Научная статья на тему 'Факторы формирования политики Ливана: общее и различное со странами ближневосточного региона'

Факторы формирования политики Ливана: общее и различное со странами ближневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
851
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ближний Восток / Ливан / политическая система Ливана / политический конфессионализм / армия / ближневосточный конфликт / Сирия / the Middle East / Lebanon / Lebanese political system / political confessionalism / army / the Middle East conflict / Syria

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — К. В. Дубровская

В статье рассматриваются особенности формирования политики Ливана в разрезе всего ближневосточного региона. Автор выделяет определяющие формирование политики факторы, которые характерны как для Ближнего Востока в целом, так и для Ливана в частности. Сделан вывод о том, что формирование ливанской внешней политики зависит от внутриполитических принципов политического конфессионализма и многовекторности отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON AND DISTINCT FACTORS IN THE POLICY MAKING OF LEBANON IN COMPARISON WITH OTHER COUNTRIES IN THE MIDDLE EAST

The article describes the features of the formation of Lebanese policy in the context of the middle East region. The author outlines the factors which are typical for Middle East as a whole, and for Lebanon in part. There's a conclusion that the formation of Lebanese foreign policy depends on the internal political principles of political confessionalism and multi-vector relations.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования политики Ливана: общее и различное со странами ближневосточного региона»

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЛИВАНА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

К.В. Дубровская

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11322

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования политики Ливана в разрезе всего ближневосточного региона. Автор выделяет определяющие формирование политики факторы, которые характерны как для Ближнего Востока в целом, так и для Ливана в частности. Сделан вывод о том, что формирование ливанской внешней политики зависит от внутриполитических принципов политического конфессионализма и многовек-торности отношений.

Ключевые слова: Ближний Восток, Ливан, политическая система Ливана, политический конфессионализм, армия, ближневосточный конфликт, Сирия.

Ближний Восток в международных отношениях является одним из наиболее напряженных регионов: здесь на протяжении многих лет сталкиваются интересы крупнейших мировых и ведущих региональных держав. Важным звеном всех ближневосточных процессов последней четверти ХХ - начала XXI в. является Ливан - страна, привлекающая серьезное внимание к своей внешней и внутренней политике [1]. Политика Ливана формируется под влиянием региональных факторов, формирующих политические реалии в большинстве стран Ближнего Востока. В то же время для этой страны характерны некоторые индивидуальные подходы, значительно отличающие политическую систему Ливана от региональных аналогов.

Характерной чертой ливанской политической системы является политический конфессионализм, обусловленный проживанием на территории Ливана как мусульман различных направлений (алавиты, шииты, сунниты, друзы), так и христиан (марониты, православные, католики, армя-но-грегориане и др.) [1]. Данные группы представляют собой обособленные религиозные общины, которые имеют различное происхождение и собственные сложившиеся социокультурные особенности. Подобное многообразие вписывается в общую картину арабского мира, неотъемлемой частью истории которого является миграция.

Движения масс людей в арабском мире известны с древних времен, когда начались великие арабские завоевания, со временем приобретшие черты политики по расселению и размещению рядом с завоеванным населением [2]. Важную роль в ближневосточных миграционных процессах сыграл также экономический фактор, в частности, трудовая миграция. Однако решающим, на наш взгляд, движущим фактором в регионе, остаются конфликты. Для Ближнего Востока вызванные региональными конфликтами миграционные волны были характерны на протяжении всей его истории, однако поистине массовый характер миграционные потоки, связанные с войнами, приобрели в Х1Х-ХХ вв. К числу крупнейших волн можно отнести спровоцированную образованием государства Израиль широкую миграцию арабского населения из Палестины, которая затронула многие страны региона, в том числе, и Ливан. Еще одну крупную миграционную волну спровоцировали конфликты и кризисы, получившие развитие после событий «Арабской весны» [2].

