Научная статья на тему 'Факторы эволюции производственно-потребительских отношений в экономике совместного потребления'

Факторы эволюции производственно-потребительских отношений в экономике совместного потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА / SHARING ECONOMY / DIGITAL ECONOMY / CONSUMER BEHAVIOR / RATING SYSTEM / PEER-TO-PEER / INTERNET PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимранов Герман Артемович,

В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы производственно-потребительских отношений в экономике совместного потребления. Наряду с вопросами факторов и закономерностей эволюции потребительского поведения домохозяйств в новой экономической системе, особенностей функционирования бизнес-модели экономики совместного потребления, рассматриваются проблемы становления института совместного потребления в новой экономике: использование децентрализованных сетей, перераспределение, построение доверительных отношений между участниками системы на основе рейтинговой системы интернет-платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of evolution of production and consumer relations in the economy of joint consumption

The article discusses the theoretical and methodological problems of production-consumer relations in the sharing economy. Along with issues of factors and patterns in the evolution of consumer behavior of households in the new economic system, features of the business model of a shared consumption economy, problems of the establishment of a shared consumption institution in the new economy: the use of decentralized networks, redistribution, building trust relationships between participants Internet platforms.

Текст научной работы на тему «Факторы эволюции производственно-потребительских отношений в экономике совместного потребления»

4. Воска нов М.Э. Особенности развития системы публичного управления в России на современном этапе //Финансовая экономика. - 2018,- №7. -Ч. 6.-С. 655-657.

5. Воска нов М.Э. Публичное управление социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний ¡I Kant. - 2018. - №4(29). - С 240-244.

6. Кайль Я.Я., Ламзип P.M. Сущность, структура и отличительные особенности системы публично-

го управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. -№4. -С 41-47.

7, Лосева Н.8., Полковников A.A., Логинова F.В., Калинин А.П. Оценка реализации публичного управления в регионах России на основе матема тических методов моделирования // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. - №3 (51).

FACTORS OF EVOLUTION OF PRODUCTION AND CONSUMER RELATIONS ÎNTHE ECONOMY OF JOINT CONSUMPTION Gimranov German Artemovich, Postgraduate student, Department of General Economic Theory, Institute of Economics, Finance and Business, Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan

The article discusses the theoretical and methodological problems of production consumer relations in the sharing economy. Along with issues of factors and patterns in the evolution of consumer behavior of households in the new economic system, features of the business mode) of a shared consumption economy, problems of the establishment of a shared consumption institution in the new economy: the use of decentralized networks, redistribution, building trust relationships between participants Internet platforms.

Keywords: sharing economy; digital economy; consumer behavior; rating system; peer-to-peer; internet platform. ;

ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

УДК 330.3 ВАК РФ 08.00.01

В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы производ ственно потребительских отношений в экономике совместного потребления. Наряду с вопросами факторов и закономерностей эволюции потребительского поведения домохозяйств в новой экономической системе, особенностей функционирования бизнес-модели экономики совместного потребления, рассматриваются проблемы становления института совместного потребления в новой экономике: использование децентрализованных сетей, перераспределение, построение доверительных отношений между участниками системы на основе рейтинговой системы интернет платформ.

Ключевые слова: совместное потребление; цифровая экономика; поведение по требителей; рейтинговая сис тема; децентрализованная сеть; Интернет-пла т форма.

1 Гнмранов Г.А., 2019

05

т—I

о

CU

-Û о. ш

СС

ь-X

LU

о

аГ m

го

a 2

kk~ : i

265

Примерно 10 лет назад впервые в истории большинство людей по всему миру стали жить в городах. Развивались технологии, что приводило к созданию множества услуг и новых бизнес-моделей. Новые технологии, такие как сетевые сервисы, большие данные, мобильные устройства, самодостаточные системы данных, эффективные системы микротранзакций и онлайн-системы оценки репутации завоевывали доверие большого количества людей. Все эти элементы, в конечном счете, позволили создать благоприятную среду для становления экономики совместного потребления. [1]

Экономика совместного пользования - новая социально-экономическая модель, которая влияет на потребление товаров и услуг революционным образом. Переориентация потребительского поведения с приобретения на совместное пользование стала реальностью. Сегодня в крупном городе иметь автомобиль для поездок на работу из спального района в центр города становится все более затратным. Проблемы с трафиком и парковкой делают такую поездку непредсказуемой по времени и стоимости, Шеринговые сервисы - один из инструментов, решающих эту проблему экономно, быстро и комфортно, с точки зрения перемещения. Из других эффектов ше-

