ФАКТОРЫ И ПРЕДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА*
Завершение посткризисного восстановительного роста 2010—2012 гг. вывело экономику на новый этап развития, когда действие большинства факторов, определявших рост до и после кризиса, оказались в значительной степени исчерпанными. Это привело к замедлению темпов роста в 2013 г. и обозначило вызовы восстановлению устойчивого долгосрочного роста.
Ожидаемые тенденции на внешних рынках и мировых рынках сырья не смогут возвратить себе роли основной движущей силы экономического роста. При этом существенно возросли ограничения, связанные с неразвитостью инфраструктуры, устаревающим оборудованием, неблагоприятной демографией, а также возрастающим дефицитом квалифицированных кадров.
Это означает, что в предстоящие 20 лет экономика России не сможет вернуться на траекторию роста 2000—2008 гг., и даже сохранение более низких темпов роста будет требовать существенных реформ, способных создать благоприятную бизнес-среду для привлечения инвестиций, повысить роль инновационного развития, создать гибкие условия для роста инвестиций в человеческий капитал. В то же время в зависимости от эффективности этих преобразований уровень потенциального роста ВВП может меняться в значительной степени.
Роль капитала, труда и эффективности в долгосрочном экономическом росте. Существующий разрыв между качеством капитала и уровнем организации производственных процессов в России и в странах—экономических лидерах сохраняет потенциал заимствования существующих передовых практик управления, технологий и оборудования, т. е. значительный потенциал догоняющего развития. Реализация этого потенциала может обеспечить ежегодный дополнительный прирост ВВП в ближайшие 17 лет в среднем на уровне 0,8—1,0
* Публикуется с сокращениями: материалы Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/ macro/prognoz/doc20131108_5.
процентного пункта (п. п.) в год. Максимальный экономический эффект этого фактора будет проявляться до 2020 г., когда вклад в прирост ВВП может превышать 1,5 п. п. При этом в долгосрочный период увеличение производительности возможно только на основе качественного улучшения уровня образования, собственных и заимствованных научных и инновационных разработок. Развилки в возможностях обеспечения роста производительности труда, а также повышения роли инвестиций, в том числе в развитие инфраструктуры, являются ключевыми развилками рассмотренных сценариев (табл. 1).
В базовом консервативном сценарии развития потенциальные темпы прироста экономики России в 2013—2030 гг. составляют 2,5 % в год, замедляясь с 2,9 до 2,1 %.
Около половины экономического роста обеспечивается инвестициями, которые в период 2013—2018 гг. увеличатся в среднем на 4,3 % в год. Расширение производственного капитала (мощностей) обеспечивает вклад в экономический рост на 1,2—1,4 п. п. в год. Однако это почти в два раза ниже, чем вклад капитала в предкризисные годы. Другая половина экономического роста обеспечивается ростом производительности, которая в основном связана с использованием возможностей «догоняющего роста».
Постепенное исчерпание действия этого фактора является основной причиной снижения вклада совокупной производительности факторов (с 1,8 п. п. в 2013—2020 гг. до 1,1 п. п. в 2020—2030 гг.) и общего замедления роста ВВП в долгосрочный период. Фактор роста, связанный с улучшением качества человеческого капитала и разработкой инноваций, в консервативном сценарии в среднем обеспечивает около 0,7 п. п. роста ВВП.
Умеренно-оптимистичный сценарий характеризуется ускорением экономического роста в среднем до 3,5 % в год. По сравнению с консервативным сценарием существенно усиливается составляющая роста, связанная с разработкой инноваций и повышением качества человеческого капитала.
Таблица 1
Вклад в рост ВВП за 2013—2030 гг., п. п.