Таким образом, миграционные процессы являются неотъемлемой частью истории Ближнего Востока. Данное обстоятельство наравне с историческими и культурными традициями определяет специфику политических процессов в странах региона. Исключением не является и Ливан. Тем не менее, стоит отметить, что в условиях ре-

гиональных конфликтов и миграционных волн Ливану удалось выстроить одну из наиболее сбалансированных политических систем. Прежде всего, необходимо отметить, что Ливан является единственной арабской страной, официально признавшей 18 религиозных общин (5 мусульманских, 12 христианских и одну иудейскую). Уникальность ливанской политической системы состоит в том, что для христианской и мусульманской групп предусмотрены возможности для активного участия в политической жизни страны (иудейская община такой возможности лишена). Конфессиаль-ный подход к выстраиванию политической системы был перенят Ливанской Республикой у Османской империи, применявшей его для управления арабскими провинциями. В основу политического устройства страны был положен заключенный в 1943 г. христианскими и мусульманскими общинами негласный пакт, закрепивший приоритет маронитской христианской общины. Данный пакт поспособствовал достижению компромисса между всеми конфессиями, партиями и слоями ливанского общества [3, с. 384].

Стоит отметить, что данная конструкция не являлась идеальной, и к середине 1970гг. выявилась ее слабость, когда увеличение количества мусульман в Ливане привело к усилению межконфессиональных противоречий и к затянувшейся гражданской войне, которая продолжалась до начала 1990-х гг. Тем не менее, отказаться от данной системы полностью ливанские власти не смогли. В настоящее время Ливан является парламентской республикой, в которой действует принцип пропорционального представительства общин во властных институтах: президентом Ливана может быть избран только маронит, главой правительства - суннит, председателем парламента -шиит, министром обороны - друз, а министром просвещения - православный [3, с. 388]. Данная система предохраняет страну от формирования единоличного режима правления, что препятствует восстаниям по типу ливийского или египетского.

В то же время, особенности ливанской политической системы делают ее уязвимой в условиях непрекращающихся региональ-

ных конфликтов, которые способны нарушить выстроенный в стране баланс интересов различных групп за счет изменения их соотношения. Таким дестабилизирующим фактором является в последние годы сирийский конфликт и спровоцированный им приток беженцев в соседние с Сирией страны, что способствует усилению внутренней напряженности в Ливане, в связи с чем, нельзя исключать возможность обострения межконфессиональных конфликтов. На сегодняшний день, по оценкам политологов, ситуация в Ливане в значительной степени зависит от того, чем завершится сирийская война [1, 3]. В то же время необходимо отметить, что Ливан не закрывал границу, приняв на своей территории 1,5 млн. сирийских беженцев - представителей разный исламских течений. Такой подход ливанских властей, вероятно, связан с тем, что, несмотря на конфессиональные проблемы и зачастую деструктивное влияние Сирии на ход гражданской войны в Ливане, обе страны тесно связаны исторически. На фоне этнического, культурного и экономического единства Ливана и Сирии сформировался особой характер ливано-сирийских отношений, который укрепился за счет че-тырехвекового социокультурного взаимодействия двух стран в составе Османской империи. Все это обусловливает близость двух стран, вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры.

Стоит отметить, что конфессиональный, сбалансированный подход Ливана во внутренней политике транслируется и на внешнеполитический курс страны. В частности, для страны характерна ориентация на мирное урегулирование арабо-израильского конфликта, в то время как большинство стран региона склонны поддерживать в конфликте ту или иную сторону. Кроме того, политический конфессионализм предопределяет многовекторность внешней политики Ливана: мусульманские общины традиционно ориентируются на развитие отношений с арабским миром, тогда как лидеры христианских общин стремятся развивать отношения с Западом, в том числе, и благодаря сформировавшейся за рубежом ливанской диаспоре [1].

Вышесказанное позволяет выделить такие важные факторы формирования ливанской политики, как обусловленные политическим конфессионализмом сбалансированность и многовекторность основных внутри- и внешнеполитических направлений. Поликонфессионализм и основанный на нем политических подход является, пожалуй, наиболее яркой чертой Ливана, отличающей республику от других стран региона.

Наконец, характерной для ливанской политической системы чертой, распространенной также и в других странах ближневосточного региона, является высокая роль армии. Как отмечает M.A. Зимин, большинство арабских стран Ближнего Востока все еще переживают переходный этап эволюции от авторитаризма к демократии, а потому в их практике по-прежнему допускается активное участие военных в политической жизни страны, вплоть до прихода военных к власти. Таким образом, военно-гражданских отношений в странах Ближнего Востока во многом определяет особенности развития основополагающих политических процессов в арабском регионе [4, с. 118].