ГИМРАНОВ Герман Артемович, аспирант, кафедра Общей экономической теории, Институт экономики, финансов и бизнеса, Башкирский гос.ударе геенный университет, Уфа, Республика Башкортостан

LH

s ^

о

LH

z

о

X О sc rt

■X

■X *

266

ринга, серьезно влияющих на потребительское поведение, следует отметить исключение посредников из цепочки "клиент-исполнитель" а также усиление роли онлайн-репутации и саморегулирования сообщества для обеспечения качества услуг, [2]

Изменение отношения к собственности может принести обществу немало дополнительных выгод - например, привычка брать автомобиль в аренду избавляет от необходимости тратить время и деньги на его обслуживание, 6 городах уменьшается общее количество машин, исчезают проблемы с пробками и парковкой, снижается загазованность.

По всему миру возникают и развиваются платформы по обмену и аренде товарами и услугами, их деятельность активно освещается & медиа, а сервисы Airbnb и Uber сумели так нарастить объемы бизнеса, что превратились в компании-гиганты. В России происходит то же самое: многие зарубежные модели "совместного потребления" успешно прижились е стране, Те же гиганты Airbnb и Uber стали популярны на российском рынке, и их услугами пользуются миллионы людей.

Появились и отечественные компании, использующие принцип совместного потребления. В крупных городах развивается карше-ринг, позволяющий арендовать машину поминутно и не думать о парковке, бензине и страховке - все это уже включено в цену. Возникло немало онлайн-сервисов, где люди могут делиться вещами, менять их, дарить или брать в аренду. Развиваются площадки ковор-кинга с возможностью арендовать офис на любое, даже самое непродолжительное время. Арендовать, подарить, поменять теперь можно что угодно - люди распознали выгоды подобных сервисов. Такой популярностью активно пользуется бизнес, и иногда возникают самые экзотические предложения - так, а медиа активно обсуждалась идея сдавать в аренду букеты цветов для красивых фотографий.

Наблюдается трансформация общества, особенно поколения миллениалов, в более мобильное и не привязанное ни к месту жительства, ни к месту работы. Люди хотят быть более свободными и не зависеть от забот, связанных с содержанием собственности. Рабочие места становятся удаленными, модели рабочего времени становятся более гибкими, появляется больший спрос на баланс между работой и остальной жизнью. Молодежь, например, заявляет, что просто не имеет понятия о том, где будет находится в ближайшие несколько лет, отсюда и естественное нежелание обременять себя собственностью.

Произошла эволюция не только понятия шеринг-экономики, но и ее самой. В этом процессе можно выделить пять этапов. Базовый предшеринговый этап (обозначаемый second hand sharing) - это когда люди обменивались одеждой и книгами в библиотеках. Следом идет переход к torrent sharing - этап, предполагающий выход в онлайн, в шеринг-корзину добавились фильмы, музыка и другие файлы. На третьем этапе наступило время über sharing -онлайн и офлайн объединились, появилась возможность делить офисы, дома, уборку, транспорт.

Все эти тенденции, существующие в наше время, способствовали развитию модели экономики совместного потребления, делали ее именно такой, какой она является. Основной же предпосылкой к появлению явилось наличие Интернета, возможностей создания он-лайн-платформ, где происходит встреча двух сторон, осуществляющих впоследствии обмен. Ведь до появления Всемирной паутины тран-закционные издержки подобного обмена были слишком велики.

Но оказалось, и это еще не все. Эволюция продолжается. Последние годы обществом переживается важный четвертый этап - social sharing - когда уберизация технологическая трансформируется в уберизацию социальную. Возможность утром воспользоваться общественным транспортом, а вечером вызвать Uber становится катализатором смены карьерных амбиций и разрушения традиционной лестницы материального благосостояния "автобус - машина - дорогая машина - машина с водителем" и потраченных на достижения лет: 20-25-30-40, соответственно. Теперь комфортную жизнь становится возможным взять в аренду нажатием кнопки в мобильном приложении, где посадка в такси от 50 рублей. Таким образом, произошло "перепрыгивание" через несколько ступеней Маслоу, Сегодня общество стоит на пороге пятого этапа - conscious sharing. Подарив людям время, шеринг-эконо-мика привела к трансформации сознания. [3]

Явление шерингоеой осознанности (conscious sharing) происходит из онлайн-об-мена информацией, прежде всего, когда пользователи социальных сетей делятся информацией о своей жизни. Такой онлайн-об-мен можно разделить на две категории - сознательный и бессознательный.

