Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Токарева Е.М., Батарчук Д.С.

В статье рассматривается проблема имиджа государственных гражданских служащих. Представлены основные факторы, влияющие на имидж государственных гражданских служащих: индивидуально-личностные особенности, внешний вид, отношение средств массовой информации к государственному гражданскому служащему, окружение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMATION OF IMAGE OF STATE CIVIL SERVANTS

The article deals with the problem of image of civil servants. The main factors are presented affecting the image of civil servants: individual and personal peculiar properties, external appearance, relation of mass media to public civil servant, immediate environment.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»

5. Сирченко А.Е. Кадровая политика как инструмент управления персоналом // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 496-499.

6. Кадровая политика и кадровое планирование : учебник для вузов / Ю. Г. Одегов, М. Г. Лабаджян. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С. 9-12.

УДК 35.081.7 + 35.085

Токарева Е.М. студент 4 курса кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация: В статье рассматривается проблема имиджа государственных гражданских служащих. Представлены основные факторы, влияющие на имидж государственных гражданских служащих: индивидуально-личностные особенности, внешний вид, отношение средств массовой информации к государственному гражданскому служащему, окружение.

Ключевые слова: имидж, государственные гражданские служащие, факторы.

Tokareva E.M.

A fourth-year student, Department of Management, State and

Municipal Management Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk FACTORS OF FORMATION OF IMAGE OF STATE CIVIL

SERVANTS

Annotation: The article deals with the problem of image of civil servants. The main factors are presented affecting the image of civil servants: individual and personal peculiar properties, external appearance, relation of mass media to public civil servant, immediate environment.

Key words: image, state civil servants, factors.

В настоящее время имидж государственного гражданского служащего представляет собой значимую и неотъемлемую часть эффективной профессиональной деятельности государственной гражданской службы и государственного аппарата в целом. Работа над имиджем важна поскольку, во-первых, каждый государственный гражданский служащий является официальным представителем государства. Во-вторых, работа над имиджем

государственного гражданского служащего способствует его продвижению по карьерной лестнице. В ряде исследований уделяется внимание структуре и факторам формирования имиджа (И.А. Василенко, И.Г. Гуменная, Ю.К. Ким, А.Ю. Панасюк, М.А. Шабанова и др.).

И.В. Маслов выделяет несколько групп характеристик имиджа государственного гражданского служащего:

- образ руководителя структуры, который формируется на основе его социально-психологических характеристик, способностях, ценностных ориентаций и внешних данных;

- образ государственных служащих, который выстраивается на основе физических, психофизических данных, культуры, профессиональной компетентности, личностных характеристик и т.д.;

- социальный имидж органов власти, формирующийся на основе представлений общественности о роли и состоянии различных сфер (политических, экономических, социальных и т.д.) в регионе;

- имидж услуг, которые предлагаются органами власти для населения, строящийся на представлениях о качестве обслуживания, об их функциональной важности, отличительных свойствах;

- внешняя атрибутика [3].

Исследователь отмечает, что процесс формирования имиджа государственных служащих является многофакторным взаимодействием смешанного типа трёх субъектов: непосредственно органа власти, населения и средств массовой информации. Все отмеченные субъекты взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в виде непосредственного взаимодействия, информационного обмена и эмоционально-оценочных реакций.

К.А. Алямкина, О.В. Кирина, В.Н. Орлова выделяют два способа формирования имиджа: естественный и искусственный. При взаимодействии служащего с населением, представителями общественности, коллегами по работе имидж складывается естественным путём. Однако, если рассматривать РЯ-компанию, целенаправленную работу средств массовой информации, то это искусственно созданный имидж, который не всегда отражает реальный образ государственного гражданского служащего, личностные качества и способности необходимые для профессиональной деятельности.

Анализ научных трудов И.А. Василенко, И.Г. Гуменная, Ю.К. Ким позволил выделить факторы формирования имиджа государственного гражданского служащего (внутренние, внешние). К внутренним факторам относятся психологическое состояние человека, здоровье, тип личности, темперамент, свойства характера, индивидуальный стиль принятия решений. Внешними факторами являются: образ жизни, семейное положение, культура, образование, внешний вид, организационная культура, отношение средств массовой информации к служащему, отношение населения к служащему, окружение.

Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил нам рассмотреть также и другие факторы, выделяемые исследователями.

Так, И.П. Бушуева отмечает, что индивидуально-личностные факторы влияют на профессиональный рост государственных гражданских служащих, они проявляются в характеристиках ценностных ориентаций, мотивации, различиях восприятия профессионального развития на дослужебном и служебных этапах [1].

В.М. Шепель считает, что одним из наиболее важных факторов имиджа государственного служащего является его внешний вид. Внешний облик несёт информацию о статусе, экономических возможностях, эстетическом вкусе и т.д. Важное значение имеет соблюдение правил дресс-кода и владение невербальными средствами деловых коммуникаций.

В современном обществе, зачастую, население формирует мнение о государственном гражданском служащем по образу, который предлагается в средствах массовой информации. Соответственно средства массовой информации играют в формировании имиджа значимую роль, поскольку могут информировать население о деятельности, имидже государственного гражданского служащего и целенаправленно создавать имидж, который будет оправдывать ожидания населения.

Имидж государственного гражданского служащего также зависит от общественного мнения, которое складывается после взаимодействия с населением, обращений граждан в приёмную государственного гражданского служащего. Позитивный имидж государственных гражданских служащих зависит от умения служащего распределить обязанности по работе с обращением граждан, определить время и место приема граждан, создать эстетическую привлекательность внешнего вида и поведения, умения владеть собой и своими чувствами, умения внушать доверие и симпатию, владение культурой телефонных переговоров и т.д.

Не менее важным фактором для создания позитивного имиджа служащего является окружение. Если рядом с государственным гражданским служащим будут находиться достойные, поддерживаемые обществом личности, то положительное отношение население к ним будет переноситься и на самого служащего.

Работа над имиджем государственного гражданского служащего должна осуществляться непрерывно, способствуя профессиональному развитию и продвижению по карьерной лестнице. С.И. Василов рассматривает профессиональное развитие служащих в единстве с компетентностным развитием и определяет как направление деятельности по управлению кадрами, которое направлено на обеспечение постоянного развития профессиональных компетенций, способствующих эффективному выполнению должностных обязанностей государственных служащих в единстве целей и задач государственной политики и личностных установок служащего [2]. Снижение количества негативных оценок населения о работе государственных органов и недобросовестного выполнения

государственными служащими своих функций происходит в процессе совершенствования позитивного имиджа служащих путём развития умения организовывать, регулировать и контролировать свою жизнедеятельность, профессиональную деятельность и поведение.

Таким образом, формирование имиджа государственных гражданских служащих детерминировано рядом факторов, которые оказывают разноплановое влияние. Совершенствование имиджа государственных гражданских служащих на основе учета факторов непосредственно связано с доверием населения к государственному аппарату в целом, а также способствует улучшению эффективности профессиональной деятельности.

Использованные источники:

1. Бушуева И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: автореф, дис. ... канд. соц. наук. - Нижний Новгород, 2015. - С. 18.

2. Василов С.И. Формирование и развитие профессиональных компетенций работников в системе государственной гражданской службы: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М, 2016. - С. 23.

3. Маслов И.В. Стратегии формирования положительного имиджа органов исполнительной власти в регионе // СИСП. 2011. №4. - С. 92.

4. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2012. - С. 576.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.