Научная статья на тему 'Факторы формирования стратегии развития предприятия'

Факторы формирования стратегии развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
947
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / УРОВЕНЬ РИСКОВ / DEVELOPMENT STRATEGY / EXTERNAL FACTORS / ENTERPRISE / STRATEGIC ANALYSIS / RISK LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилякова Ирина Андреевна

В статье рассматриваются внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на процесс формирования стратегии развития предприятия в отрасли энергоресурсов, учет которых поможет выработать оптимальную стратегию и сформулировать основные направления посредством систематизации имеющейся информации. Предложен порядок организации работы при выявлении данных факторов, а также оценен уровень их влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMATION OF STRATEGY DEVELOPMENT COMPANIES

In this article discusses the external factors that have a significant influence on the formation of the company's development strategy in the energy sector, taking into account that will help develop an optimal strategy and formulate the main directions through the systematization of available information. Proposed organization of work in the identification of these factors and to assess their level of influence.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования стратегии развития предприятия»

электронный научно-экономический журнал стр 3

Факторы формирования стратегии развития предприятия

Жилякова Ирина Андреевна

Аспирант кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета

e-mail: MISSING09-10@mail.ru

Zhilyakova Irina A.

St. Petersburg State University of Economics St. Petersburg, Russian Federation

FACTORS OF FORMATION OF STRATEGY DEVELOPMENT COMPANIES

Аннотация. В статье рассматриваются внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на процесс формирования стратегии развития предприятия в отрасли энергоресурсов, учет которых поможет выработать оптимальную стратегию и сформулировать основные направления посредством систематизации имеющейся информации. Предложен порядок организации работы при выявлении данных факторов, а также оценен уровень их влияния.

Ключевые слова: стратегия развития, внешние факторы, предприятие, стратегический анализ, уровень рисков.

Abstract. In this article discusses the external factors that have a significant influence on the formation of the company's development strategy in the energy sector, taking into account that will help develop an optimal strategy and formulate the main directions through the systematization of available information. Proposed organization of work in the identification of these factors and to assess their level of influence.

Keywords: development strategy, external factors, enterprise, strategic analysis, risk level.

В современных рыночных условиях большинство российских предприятий не имеют определенного процесса формирования стратегии развития, так как нет комплексного подхода, который обеспечит конкурентные преимущества и поможет достичь существенных успехов по всем видам деятельности.

Существует достаточно много подходов к процессу формирования стратегии развития предприятия. Так, на основе концептуальной модели данный процесс должен осуществляться следующим образом:

БИЗНЕСА № 4(24)2016

анализ | прогноз | управление

Процесс формирования стратегии развития предприятия

Таким образом, формирование стратегии развития предприятия представляет комплексную систему управления, которая основана на прогнозировании внешней окружающей среды и выработке методов адаптации предприятия к ее изменениям.

На современных российских предприятиях основное внимание уделяется исследованию ресурсного потенциала предприятия, а влияние внешней деловой окружающей среды определяется опосредованно. На основе этого предлагается разработать порядок организации работы компании при выявлении факторов, влияющих на формирование стратегии развития предприятия, который следует осуществлять в три этапа:

1) определить отраслевую специфику предприятия;

2) выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние;

3) выявить и оценить уровень возможных рисков факторов.

Рассмотрим данный порядок на примере АО УК «Холдинг «Теплоком»», который относится к отрасли энергоресурсов.

На данную отрасль оказывает влияние ряд следующих факторов:

По группе факторов экономическая среда: обеспечение экономического роста; содействие привлечению инвестиций в промышленность; продвижение на внутренние и внешние рынки конкурентоспособной продукции; устойчивость банковской системы; уровень долга региона; рост доходов бюджета региона.

По группе факторов социальная среда: обеспечение качества жизни населения; финансово-имущественное расслоение жителей региона; оказание социальной помощи; обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, а также их переподготовка, стимулирование и привлечение молодых специалистов; развитие систем профессиональной экспертизы образовательной деятельности.

По группе факторов научно-технологическая среда: модернизация производства; внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в производство; наличие значительного инновационного потенциала в регионе; экспорт и импорт технологий; приток венчурного капитала.

электронный научно-экономический журнал стр 5

По группе факторов политико-правовая среда: государственная поддержка рынка учета энергоресурсов; территориальное распределение налоговых платежей; эффективность деятельности органов государственной власти в борьбе с коррупцией.

По группе факторов инфраструктурная среда: обеспечение потребителей энергией и коммунальными ресурсами; инженерная подготовка территорий и подключение новых потребителей; уровень задолженности перед ресурсообеспечивающими организациями; темпы жилищного строительства.

Таким образом, учет предложенных факторов поможет выработать оптимальную стратегию развития и сформулировать основные направления посредством систематизации имеющейся информации. Для определения конкретных мероприятий необходимо оценить уровень риска по каждому фактору, как это представлено в таблице.

Оценка уровня риска факторов внешней среды

Фактор S N W Уровень риска (от 1 до 5)

Экономический + 2

Социальный + 3

Научно-технологический + 2

Политико-правовой + 3

Институциональный + 4

Составлено автором

На основе уровня риска предприятию следует разработать мероприятия по его снижению и сформулировать подход к определению выбора стратегии.

Для АО УК «Холдинг «Теплоком»» наибольший риск наблюдается по экономическому и научно-технологическому факторам. Следовательно, предприятию рекомендуется провести мониторинг, анализ и учет макроэкономических показателей при планировании деятельности, а также привлечение научных институтов для реализации результатов научно-исследовательской деятельности в производство.

Таким образом, в современных экономических условиях принятие управленческих решений по улучшению формирования стратегии развития промышленных предприятий требует высокого профессионализма руководителей и специалистов всех уровней управления. Отсутствие системного подхода к анализу внешних факторов не дает возможности получить синергетический эффект, который будет способствовать увеличению экономического потенциала организаций.

Список литературы

1. О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года № 355.

2. Научно-методическое обеспечение разработки и реализации стратегического плана хозяйствующего субъекта / Под ред. Е.Н. Ветровой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 160 с.

3. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008. 496 с.

4. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.