ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 3
ВЕДЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
М.Ю. Галкина
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ В ФИНЛЯНДИИ
Финляндия остается одной из самых читающих стран мира: по количеству совокупного тиража газет — 514,7 экз. на 1000 человек, по данным 2007 г.1, — она занимает третье место после Японии и Норвегии. В то время как во многих странах обеспокоены падением тиражей ежедневных газет, в Финляндии пресса не собирается сдавать позиции.
Изучив различные факторы, влияющие на развитие прессы, авторы книги "Сравнивая медиасистемы. Три модели СМИ и политики" Даниэль Халлин и Паоло Манчини2 пришли к выводу, что СМИ Финляндии, а также других Скандинавских стран и некоторых государств Центральной Европы — Австрии, Бельгии, Швейцарии, Голландии и Германии, — относятся к модели демократического корпоративизма, так называемой Северной/Центральной модели Европы. Для этой модели характерны следующие черты: сильная партийная пресса, сосуществование политического параллелизма и высокого уровня автономии журналистики, высокие тиражи газет, раннее развитие общественных организаций, в том числе и защищающих интересы СМИ. Финляндия отвечает практически всем критериям данной модели.
В 2007 г. в стране издавалось 199 газет общим тиражом 3 147 389 экз.3 Из них 32 газеты представляли собой семидневные периодические издания. С каждым годом становится все более выраженным региональный акцент периодических изданий. Главная газета страны "Хельсингин Саномат" ("НеЫгщт Бапота!:"), по мнению самих журналистов, основное внимание уделяет не национальным, а новостям региона Уусимаа.
На популярность региональных и местных газет в Финляндии повлияли исторические и социальные факторы. Чтобы проследить становление рынка региональной прессы в Фин-
1 www.sanomalehdet.fi
2 Hallin D., Mancini P. Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. P. 143—197. Cambridge University Press, 2004.
3 www.sanomalehdet.fi
96
ляндии, следует рассмотреть положение этой северной страны в Европе, ее взаимодействие с соседями, а также уделить внимание национальным особенностям развития государства и финских СМИ.
Исторические факторы, повлиявшие
на становление СМИ в Северной Европе
Развитие периодической печати в Европе, в том числе и в северных странах, связано с распространением в XVI в. протестантства. Протестантство в расширенном смысле можно обозначить как историческую форму становления европейской культуры. Такое понимание конституировалось в философской традиции после Ф. Шлейермахера, который трактует протестантизм в качестве особой "исторической эпохи"4.
Интерпретация протестантства как специфического направления развития культуры, безусловно, связана с деятельностью Мартина Лютера. Бросив вызов католической церкви, он сыграл большую роль в становлении западноевропейской модели общества. Лютер первым перевел Священное Писание на немецкий язык. Дальнейший перевод Библии на национальные языки во многом привел к тому, что к XVIII в. страны Северной Европы достигли высокого уровня грамотности. Как гласил шведский церковный закон 1686 г., "учись читать и видеть собственными глазами, что Бог заявляет и несет в своем Священном Слове".
Распространение протестантства наметило противостояние религии и политики: в 1517 г., протестуя против продажи индульгенций в Германии, Лютер обнародовал 95 тезисов, в которых обличал корыстную торговлю "небесными сокровищами" как нарушение учения Писания. Эти тезисы объединили различные сословия разных стран в борьбе за религиозную и национальную независимость. Наконец, протестантизм повлиял и на рыночные отношения. Он специфически легитимизировал капиталистические образцы поведения, благоприятные для рыночного успеха. Протестантизм уменьшил власть священнослужителей; торговцы-протестанты смогли освободиться от церковных ограничений. Церкви все больше приходилось мириться с тем, что для нее хорошо все то, что хорошо для мира коммерции5.
4 Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. Грицанов А., Синило Г. Серия "Мир энциклопедий". Минск, 2007.
5 См.: Розенберг Н., Бирдцелл Л. Как Запад стал богатым: экономическое пре- образование индустриального мира. Новосибирск, 1995.
97
7 ВМУ, журналистика, № 3
Результатом развития торговли и формирования рыночного капитализма стало появление периодических изданий в Европе. О формировании регулярной прессы как двигателя европейского торгового рынка уже говорится и пишется (Пертти Хеманус). Первые газеты, приближающиеся по виду и содержанию к современным изданиям, стали выходить в Амстердаме в 1607 г., а также Кельне, Франкфурте и Антверпене — главных портовых городах. В 1620 г. печатные новости из Амстердама впервые переправили в Англию6.
