Научная статья на тему 'Факторы формирования и развития ресурсного потенциала туризма в регионах Российской Федерации'

Факторы формирования и развития ресурсного потенциала туризма в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
989
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / РЕГИОНЫ / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / TOURISM RESOURCES / TOURISM SERVICES / TOURIST INFRASTRUCTURE / SOCIO-ECONOMIC FACTORS / REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковлева Виктория Олеговна

В статье даны характеристика и аналитическая оценка факторов, связанных с формированием и развитием ресурсного потенциала туризма в регионах Российской Федерации с акцентом на анализ социально-экономических факторов. Выделены основные группы факторов, влияющих на развитие регионального туризма России. Сформулированы и систематизированы факторы формирования и развития потенциала туристских ресурсов, туристской индустрии и туристской инфраструктуры регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Яковлева Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of the formation and development of the resource potential of tourism in the regions in Russia

The paper presents the characterization and analytical evaluation of factors associated with the formation and development of the resource potential of tourism in the regions of the Russian Federation, with emphasis on the analysis of socio-economic factors. The basic groups of factors that influence the development of regional tourism in Russia are systematized. Formation factors and capacity development of tourist resources, the tourism industry and the tourism infrastructure in the regions of Russia are formulated.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования и развития ресурсного потенциала туризма в регионах Российской Федерации»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В О. ЯКОВЛЕВА

Виктория Олеговна ЯКОВЛЕВА — аспирантка кафедры экономической теории и экономической политики СПбГЭУ.

В 2011 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — социальный туризм.

^ ^ ^

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ* *

Туризм является одним из основных катализаторов развития и ускорения социальноэкономических процессов, протекающих на региональном уровне в Российской Федерации [3]. Значение туристской отрасли определяется теми социальными функциями, которые она выполняет, включая: восстановление психофизиологических ресурсов общества; содействие повышению трудоспособности человека и рациональному использованию свободного времени; обеспечение занятости населения и роста его доходов; поддержание и восстановление рекреационных возможностей регионов, стимулирование притока валюты в страну, создание новых рабочих мест и т. д., что позволяет считать региональный туризм частью экономики единого хозяйственного комплекса региона [2].

Наше пристальное внимание к данному вопросу связано с попыткой определить совокупность факторов, влияющих на формирование и развитие ресурсного потенциала туризма на региональном уровне, с акцентом на выделение и характеристику группы социально-экономических факторов, влияющих на развитие туризма в регионах Российской Федерации.

Целесообразно выделить пять групп факторов, влияющих на развитие туризма в регионе

Первая группа — общие факторы, включающие политическую стабильность в регионе, инвестиционную привлекательность региона, децентрализацию управления в регионе, структуру региональной экономики, уровень безопасности в регионе, историко-культурное наследие и природноклиматические особенности, состояние экологии, интернационализацию региона.

Вторая группа — административные факторы.

Третья группа — маркетинговые факторы.

Четвертая группа — инфраструктурные факторы.

Пятая группа — факторы туристских ресурсов, включающие наличие, состояние, доступность туристских ресурсов, их аттрактивность, пропускную способность, воспроизводимость, уникальность.

При этом данные факторы отражают условия, в которых туризм может стабильно развиваться или, наоборот, которые способны сдерживать его развитие. Данные факторы определяют целесообразность и перспективность развития туризма как одного из видов экономической деятельности и точки роста социально-экономического развития региона.

Социально-экономические факторы отражают стимулирующее или сдерживающее влияние социально-экономической ситуации в регионе на развитие туризма. Соответственно, происходит формирование финансовых, трудовых, информационных и материально-технических ресурсов туристской

182

ГРНТИ 06.71.51 © В.О. Яковлева, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

183

индустрии и инфраструктуры. Следует отметить, что формирование данных ресурсов во многом зависит от деятельности предпринимательского сектора в сфере туризма и от активности региональных органов государственной власти в туристской сфере [1].

На наш взгляд, целесообразно выделить группы факторов по объектам влияния — ресурсному потенциалу туризма, потенциалу туристских ресурсов, туристскому потенциалу.