Активное участие военных в политике стран Ближнего Востока обусловлено, как минимум, двумя факторами: превращением армии в естественного выразителя государственного национализма из-за недостаточной развитости других общенациональных институтов, а также слабостью переговорных институтов, вследствие чего опора на военную силу рассматривается в качестве гарантии политической стабильности. Несмотря на то, что по завершении гражданской войны, ливанские власти получили значительную поддержку от Сирии в части демилитаризации политической жизни в стране и разоружения военизированных формирований, позиции ливанской правительственной армии остаются достаточно крепкими. В частности, в условиях продолжающегося сирийского конфликта на севере и востоке Ливана периодически имеют место боестолкновения и стычки, свидетельствующие о сохраняющейся угрозе в лице исламистом с сирийских территорий, которую успешно нейтрализует ли-

ванская армия [5]. Тем самым, военные повышают свой авторитет, выступая в качестве гаранта безопасности страны. Стоит также отметить, что все последние президенты Ливана являются военными: и Э. Лахуд, и М. Сулейман и действующий президент М. Аун приняли президентский пост после того, как побывали главнокомандующими ливанской армией [6]. Указанное свидетельствует о несомненном авторитете военных в политической системе Ливана.

Таким образом, армия занимает заметные позиции в политической жизни Ливана, и на сегодняшний день от позиции ее представителей, во многом, зависит дальнейшее развитие страны. В то же время, в условиях модернизационных процессов в экономике и трансформации общества необходимым шагом является снижение влияния армии на политическую класть, передача военных сил под контроль гражданского общества. Данные тенденции сегодня имеют место и в Ливане: миссия военных заключается, прежде всего, в обеспечении территориальной целостности страны и поддержании общественного единства. Ключевой задачей ливанских властей на сегодняшний день является реализация мер по экономической модернизации, связанной с проведением экономических реформ и строительством эффективных вооруженных сил. Такой подход представляется логичным, поскольку Ливан за период гражданской войны утратил свой статус процветающей экономики, свое звание «ближневосточной Швейцарии», и на сегодняшний день остро нуждается в восстановлении и модернизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на формирование внешней политики Ливана значительное влияние оказывают внутриполитические факторы, прежде всего, политический конфессионализм, предопределяющий необходимость нахождения баланса между интересами различных групп, и ориентированность на многовекторные отношения. Несмотря на очевидные слабости действующей политической конфессиональной системы, представляется, что возможностей для ее демонтажа у властей республики нет, и дан-

ная система обеспечения баланса религиоз- на протяжении долгих лет. ных общин сохранит свое существование

Библиографический список

1. Мохамад C. M. Основные направления и особенности внешней политики Ливана в 1989-2010 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/45709/1/2013_2_JILIR_mohamad.pdf (дата обращения: 28.06.2019).

2. Кривов C. B. Тенденции миграционных процессов на Арабском Ближнем Востоке: история и современность // Электронный журнал Издательства NOTABENE. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/wi/article_17153.html (дата обращения: 28.06.2019).

3. Горбунова H. M. Перманентный кризис в Ливане: роль этноконфессионального фактора // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. - 2015. - № 9. - С. 384-390.

4. Зимин M. A. Роль армии в политике стран Ближнего Востока // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 6-1. - С. 117-120.

5. Сарабьев A. Ливан: старые проблемы при новых обстоятельствах // Российский Совет по международным делам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/livan-starye-problemy-pri-novykh-obstoyatelstvakh (дата обращения: 28.06.2019).

6. Президенты Ливана: особенности становления и развития государства на Ближнем Востоке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://militaryarms.ru/prezidenty-koroli-i-imperatory/prezident-livana (дата обращения: 28.06.2019).

COMMON AND DISTINCT FACTORS IN THE POLICY MAKING OF LEBANON IN COMPARISON WITH OTHER COUNTRIES IN THE MIDDLE EAST

K.V. Dubrovskaya

St. Petersburg state university

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article describes the features of the formation of Lebanese policy in the context of the middle East region. The author outlines the factors which are typical for Middle East as a whole, andfor Lebanon in part. There's a conclusion that the formation of Lebanese foreign policy depends on the internal political principles ofpolitical confessionalism and multi-vector relations.

Keywords: the Middle East, Lebanon, Lebanese political system, political confessionalism, army, the Middle East conflict, Syria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.