Исследователь Тоуко Перко отмечает коммуникативный фактор становления региональной и местной прессы в Северных странах7. Объяснить "локальный патриотизм" очень просто: даже в самых маленьких городах жители хотели иметь свою маленькую газету. Роль газеты как коммуникатора в некоторой степени предопределила региональную тенденцию в финской прессе.
Религиозно-культурный, экономический и коммуникативный факторы дали толчок к появлению прессы в странах Северной Европы, в том числе и в Финляндии. Рассматривая формирование финской газетной индустрии, необходимо учитывать совокупность исторических факторов, наложивших отпечаток на индивидуальное развитие страны.
Формирование и развитие прессы в Финляндии
По сравнению с другими странами Европы, в Финляндии газеты появились гораздо позже. До XIX в. финская пресса делала лишь робкие шаги. Например, если в 1790 г. в Англии издавалось 15 ежедневных газет и 9, выходивших 3 раза в неделю8, то в Финляндии выпускалось всего лишь две газеты.
Развитие финской государственности и, в частности, финской прессы в большой степени обусловлено геополитическим фактором. Исследователь финских СМИ Инка Саловаара-Мо-ринг рассматривает двустороннее влияние Швеции и России на Финляндию. В введении к своей книге "Медиагеография" она сравнивает становление финской нации "с цветным вязаным ковром": "Живя на пограничной земле между Востоком и Западом, люди впитали смесь традиций, менталитетов
6 Hemanus Р. Lehdisto eilen. S. 31—66. Media muuttuu. Viestinta savitauluista kotisivuihin. Aimo Ruusunen (toim.). GAUDEAMUS, Helsinki, 2002.
7 Perko T. Hyvan journalismin periaatteet patevat yha. Perko Т., Salokangas R., Luostarinen H. (toim.) Median Varjossa. Medianistituutti, Yvaskylan yliopisto, 2002.
8 Tommila P. ja Salokangas R. Sanomia kaikille. Suomen lehdiston historia. Helsinki, 1998.
98
и осознания самих себя. Геополитическая интервенция является частью истории этого маленького уголка мира"9.
Одной из причин позднего распространения периодических изданий является то, что Финляндия на протяжении нескольких веков представляла собой провинцию Шведского королевства: страна была завоевана во время правления шведского короля Эрика IX еще в XII в. Образованная часть населения говорила по-шведски и вполне довольствовалась прессой, доставляемой по почте из Стокгольма10.
Первые газеты в Финляндии появились также на шведском языке. В 1640 г. в городе Турку был основан университет, чтобы воспитывать новые кадры для управления восточной частью королевства. При университете профессор Хенрик Габриель Портан образовал просветительское общество "Аврора" (1770), среди задач которого было и издание газет. В 1771 г. общество выпустило первую газету на шведском языке "Або Тиднингар" ("Abo Tidningar"). Полное первоначальное название "Tidningar Utgifne af et Sallskap i Abo" было сокращено до "Abo Todningar", также и для удобства произношения. В "Або Тиднингар" не было политических новостей и новостей из-за рубежа — их печатали только в официальной прессе Швеции. Газета рассказывала о жизни университета, назначениях по службе, дворянских законах, публиковала исторические материалы. В 1790-е гг. "Або Тиднингар" представляла собой скорее не информационное издание, а своеобразный ежемесячный альманах.
Пример издания общества "Аврора" вдохновил пастора Андерса Лизелиуса, известного благодаря переводам Библии на финский язык, на выпуск первой газеты на финском языке. Появившаяся в 1776 г. газета "Суоменкиелисет Тието-Сано-мат" ("Suomenkieliset Tieto-Sanomat") по сути выполняла просветительскую функцию. Однако в ней содержалась международная информация — она следила за ходом освободительной войны в Америке, а также в виде статей опубликовала первый в Финляндии учебник по географии. Хотя издание просуществовало меньше года, оно послужило прообразом современной финской газеты.
В 1809 г. по договору между Наполеоном и Александром I Финляндия вошла в состав российского государства, по-
9 Salovaara-Moring /. Media Geographies. Regional Newspaper Discourses in Finalnd in the 1990s. P. 8. Department of Communication University of Helsinki, 2004.
