Научная статья на тему 'Факторы формирования у подростков антинаркотической устойчивости'

Факторы формирования у подростков антинаркотической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антинаркотическая устойчивость / подростки / формирование антинаркотической устойчивости

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диордиев М. Н.

Статья является результатом теоретических обобщений с целью классификации факторов, определяющих успешность формирования антинаркотической устойчивости у подростков. Указывая на объективность движущей силы фактора, автор подчеркивает зависимость эффективности воздействия фактора от личностных, педагогических и финансовых условий его функционирования и перечисляет эти условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is the result of theoretic generalizations for the purpose of classification of factors determining success of anti-narcotic steadiness formation among teenagers. Pointing out objectivity of the motive power of this factor, the author stresses that there are such functioning conditions in this sphere as personal characteristics, pedagogic nuances and financial points, which determine the effective influence of the factor, and enumerates these conditions in details.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования у подростков антинаркотической устойчивости»

М Н. Диордиев

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых

Статья является результатом теоретических обобщений с целью классификации факторов, определяющих успешность формирования антинаркотической устойчивости у подростков. Указывая на объективность движущей силы фактора, автор подчеркивает зависимость эффективности воздействия фактора от личностных, педагогических и финансовых условий его функционирования и перечисляет эти условия.

The article is the result of theoretic generalisations for the purpose of classification of factors determining success of anti-narcotic steadiness formation among teenagers. Pointing out objectivity of the motive power of this factor, the author stresses that there are such functioning conditions in this sphere as personal characteristics, pedagogic nuances and financial points, which determine the effective influence of the factor, and enumerates these conditions in details.

299

Среди задач воспитания подрастающего поколения в условиях современного общественного развития на одно из первых мест встает задача антинаркотического воспитания, формирования устойчивости к употреблению наркотиков, способности активно противостоять наркодиллерам и помогать своим товарищам и родным следовать нормам здорового образа жизни.

В настоящее время противодействие употреблению наркотиков - одна из серьезнейших проблем во всей России, оказавшейся, по сути, сегодня в состоянии эпидемии наркомании, особенно подростковой и даже детской. Количество наркозависимых сокращается крайне медленно, а средний возраст их уменьшается. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, за последние десять лет число несовершеннолетних наркоманов в России увеличилось в 6-8 раз. Проблема усугубляется криминогенной ситуацией и риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. По данным Министерства здравоохранения России, больше половины лиц, употребляющих наркотические средства, инфицированы гепатитом В, С, 10% - ВИЧ-инфекцией.

Особую роль в предупреждении наркомании среди несовершеннолетних играет их нравственно - половое воспитание в семье и образовательных учреждениях, при котором необходимо учитывать не только возрастные и психологические особенности школьников, индивидуальность личности каждого учащегося, но и психологические особенности подростков разного пола, так как становление и развитие алкоголизма и наркомании у девушек происходит по своим законам, отличающимся от общих закономерностей течения этого заболевания.

При этом большое значение имеет дифференцированный подход, учитывающий специфику интересов и потребностей подростков разного пола, к выбору форм работы в микрорайонах, к созданию сек-

ций и кружков, привлечению к этой работе родителей.

Исследование проблемы выбора средств для решения задач формирования антинаркотической устойчивости показывает, что существует множество одинаково важ-ных факторов формирования антинаркотической устойчивости у людей, в том числе у подростков. Напомним определение фактора, данное в Советском энциклопедическом словаре: «Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты». В нашем случае это процесс формирования антинаркотической устойчивости у подростков.

Осознание роли факторов - одно из важнейших условий успешности деятельности по профилактике наркомании. Однако научно выверенной систематизации этих факторов и выдвижения условий их положительного воздействия в специальной и педагогической литературе не обнаруживается. Вышесказанное побудило нас выдвинуть задачу систематизации (классификации) основных факторов, влияющих на формирование антинаркотической устойчивости личности по основанию субъектности их проявления. Классификация факторов, влияющих на формирование антинаркотической устойчивости личности, может быть представлена следующим образом:

Факторы социальные. Достойное человека место на социальной лестнице, интересная работа. Высокий рейтинг здорового образа жизни, благотворительности и уважения права другого человека быть другим в обществе. Коллективные формы трудовой деятельности. Активное влияние граждан и общественных организаций на власть. Подготовленность семьи выполнять главенствующую роль в формирова-нии антинаркотической устойчивости на основе заботы о ребенка. Ощущение заботы государства о семье как части общества.

