и дифференциации адыгского общества. Нальчик: ГП КБР РПК, 2007. 304 с.
14. Меретуков М.А. Русско-адыгские культурные связи (вторая половина XIX - начало XX в.) // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар: КубГУ, 1991. С. 17-25.
15. Шнайдер В.Г. Советское нациестроительство на Северном Кавказе (1917 - конец 1950-х гг.): за-
кономерности и противоречия. Армавир: АГПУ, 2007. 416 с. С. 37.
16. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. 65. Кубанская область // Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prlib.ru/ Lib/pages/item.aspx?itemid=5261
14 мая 2012 г.
УДК 32 (470.64)
ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО РАСКОЛА
В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
М.Б. Шорова
Изучение этнополитических процессов современной Кабардино-Балкарии представляет большой научный и практический интерес. Некоторые исследователи считают, что здесь в полной мере присутствует набор характеристик, включаемых в кризисную и конфликтную северокавказскую "парадигму".
Рассматриваемая проблема находится в центре внимания не только широкого круга ученых, но и непосредственных акторов исследуемых процессов, что, порой служит причиной субъективности подходов к анализируемым проблемам [1].
В связи с этим обуславливается необходимость серьезного, что особенно важно, объективного осмысления современных этнопо-литических процессов в Кабардино-Балкарии в комплексе их проявлений.
Первый критический рубеж в этнопо-литической жизни современной Кабардино-Балкарии, грозивший республике расколом, пришелся на 1990-е гг. В условиях общего кризиса и ослабления системы центральной и республиканской власти национальные движения Кабардино-Балкарии взяли в свои руки инициативу по выражению и реализации национальных интересов, что вызвало политическую активность этноориентирован-ных общественно-политических объединений и привело к этнополитическому расколу.
Шорова Марьяна Буденовна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории России Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М. Бербекова, 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, [email protected], 8(862)422462.
На данном этапе руководство Кабардино-Балкарии предприняло адекватные конституционно-правовые меры на этнонационали-стические "вызовы" национальных движений, что сделало идею раскола Кабардино-Балкарии практически невозможной.
Теперь национальные движения, деятельность которых некогда носила радикальный характер, ставят перед собой по большей части не политические, а экономические цели. Кроме того, "титульные" народы Кабардино-Балкарии, традиционно лояльные по отношению друг к другу, при всей остроте тех или иных конфликтных ситуаций, имевших место в 2000-е гг., высказывали свою оппозиционность властям.
Итак, в новых условиях общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии этнополитическое противостояние делает новый виток.
Балкарские идеологи стали расценивать инициативы республиканских властей по изменению системы муниципальных образований как посягательство на национальные интересы.
Первые выпады в сторону руководства республики были вызваны принятием постановления правительства Кабардино-Балкарии от 3 августа 2002 г. о передачи пастбища государственного земельного запаса Эль-брусского района в бессрочное пользование
Maryana Shorova B - Ph.D. of History, senior lecturer of the Department of Russia History at the Kabardino-Balkarian State University named by H.B. Berbekov, 173, Chernyshevskogo Street, Nalchik, 360004, e-mail: [email protected], ph. +7(862)422462.
нескольким государственным унитарным предприятиям. Аналогичное решение было принято и по Зольскому району [2], населенному преимущественно кабардинцами.
Недоверие со стороны национальной общественности было вызвано и намерением республиканских властей придать поселку Эльбрус статус города республиканского подчинения, и возможной приватизацией туристических комплексов в Приэльбрусье, что лишало бы руководство Эльбрусского района каких-либо рычагов воздействия на ку-рортно-туристическую зону.
Еще более активный резонанс вызывала законодательная инициатива республиканских властей 27 февраля 2005 г. в отношении Приэльбрусья. Было принято два закона, относивших значительное число пастбищ к меж-селенным территориям, не принадлежащим ни к одному из сельских муниципальных образований. Кроме того, четыре населенных пункта в пригороде Нальчика - Адиюх, Белая Речка, Кенже и Хасанья - вводились в состав Нальчикского городского округа, лишаясь тем самым статуса самостоятельных муниципальных образований [3].
Вследствие принятых властью решений, в конце марта 2005 г. главы двадцати балкарских сел и лидеры ряда общественных движений подписали Обращение к руководству республики с требованиями: отменить антиконституционный и противоречащий законодательству Российской Федерации закон "О статусе и границах муниципальных образований в КБР; отменить незаконное решение о присоединении сел Хасанья и Белая речка к городу Нальчику и ликвидацию их местного самоуправления; восстановить в соответствие с законом "О реабилитации репрессированных народов" от 26.04.1996 г. (статьи 3 и 6) Чегемский и Хуламо -Безенгиев-ский районы, ликвидированные в результате политической репрессии по национальному признаку, в ранее существовавших границах; остановить информационную войну в СМИ, акции запугивания и непрерывную череду действий по ущемлению жизненных интересов балкарского народа, продолжение которых может, безусловно, привести к обострению обстановки в республике.
