Научная статья на тему 'Факторы и эффективность политического участия граждан в условиях демократизации современной России'

Факторы и эффективность политического участия граждан в условиях демократизации современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7163
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / POLITICAL PARTICIPATION / EFFICIENCY AND FACTORS OF POLITICAL PARTICIPATION / DEMOCRATIZATION OF THE POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гурылина М. В.

В статье рассматриваются особенности политического участия российских граждан в период демократизации политической системы. Сформулированы основные факторы, оказывающие влияние на политическое участие россиян и на его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and efficiency of political participation of citizens in process of democratization in the modern Russia

The article examines the features of political participation of Russian citizens in the process of democratization of the political system, the basic factors that influence the political participation of the Russians, and its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Факторы и эффективность политического участия граждан в условиях демократизации современной России»

Гражданское общество

Факторы и эффективность политического участия граждан в условиях демократизации современной России

М.В. Гурылина

Одним из важнейших исходных условий перехода к демократическому обществу в условиях реформирования российской политической системы принято считать широкомасштабное гражданское и политическое участие, которое основывается на признании конституционного права каждого гражданина в демократическом обществе на политическую свободу и равные права. При этом предполагается, что интересы всех слоев общества могут быть представлены в политическом процессе.

Такое понимание политического участия исходит из представления о том, что посредством участия объекты управления могут заставить властные структуры считаться со своими интересами. Политическое участие может быть определено как «действия, предпринимаемые членами социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказать влияние на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти — местном, региональном, общенациональном»1. Надо отметить, что результаты политического участия могут быть как позитивными, так и негативными: нередко, справедливое волеизъявление народа приводит к непредсказуемым последствиям (например, избрание Гитлера, «арабская весна», марши в поддержку Б. Ельцина); или, наоборот, могут быть «не замечены» многотысячные демонстрации (например, полуторамиллионная демонстрация против однополых браков).

Политическое участие есть специфическая составляющая участия гражданского, под которым подразумевается «адаптивная публичная активность, связанная с реализацией универсальных прав и свобод и соответствующих компетенций: знаний, умений, поведенческих навыков и способностей, обеспечивающая (как правило, в сотрудничестве с другими индивидами) достижение

1 Грачев М.Н. Политическое участие // Зарубежная политология: словарь-справочник. М.: Социально-политический журнал, Независимый открытый университет, 1998. С. 239.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

69

Гражданское общество

индивидуальных, групповых и общественных целей в существующих институциональных условиях»2.

Идея участия предполагает «включение или вовлечение управляемых в управление — управление общественными делами, а также, насколько это возможно, государственными делами»3. Суть подобного включения индивида в политические отношения заключается в децентрализации и перераспределении политической власти. Проявляясь в ключевых формах политического процесса — на выборах, при формировании органов государственной власти, — политическое участие обеспечивает, таким образом, ротацию политической элиты и сохранение социальной стабильности общества4.

Одной из функций политического участия является согласование целей, ставших приоритетными для правящего режима, сформированного при вышеуказанном политическом участии «управляемых», и целей, которые ставят перед собой различные группы населения на основе собственных частных интересов или вследствие своего видения общественных интересов5. Причем эти цели могут вступать в противоречие с интересами других групп и всего общества. Задача согласования целей осуществляется через институты представительной демократии, независимые средства массовой информации, а также через другие каналы политической коммуникации.

От степени зрелости политической системы и развитости гражданского общества (в том числе от общественных объединений, движений, ассоциаций, политических партий, выступающих в качестве субъектов политического процесса, влияющих на политику государства) целиком зависит эффективность политического и гражданского участия. Субъекты политического процесса выполняют свои политические роли в зависимости от уровня политической вовлеченности, от их собственных мотивов, интересов, а также ресурсов, которыми они обладают.

Факторы политического участия граждан

Для достижения поставленных целей из всего многообразия форм политического участия люди выбирают наиболее подходящие, согласующиеся с их ценностно-нормативным комплексом и правилами политической системы страны. Степень и характер включения личности в политическую жизнь определяется в первую очередь факторами участия. Выявление факторов политического учас-

2 Патрушев С.В. Гражданская активность и институциональные проблемы политического порядка в России // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Электронный сборник докладов. М., 2009. С. 9.

