Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ТУРИЗМА'

ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
421
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
фестивальный туризм / фестиваль / устойчивое развитие / устойчивый туризм / факторы устойчивого развития / заинтересованные стороны (участники) / нематериальное культурное наследие / ЮНЕСКО. / festival tourism / a festival / sustainable development / sustainable tourism / sustainability indicators / stakeholders / Intangible Cultural Heritage / UNESCO.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрембицкая Лилия Игоревна

Работа посвящена изучению и анализу перспектив развития фестивального туризма, в частности, факторам, способствующим устойчивому развитию туризма, а также дается его определение. В статье определены участники (заинтересованные стороны) фестивалей: туристы, местное население, правительственные организации, частный бизнес, детально рассматривается их роль в устойчивом развитии фестивального туризма. Особое внимание уделяется необходимости взаимодействия между всеми участниками фестиваля в процессе его организации и проведения для дальнейшего развития и создания положительного имиджа дестинации, а также роль фестивалей для места его проведения и аутентичного местного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND PERSPECTIVES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF FESTIVAL TOURISM

The article is devoted to the research and analysis of the perspectives of festival tourism development, in particular, sustainability indicators enhancing sustainable tourism and ensuring sustainable festival development; the definition of sustainable development is given. The article gives information about festival stakeholders such as tourists, residents, government agencies and business owners, and analyses their role in sustaining festivals. Particular attention is paid to the multi-stakeholder perspective, i.e. the relationship between a festival and its stakeholders while planning and holding an event, its necessity in creating positive image of a destination, festival influence on a location and authentic community development are stressed.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ТУРИЗМА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021

ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО ТУРИЗМА

FACTORS AND PERSPECTIVES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF

FESTIVAL TOURISM

УДК 338.48

Стрембицкая Лилия Игоревна, обучающаяся 2 курса бакалавриата, кафедра туризма факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь

81гешЫ1зкауа Ь.Т. [email protected]

Аннотация

Работа посвящена изучению и анализу перспектив развития фестивального туризма, в частности, факторам, способствующим устойчивому развитию туризма, а также дается его определение. В статье определены участники (заинтересованные стороны) фестивалей: туристы, местное население, правительственные организации, частный бизнес, детально рассматривается их роль в устойчивом развитии фестивального туризма. Особое внимание уделяется необходимости взаимодействия между всеми участниками фестиваля в процессе его организации и проведения для дальнейшего развития и создания положительного имиджа дестинации, а также роль фестивалей для места его проведения и аутентичного местного сообщества.

Annotation

The article is devoted to the research and analysis of the perspectives of festival tourism development, in particular, sustainability indicators enhancing sustainable tourism and ensuring sustainable festival development; the definition of sustainable development is given. The article gives information about festival stakeholders such as tourists, residents, government agencies and business owners, and analyses their role in sustaining festivals. Particular attention is paid to the multi-stakeholder perspective, i.e. the relationship between a festival and its stakeholders while planning and holding an event, its necessity in creating positive image of a destination, festival influence on a location and authentic community development are stressed.

Ключевые слова: фестивальный туризм, фестиваль, устойчивое развитие, устойчивый туризм, факторы устойчивого развития, заинтересованные стороны (участники), нематериальное культурное наследие, ЮНЕСКО.

Key words: festival tourism, a festival, sustainable development, sustainable tourism, sustainability indicators, stakeholders, Intangible Cultural Heritage, UNESCO.

Фестивали - достаточно распространенная форма культурного празднества, в процессе которого люди, не являющиеся жителями принимающей локации, приезжают для участия в мероприятии. Не поддается сомнению тот факт, что фестивали являются жизненно необходимым туристическим ресурсом, который обогащает внутренний мир посетителей и положительно влияет на развитие аутентичной ценности дестинации.

Традиционно в процессе изучение и анализа перспектив развития фестивального туризма принимаются во внимание такие факторы развития, как экологический, психологический, социальный, демографический, экономический, политический, культурный и материально-технический. Причем, в последнее время, основной упор делался на экологический фактор,

так как концепцией многих фестивалей становится «зеленая политика» и сохранение окружающей среды, наряду с уменьшением негативного влияний фестивалей на природу, которые стали центральной темой фестивального туризма и основным критерием при планировании и проведении фестивалей.

С точки зрения управления фестивальным туризмом, посетители подобных мероприятий вносят вклад в экономическое развитие местности и способствуют росту репутации данного фестиваля среди потенциальных туристов. Кроме того, не стоит забывать о взаимодействии таких разнообразных факторов, как идеи, финансы, люди, культурное восприятие, информационный поток. Организовывая фестиваль, принимающая сторона получает прибыль, создает различные досуговые мероприятия, улучшает инфраструктуру территории, на которой проводится мероприятие.