При этом в Обращении указывалось, что это "никоим образом не ущемляет интересы и права других народов, проживающих в единой Кабардино-Балкарии, и направлено на восстановление справедливости и укрепление братских отношений межнационального согласия в республике" [4].
На VI съезде общественной организации балкарского народа "Алан" был подтвержден курс на конструктивное сотрудничество с властями. При этом указывалось, что республиканским руководством был предпринят целый ряд провокационных шагов, среди которых попытка преобразования с. Эльбрус в город республиканского подчинения с выводом его из состава Эльбрусского района и "растворением местного населения среди приезжих"; принятие закона "О статусе и границах муниципальных образований", который, по мнению членов съезда, "практически лишал балкарские села сенокосов, пастбищ, лесов, рекреационных ресурсов, других объектов жизнедеятельности и относил подавляющую часть территории Балкарии к межселенным территориям" [5].
Так изменения, инициированные республиканскими властями в системе муниципальных образований, стали новым фактором этнической мобилизации.
Противостояние этноориентированных общественных объединений и властей республики проявлялось в различных формах. Национальные активисты подавали иски в суд, писали обращения Президенту РФ и председателям палат Федерального собрания, проводили митинги, голодовки, пикеты возле здания администрации, проводили референдумы, открыто выражали недоверие властям. Республиканское руководство накладывало мораторий на митинги, иски не удовлетворялись, накладывался запрет на печать в типографиях районных газет, референдумы объявлялись незаконными.
Происходившие в республике события порой не вписывались в тактику противостоящих сторон. Так, в мае 2005 г. за две недели до референдума по вопросу о границах муниципальных образований был застрелен активный сторонник сохранения Хасаньей и Белой речкой статуса муниципальных образований глава администрации с. Хасанья, депутат горсовета г. Нальчика А. Зокаев Это событие усугубило противоречия Балкарского национального движения и властей [6].
Подобное положение дел требовало принятия срочных и адекватных мер со стороны всех государственных и общественных структур.
В апреле 2007 г. по инициативе Президента КБР и ряда общественных организаций на брифинге в Фонде культуры было заявлено о создании движения "Единая Кабардино-
Балкария", куда вошли "Адыгэ Хасэ", "Алан", 18 национально-культурных центров, Фонд культуры и Союз кинематографистов. Целью движения провозглашались консолидация всех сил и противостояние любой агрессии, политической в том числе, чтобы в Кабардино-Балкарии процветали мир, стабильность, единство [7]. Примечательно, что к движению не изъявил желание присоединяться Совет старейшин балкарского народа, тем самым, высказав свою радикальную позицию.
Явной победой этноориентированных общественно-политических сил стало решение Конституционного суда о РФ 15 мая 2007 г., касающееся муниципальной реформы в Кабардино-Балкарии. Законы стали предметом судебных разбирательств по двум принципиальным позициям: по вопросу учета мнения населения при фактической ликвидации муниципальных образований в силу их включения в состав других населенных пунктов и по вопросу о создании межселен-ных территорий в КБР. В жалобах утверждалось, что положения Законов не связывают предусмотренное ими изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, а также преобразование и упразднение муниципальных образований и упразднение их представительных органов с необходимостью получения согласия населения этих муниципальных образований. Тем самым нарушается право граждан на осуществление местного самоуправления и самостоятельность местного самоуправления. Кроме того, заявители считали, что, поскольку Кабардино-Балкарская Республика относится к субъектам Российской Федерации с высокой плотностью населения, выделение в ней межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений) неправомерно; включение же сельских населенных пунктов в состав городского округа ведет к потере их населением статуса сельских жителей и, соответственно, - к потере ряда льгот, лишению пастбищных и сенокосных угодий, рекреационных земель, возможности заниматься традиционным промыслом - животноводством, а также к нарушению права муниципальной собственности [8].
После вторичного рассмотрения иска было признано, что изменение границ муниципальных образований все-таки не могло пройти без учета мнения их жителей.
15 июня 2007 г. в Верховный суд Кабардино-Балкарии был направлен иск Совета
старейшин балкарского народа о невыполнении решения Конституционного суда, а также закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" органами власти Кабардино-Балкарии.