3 Апресян Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность // Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник / под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1997. С. 31.

4 См.: Кравцова А.В. Политическое участие в условиях демократизации российского общества: ав-тореф. дисс. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2008.

5 См.: Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998. С. 111.

70

Выпуск 1 2015

М.В. Гурылина

тия имеет огромное значение для толкования его природы в целом и места и роли личности в политике в частности.

Факторы политического участия граждан — это причины, движущие силы данного процесса, определяющие его характер или отдельные его черты, а также оказывающие воздействие на его результат. В политологической науке принято выделять три основных концептуальных подхода, объясняющих природу политического участия влиянием различных факторов: социологический (в котором определяющим фактором является социальная структура и место индивида в ней), социально-психологический (в котором политическое участие осуществляется на основании политической идентификации индивида) и рациональноинструментальный (где основополагающим фактором политического участия индивида становятся его личные интересы)6. При этом в большинстве случаев эти группы факторов не действуют изолированно. В самом общем виде факторы политического участия реализуются с помощью «принуждения, которое опирается на действие внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интереса, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер)»7.

В связи с вышесказанным к факторам, влияющим на политическое участие индивида можно отнести:

- политико-культурные традиции общества, сложившийся тип политического сознания граждан, исторические образцы политического поведения и участия граждан, что связано с возникновением определенного рода препятствий (например, отсутствие демократического опыта политического развития);

- характер политического режима и степень идеологической мобилизации граждан;

- социально-имущественные барьеры, существующие в обществе (групповые привилегии, образовательные, экономические, национально-этнические и другого рода цензы);

- социальную напряженность, связанную в первую очередь с экономической и политической нестабильностью государства;

- распространение публичной информации правящими кругами, доступ индивида к информации.

Кроме того, можно выделить предпосылки социального, политического и психологического рода, которые формируют систему мотивации личности, вызывающую ориентированное на достижение цели поведение (политическое участие):

- социально-демографические, национально-этнические, а также географические условия (семья, трудовой коллектив, место жительства, инфраструктура);

- социальный статус индивида — место, занимаемое индивидом в социальной иерархии (престиж профессии, уровень образования, классовая принадлеж-

6 См.: Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. М., 1997. № 5. С. 44-56.

7 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. С. 121.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

71

Гражданское общество

ность, членство в политико-государственной иерархии, доступ к информации). Со статусом связаны в первую очередь шансы эффективного политического участия и возможность влияния на принятие политических решений;

- совокупность социальных и социально-политических ролей (избиратель, избираемый, лидер, оппозиционер, партийный функционер и т. д.), выполняемых индивидом, их социальная значимость;

- политические, социальные, гражданские, а также экономические интересы индивида, их связь и гармонизация с потребностями группы, общенациональными интересами;

- степень и масштабы активности индивида, т. е. реализация социально-политических возможностей, связанных с выполняемыми им социально-политическими ролями. Формы проявления этой активности и ее эффективность;

- умения и навыки, а также ряд психологических качеств, которыми обладает личность. Состояние и степень развитости политического сознания и политической культуры личности.

Политические традиции общества как фактор политического участия

В значительной степени на формирование политического участия оказывают влияние сложившийся тип политического сознания и степень идеологической мобилизации. Политическое сознание формируют чувства и стремления людей, их представления и взгляды, в первую очередь относительно явлений политической реальности, а также привычки и традиции, сложившиеся в данном обществе. Степень идеологической мобилизации включает в себя идейную консолидацию членов общества, а также формирование у граждан определенного типа мировоззрения. Прививая определенные модели поведения и участия, властные структуры способны влиять на формирование политического сознания граждан, обеспечивая тем самым стабильное функционирование общества.

Характер политического режима, политические традиции общества, географическое положение страны, размер территории, численность населения, развитость коммуникаций и ряд других факторов оказывают влияние на формирование возможного сочетания различных видов политического участия.

В условиях демократии политическое участие становится всеобщим, равноправным, инициативным и действенным. Оно выступает для граждан как средство достижения поставленных целей и реализации своих интересов и потребностей, в том числе потребностей в самовыражении, а также в формировании чувства гражданственности. Подобное участие обеспечивается посредством соответствующих норм и процедур, а также социально-политических институтов, в совокупности составляющих основы демократического государства.