Вариант Консервативный Умеренно-оптимистичный Форсированный
ВВП 2,5 3,5 5,3
Совокупная производительность, всего 1,3 1,7 2,6
В том числе:
— догоняющее развитие 0,8 0,9 1,0
— расходы на НИОКР:
государственные 0,1 0,2 0,3
частные 0,0 0,1 0,4
— расходы на образование:
государственные 0,3 0,4 0,6
частные 0,1 0,2 0,3
Труд, всего —0,1 0,0 0,2
В том числе расходы на здравоохранение:
— государственные 0,1 0,1 0,1
— частные 0,1 0,2 0,3
Капитал 1,3 1,8 2,5
Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и технологий и повышения вклада человеческого капитала (образования и здравоохранения). Ежегодный рост ВВП за счет этого фактора в период 2013—2030 гг. составляет 1,2 п. п. (в 1,7 раза выше, чем в базовом сценарии).
Увеличение государственных и частных расходов на научную деятельность и опытно-конструкторские разработки позволят поддержать рост производительности труда, особенно после 2025 г. по мере исчерпания возможностей «догоняющего роста». В умеренно-оптимистичном сценарии этот фактор обеспечит около 0,3 п. п. роста ВВП (0,1 п. п. в консервативном сценарии). При этом расходы на науку увеличиваются с 1,1 % ВВП в 2013 г. до 2,0 % в 2030 г. Предполагается перелом в динамике частных расходов на НИОКР, которые с нынешнего минимального уровня 0,1 % ВВП повысятся до 0,5 % ВВП.
Усиление экономического роста обеспечивается также за счет более высоких расходов на человеческий капитал, которые к 2030 г. вырастут до 12,2 % ВВП (в 2013 г. — 9,2 %). Рост будет проходить как за счет государственных расходов, так и за счет расходов граждан и организаций. В целом повышение качества человеческого капитала определит дополнительно 0,9 п. п. экономического роста (0,6 п. п. в базовом сценарии).
Улучшение качества образования и повышение его соответствия требованиям экономики обеспечат рост производительности труда и ежегодное увеличение ВВП на 0,6 п. п. (0,4 п. п. в базовом
сценарии). Инвестиции в здравоохранение могут повысить рост ВВП на 0,3 п. п. (0,1 п. п. в базовом сценарии).
Улучшение условий бизнес-среды обеспечивает ускорение роста инвестиций в 2013—2030 гг. в среднем до 5,9 %. Это предполагает усиление действия фактора капитала. Увеличение производственных мощностей будет обеспечивать в среднем 1,8 п. п. роста ВВП в год против 1,3 п. п. в базовом сценарии.
Форсированный сценарий предполагает резкую интенсификацию, скорее «перенапряжение» всех имеющихся факторов, чтобы в период 2013— 2030 гг. достичь средних темпов экономического роста 5,3 %. Для этого необходимо существенное обновление производственных мощностей.
Средние темпы прироста инвестиций в 2013— 2030 гг. предполагаются на уровне 8,1 % в год. Наиболее высокие темпы достигаются в 2016—2020 гг., когда для модернизации производства и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 13,8 % в год, что на 5,7 п. п. выше, чем в умеренно-оптимистичном сценарии. В целом дополнительный рост ВВП за счет расширения капитала в 2013—2030 гг. в среднем составит 2,5 п. п.
Форсированный вариант также основан на значительном повышении производительности, которая достигает уровня высокоразвитых стран к концу прогнозного периода. Этот фактор будет являться основой ускоренного роста и в среднем обеспечит 2,6 п. п. прироста ВВП в год. Условием этого может стать форсированное развитие науки и технологий.
Прежде всего должна резко возрасти активность предприятий, связанная с вложениями в НИОКР. Доля в ВВП частных расходов на исследования и разработки должна достигнуть 1,5 % к концу рассматриваемого периода, что в 3 раза выше, чем в умеренно-оптимистичном сценарии, и становится сопоставимой с расходами стран — лидеров инновационного развития.
Разработка инноваций позволит дополнительно увеличить ежегодный темп прироста ВВП в среднем на 0,7 п. п. в 2013—2030 гг. Повышение производительности также будет основано на дополнительном качественном улучшении образования и здравоохранения, что будет обеспечивать рост ВВП на 1,3 п. п. в год.