"Сознательный обмен" совершается ежедневно в социальных сетях, таких как Вконтак-те, Facebook и tnsiagram. Люди делятся историями, которые произошли с ними в течение

дня, рассказывают о себе и своих семьях, прикладывая фотографии. Пользователи соцсетей сознательно рассказывают о днях рождения, особенных событиях в жизни, о своих отношениях или о путешествиях. Таким образом, посредством этого сознательного обмена информацией в соцсети формируется описание биографии человека, которую можно изучить.

Неосознанный или бессознательный обмен происходит, когда пользователи делятся своими предпочтениями, мыслями и поведением, просто просматривая контент и взаимодействуя с ним - будь то реклама, новости, продукты или изображения и видео. Благодаря взаимодействию с друзьями и родственниками, рекламе, контенту, который читается, играм, поиску и поведению во время поиска, пользователи Интернета раскрывают свое истинно е "я", проявляют свою уникальную индивидуальность. Этот огромный набор данных о человеке позволяет составить его цифровой профиль, то есть цифровую копию разума и личности, виртуальную копию физически реального человека. Каждого человека можно с легкостью идентифицировать среди миллиардов других пользователей. Происходит постоянный обмен большими массивами цифровых данных с разной целью.

В совокупности сознательный и бессознательный обмен информацией позволяет создает психологический профиль человека, который является чрезвычайно ценным. Настолько ценным, что профиль становится активом -активом, который постоянно растет. Актив, который может быть использован, чтобы продать человеку продукт, повлиять на его мнение и его поведение.

Появление шеринговой осознанности сделало возможным наблюдающиеся в наши дни изменения в образе мышления, а именно переориентация в сторону более открытого мышления и стиля жизни. Открытое мышление необходимо с обеих сторон: потребителя и предпринимателя, а выражается оно в открытости к обмену и доверии. Действительно, чтобы сесть в машину к незнакомцу или пустить в свою квартиру человека, которого ты в первый раз видишь, иными словами, чтобы быть частью экономики совместного потребления, необходимо определенное доверие к посторонним людям, достичь которого не просто. Однако Р. Ботсмен пишет, что в настоящее время достаточный уровень такого мышления как раз оказался достигнут. Более того, шеринго-вые платформы используют специальные техники, повышая уровень доверия к незнаком-

цам среди пользователей, например, через сервисы оценки и построения репутации, которые присутствуют сейчас в большинстве платформ. Вместе с тем, очевидно, что для некоторых сервисов этого недостаточно, например, для предоставления медицинских услуг все еще необходима традиционная классификация как фактор доверия. А. Сандарараян доказывает, что у вопроса доверия есть два пути решения: первый - это уже озвученная система оценивания на платформе, второй -создание платформ как саморегулирующихся организаций, санация в которых будет проходить естественным образом с помощью внутренних механизмов.

Экономика совместного потребления будет все больше зависеть от демографических вопросов, которыедо сих пор играли, в основном, второстепенную роль: зарождающийся средний класс, женщины и пожилые люди. Впервые; в истории человечества средний класс составляет большинство населения планеты, и, согласно прогнозам, а ближайшие 10 лет он удвоится, достигнув 5,2 млрд человек. Ожидается, что существенным образом (2 из 3 случаев увеличения доходов домохозяйств) изменится вклад женщин вувеличение доходов в ближайшем десятилетии. Кроме того, в развитых (и в части развивающихся стран) растет число стареющих жителей.

Каждый из этих демографических показателей будет играть большую роль в экономике совместного потребления. Экономика совместного потребления позволяет людям получать доступ к вещам, которые в противном случае они не могли бы себе позволить, тем самым предоставляя возможностьдля широкого участия в экономической деятельности. Рост экономики совместного потребления, вероятно, еще более усилит вовлеченность женщин в активном участии в экономической деятельности. Также экономика совместного потребления может постепенно изменить занятость людей, выходящих на пенсию. Поскольку все больше людей стремятся к активному долголетию, нуждаются в дополнительном доходе или хотят продолжать участвовать в жизни своих сообществ, различные платформы помогут в удовлетворения таких потребностей. (4|

Постепенно городские власти осознают, что экономика совместного потребления требует от них упреждающих действий, как сточки зрения надлежащего регулирования, так и с точки зрения использования ресурса по развитию местной экономики. Меняется отношение к ллатформамэкономики совместного потреб-

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

ш о

аГ го

го

а 2

ё 267

SC

UJ

s

SC

о

UJ

% о

X

о sc

rt

#

# *

пения: если раньше сервисы для совместных поездок воспринимались скептически, то сейчас городские власти способствуют развитию каршеринга и сетей велопроката или проката электросамокатов. Пока ещё ни в одном городе на разработана полноценная стратегия действий, хотя в некоторых городах созданы декларации общих принципов работы. Это должно помочь повсеместному внедрению принципов экономики совместного потребления-эффективности использования ресурсов, устойчивости и общности.