В условиях авторитаризма политическое участие, по мнению некоторых авторов, осуществляется «на мобилизационной основе, без действительного осознания участниками их социальных и политических интересов»8. С этим слож-

8 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 141.

72

Выпуск 1 2015

М.В. Гурылина

но согласиться, так как общество неоднородно и степень осознания зависит не от политического режима, а от грамотности и информированности населения. Кроме того, несмотря на то что артикуляцию и агрегацию интересов за общество осуществляет правящая элита страны, не всегда ее интересы противоположны интересам народа. Скорее всего, именно это и позволяет авторитарным режимам существовать длительное время. Однако, если отсутствуют необходимые институты, участие масс в политике может оказать дестабилизирующее воздействие на политическую жизнь общества.

В условиях тоталитаризма участие в политическом процессе проявляется прежде всего в массовых ритуальных действиях поддержки правящего режима. Все формы проявления политического протеста, неповиновения и несогласия и любой другой несанкционированной политической активности в тоталитарном государстве запрещены. Однако при реально минимальной возможности участия граждан в политической жизни страны создается феномен всеобщего гражданского участия за счет активной включенности граждан в жизнь общественную.

Становление демократических принципов в поставторитарных государствах — это «своего рода восходящий процесс — от “минимального” процедурного уровня, когда учреждены формально демократические институты и процедуры, до уровня “максимального”, структурного и многофакторного, предполагающего утверждение демократии по целому комплексу измерений — от поведенческого и ценностного до социально-экономического и меж-дународного»9. Примером такого рода может служить трансформация правящего режима на Украине под воздействием массового политического участия.

Демократический транзит, согласно концепции Х. Линца и А. Степана, подразумевает проведение глубоких преобразований, в первую очередь на поведенческом, ценностном и конституционном уровнях10 11. Именно поэтому можно говорить о том, что демократический порядок в значительной степени основывается на сотрудничестве ответственных граждан (здесь крайне важным становится определение гражданской и политической ответственности), их гражданском и политическом участии, их включенности в политические процессы страны.

Однако «в современном обществе с его анонимностью и господством индивидуалистических установок трудно ожидать от граждан такого же уровня солидарности и взаимной поддержки, как в обществах традиционного типа»11. В связи с этим следует сместить акцент исследования в область ценностных установок граждан, поскольку ценности как важнейший объект человеческой культуры являются основой активности индивида, в том числе и политического участия. Это побудило ряд политологов и социологов (Г.А. Алмонд, С. Верба, Р. Даль, Р. Инглхарт и др.) к изучению таких предпосылок демократизации, как гражданская политическая культура.

9 Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты // Политология: Лексикон / под ред. А.И. Соловьева. М., 2007. С. 125.

10 См.: там же. С. 125-126.

11 Аналитический доклад Института социологии РАН: «Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива». М., 2013. С. 9.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

73

Гражданское общество

Сложившийся тип политической культуры как фактор политического участия граждан

Термин «политическая культура» предполагает совокупность политических установок, ориентаций по отношению к политической системе, представлений относительно роли личности в политическом процессе, а также интернализацию аспектов политической системы в знаниях и оценках ее членов12. Исследование политической культуры представляет большую значимость для изучения политических процессов, особенностей функционирования политических систем. Это актуально для государств, в которых осуществляются модернизацион-ные процессы, поскольку политическая культура формирует установки субъектов политического процесса, способствует выбору определенных способов политического и гражданского участия.

Новая мировая политическая культура (как это было отмечено еще в XX столетии классиками политологической мысли Г.А. Алмондом и C. Вербой) будет политической культурой участия13. Во всем мире становятся заметными схожие тенденции: при росте активности граждан все меньшей становится их реальная значимость в политическом процессе. К тому же остаются вопросы относительно того, какие формы примет это возрастающее политическое участие, не нанесет ли оно урон политической стабильности общества и т. д.