Кроме того, условия форсированного сценария предполагают, что улучшение здравоохранения позволит существенно снизить уровень смертности и повысить численность населения в трудоспособном возрасте к 2030 г. на 4 % по отношению к базовому и консервативному сценариям.
Сценарии развития сферы науки и технологий. Расходы на НИОКР в России и в абсолютном, и в относительном выражении значительно ниже расходов стран-лидеров (США — 2,9 % ВВП, Республика Корея — 3,7 % ВВП). Затраты на науку в расчете на одного исследователя также уступают уровню развитых стран. Ситуация усугубляется тем, что материально-техническая база российской науки и испытательных центров устарела. Более того, в экономике сформировался значительный разрыв между созданием технологий в сфере НИ-ОКР и их использованием в массовом производстве. Россия крайне слабо представлена на мировых рынках наукоемкой продукции. Ни по одной из товарных групп гражданской высокотехнологичной продукции Россия не входит в число мировых лидеров-экспортеров.
Не переломило ситуации увеличение финансирования науки в последние годы, которое в реальном выражении практически не выросло.
Консервативному сценарию развития экономики (табл. 2) соответствует инерционное ориентированное на импорт технологическое развитие. Сценарий характеризуется дальнейшим ослаблением национальной инновационной системы и преимущественным использованием иностранных технологий и оборудования для модернизации производств и отраслей экономики. В национальной инновационной системе выделяются отдельные
научно-технические анклавы, сосредоточенные преимущественно на заказах топливно-энергетического и оборонного комплексов.
Спрос на фундаментальные прорывные исследования невысок. Внутренние затраты на исследования и разработки стагнируют на уровне 1,1—1,2 % ВВП, при этом доля частных расходов будет расти медленно и повысится с 18 % в 2011—2012 гг. до 32 % к 2030 г. Консервативный сценарий развития сохраняет технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе возникает риск отстать от новых индустриальных государств и Китая. Сохраняется тенденция к значительной утечке мозгов.
Умеренно-оптимистический сценарий прогноза (вариант 2) характеризуется преимущественно догоняющей моделью развития технологий, но в то же время предполагает создание отдельных очагов высококонкурентоспособных разработок (не менее 8—10 направлений мирового уровня), а также развитие прорывных поисковых фундаментальных исследований.
Спрос на отечественные технологии формируется не только в соответствии с потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, энерго-сырьевого сектора, но и средне-технологичных секторов, транспортной системы, агробизнеса, а также сферы человеческого капитала (здравоохранения и образования). В данном варианте развития доля государственных расходов будет максимальной. Внутренние затраты на исследования и разработки возрастут до 2,0 % ВВП к 2030 г., доля частных расходов увеличится к 2030 г. до 28 % при общем существенном повышении эффективности разработок и исследований.
Форсированный сценарий характеризуется масштабной модернизацией отечественного сектора НИОКР и фундаментальной науки, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг, повышением эффективности взаимодействия национального сектора генерации знаний и бизнеса. Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры, а также предполагает активное образование инновационных кластеров на региональном уровне. Можно рассматривать его как вариант завоевания лидерства в целом пучке ключевых научных и технологических направлений.
