Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ В РОССИИ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-экосистема / цифровые платформы / Россия / тенденции / цифровизация / потребители / компании / business ecosystem / digital platforms / Russia / trends / digitalization / consumers / companies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухина Надежда Юрьевна, Резниченко Яна Александровна

На данный момент цифровые экосистемы в России еще не достигли масштабов зарубежных стран, о чем свидетельствует их финансовая неустойчивость, низкий уровень капитализации по сравнению с другими компаниями на международной арене. В статье рассматривается тенденции и проблемы развития бизнес-экосистем России. На основании различных подходов раскрывается понятие «цифровая экосистема», преимущества новой модели ведения бизнеса в 2023 году. Также приведен анализ продуктов четырех самых крупных национальных экосистем и сформулированы перспективы развития и проблемы, с которыми сталкиваются компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AT THE ENTERPRISES OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX

At the moment, digital ecosystems in Russia have not yet reached the scale of foreign countries, as evidenced by their financial instability, low level of capitalization compared to other companies in the international arena. The article considers the trends and problems of development of business ecosystems in Russia. Based on various approaches, the concept of "digital ecosystem" is revealed, the advantages of the new model of doing business in 2023. It also analyzes the products of the four largest national ecosystems and formulates the development prospects and problems faced by companies.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ В РОССИИ»

Kursk, Russia

PRACTICAL ASPECTS OF THE USE OF PLANNING TOOLS IN THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES

Abstract. The article substantiates the role ofplanning in the activities of a particular business entity. The structural scheme of planning in the organization at various levels is presented. Conclusions are drawn about the prospects for improving planning in the organization.

Keywords: planning, organization, long-term plan, strategic, tactical and operational planning.

УДК 334

Сухина Надежда Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент (e-mail: nysukhina@gmail.com) Резниченко Яна Александровна, студент (e-mail:reznichenko-yana@bk.ru)

Кубанский государственный. технологический университет, г.Краснодар, Россия

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ В РОССИИ

Аннотация: На данный момент цифровые экосистемы в России еще не достигли масштабов зарубежных стран, о чем свидетельствует их финансовая неустойчивость, низкий уровень капитализации по сравнению с другими компаниями на международной арене. В статье рассматривается тенденции и проблемы развития бизнес-экосистем России. На основании различных подходов раскрывается понятие «цифровая экосистема», преимущества новой модели ведения бизнеса в 2023 году. Также приведен анализ продуктов четырех самых крупных национальных экосистем и сформулированы перспективы развития и проблемы, с которыми сталкиваются компании.

Ключевые слова: бизнес-экосистема, цифровые платформы, Россия, тенденции, цифровизация, потребители, компании.

В наши дни происходит глобальная трансформация экономической, политической, общественной и производственной деятельности человека благодаря научно-технологическому прогрессу. Тенденции современного мире заставляют компании менять подход к клиенту, формат своей деятельности и предоставляемые услуги. Так, традиционным формам ведения бизнеса угрожают новые высокоразвитые цифровые компании и стартапы, деятельность которых основана на новом представлении о продуктах и услугах, необходимых потребителям. Формируется новый тип экономики-цифровая экономика, для которой характерно использование облачных систем, оказание цифровые услуг, работа с большим объемом данных (Big

Data) и платформенные решения. Время традиционных отраслей с узконаправленной деятельностью подходит к концу, так как их заменяют бизнес-экосистемы.

Под цифровой экосистемой понимается клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации для удовлетворения конечных потребностей клиентов. [1]

В официальном докладе Банка России дается следующее определение данному понятию: «Экосистема - это построенная на основе данных о клиентах совокупность сервисов, позволяющих пользователям в рамках единого процесса получать широкий спектр продуктов и услуг.» [2]

На данный момент многие компании осуществляют переход к новой организационно-экономической формы ведения бизнеса несмотря на то, что он сопряжен с высокими рисками и затратами по ряду причин, а именно:

1.Омниканальность, то есть объединение на своих платформах всей информации о своих клиентах со всевозможными средствами коммуникации с ними, а также создание бесшовного клиентского пути [4];

2.Высокие темпы роста всех участников экосистемы, а также поддержка со стороны других партнеров при возникновении финансовых или производственных трудностей;

3.Минимизация угрозы неплатежеспособности компании за счет дифференциация деятельности;

4.Эффективный инструмент повышения лояльности и удержания клиентов;

5.Снижение затрат на привлечение новых пользователей;

6.Увеличение доходной статьи за счет механизма перекрестных продаж;

7.Новое качество клиентского опыта благодаря единому сквозному идентификатору клиента.

