ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 08.09.2020 г.
■
4th
Информация для связи с автором: [email protected]
Ф.Ф. Костов1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1 Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко2
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
FACTORS OF EMOTiONAL BURNOUT iN WORK OF RHYTHMiO GYMNASTICS COACHES
F.F. Kostov1
Dr.Hab., Professor G.N. Ponomarev1 Dr.Hab., Professor V.F. Kostyuchenko2
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
2 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - определение факторов эмоционального выгорания в работе тренеров по художественной гимнастике. Методика и организация исследования. В психодиагностической части исследования использовались методики САН (самочувствие, активность, настроение) и МВ1 в редакции Н.Е. Водопьяновой, а также авторская анкета. Для статистической обработки применялся и-критерий Манна-Уитни. Данные методики САН указали на схожесть состояний тренеров с разным стажем работы и низкие результаты самооценки здоровья (п=23). Данные методики МВ1 соответствуют среднему уровню эмоционального выгорания. С помощью авторской анкеты выявлены основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание тренеров (п=28).
Результаты исследования и выводы. Исходя из полученных результатов, авторами выделяются такие значимые факторы трудовой деятельности, способствующие развитию эмоционального выгорания тренеров по художественной гимнастике, как: высокая профессиональная нагрузка, напряженность взаимодействия с родителями юных спортсменок, в том числе и во внерабочее время. Совокупность этих факторов может приводить к раннему развитию эмоционального выгорания у данных специалистов и другим негативным последствиям, в том числе к снижению их непосредственной профессиональной успешности.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, художественная гимнастика, тренер.
Annotation
Objective of the study was to determine the factors of emotional burnout in work of rhythmic gymnastics coaches.
Methods and structure of the study. The psychodiagnostic part of the study involved the standard WAM (well-being, activity, mood) tests and MBI as amended by N.E. Vodopyanova, as well as the author's questionnaire. The Mann-Whitney U-criterion was used for statistical processing of the data obtained. The WAM test results indicated similar conditions in coaches with different work experience and low health self-assessment rats (n=23). The MBI test data corresponded to the average level of emotional burnout. The author's questionnaire enabled to identify the main factors influencing the coaches' emotional burnout (n=28). Results of the study and conclusions. Proceeding from the results obtained, the authors highlight such important factors of working practice that contribute to the development of emotional burnout in rhythmic gymnastics coaches as high professional workload, stressful interaction with parents of young female athletes, including during off-work time. The combination of these factors may lead to the early development of emotional burnout of these specialists and other negative effects, including a decrease in their direct professional success.
Keywords: emotional burnout, rhythmic gymnastics, coach.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Эмоциональное выгорание (emotional burnout) как результат продолжительного воздействия профессиональных стрессов, межличностных отношений у некоторых авторов носит название «профессионального выгорания» [3, 4]. Проблема эмоционального выгорания регулярно становится объектом научных исследований в спортивной психологии, но чаще внимание специалистов направленно на действующих спортсменов, а не на тренеров [2, 5]. Наиболее актуальными направлениями изучения выгорания являются: прогнозирование, диагностика, коррекция и профилактика.
Цель исследования - определение факторов эмоционального выгорания в работе тренеров по художественной гимнастике.
Методика и организация исследования. В работе использовались метод тестов и метод опроса, а именно: самооценка своего состояния по методике САН (самочувствие, активность, настроение) В. А. Доскина и др., опросник эмоционального выгорания (МВ1) в редакции Н. Е. Водопьяновой [1], авторская анкета для выявления психологических факторов эмоционального выгорания тренеров по художественной гимнастике.
18
http://www.teoriya.ru
№11 • 2020 Ноябрь | November
Данные САН и MBI тренеров с разным стажем работы
Параметр Стаж более 10 лет (n=10) Стаж менее 10 лет (n=13) Критерий p
Самочувствие 3,22±1 2,62±0,79 иэ = 39 Эмп >0,05
Активность 4,21±0,45 4,04±0,5 иэ = 54.5 Эмп >0,05
Настроение 2,47±0,68 2,4±0,84 иэ = 54 Эмп >0,05
Эмоциональное истощение 25,2±6,46 20,07±4,71 иэ = 35 Эмп <0,05
Деперсонализация 10,8±4,56 7,38±4,07 иэ = 38.5 Эмп >0,05
Профессиональная успешность 36,8±3,79 39,23±4,16 иэ = 42 Эмп >0,05
Исследование проведено в феврале 2020 г с участием 28 тренеров по художественной гимнастике Санкт-Петербурга и Пензы (данные по психодиагностическим методикам - 23).