Таблица 2
Характеристика сценариев развития
Показатель Консервативный (вариант 1) Умеренно-оптимистичный (вариант 2) Форсированный (вариант 3)
Научные исследования и разработки Развитие по бюджетному сценарию госпрограммы развития науки и технологий Реализация варианта госпрограммы развития науки и технологий с учетом дополнительного объема ресурсов
Дополнительные проекты Увеличение финансирования фундаментальных исследований, научных школ и центров. Развитие техплат-форм, инновационных кластеров и научно-технологических фондов. Поддержка развития инжиниринговых центров (в том числе корпоративных) Увеличение финансирования фундаментальных исследований дополняется реализацией проектов Mega-Science, а также модернизацией испытательно-экспериментальной базы научных центров
Расходы на науку Сохранение расходов на научные исследования и разработки в 2013—2030 гг. в диапазоне 1,1—1,2 % ВВП. Увеличение доли внебюджетных источников финансирования НИОКР с 18 % в 2011—2012 гг. до 28 % в 2020 г. и 32 % к 2030 г. Увеличение расходов на научные исследования и разработки до 1,4 % ВВП к 2020 г. и 2 % ВВП к 2030 г. Увеличение доли внебюджетных источников финансирования НИОКР до 28 % к 2030 г Более низкий относительный уровень, чем в варианте 1, при более высоком стоимостном объеме частных расходов Увеличение расходов на научные исследования и разработки до 1,6 % ВВП к 2020 г и 2,5—3 % ВВП к 2030 г Увеличение доли внебюджетных источников до 50 % к2030 г
Одновременно указанный вариант является более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок, прежде всего фундаментального характера, однако основной вызов связан с коренным изменением поведения бизнеса, резким увеличением частных инвестиций в НИОКР, активным поиском и формированием новых рынков, выходом с новыми продуктами и услугами в существующие рыночные ниши. Внутренние затраты на исследования и разработки по данному сценарию возрастут к 2030 г. до 3,0 % ВВП, доля частных расходов составит 50 %.
Рост производительности труда. Он становится ключевым параметром для обеспечения устойчивого экономического роста в условиях ограничений предложения на рынке труда. В 2012 г. уровень производительности труда на отработанный час в России относительно уровня США, по данным ОЭСР, составлял 39 %. В соответствии с прогнозными оценками при консервативном варианте развития производительность достигнет к 2030 г. 66 % от текущего уровня США, при инновационном варианте — 78 %, при форсированном — 103 %.
Наиболее высок потенциал роста производительности труда в отраслях с наибольшим отставанием от мировых лидеров. Это в значительной степени относится к обрабатывающей промышленности. В высоко- и среднетехнологичных отраслях
машиностроения уровень производительности труда в 3—10 раз ниже имеющегося у ведущих мировых компаний.
Рост производительности будет определяться внедрением новых технологий и оборудования, методов бережливого производства, оптимизации существующих мощностей и рабочих мест. Существенный вклад в рост производительности будет вносить структурный фактор. В соответствии с прогнозными расчетами сферы с наибольшим потенциалом роста производительности труда будут развиваться и более высокими темпами.
Рост производительности труда в торговле и некоторых областях сферы услуг будет обеспечен переходом на новые формы производства (интернет-торговля, другие виды электронных услуг). Значительный потенциал роста производительности труда существует в сельском хозяйстве за счет внедрения комплексных инновационных технологий (табл. 3).
В рамках утвержденных государственных программ, в соответствии с их вариантами, предполагающими дополнительные мероприятия и финансирование, ставятся более высокие ориентиры для роста производительности труда, чем в консервативном варианте прогноза.
При прогнозируемом за 2012—2020 гг. росте производительности труда по экономике в целом на 35 % в консервативном сценарии, на 43 % в
Таблица 3
Рост производительности труда по выпуску на одного занятого к уровню 2011 г., вариант 1, %
Показатель 2012 2015 2018 2020
Всего по ВВП 103 113 127 135
Сельское хозяйство 98 119 133 143
Добыча полезных ископаемых 99 100 103 106
Обрабатывающая 104 118 141 158
промышленность
Энергетика 100 104 110 114
Торговля 105 113 126 137
Транспорт и связь 101 108 114 118
Таблица 4
Рост производительности труда по данным государственных программ, % к уровню 2011 г.