Существуют две основные модели современного «государства участия», как это было отмечено Г.А. Алмондом и С. Вербой: демократическая и тоталитарная. Демократическое государство дает возможность (хотя нередко только формальную) рядовому гражданину влиять на принятие политических решений, в тоталитарном же государстве гражданин исполняет роль участвующего подданного. При этом формальные институты демократии (выборы, партийная система и т. д.) будут присущи обеим моделям. Но в демократической модели государства участия требуется не только их институциональное закрепление, но и реальное функционирование. Таким образом, сложившиеся политикокультурные традиции общества будут влиять на интенсивность и характер политического участия.

Социальная напряженность как фактор политического участия

Другим существенным фактором политического участия граждан является социальная напряженность, которая в определенных пределах связана с ситуацией, сложившейся в сфере национальной экономики, и с механизмами взаимодействия власти и общества. Социальная стабильность зависит в первую очередь от того, насколько своевременно учитываются и разрешаются социально-экономические, политико-правовые и другие противоречия, затрагивающие жизненно важные интересы и потребности как личности, так и всего общества

12 См.: Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57). С. 131-132.

13 См.: там же. С. 124.

74

Выпуск 1 2015

М.В. Гурылина

и государства. Уровень социальной напряженности определяют: степень недовольства населения и форма его проявления (эмоциональные оценки, экономические и политические требования); авторитет власти и эффективность ее функционирования; отсутствие в обществе равенства возможностей в защите и реализации своих прав; влияние средств массовой информации; степень консолидации оппозиционного движения (наличие программы действий, выдвижение единого лидера). Социальная напряженность проявляется прежде всего на социально-психологическом и поведенческом уровнях. Выделяют следующие индикаторы данного явления:

- распространение настроений неудовлетворенности существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере жизнедеятельности общества;

- снижение авторитета власти и власти авторитета, утрата доверия к органам власти;

- ощущение опасности как в обществе в целом, так и в отдельной территориальной общности, возникновение атмосферы массового беспокойства, эмоционального возбуждения, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи;

- на поведенческом уровне социальная напряженность проявляется в стихийных массовых действиях (ажиотажный спрос, скупка товаров и продуктов питания с целью создания запасов «на черный день» и т. д.), в вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу, а также в таких формах гражданского неповиновения и протеста как митинги, демонстрации, забастовки, различные конфликты14.

Важными причинами, обуславливающими социальную напряженность, являются низкий уровень жизни (соотношение между ценами на продукты питания, товары потребления и услуги, с одной стороны, и размерами доходов населения — с другой), а также высокий уровень неравенства доходов.

Степень социальной ущемленности тех или иных групп граждан — ограниченность в правах и действиях (в том числе и политических) — также оказывает влияние на формирование социальной напряженности, что, в свою очередь, может привести к всплеску политического участия и дестабилизации социальной и политической сфер жизнедеятельности общества. И это может быть связано непосредственно с низким уровнем политического участия, с отсутствием обратной связи между властью и обществом.

Эффективность политического участия

На этапе формирования политической системы посредством политического участия происходит исходная артикуляция и агрегация интересов различных социальных групп. Последующая реакция политической системы на запросы внешней среды способствует осуществлению политического участия и в процессе реализации политики (в форме поддержки или выступлений против принятых политических решений и контроля за их выполнением). Эффектив-

14 См.: Голованов А.В. Особенности, индикаторы и мониторинг социальной напряженности общества переходного периода в регионе // Регионология. 2008. № 3 // http://regionsar.ru/node/153/.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

75

Гражданское общество

ность политического участия может оцениваться по степени реализации его предназначения и по достижению целей политических акторов. Таким образом, критериями эффективности политического участия становятся степень развития гражданского общества, поддержание в нем реальных демократических основ, которые актуализируются в гражданской активности, направленной на защиту собственных интересов, с одной стороны, и в предоставленной государством правовой возможности оказывать влияние на принятие политических решений — с другой.

Задачей российской политической модернизации становится создание политической системы, основанной на политическом плюрализме и конкуренции, которая была бы способна представлять интересы различных социальных групп, согласовывать их политическую активность и формировать каналы мобилизации для участия граждан в преобразованиях.