Взаимоотношения всех участников фестиваля делает такой вид туризма достаточно сложным и требующим внимательного отношения ко всем перспективным факторам, способствующим устойчивому развитию фестивалей.

В глобальном смысле, устойчивое развитие - это непрерывный, динамический процесс формирования мирового гражданского общества, снижения социального неравенства и экологической нагрузки на биосферу, разработки новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий с целью предотвращения глобальных экологических, экономических и социальных угроз, обеспечения экономического роста без ущерба для экологии [4]. В свою очередь, устойчивое развитие туризма - это способность туризма в течение длительного периода времени сохранять свои количественные и качественные показатели, т.е. оправдывать ожидания резидентов и туристов как в короткий, так и продолжительный период, не нанося ущерба окружающей среде той территории, которая заинтересована в этом явлении [6].

Важность устойчивого развития фестивального туризма приобрела глобальный масштаб и нашла свое отражение в концепции Нематериального

культурного наследия ЮНЕСКО (Intangible Cultural Herirage - ICH), направленной на обеспечение стабильного развития культурного, а также событийного и фестивального туризма в мире.

В настоящее время существует достаточное количество исследований, направленных на изучение и развитие таких индикаторов стабильного развития, как оценка, мониторинг и сравнительная характеристика факторов, однако, мало внимания уделяется выделению и определению индикаторов, основанных на перспективе взаимодействия между большим количеством участников - заинтересованных сторон фестивалей. Гетц и Андерсон утверждают, что совокупная роль всех заинтересованных сторон является неотъемлемой частью создания фестиваля [1]. Роль такой организации состоит в создании, укреплении, продвижении фестивалей путем взаимодействия, обмена идеями и информацией [2]. В результате, можно выделить четыре основных участника фестивального туризма: туристы, местное население, правительственные организации и предприниматели [3].

Практическое участие посетителей фестивальных мероприятий (туристов) в развитии туризма заключается в их уважении к местным социально-культурным ресурсам, а также в участии в местном потреблении ресурсов. Фестивальный туризм дает возможность изучения различных культурных особенностей, разнообразных традиций и стиля жизни различных территорий и этнических сообществ, расширения кругозора, развития толерантного отношения к культурному разнообразию. Знакомство с аутентичным искусством, бытом, кухней, проведение различных мастер-классов не только способствует духовному и интеллектуальному развитию участников фестивалей, а также вносит весомый вклад в социальное взаимодействие и в развитие межличностных отношений. Создание комфортной фестивальной атмосферы посредством различных развлекательных программ, гастрономических мероприятий, привлекательной инфраструктуры, наряду с организационно-

художественными формами проведения фестивалей способствуют не только

экономическому росту состояния региона, но и улучшает его имидж как туристской дестинации.

Поддержка и участие местного населения в фестивалях и культурных мероприятиях способствует передаче своей культуры, укреплению социальной сплоченности и целостности принимающего сообщества. Поощряя и способствуя участию местного населения в организации и проведении фестивалей, организаторы не только создают дополнительные рабочие места, повышая материальное благополучие и уровень жизни. Местные жители осознают свою принадлежность к индустрии туризма не только лишь по факту места проживания, фестивальное движение становится стилем жизни, образом мыслей, дают возможность сохранить местную культуру, продемонстрировать ее особенности и самобытность, сохранить и передать молодому поколению.

Правительственные организации опираются на такие факторы развития, как повышение популярности принимающей местности, наряду с формированием чувства гордости у местного населения. Способствуя продвижению фестиваля, правительственные организации формируют имидж, подчеркивающий особенности принимающей локации, подчеркивая ее уникальности в глазах потенциальных туристов. Рекламируя и продвигая аутентичность и локальную ценность дестинации - места проведения фестиваля, правительственные организации формируют чувство гордости у местного сообщества, способствуют их вовлеченности в различные мероприятия в рамках фестиваля, включая украшение, проведение мастер-классов, презентаций, художественных выставок и концертов.

Частный бизнес и предприниматели оказывают поддержку в процессе сохранения местных культурных ценностей и в создании новых рабочих мест для местного населения. Получая выгоду от использования привлекательных туристических ресурсов региона или отдельно взятой местности, они несут социальную ответственность и берут на себя часть расходов, направленных на различные мероприятия, связанные с проведением фестиваля и устранения его последствий. Частными предпринимателями также создаются временные

рабочие места на срок проведения фестиваля, включающие в себя различные виды сервиса и участие в различных развлекательных и культурных мероприятиях.