Государственные программы 2015 2020
Рыбохозяйственный комплекс 123 137
Легкая промышленность и народные худо- 132 185
жественные промыслы
Лесопромышленный комплекс 124 164
Химический комплекс 124 164
Фармацевтическая и медицинская про- 225 450
мышленность
Металлургия 127 164
Тяжелое машиностроение 143 224
Станкоинструментальная промышленность 149 238
Силовая электротехника и энергетическое 142 223
машиностроение
Электронная и радиоэлектронная промыш- 159 332
ленность
Машиностроение специализированных 142 221
производств
Транспортное машиностроение 137 197
Автомобильная промышленность 132 180
Судостроительная промышленность 148 364
Авиационная промышленность 216 461
Транспорт: 124 164
— железнодорожный 116 158
— водный 128 175
— воздушный
Достижение целевых
инновационном и на 70 % в форсированном госпрограммы будут обеспечивать рост производительности в соответствующих секторах выше, чем в среднем по экономике. Так, наибольший прирост предполагается в авиационной промышленности (в 4,6 раза), в судостроении (в 3,6 раза), в электронной и радиоэлектронной промышленности (в 3,3 раза), а также в фармацевтической и медицинской промышленности (в 4,5 раза). Наименьший прирост производительности предполагается в рыбохозяйственном комплексе (на 37 %), однако он также будет выше, чем в среднем по экономике (табл. 4).
Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики. Все сценарии долгосрочного прогноза направлены на достижение параметров, намеченных в указах Президента Российской Федерации. Однако и консервативный, и умеренно-оптимистичный сценарии развития экономики не позволят в полной мере достичь целевых уровней. В консервативном варианте недостаточная инвестиционная активность не позволит повысить норму валового накопления основного капитала в ВВП более 25 % в 2018—2020 гг. (21 % в 2011 г.). Рост производительности труда к 2018 г. составит менее 30 % относительно уровня 2011 г.
Сценарий умеренно-оптимистического развития обеспечивает значительное улучшение качественных характеристик экономического развития при поддержании сбалансированного устойчивого роста. Однако и он не обеспечивает выхода на целевые макроэкономические параметры. В 2018—2020 гг. доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет находиться в пределах 25—26 %, производительность труда к 2018 г. относительно 2011 г. вырастет в 1,4 раза (табл. 5).
В форсированном (целевом) сценарии инновационный импульс, реализуемый стратегиями развития высокотехнологичных отраслей и расходами
Таблица 5
параметров развития
Показатель Вариант 2011 г. 2015 г. 2018 г. 2020 г.
Валовое накопление основного капитала, % ВВП 1 21,4 23 23 24
2 23 24 26
3 25 29 32
Высокотехнологичный наукоемкий сектор, % ВВП 3 7,5 7,9 8,8 9,9
По отношению к уровню 2011 г. 3 — 1,1 1,2 1,3
Производительность труда (2011 г. = 100 %) 1 100,0 113 128 137
2 113 130 143
3 119 149 170
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА
проблемы и решения ^ 65
на наукоемкие отрасли, обеспечивающие развитие человеческого капитала, позволит увеличить долю высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП с 7,5 % в 2011 г. до 7,9 % ВВП в 2015 г. и до 9,9 % к 2020 г. Доля высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП к 2018 г. возрастет в 1,3 раза, что соответствует параметру указа Президента Российской Федерации о повышении доли этого сектора к 2018 году. Экономическая политика, направленная на улучшение бизнес-климата и увеличение притока иностранного капитала, предполагает существенный рост доли валового накопления основного капитала в ВВП — до 25 % к 2015 г., 29 % к 2018 г. и до 32 % к 2020 г.
Форсированный (целевой) сценарий развития характеризуется интенсификацией факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. в условиях относительно стабильных мировых цен.
Повышение стоимости труда будет стимулировать модернизацию рабочих мест с целью увеличения производительности труда, а принимаемые меры по повышению качества профессиональной подготовки и переподготовке кадров, стимулированию трудовой мобильности населения приведут к качественному улучшению рабочей силы.
Вместе с тем форсированный сценарий характеризуется повышенными рисками макроэкономической несбалансированности. Уровень инфляции выше, чем в консервативном и умеренно-оптимистичном вариантах. Существенно возрастут долги частного и государственного секторов, государственный бюджет на протяжении прогнозного периода в рамках действующей налоговой системы будет дефицитным, а сальдо счета текущих операций после 2015 г. станет устойчиво негативным. Это приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.