подхода к оба чтению, которым может пользоваться любой учитель.
Использованные источники:
1. Е. Полат. Новые педагогические и информацион-ные технологии в системе образования. - Москва, 2002
2. Кларин Н.В. Технологии обучения: идеал и реаль-ность. - Рига, 1999.
3. Романова С.Г. Ролевые игры как одна из форм учебного процесса. Этнодидактика народов России.: Журнал под ред. Ф.Г. Ялалова. -Нижнекамск. 2008.
4. Бабаева А.Д. Воспитательная эффективность при-мера в нравственном воспитании учащихся. Педагоги-ческие науки. / Журнал №2,- Москва, 2008.
5. И.Ф. Харламов. Педагогика. - Москва, 2005.
УДК 159.9.072.432
Шигабетдинова Г.М., к. пед. н.
доцент
кафедра «Политология, социология и связь с общественностью»
Козлова У.М. студент 2 курса факультет «Гуманитарный» Ульяновский Государственный Технический Университет»
Россия, г. Ульяновск ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
КОЛЛЕКТИВА
Аннотация: в статье реализована попытка определить факторы формирования психологического климата коллектива, проанализирован психологический климат студенческой группы; выявлены практические направления по его улучшению.
Ключевые слова: психологический климат коллектива; факторы формирования климата; студенческий коллектив
Annotation: in the article an attempt to determine the factors shaping the psychological climate of the team, analyzed the psychological climate of the student group; identified practical areas for improvement.
Key words: psychological climate of the team; factors affecting climate; student team
Весомое влияние на эффективность работы любой организации оказывает социально-психологический климат коллектива. Он проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе, во втором - конкуренция, зависть, амбиции и т.п. [1; с. 25-27]
Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню социально-психологической
включенности людей в коллектив, в их трудовую и учебную деятельность. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе - это, прежде всего, задача проявления психологического и морального потенциала, как личности, так и общества в целом, создания наиболее полного образа жизни людей.
Цель исследования: выявление факторов и оценка их влияния на формирование социально-психологического климата коллектива.
Объект исследования психологического климата - коллектив студенческой группы.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе.
Поскольку психологический климат неотделим от жизнедеятельности коллектива, то и факторы его проявления также чрезвычайно многообразны. Деление психологического климата на факторы должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в котором проходит процесс взаимодействия между членами группы. [2; с. 64-69]
Таким образом, существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе:
1.Удовлетворенность работой.
2.Групповая совместимость и сработанность
3.Сплоченность коллектива
4.Характер коммуникаций.
5.Стиль руководства.
6.Характер выполняемой деятельности.
Было проведено психодиагностическое исследование группы
студентов, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» в Ульяновском Государственном Техническом Университете. В исследовании приняли участие 15 человек по экспресс-методике по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) [3]_
Участники Эмоциональный Когнитивный Поведенческий
компонент компонент компонент
Студент 1 -1 -1 1
Студент 2 -1 -1 0
Студент 3 0 -1 0
Студент 4 -1 0 0
Студент 5 1 0 1
Студент 6 0 1 1
Студент 7 1 0 1
Студент 8 -1 -1 -1
Студент 9 0 -1 -1
Студент 10 -1 -1 1
Студент 11 0 0 1
Студент 12 1 0 1
Студент 13 0 1 1
Студент 14 0 1 1
Студент 15 -1 -1 1
Среднее 0,2 0,53 0,26
В ходе анкетирования выяснилось, что по эмоциональному и поведенческому компонентам средние оценки относятся к неопределенному типу, а по когнитивному - к положительному. После обработки полученных результатов можно сказать, что психологический климат в исследуемой студенческой группе признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.
Кроме того, проведя наблюдение в данной студенческой группе мы определили, что ребята не до конца знают личные качества друг друга, им не всегда просто найти общий язык внутри коллектива, но в это же время, напряженная атмосфера в группе не наблюдается - студенты не испытывают дискомфорт, находясь в коллективе группы, при необходимости они спокойно могут работать вместе, выполняя совместное задание.
Для создания благоприятного климата в коллективе можно дать следующие рекомендации:
• Периодическая диагностика на определение психологического климата коллектива
• Комплекс тренинговых игр на сплоченность
• Проведение неформальных мероприятий для коллектива.
• Совместная организация мероприятия в рамках учебной программы.
Социально-психологический климат является неотъемлемой частью любого коллектива. Поэтому, важно постоянно проводить диагностику климата коллектива и вовремя принимать меры, чтобы обстановка в коллективе всегда оставалась благоприятной.
Использованные источники:
1. Патяева Е. Теория и методология/ Е.Пятяева// Культурно-историческая психология. -2009.-№4. (с.25-27)
2. Савельева, М. В. Социально-психологические факторы формирования благоприятного психологического климата в коллективе / М. В. Савельева // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 4. -С. (64-69)
3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата коллектива (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) http: //www.psylist.net/praktikum/00056. htm