Принимая во внимание тот факт, что фестивальный туризм в настоящее время - это уникальный вид туризм, потенциал которого неисчерпаем, необходимо принимать во внимание все факторы, способствующие его развитию, строить взаимоотношения и укреплять взаимосвязи между их компонентами. Практически каждая страна имеет ресурс для устойчивого развития фестивального туризма, обогащая туристскую деятельность и расширяя ассортимент турпродуктов, повышая аттрактивность региона. В связи с этим концепция устойчивого туризма, основанная на взаимодействии всех участников фестивалей, на сегодняшний день представляется актуальной и заслуживающей внимания.

Кроме того, управление устойчивым развитием необходимо рассматривать как динамический процесс изменения туристских дестинаций. Не существует универсальной модели, подходящей для всех и во всех случаях. Однако существуют многочисленные важные факторы, которые могут способствовать реализации успешной жизнеспособной политики туризма во всех регионах независимо от их формы или величины [6].

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что устойчивый фестивальный туризм оказывает содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной занятости, обеспечению гендерного равенства [5], формированию культурной толерантности, интеллектуальному и духовному развитию личности, чувства ответственности и гордости за свою культуру и нематериальное наследие. Благодаря развитию устойчивого фестивального туризма возможно создание стойкой инфраструктуры, стремление к развитию и инновациям. Устойчивое развитие туризма в целом также влияет на возможность построения миролюбивого и открытого общества с целью активизации работы представителей разных стран в рамках глобального партнерства [5].

Литература

1. Гетц Д., Андерссон Т. Участники фестивального туризма: изучение взаимоотношений и взаимозависимости на примере четырех стран. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/50234743 Festival Stakeholders Exp loring Relationships and Dependency Through a Four-Country Comparison (дата обращения 09.01.2021).

2. Гетц Д. Событийный туризм: определение, развитие и исследование. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/270760957 Getz D 2008 Event tour ism_Definition_evolution_and_research_Tourism_Management_29_3_403-428 (дата обращения 08.01.2021).

3. Ванг Я.-Ч. Индикаторы устойчивого развития фестивального туризма: перспективы взаимодействия нескольких сторон. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/328933194 Sustainability indicators for festival tourism A multi-stakeholder perspective (дата обращения 08.01.2021).

4. Новиков В.С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.intacadem.ru/statj i/novikov-v.s. -harakternye-cherty-turizma-xxi-veka-ustoychivoe-i-innovatsionnoe-razvitie-3.html (дата обращения 09.01.2021).

5. Пирогова О.В., Пирогова А.Ю. Роль устойчивого туризма в мире. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //applied-research.ru/ru/article/view?id=11743 (дата обращения 08.01.2021).

6. Управление устойчивым развитием туристских дестинаций. Концепция устойчивого развития туризма. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ozlib.com/810349/turizm/upravlenie_ustoychivym_razvitiem_turistskih_ destinatsiy (дата обращения 09.01.2021).

Literature

1. Getz D., and Andersson T. Festival Stakeholders: Exploring Relationships and Dependency Through a Four-Country Comparison. [Electronic resource] / Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/50234743 Festival Stakeholders Exp loring Relationships and Dependency Through a Four-Country Comparison (date of access 09.01.2021).

2. Getz D. Event tourism: Definition, evolution, and research. [Electronic resource] / Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/270760957 Getz D 2008 Event tour ism_Definition_evolution_and_research_Tourism_Management_29_3_403-428 (date of access 08.01.2021).

3. Wang Yao-Chin. Sustainability indicators for festival tourism: A multi-stakeholder perspective. [Electronic resource] / Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/328933194 Sustainability indicators for festival tourism A multi-stakeholder perspective (date of access 08.01.2021).

4. Novikov V.S. Characteristic features of tourism in the XX century - sustainable and innovative development. [Electronic resource] / Mode of access: http : //www.intacadem.ru/statj i/novikov-v.s. -harakternye-cherty-turizma-xxi-veka-ustoychivoe-i-innovatsionnoe-razvitie-3.html (date of access 09.01.2021).

5. Pirogova O.V., Pirogova A. Yu. The role of sustainable tourism in the world. [Electronic resource] / Mode of access: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11743 (date of access 08.01.2021).

6. Management of sustainable tourist destinations development/ Conception of sustainable tourism development. [Electronic resource] / Mode of access: https://ozlib.com/810349/turizm/upravlenie_ustoychivym_razvitiem_turistskih_ destinatsiy (date of access 09.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.