Принципы экономики совместного потребления могут быть перенесены на систему трудовых отношений. Сейчас для компаний нормой является наём штатных сотрудников. Однако последние тенденции показывают, что компании, как крупные, так и небольшие, все чаще ищут внештатных сотрудников для выполнения проектов.

Есть несколько возможных причин для этого, Многие компании обнаружили, что одним из преимуществ найма фрилансера вместо штатного сотрудника является то, что это иногда обходится дешевле (например, потому что нет необходимости в социальных отчислениях). Кроме того, фрилансеры часто имеют очень специфические навыки и опыт, которые не так просто найти у традиционного сотрудника, работающего полный рабочий день. Поэтому компания может найти человека, который подойдет для особой работы. Это полезно для небольших и средних компаний. Например, компании может понадобиться веб-дизайнер только для одного проекта. После этого в услугах штатного дизайнера не будет необходимости, потому что внештатный сотрудник отлично исполнит эту роль.

Между фрилансерами возможно развитие сотрудничества, что будет полезно для всех сторон в получении лучших результатов. Фрилансеры смогут извлекать выгоду из сотрудничества с другими фрилансерами, даже теми, кто работает в совершенно других отраслях. Всё это будет возможно на специализированных

платформах, аналогичных тем, что действуют в экономике совместного потребления, только в данном случае будет связанных с совместным производством продукта. [5]

Создание стабильно развивающейся Интер-нет-платформы (или мобильного приложение) для экономики совместного потребления зависит в основном от двух элементов: сдвигов в мировоззрении и доверия. Изменения в мировоззрениях требуют времени, это не происходит в одночасье. Платформы и приложения, которые стремятся расти слишком быстро (будь то слишком быстрое расходование денег или предположения, что спрос будет изменяться по экспоненциальному закону) или ставят под угрозу доверие клиентов (которое трудно построить и очень легко потерять), могут в дальнейшем столкнуться с трудностями. Смогут ли транспортные сервисы, например, Uber и Biablacar найти долгосрочную устойчивую бизнес-модель без повышения цен - вопрос, ответ на который мы сможем увидеть уже в ближайшие годы.

Литература:

1. Россинекая Г.М., Пескова Д.Р., Ибрагимова З.Ф., Ишмухаметов Н.С., Гимранов Г.А. Социально-экономическая дифференциация домохозяйетв е России: состояние, факторы, динамика : монография.-Уфа : РИЦБашГУ, 2018,- С134-154.

2. Чго такое шеринг сервис. Почему начинать свой бизнес лучше с шеринга.- [Адрес] https;// brodv.ru/2018/02/09/chto-takoe-s fieri ng servis-pochemu-naehinat-svoj-biznes-luchshe-s-sheri nga/

3. H a до делиться: как шеринг экономика прев pa щает потребителя в предпринимателя [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. - [Адрес] https :// www.fö rbes. ru/ka re rä-i-s voy^blzn es/360815-nado-delitsya-kak-shering-ekonomika-prevrashchaet-potrebitelya-v

4. 4 big trends for the sharing economy in 2019

[Электронный ресурс] Режим доступа: свобйднЩЙ.

- [Адрес] https://www.weforum.otg/agenda/2019/ 01/sharing-economy/

5. 4 Predictions for the Future of the Sharing Economy [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. - [Адрес] https://www.business.com/ artides/4-predictions-for-the-sharing-economy/

IMPLEMENTATION PROBLEMS OF STATE PROGRAMS fN HEALTHCARE SECTOR fN RURAL AREAS OF THE MOSCOW REGION

Gladkova Lyudmila Anatofyevna, PhD of Economics, Associate Professor Morozova Sofia U'michna, Associate Professor

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow

The article consists of the analysis of reforms in the healthcare sector, since 2014 to 2019, considered by the example of Moscow region with a focus on rural areas. The article identifies the acute problems encountered in the implementation of the SPRF "Development of healthcare" and the SSE "Healthcare of the Moscow region" and outlines recommendations to improve efficiency in this area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.