Появление новых и развитие уже существующих национальных платформ и бизнес-экосистем положительно отражается и на более крупном уровне, на уровне государства, так как они выступают в роли инструмента, позволяющего минимизировать долю зарубежных компаний на рынке, а значит обеспечивают экономическую безопасность и технологическую независимость страны, что оказывает влияние на такой важный макроэкономический показатель как ВНП.

Российская Федерация в последние пять лет переживает активную фазу трансформации экономической среды, а именно, процесс цифровизации. Катализатором развития платформ и внедрение их в повседневную жизнь было распространение COVID-19 и карантинные ограничения. На данный момент можно выделить несколько крупных бизнес-экосистемы в России: Сбер, Тинькофф, ВТБ, Яндекс, VK, МТС,Х5 Retail Group, Ozon, Wildberries.

Лидерство по успешному внедрению новых технологий в работу компании и переход на новый формат организации бизнес-процессов и комму-

никаций по праву занимают компании, оказывающие услуги в банковском секторе. Это происходит по причине того, что такие субъекты рынка считаются наиболее адаптивными, гибкими по сравнению с компаниями из других секторов экономики. Удачным пример экосистемы в банковском секторе является экосистема «Сбер».

О переходе компании на новый формат Герман Греф сообщил в 2017 году и за шесть лет мы видим положительные результат в виде закрепленного за ней статуса самой крупной бизнес-экосистемы России. В настоящее время в экосистему «Сбера» входит более 50 компаний и сервисов по многим направлениям: электронная коммерция, доставка готовой еды, такси, каршеринг, медиа и развлечения, мобильные услуги, здравоохранение, сделки с недвижимостью и т.д. Для того, чтобы клиентский опыт был лёгким и бесшовным, был создан единый идентификатор Сбер ID, единая программа лояльности СберСпасибо и удобные подписки СберПрайм и СберПрайм+.

В результате предпринятых мер Сбер завершил 2022 год с чистой прибылью в 270,5 млрд руб. Объем собственных средств вырос до 5,8 трлн руб., а достаточность базового капитала по Группе увеличилась до 14,8%. Количество активных клиентов-физических лиц составило 106,7 млн человек на конец года, а количество активных корпоративных клиентов превысило 3,0 млн. [5]

Еще одной успешной цифровой платформой, но с экономической базой в другой сфере является компания МТС. C 2019 года МТС следует стратегии Customer Lifetime Value 2.0 (CLV 2.0), которая нацелена на построение устойчивого цифрового экосистемного бизнеса на прочном фундаменте телекоммуникационного лидера. [6]

Данная компания является ярким примером клиентоцентричной бизнес-модели, который направлена на предоставление широкого спектра цифровых сервисов. В экосистеме МТС представлены следующие продукты: МТС Premium и входящие в нее сервисы (Музыка, Блокировка спама и KION), МТС Cashback, МТС Банк, MTC маркетолог, CloudMTQ

Цель рассматриваемой цифровой экосистемы сформулирована следующим образом: «Максимально продлить «Время жизни» клиента (Lifetime — время, в течение которого он пользуется нашими услугами), создавая и постепенно укрепляя эмоциональную привязанность к бренду, повышая степень удовлетворенности и уровень лояльности клиента. Мы фокусируемся на предложении большей Ценности (Value) клиенту и одновременно максимизируем ценность, которую мы получим от него в долгосрочном периоде. [5]

Количество экосистемных клиентов МТС (используют два и более сервиса или услуги различных категорий) возросло до уровня 12,8 млн на конец третьего квартала, что на 63% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Показатель среднего количества продуктов экоси-