10 Tommila P. Sanomalehdiston historia. S. 45—76. Suomen mediamaisema. Nordenstreng K. ja Wiio O. (toim.) Porvoo, 2001.
99
лучив статус Великого княжества. Присоединение к России — важный фактор, послуживший толчком к пробуждению финского национального самосознания. Влияние российского государства на становление финской прессы было во многом положительным. Необходимо отметить, что существенным для этого периода (1809—1917) было разрешение сохранить в Финляндии шведскую Конституцию, и в стране не насадили русский язык, чтобы не "перекраивать" устои и традиции местного населения. Финский наряду со шведским стал официальным языком страны в 1883 г.
На протяжении XIX в. финны обладали широкими правами автономии: у них была собственная конституционная система, законодательство, парламентское представительство, денежная единица. Хотя в некотором смысле автономию Финляндии можно назвать лишь формальностью: до 1863 г. не созывался сейм, была усилена цензура, управление страной осуществлялось Сенатом, номинально возглавляемым русским генерал-губернатором. Тем не менее, в отличие от ряда других национальных окраин Российской империи, русификация Финляндии проводилась прежде всего в административно-правовой сфере и практически не затронула культуру и систему образования страны. Поэтому именно в годы русского влияния финны сумели заявить о себе как о сильной нации со своим языком и административной структурой. Процесс развития финского языка отразился и на становлении СМИ.
В 1820-х гг. в Турку молодые преподаватели во главе с доцентом Адольфом И варом Арвидссоном образовали общество "Аура" и выпустили литературный "Аура-календарь". Издание оставило след в истории благодаря заметке первого финского архиепископа и профессора теологии Якоба Тенгстрома о финской культуре, в которой обсуждались проблемы культурной политики, истории, финского языка. Общество "Аура" выпускало также газету "Мнемозина". Газета примечательна тем, что именно на ее страницах весной 1819 г. было опубликовано полемическое выступление профессора истории Рейнолда фон Беккера, считавшего, что распространение финского языка поможет дать отпор насаждению немецкого языка. Газеты на немецком языке издавались в некоторых финских городах, например в Выборге. Свои слова фон Беккер подтвердил делом и в 1820 г. стал издавать газету на финском языке "Турун Виикко-Саномат" ("Тигип Wiikko Бапота!:"). Позднее появилась "Оулун Виикко-Саномат" ("Ои1ип '\¥икко-8апота1:"), которую можно назвать одним из первых региональных изданий Финляндии.
100
В эти же годы Арвидссон выпустил газету "Або Моргон-блад" ("Abo Morgonblad"), которая стала первой профинской газетой, хотя выходила на шведском языке и просуществовала менее года.
После пожара в Турку в 1827 г. университет перевели в Хельсинки, туда же ранее, в 1819 г., переехало и правительство — поближе к Санкт-Петербургу. В Хельсинки стали издавать новую официальную гназету "Финландс Аллманна Тид-нинг" ("Finlands Allmanna Tidning").
В 1832 г. в Хельсинки образовалась газета "Хелсингфорс Моргонблад" ("Helsingfors Morgonblad"), за которой стояло общество молодых интеллектуалов "Лауантайсеура" — продолжателей традиций обществ "Аврора" и "Аура". Сотрудниками газеты были знаменитый финно-шведский поэт Иоганн Людвиг Рунеберг, финский филолог Элиал Ленрот, философ Йохан Вильгельм Снеллман. Таким образом, в 1820-е гг. финский язык, бывший в Шведском королевстве языком меньшинства, стал превращаться в язык большинства — на нем говорила и читала прессу большая часть населения страны.
В 1830 г. в Финляндии выходили в свет 7 газет и одно ежемесячное издание, в 1840 — 9 и 4, в 1850 — 9 и 5, в 1860 г. — 16 газет и 10 ежемесячных изданий. Общий тираж периодических изданий за эти годы вырос в десять раз и составил в 1860 г. 60 000 экземпляров. Историк Пяйвио Томмила11 отмечает, что к 1860 году самые большие газеты в Хельсинки стали лидерами на национальном рынке и предоставили другим изданиям региональную нишу. Эти региональные издания были довольно общими по содержанию, хотя и отражали местные новости.
Несмотря на то что первая газета в Финляндии выходила на шведском языке и носила узкокорпоративный характер, можно сказать, что с 1771 г. начинается первый этап развития финской прессы, продолжавшийся до середины 1860-х гг. Этот период связан со становлением финской нации и укреплением финского языка.