Демократизация и политическое участие в России

В странах с переходной экономикой условия для эффективного взаимодействия политической системы и общества должно обеспечивать государство. И это зависит в первую очередь от политики правящей элиты по созданию системы согласования политических и гражданских интересов различных общественных групп (как уже отмечалось выше), а также по содействию развитию и укреплению позиций среднего класса как социальной базы демократии, ликвидации отчуждения между обществом и властью. В то же время для эффективного взаимодействия политической системы и общества необходимо, чтобы они шли навстречу друг другу.

На современном этапе становления российской политической системы наши граждане настороженно относятся к политическим институтам и к власти как таковой. На этом фоне закономерным выглядит уменьшение их интереса к политическим действиям (2011 г. — 61%, 2012 г. — 63%, 2013 г. — 54%)15. «Если раньше свою низкую степень вовлеченности в эту сферу жизни респонденты объясняли представлениями о бесполезности участия и недостаточной квалификации, то сегодня главный аргумент — отсутствие интереса к общественно-политической жизни»16. Большинство россиян по-прежнему считают политику «грязным делом», что выражается в уклонении от политического участия, в политической апатии, т. е. в абсентеизме.

Почему российские граждане столь неактивны не только в политической, но и в общественной жизни страны? Как полагают зарубежные эксперты, «российское общество представляет собой скорее общество индивидуализированное или даже атомизированное»17. Это связано и с социокультурной традицией

15 См.: Политическая жизнь страны: оценка и участие // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2269. 03.04.2013 // http://wdom.ru/mdex.php?id=459&uid=113813/.

16 Массовое политическое участие в России: только выборы или что-то еще? // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1728. 11.04.2011 // http://wdom.ru/mdex.php?id=459&uid=111514 /.

17 Ланг С., Хэртель А., Бюрш М. Гражданское общество и гражданская активность в России // Internationale Politik. Германия, 2010. С. 9.

76

Выпуск 1 2015

М.В. Гурылина

политического участия россиян, складывающейся на протяжении длительного времени и устойчиво проявляющейся в современности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социологи считают, что утверждение демократического общественного порядка, справедливого и эффективного, «проходит через свободное и легальное гражданское действие, легитимирующее политическую власть и политическое изменение»18. По мнению ряда политологов, демократический строй сохраняется и развивается благодаря активному участию населения в гражданских делах, высокому уровню информированности о происходящих в обществе событиях и широкому распространению чувства гражданской ответственности19.

Идеальное развитое гражданское общество, основанное на всеобщем политическом и гражданском участии, пока недостижимая цель для большинства стран. А современные российские реалии характеризуются сложным процессом трансформации и транзита демократических ценностей. При этом необходимо понимать, что изменение основ политической системы невозможно без учета исторически сложившихся культурных, социальных и политических традиций страны.

Список используемых источников

1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57).

2. Аналитический доклад Института социологии РАН: «Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива». М., 2013.

3. Апресян Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность // Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник / под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1997.

4. Голованов А.В. Особенности, индикаторы и мониторинг социальной напряженности общества переходного периода в регионе // Регионология. 2008. № 3 // http:// regionsar.ru/node/153/.

5. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. М., 1997. №5.

6. Грачев М.Н. Политическое участие // Зарубежная политология: Словарь-справочник / под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М.: Социально-политический журнал, Независимый открытый университет, 1998.

7. Кравцова А.В. Политическое участие в условиях демократизации российского общества: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2008.

8. Ланг С., Хэртель А., Бюрш М. Гражданское общество и гражданская активность в России // Internationale Politik. Германия, 2010.

9. Массовое политическое участие в России: только выборы или что-то еще? // Прессвыпуск ВЦИОМ №1728. 11.04.2011 // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111514/.

18 Аналитический доклад Института социологии РАН: «Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива». М., 2013. С. 36.

19 См.: Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57). С. 129.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

77

Гражданское общество

10. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты // Политология: Лексикон / под ред. А.И. Соловьева. М., 2007.

11. Патрушев С.В. Гражданская активность и институциональные проблемы политического порядка в России // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Электронный сборник докладов. М., 2009.

12. Политическая жизнь страны: оценка и участие // Пресс-выпуск ВЦИОМ №2269. 03.04.2013 // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113813/.

13. Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998.

14. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.

15. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

78

Выпуск 1 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.