стемы на одного клиента увеличился с 1,39 в третьем квартале 2021 года до 1,58 в третьем квартале 2022 года. [6]

Еще одним крупным игроком, развивающим собственную экосистему, состоящую из более 90 приложений и мобильных сервисов, является ООО «Яндекс». К ее операционным сегментам относится:

1.Поисковая система и браузер. Этот сегмент компании формирует около 47% выручки и примерно 95% скорректированной EBITDA. Поисковая система Яндекс является доминирующей поисковой системой в России, обрабатывающей около 60% всего поискового трафика. [6];

2.Маркетплейс Яндекс Маркет . На сегодняшний день данный сегмент бизнес-экосистемы не приносит прибыль компании, лишь убытки, но показывает хорошую долю в общем объеме выручки (47%) Его EBITDA составляет -11,67 млрд рублей. На его площадки уходит более 52% всей операционной прибыли компании [6];

3.Сервис Яндекс Такси. На данный момент имеет низкую маржинальность (5-7%), а в его доля в общей выручке составляет примерно 37%. Данный сервис имеет международный характер, так как он присутствует во многих странах СНГ.

4. Яндекс. Еда;

5. Яндекс. Дзен и Яндекс. Эфир;

6. Яндекс. Карты;

7. Яндекс Афиша;

8. Яндекс Лавка;

9. Финтех и банки, которые только начинают свое развитие. В июле 2021 года Яндекс завершил сделку по приобретению 100% акций банка Акрополь за $15 млн. Это означает, что теперь в структуре Яндекса есть банковская лицензия, необходимая для развития финтех-вертикали. [6]

Последней цифровой платформой, которую мы рассмотрим является экосистема VK групп. Рассмотрим ее структуру:

1.Социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир;

2.Еда и доставка: Еда ВКонтакте, Delivery Club, Самокат, Кухня на районе, Performance food;

3. Транспорт: Такси ВКонтакте, Ситимобил, Ситидрайв;

4. Здоровье: Здоровье ВКонтакте, Все Аптеки, Здоровье;

5.Мессенджеры: ICQ, ТамТам;

6. Социальные сервисы: Благотворительность ВКонтакте, Добро Mail.ru, Добрые километры Ситимобил, Социальные проекты ОК, Облако для фондов, Love Alerts.

Особенностью экосистемы VK является наличие mini apps, с помощью них пользователь закрывает большинство своих повседневных потребностей. Преимущество, данной цифровой платформы заключается в том, что все приложения объединены на одной площадке, то есть пользователю не ненужно скачивать каждый сервис по-отдельности. Также единство системы поддерживается наличием единой подпиской VK Combo, в которую

входят такие сервисы как Музыка ВКонтакте, BOOM, Еда. ВКонтакте, Капсула с Марусей и Такси Вонтакте. Компания ООО «В Контакте» оказывает банковскую услугу с помощью VK Pay- это сервис экосистемы VK для покупок, который объединяет финансовые услуги: бонусную программу с кешбэком, карту и возможность оплаты в рассрочку.

Можно сказать, что в целом на территории РФ функционируют четыре основные экосистемы, они уже охватывают значительную часть рынка и имеет постоянных клиентов. Каждая из компаний еще не являются финансово устойчивый и независимой от заемных средств, многие элементы экосистемы на данный момент являются убыточными, все этого говорит нам о том, что данный форма ведения бизнеса окончательно не сформирован и имеет возможность дальнейшего движения в направлении совершенствования всех бизнес-процессов. Выделим основные тенденции развития бизнес-экосистем в России:

1. Создание нормативной базы для регулирования деятельности бизнес-экосистем по причине отсутствия законов в данной области. На данный момент контроль за деятельностью таких компаний находится в ведении разных ведомств, что значительно снижает качество и скорость проводимой работы, а значит увеличивает риск упущений, возникновения разногласий в требованиях, предъявляемых со стороны разных государственных структур. Также важно упомянуть, что законодательное регулирование важно и для самих участников цифровых платформ, так как это облегчит процесс судебных разбирательств, имеющих свою специфику из-за новой модели ведения бизнеса;