Политизация финской печати
Политизация газет — естественный процесс развития государственности. С 1860-х гг. можно говорить о становлении гражданского общества в Финляндии. Возникали различные
11 Tommila Р. Sanomalehdiston historia. S. 45—76. Suomen mediamaisema. Nordenstreng K. ja Wiio O. (toim.) Porvoo, 2001.
101
объединения, отстаивавшие идеи различных общественных организаций, боровшихся за сохранение берегов и создание добровольческих пожарных бригад; выступавших в защиту сельского хозяйства и обеспокоенных созданием кооперативных магазинов; поддерживающих профсоюзы или политические партии.
К середине XIX в. стремление финнов к национальной независимости нашло свое выражение в лозунге: "Мы не шведы и также не хотим становиться русскими, давайте же будем финнами!". Автором идеи был философ Йохан Вильгельм Снеллман, считавший, что финны могут выжить как нация в составе обширной Российской империи только в том случае, если финский станет языком административным, культурным и государственным.
Свой первый печатный орган политическое движение фен-номанов основало в 1860-е гг., однако наибольшее развитие пресса финских националистов получила в 1870—1880-е гг. Самым важным идейным компонентом фенноманской прессы было стремление к созданию национального самосознания на основании программы Снеллмана. Сторонники Снеллмана, как правило, представители образованных кругов, выпускали газеты "Сайма" ("Saima"), "Маамиехен Устявя" ("Maamiehen Ystava") и "Суометар" ("Suometar"). Газеты старались подчеркивать "голос народа". Например, газета "Суометар" предложила читателям новый жанр — письмо из сельской местности. В 1861 г. "Суометар" заострила внимание на цензурной диктатуре: "Счастлив тот народ, который может говорить открыто и чье правительство не прячется от света и правды". Газета "Суометар" просуществовала недолго, в 1866 г. она прекратила свое существование. Центральной профинской газетой стала основанная в 1869 г. "Ууси Суометар" ("Uusi Suometar").
В 1870-е гг. региональные органы печати стали рупором политических партий, они имели на местах большее влияние, нежели столичная пресса. Так, в это время можно говорить о формировании слаженной системы фенноманской прессы в регионах. Интересы фенноманов представляли "Кески-Суо-ми" ("Keski-Suomi", Ювясиоля, 1871), "Сатакунта" ("Satakunta", Пори, 1873), "Карьялатар" ("Karjalatar", Йоенсу, 1874), "Илма-ринен" ("Ilmarinen", Выборг, 1875), "Хамеен Саномат" ("Harneen Sanomat", Нямеенлинна, 1878), "Кайку" ("Kaiku", Оулу, 1878), "Саво" ("Savo", Куопио, 1878), "Аура" ("Aura", Турку, 1880), "Аамулехти" ("Aamulehti", Тампере, 1882), "Лаатокка" ("Laatokka", Сортавала, 1882).
102
В 1880-е гг. в движении фенноманов произошел раскол. Старофинны встали на сторону представителей крупного национального капитала и землевладения. Младофинны придерживались либерально-буржуазных взглядов в общественно-политических и культурных вопросах. Младофинны в 1889 г. образовали газету "Пяивялехти" ("Paivalehti"), из которой "выросло" национальное ежедневное издание "Хельсин-гин Саномат".
Как реакция на финское национальное движение образовалось шведское движение с идеей объединения шведов в Финляндии. В 1880-х гг. шведские националисты образовали Либеральную партию, которая стала главным политическим органом среди населения, говорящего по-шведски. Прошвед-ской газетой в Финляндии была "Нюа Прессен" ("Nua Pressen"). Либералы получили поддержку в "Хелсингфорс Дагблад" ("Helsingfors Dagblad"). Хотя либерали и представляли себя нейтральными в глазах общества, на деле они придерживались шведских взглядов, недаром большая часть либеральных изданий выходила на шведском языке.
В начале 1880-х гг. в Финляндии появились первые профессиональные и рабочие союзы. На заре XX в. образовалась рабочая партия, ее главным печатным органом была "Тюеми-ес" ("Tyomies"), первый номер которого вышел в свет 2 марта 1895 г. и имел более четкую структуру, чем другие партийные издания.
С середины 1880-х гг., после убийства царя Александра II, в Финляндии началось ущемление автономных прав страны. Политика российских властей была направлена на уничтожение особого статуса Финляндии в составе Российской империи. Февральским манифестом 1899 г. император Николай II присвоил себе право издавать для Финляндии законы без согласия сейма. Ситуация в стране обострилась.