Основываясь на определении ресурсного потенциала туризма как совокупного потенциала туристских ресурсов, а также финансовых, трудовых, информационных и материально-технических ресурсов индустрии и инфраструктуры туризма, можно предположить, что совокупность факторов его формирования и развития складывается из групп следующих факторов.

1. Факторы формирования и развития потенциала туристских ресурсов

Повышение пропускной способности существующих туристских ресурсов наличием финансовых (инвестиционных) средств; возможностью поддержки со стороны государственных органов управления или органов местного самоуправления.

Для интенсификации использования туристских ресурсов основное значение имеют наличие (доступность) технологий эффективного использования объектов показа; наличие и использование механизмов оценки потенциала туристских ресурсов и уровня его использования; наличие у менеджеров и специалистов объектов показа соответствующих квалификаций и навыков.

В целях перевода туристских ресурсов из потенциального состояния в состояние использования необходимо наличие (доступность) финансовых (инвестиционных) средств, кадров, способных осуществлять экспертные работы, информации о существовании туристских ресурсов, находящихся в потенциальном состоянии.

2. Факторы формирования и развития потенциала туристской индустрии

Для создания новых объектов туристской индустрии можно выделить следующие факторы:

— поддержка и стимулирование создания определенных видов объектов индустрии туризма со стороны государственных органов управления и/или органов местного самоуправления;

— доступ к инвестиционным средствам;

— инвестиционная привлекательность региона/территории;

— высокий потенциал туристских ресурсов, прежде всего не используемой их части;

— развитый рынок труда;

— развитый В2В сектор, могущий обеспечить создание новых объектов;

— наличие развитой сферы дополнительных и сопутствующих услуг, способной обслуживать потребности растущего турпотока;

— туристский имидж региона.

В целях уменьшения влияния сезонности на работу объектов туристской индустрии целесообразно обозначить следующие факторы:

— наличие квалифицированных управленческих кадров;

— многообразие и высокая аттрактивность туристских ресурсов, способных привлечь разнообразные категории потребителей;

— наличие туристских ресурсов, способных привлечь туристов вне высокого сезона.

Для повышения эффективности эксплуатации объектов туристской индустрии необходимо выделить следующие факторы:

— наличие квалифицированных кадров в сфере менеджмента;

— позитивный имидж туризма внутри региона (у населения и хозяйствующих субъектов);

— готовность и стремление объектов различного назначения быть интегрированными в сферу туризма.

3. Факторы формирования и развития потенциала туристской инфраструктуры

Сфера сопутствующих услуг — уровень развития отдельных отраслей и видов деятельности и возможности их интегрирования в сферу туризма.

Рынок общих услуг предприятиям туристской индустрии — потенциал системы образования и науки, развитие сектора В2В, развитие финансовых и страховых услуг, уровень развития информационных технологий.

184

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Рынок специализированных услуг предприятиям туристской индустрии — присутствие иностранных компаний или доступ к иностранному менеджменту, наличие тренинговых методик и материально-технической базы, формирование штата высококвалифицированных преподавателей.

Таким образом, при выделении из ресурсного потенциала туризма туристских ресурсов и социально-экономических факторов можно сделать вывод о том, что социально-экономические факторы отражают стимулирующее или сдерживающее влияние социально-экономической ситуации в регионе на развитие туризма. В рамках этих факторов формируются финансовые, трудовые, информационные и материальные ресурсы индустрии и инфраструктуры туризма. Следует еще раз отметить, что эти факторы не только формируются в результате усилий предпринимательского сектора в туризме, но и во многом зависят от активности региональных органов регулирования туризма.

Указанные факторы отражают условия, в которых формируется ресурсный потенциал туризма. Они могут способствовать стабильному развитию или, наоборот, способны сдерживать развитие ресурсного потенциала туризма. Однако возможности его развития определяются факторами туристского потенциала. Следовательно, при проведении оценки развития туризма территории должны учитываться данные категории факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дулова Е.Н. Стратегия социально-экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 19 (202).

2. Сигова М.В. Принципы и условия безопасного развития туристских регионов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2012. № 2. С. 60-64.

3. Степанова С.В. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: на примере Республики Карелия: дис. ... канд. экон. наук: Ин-т проблем регион. экономики РАН. Петрозаводск, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.