Факторы формирования у подростков антинаркотической устойчивости

Отсутствие исторически сложившихся семейных традиций употребления психоактивных веществ. Процветание в семье любви и заботы о самоутверждении ребенка.

Факторы педагогические. Выстроен-ность системы правового воспитания. Лич-ностно-деятельностный подход в информационной работе и организации продуктивной деятельности и досуга молодежи.

Включенность воспитуемых в организаторскую и продуктивную деятельность по профилактике наркомании. Инновационные педтехнологии на основе субъект-субъектных отношений и сотрудничества. Обучение детей управлению своими психическими и познавательными процессами.

Факторы физиологические. Отсутствие генетической предрасположенности к наркомании и несвойственность организма к быстрому привыканию. Отсутствие болезненных ощущений в связи с плохим здоровьем, трудными родами, врожденными патологиями, случаев сотрясения головного мозга, заболеваний или травм, протекавших с нарушением сознания. Здоровая психика, отсутствие неврозов.

Факторы личностные и психологические. Реальное понимание мира и своей жизнеутверждающей цели в нем. Осознание важности неприятия наркотика как ценности для личности, чтобы пройти жизненный путь достойно. Способность и стремление к самовыражению, труду, благотворительности, поступкам в духе общечеловеческих ценностей. Обладание уравновешенным, толерантным, волевым характером. Постоянная связь с образовательной и культур -ной средой. Развитые коммуникативные способности. Ощущение защищенности без фобий и страхов. Отсутствие комплексов неполноценности, вины, превосходства, эмоциональной зажатости в выражении чувств. Установка на решение жизненных задач и на успех в труде. Хорошо функционирующие познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, речь).

Факторы деятельности учреждений здравоохранения. Знание объективных закономерностей формирования антинаркотической устойчивости. Обеспеченность современным оборудованием, медикаментами и высококвалифицированными кадрами. Психокоррекционная профилактика наркозависимости. Гуманистически выдержанное, толерантное, заботливое отношения к людям, нуждающимся в медпомощи.

Факторы деятельности учреждений образования и культуры. Приоритетная роль культуры в выстраивании политической структуры государства и госбюджета страны, в функционировании общественной жизни, образовательной сфере и семье. Сеть библиотек, музеев, выставок, развитие художественной самодеятельности, конкурсов талантов. Участие самих подростков в антинаркотической пропаганде через учреждения образования и культуры. Наличие системы принципов, форм, методов, приемов, средств и условий для антинаркотического воспитания. Включение системы российского высшего образования в «Болонский процесс» сближения стран Европы для создания единого образовательного пространства.

Факторы деятельности научных учреждений. Поиск путей включения системы российского высшего образования в «Болонский процесс» на принципах демократии, единства обучения и научных исследований. Выявление системы средств и гуманных способов формирования антинаркотической устойчивости у людей. Активная научная проработка проблем профилактики, диагностики, лечения, психологической поддержки людей, оказавшихся в плену наркомании. Включенность в исследовательскую деятельность по выявлению факторов антинаркотической устойчивости студентов и старшеклассников. Приоритетное финансирование исследовательских программ, ориентированных на выявление закономерностей и способов формирования антинаркотической устойчивости.

30 1

Факторы деятельности правоохранительных органов. Неотвратимость наказания и презумпция невиновности как ведущие принципы работы правоохранительных органов. Обеспеченность правоохранительных органов средствами антинаркотической пропаганды и борьбы с наркомафией. Сотрудничество ФСКН России, государственных и общественных институтов противодействия наркопреступности. Осведомленность работников ФСКН РФ о сущности и методах гуманного воздействия на наркоманов.

