, брендингом, бренд-менеджментом, мотивацией персонала и организацией рекламы.
Вовлечение в экспортную деятельность выявленных резервов нереализованного потенциала позволяет промышленным предприятиям увеличить объемы и расширить географические границы экспорта, повысить эффективность его деятельности.
Таблица 2
Резервы увеличения фактически достигнутого экспортного потенциала за счет вовлечения в экспортную деятельность ЭПнр2
Обо- значе- ние Содержание Методика расчета
Г1 Увеличение экспорта за счет участия в выставках, ярмарках, международных экономических миссиях п А^ЗгІ ''У \ЦЗі Х &Э1 3 межд. коммун ’ г=1 где Ы2Эг1 - увеличение экспорта за счет участия в выставках, ярмарках, международных экономических миссиях, руб.; Цэг - цена единицы г-го вида экспортируемой продукции, контракты на поставку которой были заключены в результате участия в выставках, ярмарках, международных экономических миссиях, руб.; QЭi - объем поставок на экспорт продукции г-го вида, реализованной в результате участия в выставках, ярмарках, международных экономических миссиях, шт.; Змежд.коммун. - затраты на осуществление международных маркетинговых коммуникаций: участие в выставках, ярмарках, международных экономических миссиях, руб.
Г2 Увеличение экспорта за счет развития бренда АQЭr2 ^2эбренд 3 бренд , где AQэr2 - увеличение экспорта за счет развития бренда, руб.; AQЭбренд - объем экспортных продаж продукции, ранее не экспортировавшейся, после проведения мероприятий по развитию ее бренда, руб.; Збренд - затраты на развитие бренда, руб.
Г3 Увеличение экспорта за счет внедрения/ усовершенствования системы бренд-менеджмента АQЭr3 АQЭбренд-менедж. 3 под. бренд ^контрафакта где AQэrз - увеличение экспорта за счет внедрения/ усовершенствования системы бренд-менеджмента, руб.; AQэбренд-менедж. - объем экспортных продаж продукции, ранее не экспортировавшейся, после проведения мероприятий по внедрению/ усовершенствованию системы бренд-менеджмента, руб.; Зпод,бренд - затраты на поддержание бренда, руб.; Зконтрафакт - затраты на борьбу с контрафактом, руб.
Г4 Увеличение экспорта за счет улучшения мотивации персонала АQЭr4 QЭмотиe1 QЭмотиe0 3 мотив, где AQЭr4 - увеличение экспорта за счет улучшения мотивации персонала, участвующего в жизненном цикле продукции, которая стала поставляться на экспорт, руб.; Qэмотиe0, Qэмотиe1 - объемы экспортных продаж продукции, соответственно, до и после проведения мероприятий по улучшению мотивации персонала, руб.; Змотие - затраты на мотивацию персонала, руб.
Г5 Увеличение экспорта за счет более рациональной организации рекламы Экспертная оценка
A.V. Sidorenko*
FACTORS AND RESERVES OF DEVELOPMENT OF THE EXPORT POTENTIAL OF AN ANDUSTRIAL ENTERPRISE
In the article directions of development of the industrial enterprises’ export potential at the expense of involving in export activity of its non-realized elements are offered, factors of development of export potential are investigated, methods of estimation of export potential’s reserves are offered.
Ключевые слова: industrial enterprises, structure, non-realized export potential, factors of development, directions of development, reserves of development.
* Sidorenko Andrey Vladimirovich ([email protected]), TsSKB-Progress, Samara, 443009, Russia.