Под натиском революционных событий 1905 г. Николай II был вынужден подписать манифест об отмене всех законов, принятых после 1899 г . Кроме того, он утвердил 20 июня 1906 г. новый сеймовый устав, предусматривавший введение однопалатного парламента, избираемого на основе всеобщего равного избирательного права всеми гражданами с 24-летнего возраста.
Следует отметить, что до сеймового устава партии в Финляндии не имели четкой организационной структуры: на деле они были "газетными" партиями, т.е. главным образом пытались привлечь внимание аудитории за счет выпуска периодических изданий. Даже в начале XX в., когда партии получили
103
право на образование формальных организаций, пресса долгие годы все равно оставалась более важным связующим звеном с народом, чем административная партийная машина. После принятия сеймового устава в стране официально оформились политические партии Финляндии, представлявшие все слои общества. Либералы создали Шведскую народную партию с официальным органом "Хувудстадсбладет" ("Ни^ис^ас!-яЬ1а1есЗ"), зажиточное финское крестьянство — Союз сельского населения Финляндии (в 1908—1965-е гг. — Аграрный союз, с 1965 г. — Партия центра) с официальным представителем в провинции газетой "Савон Саномат". Финская рабочая партия в 1902 г. преобразовалась в Социал-демократическую партию Финляндии (СДПФ). С 1905 по 1908-е г. в Финляндии стремительно росло количество периодических изданий, увеличивались тиражи, что в первую очередь было вызвано оформлением партийной системы.
После февральской революции в России 1917 г. в Финляндии изменилась расстановка политических сил. 6 декабря 1917 г. Советское правительство предоставило Финляндии независимость. В 1918 г. старофинны организовали Национальную коалиционную партию, ее политику определяла газета "Ууси Суоми" (основана в 1847 г. "Суометар", позднее — "Ууси Суометар"). Тогда же младофинны создали Национальную прогрессивную партию. В стране образовалась Коммунистическая партия.
В это же время усилились позиции Аграрного союза, особенно на севере и востоке страны. Основу прессы аграриев составляли газеты в сельскохозяйственных городах Куопио, Оулу, Ваасе, Выборге. С 1917 г. поднялись тиражи изданий СДПФ. Тираж газеты "Туемиес" приблизился к 80 000 экз., что было рекордом, к которому газета "Хельсингин Саномат" (в 1917 г. — 50 000 экз.) приблизилась лишь в 1937 г.
В годы Второй мировой войны Финляндия выступила на стороне Германии. В 1929—1945-е гг. в Финляндии выходили даже фашистские издания, среди которых была, например, одноименная ежемесячная газета "Фашист"12. Однако фашистские газеты под разной "шапкой" в разных городах распространяли практически одинаковое содержание.
Особенностью финской партийной прессы стал тот факт, что долгое время не газета представляла интересы партии, а партия работала на газету. Таким образом, ленинский прин-
12 ТеИшп Е. Зиотеп <мке151;огасНкаа1теп ЬЬсШо таскта 1930—1944. 15—16. Татрегееп у1юрв1оп ^еёсвШИтикаеп кксж, 1973.
104
цип "газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор" можно отнести ко второму этапу развития финской прессы, который пришелся на вторую половину XIX (с 1860-х гг.) — первую половину XX в.
Региональная пресса в XX веке
Хотя пресса Финляндии сохраняла партийную направленность практически до конца XX в., с 1920-х гг. можно говорить о начале третьего этапа становления системы финской печати. Этот этап, для которого характерен постепенный отход прессы от партий, определяет современную концепцию финской газетной индустрии с делением на национальные, региональные и местные издания, где немаловажную роль играет реклама.
Рост количества региональных изданий в 1920-е гг. Еева-Лииса Аалто13 объясняет двумя факторами — законодательным и религиозным. В первую очередь это появление Закона о свободе прессы 1919 г., согласно которому было разрешено размещать типографии в провинции, а не только в городах. Вторым пунктом стал 1925 г., когда запретили печатать объявления на церковных листках, поэтому для передачи местной информации потребовался новый канал.
Пионером финской местной периодики можно считать газету, основанную в 1894 г. учителем в небольшом городке Вам-мала на юго-востоке страны, — "Тюрвяян Саномат" ("Тугуаап Бапота!:"). Издание, которое образовалось вне политики и до сих пор является муниципальным, выходит 3 раза в неделю тиражом 7417 экземпляров (данные на 2004 г.14). Однако местные газеты — издания одного или нескольких муниципальных образований — были еще слабо представлены в стране в 1920-е гг., резкий скачок они сделали только в предвоенные годы и численно превзошли региональные издания после Второй мировой войны в 1950-х гг.