Этнополитические процессы стали приобретать более динамичный характер.
14 июля 2007 г. был проведен несанкционированный митинг балкарской оппозиции, выдвинувший следующие требования:
1. "Обеспечить неукоснительное выполнение всех Федеральных законов, Конституции РФ, определения Конституционного суда РФ от 3.04.07 г. на всей территории Кабардино-Балкарии.
2. Реализовать право жителей сельских поселений на обладание земельными паями на безвозмездной основе.
3. Восстановить территориальные права муниципальных образований - сел, у которых отторгнуты "межселенные территории".
4. Восстановить муниципальные органы власти сел, присоединенных к городским округам вопреки Конституции, Федеральному закону и определению Конституционного суда России.
5. Согласовать пределы пограничной зоны на территориях населенных пунктов в строгом соответствии со ст. 16 ФЗ "О государственной границе" [9, с. 94].
11 октября 2008 г. состоялся съезд Совета старейшин, резолюция которого, по сути, повторяла требования балкарских Съездов начала 1990-х гг.:
«а) Восстановить принципы образования Кабардино-Балкарии на условиях Постановления ВЦИК РСФСР от 16.01.1922 г.
б) Во исполнение Федерального закона "О реабилитации репрессированных народов" завершить до 1.02.2009 г. полную территориальную реабилитацию репрессированного балкарского народа, имея в виду восстановление (в пределах их землепользования по состоянию на 8 марта 1944 г.) всех четырех противоправно ликвидированных районов компактного проживания балкарцев...
в) Обеспечить на всей территории КБР, являющейся субъектом Российской Федерации, неукоснительное соблюдение норм Федерального законодательства, особенно Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об основных принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации.
г) До полной реализации вышеперечисленных мер приостановить, а затем и отменить на территории КБР действие всех
законодательных актов республики, противоречащих Федеральным законам, имея в виду, в первую очередь, законы КБР № 12-РЗ и № 13-РЗ от 27.02.2005 г.30, признанные определением Конституционного суда РФ от 3 апреля и 2 октября 2007 г. противоречащими Конституции РФ"».
В случае невыполнения этих требований съезд давал полномочия старейшинам балкарского народа обратиться к федеральным властям "с просьбой о признании конституционного права балкарского народа на полное самоопределение в составе РФ в качестве его прямого субъекта" [10].
Таким образом, федеральные и республиканские органы власти позволили сторонникам радикальных мер национальных движений вновь взять инициативу в свои руки. При этом этноориентированные общественно-политические объединения очередной раз продемонстрировали неспособность достижения согласия в республике компромиссным путем.
Очевидно, республиканское руководство не могло допустить как нарастания в республике межнациональной напряженности, так и усиления противостояния власти.
С целью примирения сторон 1 ноября 2008 г. в столице Кабардино-Балкарии был проведен Гражданский форум, посвященный теме межэтнических отношений, организатором которого выступил Общественно-консультативный центр при Президенте республики. В форуме прияли участие национально-культурные центры и творческие союзы, политические партии, общественные организации, в том числе и оппозиционные. Важным является решение участников форума о том, что структуры гражданского общества должны солидарно противостоять явлениям, когда требования, методы, действия и акции тех или иных структур вызывают социальную напряженность, наносят ущерб межнациональному согласию и идут в разрез с требованиями закона. "Способом решения любых возникающих проблем, имеющих этнический аспект, в Кабардино-Балкарии должен быть открытый и сдержанный диалог и гражданского общества, направленный на поиск конкретных форм и механизмов решения этих проблем" [11].
Важным шагом в сторону стабилизации обстановки в Кабардино-Балкарии стало принятие поправок к закону "О статусе и границах муниципальных образований". Поправки существенно урезали межселенные территории в республике. Среди районов с преобладанием балкарского населения они были
полностью ликвидированы в Эльбрусском, частично - в Черекском и Чегемском.
Ряд национальных организаций столь резкое изменение взгляда на вопрос о межсе-ленных территориях восприняло настороженно. Так, Совет старейшин балкарского народа выразил обеспокоенность тем, что земли, потерявшие статус межселенных территорий, могут быть объявлены республиканской собственностью и снова выведены из-под контроля сельского самоуправления.
Об отмене межселенных территорий высказались и адыгские организации. Координационный совет адыгских общественных организаций указал на то, что пастбищные земли, передаваемые горным селам, "традиционно и исторически находились в общем пользовании как при царской России, так и при советской власти у всех населенных пунктов Кабардино-Балкарии независимо от национальной принадлежности". Также в заявлении утверждается: "Общественные организации национальной ориентации... целенаправленно под надуманным флагом борьбы за устранение межселенных территорий осуществляют политику расширения любым способом границ. " [9, с. 106].