2.Поддержка развития цифровых платформ и национальных экосистем со стороны государства в форме субсидий и дотаций, различных программ, возможно выделение денежных средств в рамках программы «Национальные проекты России»;

3.Риск появления и активного распространения денежных суррогатов неподконтрольных ЦБ РФ. На данный момент мы видим переход многих фирм к собственной системе расчета за предоставленные товары или услуги, что несет угрозу для финансовой стабильности страны;

4.Монополизация рынка. Крупные экосистемы, в распоряжении которых находится серьезный капитал, способны поглощать более мелки по масштабу развития и предоставления услуг компании, выкупать патентное право на владение тем или иным технологическим новшеством. Также предоставление фирмой ряда других услуг, абсолютно не коррелирующих с его основным видом деятельности (такси, аптека, аренда и сдача имущества, покупка продуктов), может привести к резкому сокращению прибыли или прекращению деятельности компаний, не входящих в экосистему;

5.Ужесточение контроля за деятельность участников рынка со стороны Федеральной антимонопольной службы РФ;

6.Увеличение доля участников рынка разного масштаба с такой концепцией ведения бизнеса как экосистема, при условии сокращения самостоятельных компаний с одной спецификой деятельности;

7.Переход многих компаний на предоставление цифровых услуг, при условии закрытия головных офисов и филиалов;

8. Привязка клиента к компании за счет системы лояльности, кросс-продаж в последствии может привести к сокращению реального потребительского выбора;

9.Слияние крупных экосистем и появление мегаэкосистем.

Подводя итоги можно сказать, что на данный момент национальные цифровые платформы и бизнес-экосистемы находятся в стадии зарождения или активной фазе развития. Главной проблема, которая присутствует на Российском рынке, является отсутствие в законодательном поле понятия «цифровая экосистема» и единого регулятора со стороны государства за деятельностью таких компаний. Следует также отметить, что новая форма ведения бизнеса активно развивается, все больше компаний перестраивают свою деятельность в данном направлении, так как данная концепция оказалась жизнеспособной и показала хороший показатели по итогам последние трех лет. Трансформация коммуникаций и автоматизация производственных, экономических процессов становится драйвером экономического роста страны, поддерживает технологический и экономический суверенитет и устойчивость экономики Российской Федерации.

Список литературы

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulir ovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/ (дата обращения 20.10.2023).

2. Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы. Доклад для общественных консультаций. Банк России. Москва. Июнь 2021 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/123688/Consultation_Paper_23 062021.pdf (дата обращения: 21.10.2023).

3. Маркова, В. Д. Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 186 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5a97ed07408159.98683294. - ISBN 978-5-16013859-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1872744 (дата обращения: 21.10.2023). -Режим доступа: по подписке.

4. Ашурбекова З.Н., Мусаева З.А. Банковские экосистемы как новое направление трансформации банковского сектора России//Теория и практика мировой науки. - 2021. - № 5. -С. 19-22.

5. Официальный сайт ПАО «СберБанк» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/ifrs_2022 (дата обращения 20.10.2023)

6. Официальный сайт ПАО «МТС» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ar2021 .mts.ru/obzor-transformaczii-ekosistemy/nasha-strategiya/ (дата обращения 21.10.2023)

Nadezhda Yuryevna Sukhina, PhD in Economics, Associate Professor (e-mail: garbuzanna@yandex.ru) Reznichenko Yana Alexandrovna, student (e-mail:reznichenko-yana@bk.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

STRATEGIC PLANNING AT THE ENTERPRISES OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Abstract: At the moment, digital ecosystems in Russia have not yet reached the scale of foreign countries, as evidenced by their financial instability, low level of capitalization compared to other companies in the international arena. The article considers the trends and problems of development of business ecosystems in Russia. Based on various approaches, the concept of "digital ecosystem" is revealed, the advantages of the new model of doing business in 2023. It also analyzes the products of the four largest national ecosystems and formulates the development prospects and problems faced by companies.

Keywords: business ecosystem, digital platforms, Russia, trends, digitalization, consumers, companies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.