Развитию региональной прессы способствовал качественно-массовый подход к содержанию политических изданий, который наметился в 1920-е гг. Один из основателей Аграрного союза Сантери Алкио высказал мнение, что каждый член партии — агитатор и главный из них — газета. Еще в 1914 г. он отметил, что пресса старается прежде всего представить пар-
13 АсЛо Е. Ра1каШ51еЬсН51;оп а1ки1ам1. Зиотеп кЬсШоп Ы51;опа 4. 46. Кио-рю, 1985.
14 www.sanomalehdet.fi
105
тийное направление и лишь после удовлетворить новостные потребности читателей. По его мнению, обильное идеологическое содержание газет сокращает аудиторию, которой скучны длинные статьи, и только правильный подход к материалам способен привлечь новых читателей15.
Газеты популярных политических партий в 1920-е гг. в регионах расширяли читательскую аудиторию: они старались приблизиться к читателю, удовлетворить его потребности и поэтому двигались к так называемым омнибусам — универсальным изданиям, предоставляющим материалы на различные темы, в том числе и развлекательные.
Бурное развитие региональной прессы стало отличительной чертой формирования медиарынка в Финляндии между двумя мировыми войнами. В 1939 г. в стране было 69 муниципальных образований, где издавалась 1 газета (в 1919 г. — 30 муниципальных образований с одной газетой). Девять городов представляли 4 или более газет (в 1919 г. — 8 городов): Хельсинки, Турку, Тампере, Выборг, Вааса, Оулу, Ювясюоля, Куопио, Миккели. Городами с тремя газетами были провинциальные центры: Порвоо, Йоенсу, Котка, Пори, Хямеенлин-на, Л ахти, Сортавала, Савонлинна, Каяни — здесь была сильна партийная пресса.
Важнейшим изменением в статусе периодической печати стало появление сектора независимой, или "неприсоединившейся", прессы. В 1919 г. 61% из финских региональных и местных газет были партийными, в 1939 г. уже 45%. Такие успешные издания, как газета Партии национальной коалиции "Аамулехти", стали отдаляться от партии. Порвав связи с политическими объединениями, издания объявляли себя независимыми. Газета Национальной прогрессивной партии "Хе-льсингин Саномат" в 1943 г. первой провозгласила свою независимость16. Отход от партийного курса легко объясним: основной финансовой опорой газет становились не партии, а рекламодатели, размещавшие объявления на страницах газет.
В 1990-е гг. большинство финских газет стали независимыми от партий и на каждом уровне — местном региональном, национальном — стала доминировать одна газета. Если в 1970-х гг. почти половину общего тиража газет можно было отнести к партийным изданиям, то в середине 1990-х гг. их число составило менее 10%. На данный момент число "непри-
15 ТоттНа Р. ]а БаЬкащаз Я. Запогша ка1кШе. Зиотеп кЬсШоп Ы&опа. в. 131. НеИпИ, 1998.
16 Ра1уа1еЫ1 НеЫгщт Запота! НашарпгЛ Оу, НектИ, 2004.
106
соединившихся" газет составляет в Финляндии 95%, и это означает, что у многих партий, например Национальной коалиционной, уже не осталось печатных органов17.
Определение финской региональной газеты
Образовавшаяся в 1945 г. для поддержки местной прессы Ассоциация муниципальных газет (с 1993 г. Ассоциация финской прессы) характеризовала местную (в данном определении и региональную) газету уже как издание, не участвовавшее напрямую в политике:
Муниципальная газета — регулярное издание, которое выходит не реже одного раза в неделю. Территория распространения газеты состоит из нескольких муниципалитетов, а ее новости и рекламные материалы касаются событий в муниципальных образованиях в зоне ее распространения. Идеологически она не представляет какую-либо партию или движение.
В 1980-х гг. в критериях определения региональной и местной газеты произошло изменение. В определении местной прессы было подчеркнуто, что газеты политически нейтральны, но вправе выражать свое собственное мнение. Таким образом, политический фактор перестал влиять на развитие региональной прессы.
Местная (а также региональная) газета — периодическое издание, которое прежде всего информирует о новостях в регионе распространения. Периодичность выхода от 1 до 7раз в неделю, распространяется большей частью по подписке. Газета независима и нейтральна, предоставляет различные точки зрения на ту или иную проблему. На территории распространения занимает позицию ведущего печатного органа.