Факторы деятельности средств массовой информации. Отсутствие передач о книгах, кино- и видеопродукции, песен с философией свободы потребления нар ко -тиков в радио- и телеэфире; передач в СМИ, пропагандирующих агрессивное поведение людей, насилие, спиртное, наркотики, сигареты, пиво. Участие СМИ в воспитании антинаркотической устойчивости через предоставление эфира достойным уважения ученым, врачам, педагогам, людям, прошедшим ад наркомании, и др. Пропаганда в СМИ здорового образа жизни, полной семьи, заботливого отношения между людьми.

Факторы деятельности предприятий и фирм. Демократизация управления, сотрудничество и сотворчество людей в деятельности предприятий и учреждений. Ориентация деятельности предприятий не на обогащение, а на создание ценностей для Человека. Забота менеджеров о здоровье, хороших условиях работы и отдыха всех работников предприятия. Поддержка государством малого и среднего бизнеса, частных культурных и образовательных учреждений.

Факторы деятельности законодательной власти. Адекватность принимаемых законов закономерностям возникновения наркопреступности и борьбы с ней. Достойное доверия народа выполнение своего долга депутатами. Постоянная забота о создании гражданского общества.

Факторы деятельности исполнительной власти. Принятие подзаконных актов, ориентированных на благо народа, а не на выгоду чиновников и олигархов. Обеспечение приоритетности культуры и образования. Поощрение деятельности учреждений образования инновационного типа, где воплощена идея приоритетности потребностей личности. Приверженность государства общественным нуждам и человеческому счастью, сбережению нации и демократическому укладу жизни. Обеспечение доверительного международного контакта в борьбе с наркопреступностью.

Такое обилие факторов не должно смущать читателя. Это свидетельство сложности проблемы формирования антинаркотической устойчивости. Наши констатирующие эксперименты показывают, что отсутствие хотя бы одного из приведенных нами факторов может решить судьбу человека. К примеру, известно, что потребность в самоутверждении - одна из главных потребностей человека и в подростковом возрасте она удовлетворяется через одобрение, признание, уважение со стороны окружающих его людей. Однако без стремления к труду, благотворительности, поступкам в духе общечеловеческих цен -ностей самоутверждение среди нормальных людей невозможно. И тогда подросток ищет компанию, где, как ему кажется, его примут таким, каков он есть. А там уже действуют факторы, содействующие возникновению наркотической зависимости.

Знание классификации основных факторов, влияющих на формирование антинаркотической устойчивости личности, само по себе не обеспечит хорошего результата. Необходимо понимание того, что все зависит от личностных, педагогических и финансовых условий использования фактора.

Поэтому мы, проанализировав позиции ряда авторов научных работ, касающихся данной проблемы, и собственный педагогический опыт, пришли к выводу,

что основными условиями, оптимизирующими действие того или иного фактора, которые должны соблюдать субъекты деятельности по формированию антинаркотической устойчивости, являются: вера в человека (в том числе в себя), уважение к нему и любовь; стремление к добру, к сбережению людей в делах и поступках; ориентир на объективные законы развития природы, человека и общества; ориентир на все сферы личности: рациональную, эмоциональную, волевую; приоритет ориентиро-вочно-исследовательской деятельности в образовании; предпочтение пути изменения социального статуса потенциальных и реальных наркоманов через их трудоустройство и улучшение условий их жизни перед путем, характеризующимся большим числом трудностей, с которыми придется столкнуться человеку, начавшему принимать наркотики, и финансированием ра-

боты карательных органов, активное участие воспитуемых во всех этапах деятельности по профилактике наркомании.

Влияние названных нами основных факторов считается объективным. Другое дело - наличие этих положительно влияющих на личность факторов в конкретной стране, регионе, учреждении, предприятии, семье. По результатам проведенного нами опроса среди учителей школ (50 человек) из названных нами факторов признаны существующими в нашей стране, и то в недостаточной мере, лишь 30% факторов. Наш опыт подтверждает эти показатели, а поиск путей утверждения факторов, содействующих формированию антинаркотической устойчивости у подростков, является целью нашего дальнейшего исследования.

Это в определенной мере объясняет причины возникновения проблем наркотизации молодежной части населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.