Существенно, что ранее, до изменения позиции республиканских властей, по существу проблемы межселенных территорий адыгские организации высказывались очень редко. Тем не менее, 21 декабря 2008 г. межрегиональная общественная организация "Бал-кария" осудила обращение ряда кабардинских общественных организаций к руководству республики, в котором говорилось об ущемлении интересов кабардинских населенных пунктов. «Я не сомневаюсь, что это сделано с подачи государственных органов, - заявил первый заместитель председателя "Балкарии" Р. Бабаев. Кабардинскому народу пытаются внушить, что во всех бедах виноваты балкарцы, они отнимают землю. Но балкарцы не говорят, что будет граница между Ка-бардой и Балкарией. Главное, чтобы была территория, на которой народ мог бы развиваться. Мы не утверждаем, что вся земля, все объекты будут принадлежать балкарцам. Пусть принадлежит негру, австралийцу, канадцу, кабардинцу, русскому. Сейчас рыночные отношения». В итоге "Балкария" приняла решение обратиться к кабардинскому народу с предложением "раскрыть эту змеиную махинацию, призванную разжечь огонь между народами. Нам надо обратиться к простому кабардинцу, он поймет, что ни один балкарец
не придет и землю вокруг его села хватать не будет" [4].
30 октября 2009 г. Парламентом КБР были приняты законопроекты, согласно которым в Черекском и Эльбрусском районах были ликвидированы межселенные территории, а все земли переданы девяти балкарским селам [12]. Это вызвало протесты адыгской общественности. Механизм этнополитического раскола на почве межнационального противостояния был запущен.
17 ноября 2009 г. в г. Нальчике по инициативе Координационного совета объединенных адыгских организаций прошел митинг, на котором прозвучали требования вернуть ситуацию с отгонными пастбищами в положение, существовавшее до 2005 г., принять закон об отгонном животноводстве, а потом уже решить проблему межселенных территорий [13].
28 ноября 2009 г. Парламент Кабардино-Балкарии на основании обращение глав администрации сельских поселений Аушигер, Заюково, Жемтала, Лечинкай, Шалушка и Координационного совета адыгских общественных организаций приостановил рассмотрение законопроектов об изменении границ муниципальных образований в республике [14].
Накануне указанных событий в Москве с 26 по 29 октября 2009 г. прошла серия пикетов, организованных прибывшими из Кабардино-Балкарии представителями балкарского народа, которые хотели обратить внимание столичной общественности и федеральных органов власти на неисполнение властями республики Закона "О реабилитации репрессированных народов" и Закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В качестве нерешенных вопросов балкарцы называли восстановление Хуламо-Безенгиевского района, возвращение статуса балкарским поселкам Хасанья и Белая Речка, а также полный возврат земель, отнесенных к межселенным территориям[15].
24 августа 2010 г. Координационный совет балкарских общественных организаций принял решение созвать съезд для решения вопроса о самоопределении балкарского народа.
27 ноября 2010 г. прошел очередной съезд балкарского народа, в резолюции которого было отмечено, что Совету старейшин балкарского народа совместно с другими организациями и объединениями, отстаивающими законные интересы балкарского народа, поручается сконцентрировать все силы
и возможности для достижения реального самоопределения балкарского народа в составе Российской Федерации. "Уведомить при этом представителей соседних народов и этносов, что балкарский народ не предъявляет ни к кому из них каких-либо претензий, а возможные споры и недопонимание могут успешно решаться согласительными процедурами" [16].
Таким образом, в ходе противостояния власти и этноэлит, как одного из механизмов этнополитического раскола в КБР, национальные движения Кабардино-Балкарии взяли в свои руки инициативу по выражению и реализации национальных интересов, что явилось фактором этнополитического раскола в республике. Поскольку этноориентирован-ными объединениями "титульных народов" были предприняты попытки реализовать национальные интересы радикальными мерами, был запущен следующий механизм этнополитического раскола в КБР, проявившийся в их выступлении друг против друга.