Опираясь на эти определения, в своих работах Еева-Лииса Аалто и Пирьо Сантонен дали провинциальной прессе следующие обязательные характеристики:
1) газета, печатающая главным образом местные материалы;
2) все главные новости связаны с территорией распространения;
3) постоянная территория распространения — регион, один или несколько населенных пунктов, микрорайон;
4) распространяется по подписке;
5) не является органом какой-либо политической партии.
17 См.: Вартанова Е. Финляндия. С. 290—310 // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М., 2006.
107
Безусловно, характеристики, предложенные исследователями, относятся к местным газетам (партийная пресса в данном случае не рассматривается). Региональные издания вышли за рамки газеты, печатающей только региональную информацию. Кроме того, главные новости в региональной прессе могут затрагивать национальные и даже международные события.
До второй половины XX в. деление финской прессы на ежедневную и не ежедневную, региональную и местную практически никак не обозначалось. В 1970-х гг. Ассоциация финской прессы назвала "универсальную" газету ежедневной, подразумевая издание с периодичностью 3—7 раз в неделю. Как правило, к этому типу относились региональные газеты. Издания, выходившие реже 3 раз в неделю, в большинстве случаев являлись местными, здесь Ассоциация не устанавливала никаких ограничений по периодичности. На самом деле понять, какого уровня издание — регионального или местного, можно было только из содержания. На данный момент для финских газет характерно следующее деление: региональное издание выходит с периодичностью от 3 до 7 раз в неделю, местные газеты выходят 1—3 раза в неделю. Как правило, в отличие от региональных газет формата броадшит, местные издания имеют меньший формат АЗ.
Финские региональные газеты на современном этапе
Несмотря на общемировую тенденцию снижения тиражей, которая не миновала и Финляндию, где за 10 лет (с 1990 по 2000-е гг.) общенациональный тираж сократился на 20%, в настоящее время положение газет довольно стабильно: с 2000 по 2004 г. тираж уменьшился лишь на 1% и составил 3,2 млн экз.18 Объяснить прочное положение финской прессы можно четким сегментированием газетной индустрии, основу которой составляют национальные, региональные (провинциальные), местные и специализированные издания. Кроме того, характерной чертой финского рынка печатных СМИ является ярко выраженная тенденция к региональности. Из 10 ежедневных газет, являющихся лидерами по количеству распространяемых по стране экземпляров, шесть представляют собой региональные издания: "Хельсингин Саномат" ("НеЫгщт Бапота!:") — одновременно национальная газета и газета региона Уусимаа, "Аамулехти" ("Аати1еМ"), "Турун Саномат" ("Тигип Запотаг'),
18 См.: Вартанова Е. Финляндия. С. 300 // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М., 2006.
108
"Калева" ("Kaleva"), "Кескисуомалайнен" ("Keskisuomalainen") и "Савон Саномат" ("Savon Sanomat")19.
Ежедневные региональные газеты по уровню проникновения опережают столичную прессу, в том числе лидера тиража — национальную газету "Хельсингин Саномат"20. Партийные издания сохранили свое место в системе финской прессы, они выходят еженедельно (газета Социал-Демократической партии "Уутиспяива Демари" ("Uutispaiva Demari"), орган Партии центра — "Суоменмаа" ("Suomenmaa"). Еще одной отличительной чертой современного рынка финской прессы является появление вечерней прессы: газеты "Илталехти" ("Iltalehti", основана в 1980 г., тираж 133 007 экз., принадлежит концерну "Алма Медиа") и "Илта-Саномат" ("Ilta-Sanomat", основана в 1932 г., тираж 186 462 экз., принадлежит "Санома WSOY"). Образцом для этих вечерних изданий послужил успешный французский проект 1930-х гг. — газета "Пари-Суар". Эти вечерние издания по сути являются таблоидами, однако качество таблоидов в Финляндии позволяет их отнести к квалоидам. Квалоид — особый тип массовой газеты, сочетающий стиль таблоидов с освещением широкой панорамы мировых событий, анализ серьезных вопросов внешней и внутренней политики с простым и доходчивым языком изложения21.
На региональную тенденцию современной финской периодической печати влияет в первую очередь экономический фактор. Пресса превратилась в товар: она работает на аудиторию и получает прибыль за счет читателей и размещаемой в изданиях рекламе, которая также рассчитана на потребителей газеты.
Примечательно, что интерес к местным новостям, по данным опроса аудитории, не уступает по значимости вниманию к новостям страны и составляет 76%. Местные и региональные издания предоставляют читателю эксклюзивную информацию, которую не найти в национальных газетах.
