Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА К ДЕСТРУКТИВНЫМ ИДЕЯМ У ПОДРОСТКОВ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА К ДЕСТРУКТИВНЫМ ИДЕЯМ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
факторы / иммунитет к деструктивным идеям / подростков / factors / immunity to destructive ideas / adolescents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икромова Ситора Акбаровна

в статьи приведены факторы формирования иммунитета к деструктивным идеям у подростков. Иммунитет к деструктивным идеям у подростков – сложный и многогранный процесс, на который могут влиять различные факторы. Важно отметить, что ни один фактор не гарантирует иммунитет к деструктивным идеям, и взаимодействие этих факторов может варьироваться от одного подростка к другому. Комплексный подход, в котором участвуют родители, педагоги, специалисты в области психического здоровья и сообщество, часто является наиболее эффективным способом повышения устойчивости подростков к деструктивным идеям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF IMMUNITY TO DESTRUCTIVE IDEAS IN ADOLESCENTS

the article presents factors in the formation of immunity to destructive ideas in adolescents. Immunity to destructive ideas in adolescents is a complex and multifaceted process that can be influenced by various factors. It is important to note that no single factor guarantees immunity to destructive ideas, and the interaction of these factors may vary from one adolescent to another. A comprehensive approach that involves parents, educators, mental health professionals, and the community is often the most effective way to increase adolescents' resilience to destructive ideas.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА К ДЕСТРУКТИВНЫМ ИДЕЯМ У ПОДРОСТКОВ»

Список литературы /References

1. Ibragim Fayzullayevich Kayumov. Xalq qo'shiqlari asosida boshlangich sinf o'quvchilarining nutqiy malakasini o'stirish usullari. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal ISSN: 21811601. Volume: 1, ISSUE: 5, 635-bet.

2. Turakulova Feruza Aminovna. Qualified practice and media education. Galaxy international interdisciplinary research journal (GIIRJ) ISSN (E): 2347-6915 Vol. 10, Issue 12, Dec. (2022). 1693-bet.

3. Kholmatova Ziroatkhon Anvarovna. Kresna Social Science and Humanities ResearchProceedings of the International Conference on Social and Education SciencesISSN 2774-3918 (online), Functions And Principles Of Pedagogical Diagnostics.

FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF IMMUNITY TO DESTRUCTIVE

IDEAS IN ADOLESCENTS Ikromova S.A. (Republic of Uzbekistan)

Ikromova Sitora Akbarovna - assistant teacher, ASIAN INTERNATIONAL UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article presents factors in the formation of immunity to destructive ideas in adolescents. Immunity to destructive ideas in adolescents is a complex and multifaceted process that can be influenced by various factors. It is important to note that no single factor guarantees immunity to destructive ideas, and the interaction of these factors may vary from one adolescent to another. A comprehensive approach that involves parents, educators, mental health professionals, and the community is often the most effective way to increase adolescents' resilience to destructive ideas.

Keywords: factors, immunity to destructive ideas, adolescents.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА К ДЕСТРУКТИВНЫМ ИДЕЯМ У ПОДРОСТКОВ Икромова С.А. (Республика Узбекистан)

Икромова Ситора Акбаровна - ассистент преподаватель. Азиатский международный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статьи приведены факторы формирования иммунитета к деструктивным идеям у подростков. Иммунитет к деструктивным идеям у подростков - сложный и многогранный процесс, на который могут влиять различные факторы. Важно отметить, что ни один фактор не гарантирует иммунитет к деструктивным идеям, и взаимодействие этих факторов может варьироваться от одного подростка к другому. Комплексный подход, в котором участвуют родители, педагоги, специалисты в области психического здоровья и сообщество, часто является наиболее эффективным способом повышения устойчивости подростков к деструктивным идеям. Ключевые слова: факторы, иммунитет к деструктивным идеям, подростков.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей: вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку; не соответствует социальным нормам; приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям; выступает в качестве ответа на

нестандартную ситуацию; связана с отрицательной направленностью личности; развивается в результате отсутствия социальной адаптации; имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют: отсутствие мотивации; неадекватность; дезадаптивность; аутичность; отсутствие результативности [1].

Причины деструктивного поведения. Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы [2]. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов: наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм); ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.); ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны); либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы: делинквентное поведение(выход за правовые рамки, нарушения закона); девиантное поведение(несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах: агрессивное поведение по отношению к людям; враждебность при общении; склонность к разрушению вещей; желание расстроить уклад жизни близких; отсутствие возможности испытывать эмоции; угроза чужой и собственной жизни.

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией - отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.

Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.

Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.

Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.

Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.

Список литературы /References

1. Газиев Э.Г., Ташимов Р.Ю. Методика преподавания психологии. - Т. «Учебник»: 2005.стр. 195.

2. Каримова В.М., Хайитов О.Э., Акрамова Ф.А., Лутфуллаева Н.Х. Психология. - Т.: «Учебник», 2007. 410 стр.

MENTAL HEALTH AS AN IMPORTANT FACTOR IN ENSURING THE EFFECTIVENESS OF ENGINEERS Haidarov Sh.Sh. (Republic of Uzbekistan)

Haidarov Shakhriyar Shukhratovich - research assistant, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: ongoing research on strengthening the physical and psychological health of young people around the world, preparing for a future life and their psychological health attract constant attention. Today, for the preparation of competitive athletes in accordance with international standards, it is becoming increasingly important to improve their psychological preparation, as well as physical fitness. In particular, it is important to identify the factors influencing the formation of psychological health in athletes, to develop a mechanism for them related to psychological health.

Keywords: psychological health, specialist formation, emotional and social well-being, self-assessment, stress.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНЖЕНЕРОВ Хайдаров Ш.Ш. (Республика Узбекистан)

Хайдаров Шауриёр Шууратович - стажёр-исследователь, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: продолжающиеся исследования по укреплению физического и психологического здоровья молодых людей во всем мире, подготовке к будущей жизни и их психологическому здоровью привлекают постоянное внимание. Сегодня для подготовки конкурентоспособных спортсменов в соответствии с международными стандартами становится все более актуальным улучшение их психологической подготовки, а также физической подготовленности. В частности, важно выявить факторы, влияющие на формирование психологического здоровья у спортсменов, разработать для них механизмы, связанные с психологическим здоровьем.

Ключевые слова: психологическое здоровье, формирование специалиста, эмоциональное и социальное благополучие, самооценка, стресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.