Сегодня в этнополитической жизни современной Кабардино-Балкарской Республики протекают сложные, конфликтные процессы, требующие пристального внимания, глубокого анализа и адекватных мер
Властные структуры Кабардино-Балкарии должны демонстрировать убежденность в том, что целостность и единство республики важнее этнических предпочтений. Руководство и национальные идеологи Кабардино-Балкарии, должны учиться слышать и понимать друг друга, нести ответственность за все принимаемые решения и методы их реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Залиханов М.Ч. Моя Россия. М.: "Изд. дом НП", 2003. 280 с.; Он же. Дом мой - Эльбрус. М.Нальчик: "Изд. дом НП", 2007. 1016 с. Борей И.М., Дзагулов Р.К., Колесников М.Ф. Вымысел и истина. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. 372 с. Калмыков Ж.А. Навязчивые идеи псевдоисториков и этнолидеров // Голос Кабарды. Газета Координационного совета адыгских общественных объединений КБР. 2011. № 7. Сентябрь; Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения. Нальчик: Б.И., 2011. 230 с.
2. Постановление Правительства КБР от 03.08.2002 N 335 "О предоставлении земель государственным унитарным предприятиям "Аурсентх" и "Хайма-ша" в зоне отгонного животноводства" // Балкарская Республика. [Электронный ресурс]. URL: http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemsz/ dok_ieqrjo.htm.
3. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 12-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" // Там же. URL: http:// kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemss/ dok_ieyeco.htm; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 13-РЗ "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" // Там же. URL: http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemss/ dok_ieyedo.htm.
4. Обращение глав администраций балкарских сел, Кабардино-Балкарского регионального отделения политической партии "Евразийский Союз" и Центрального Совета Республиканской: общественной организации балкарского народа "План" по вопросу принятия закона КБР "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" // Балкария. 2005. № 2. Май. [Электронный ресурс]. URL: http://real-alania.narod. ru/turkalan/blk/16 .htm.
5. Суфиян Беппаев. Пока не решены эти проблемы, не будет спокойствия в республике // Газета Юга. 2006. № 22 (639). 1 июня.
6. На митинге в Нальчике около тысячи человек потребовали расследовать убийство главы села Ха-саньи // News ru.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/russia/28may2005/miting.html.
7. "Единая Кабардино-Балкария" объединила не всех // Газета Юга. 2007. № 16 (685). 19 апреля.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 171-О-П // Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ре-
сурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/12053372/.
9. См.: Казенин К. "Тихие" конфликты на Северном Кавказе: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. М.: REGNUM, 2009. 180 с.
10. Оставляем за собой право обратиться в высший орган власти страны // Газета Юга. 2008. № 42 (763). 16 окт.
11. Гражданский форум обсудил вопросы межнационального согласия // Советская молодежь. 2008. 5 нояб.
12. Может стать поводом для серьезного конфликта // Газета Юга. 2009. № 45(818). 5 нояб. // URL: http://www.gazetayuga.ru/archive/2009/45.htm.
13. В Нальчике прошел митинг адыгской общественности // KBRLIFE: События и жизнь в КБР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kbrlife.ru/ news/648-v-nalchike -pro shj ol-miting-adygskojj. html.
14. Парламент Кабардино-Балкарии приостановил рассмотрение законопроекта об изменении границ муниципальных образований // Там же. URL: http://www.kbrlife.ru/politika/700-parlament-kabardino-balkarii-priostanovil.html.
15. Шахмурзов А. Споры о земле перешли в плоскость политического противостояния // Официальный сайт партии "Правое дело". [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoedelo.ru/index. php?q=node/3176.
16. В КБР участники съезда балкарского народа заявили, что земельный вопрос в республике не решается // kbr-inform.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kbr-inform.ru/news-4563.html.
21 мая 2012 г.
УДК 32.001
СТРАТЕГИИ ДЕПОЛИТИЗАЦИИ "ЧЕРКЕССКОГО ВОПРОСА"
Ю.М. Азикова
В изучении вопроса о стратегиях деполитизации "черкесского вопроса" можно выделить два подхода. Первый подход представлен в выступлениях и публикациях представителей оппозиционных адыгских общественных организаций и солидаризирующихся с их точкой зрения экспертов. По их мнению, черкесский вопрос изначально был задуман и поднят, в первую очередь, как вопрос политический. Поэтому им представляются
Азикова Юзанна Мартиновна - ассистент кафедры всеобщей истории Социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected].
абсолютно невозможными попытки его де-политизировать [1].
Второй подход отражает реакцию со стороны официальных российских структур, проправительственных аналитиков и экспертов, заключающуюся в стремлении деполитизировать черкесский вопрос, исключив непредсказуемость дальнейшего развития ситуации и риски, связанные с общественной и государственной безопасностью. По мнению представителей данной группы, проблемы,
Uzanna Azikova - assistant of the General History Department of Sosially-Humanitarian Institute at the Kabardino-Balkarian State University mamed by H.M. Berbekov, 173, Chernishevsky Street, Nalchik, 360004, e-mail: [email protected].