Из-за столь высокой популярности региональная пресса является главным рекламоносителем. Региональные газеты получают ту рекламу, которая интересует читателей в провинции. Местные издания вообще оказались в наиболее выигрышной ситуации — в рамках маленького города они являются "посредником" между продавцом тех или иных товаров и услуг и потенциальным покупателем. Большая часть рекламы
19 www.sanomalehdet.fi
20 См.: Вартанова Е. Финляндия. С. 290—310 // Энциклопедия мировой ин- дустрии СМИ. М., 2006.
21 См.: Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. С. 144. М., 2003.
109
на страницах газет носит, как правило, потребительский характер. Рекламные объявления информируют читателей о скидках в местных супермаркетах, "ценах дня", поступлении новых коллекций. В 2007 г. доходы от рекламы в бюджете прессы в среднем составили 58,5%22.
Коммуникативный фактор играет большую роль в развитии региональной прессы. Стремление к чтению региональной и местной периодики является одним из проявлений процессов глобализации. Мировые технологии и глобальные сети оставляют в душе человека чувство пустоты. Как это ни парадоксально, глобализация идет под руку с локализацией. В роли доброго соседа выступает газета, которая компенсирует недостаток личностного общения.
По данным на 2003 г., 88% тиража ежедневных газет в регионах распространяется в Финляндии по подписке, что свидетельствует о стабильности читательской аудитории и интересе к чтению прессы. 80% изданий доставляется 7000 сотрудниками службы доставки к 6.30 утра. В среднем годовая цена подписки на ежедневное новостное издание на 2006 год составила 188 евро23.
Единственным конкурентом, который наступает на пятки качественно-массовой прессе — национальной, региональной и местной, — является не Интернет и не телевидение, а бесплатные рекламные газеты. Именно эти бесплатные издания, как "Метро" и "100 новостей" в Хельсинки, сопровождают людей во время утренней поездки на работу в городском транспорте — короткие новости, составленные главным образом из сообщений информационных агентств, и реклама. Информация в удобном дорожном формате АЗ ничего не стоит, и поэтому вытесняет местные газеты. Другие пути распространения бесплатных изданий в торговых центрах и доставка на дом используются как в столице, так и небольших городах и населенных пунктах. Между тем распространение бесплатных газет прививает привычку к чтению газет среди молодежи и формирует аудиторию ежедневных региональных изданий.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются местные издания и в незначительной степени региональные, заключена в демографической ситуации. В последние десятилетия в Финляндии отмечается тенденция, когда население провинции стареет — молодежь уезжает учиться в столицу и крупные региональные центры, где впоследствии делает карьеру, приоб-
22 www.sanomalehdet.fi
23 Sanomalehdet. S. 181—225. Joukkoviestimet. Finnish Mass Media 2004. Kult-turi ja viestinta 2004 : 2. Tilastokeskus, Hakapaino Oy, Helsinki, 2005.
110
ретает жилье и создает семьи. Население небольших городов составляют в основном пожилые люди и некоторый процент семей, не уезжавших или вернувшихся из столицы с детьми дошкольного и школьного возраста. Однако в старении населения в провинции издатели газет тоже видят свои плюсы — консервативные читатели остаются верны печатному слову.
Таким образом, финская ежедневная региональная газета — рыночный продукт, рассчитанный на прибыль за счет удовлетворения потребностей аудитории: издание предоставляет читателю широкий спектр информации — местные новости, материалы о событиях в стране и за рубежом, развлекательные статьи, рекламу. Отличие местной газеты в Финляндии от региональной заключается в том, что пресса небольшого города сообщает аудитории преимущественно местную информацию. Местные газеты выходят несколько раз в неделю, отличаются небольшим форматом (АЗ) и значительно меньшим количеством полос. Следует отметить, что сегодня финская пресса в значительной степени децентрализована: местные материалы вытесняют национальные новости, а национальная газета "Хельсингин Саномат" в большей степени является изданием региона Уусимаа и южных регионов Финлянрдии.
Пройдя долгий путь от источника просвещения и инструмента влияния политических партий до стабильного участника современного медиарынка, финская пресса с сильными позициями региональных газет стала важным актером в ме-диаэкономике Финляндии. Вопреки всем пессимистичным прогнозам и влиянию современных технологий региональная пресса продолжает демонстрировать потрясающую жизнестойкость и пользоваться спросом среди читателей.
Поступила в редакцию 18.03.2008