Респонденты были разделены на 2 группы, со стажем работы менее 10 лет (п=10) и со стажем работы более 10 лет (п=13).
Результаты исследования и их обсуждение. При анализе данных по методике САН стоит отметить, что показатели «Самочувствие» и «Настроение» у респондентов обеих групп ниже 4 баллов, что свидетельствует о психологическом напряжении испытуемых. Показатель «Активность» в обеих группах выше 4 баллов, однако находится ниже установленной нормы в 5-5,5 балла. Сравнение данных параметров между группами не выявило статистически значимых различий (р>0,05).
Изучение результатов МВ1 в группах с разным стажем работы значения шкал «Эмоциональное истощение» и «Деперсонализация» говорит о среднем уровне эмоционального выгорания, а значение шкалы «Профессиональная успешность» - о низком уровне. Статистическая разница между группами установлена только по шкале «Эмоциональное истощение» (р<0,05) (см. таблицу).
Следовательно, можно заключить, что определенные аспекты работы тренеров по художественной гимнастике могут приводить к более раннему развитию эмоционального выгорания или другим негативным психологическим последствиям. Тем самым текущее состояние тренеров требует более детального изучения. Для этого была разработана анкета, направленная на выявление факторов эмоционального выгорания.
Результаты показали, что большая часть тренеров (71 %) имеют более одной ставки и 54 % работают сверх установленного ограничения.
В ходе опроса было установлено, что лишь 29 % респондентов имеют иной источник заработка. Таким образом, имеется явный факт переработки со стороны тренеров по художественной гимнастике.
Согласно полученным данным, у 46 % тренеров спортсменки выступают от 10 раз в год и чаще. С учётом летнего периода сборов соревнования проходят минимум раз в месяц. Столь частые состязания негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии тренеров.
В современных реалиях художественной гимнастики тренеры обязаны участвовать в судействе либо предоставлять своего судью. В противном случае предусмотрены денежные штрафы. Для участия в судействе необходимо иметь соответствующую квалификацию, что является личным делом тренера и требует временных и финансовых затрат. Лица второй судейской категории обязаны подтверждать свою квалификацию раз в год из-за постоянно вносимых поправок в регламент судейства соревнований по художественной гимнастике в РФ. Зачастую соревнования длятся на протяжении многих часов. Так, 32 % тренеров отметили, что судят в среднем по 6-10 ч, а ещё 36 % указали, что судят в среднем более 10 ч одно сорев-
нование. Параллельно с судейством тренеры постоянно наставляют своих воспитанниц. Столь длительный и эмоционально насыщенный рабочий день - серьезная нагрузка, которая в долгосрочной перспективе накапливается и приводит к различным негативным последствиям как физиологического, так и психологического характера.
Взаимодействие с родителями - это важная часть профессиональной деятельности тренеров, хотя оно и не является непосредственной составляющей тренировочного или соревновательного процесса. Установлено, что 54 % тренеров испытывают то или иное давление со стороны родителей своих воспитанниц. Кроме того, 61 % тренеров отметили конфликты с родителями гимнасток, а 79 % респондентов - что родители часто беспокоят их в нерабочее время.
Вывод. К современным факторам трудовой деятельности, способствующим развитию эмоционального выгорания тренеров по художественной гимнастике, можно отнести не только высокую профессиональную нагрузку, но и напряженность взаимодействия с родителями юных спортсменок, в том числе и во внерабочее время. Совокупность этих факторов может приводить к раннему развитию эмоционального выгорания у данных специалистов и другим негативным последствиям, в том числе к снижению их непосредственной профессиональной успешности.
Литература
1. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008.
- 336 с.
2. Костов Ф.Ф. Коррекция самооценки здоровья в системе профилактики реактивной астении у спортсменов 13-15 лет. / Ф.Ф. Костов, Г.Н. Пономарев, П.В. Родичкин // Теория и практика физ. культуры, - 2018. - № 8. - С. 9-11.
3. Ольшанская С.А. Особенности проявления эмоционального выгорания тренеров по футболу / С.А. Ольшанская, С.Н. Карауло-ва // Вестник Оренбургского государственного университета. -2020. - № 1. - С. 87-93.
4. Полякова Т.А. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера / Т.А. Полякова, Р.Н. Юдина // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. -2014. - № 1. - С. 220-226.
References
1. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnos-tika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. St. Petersburg: Piter publ., 2008. 336 p.
2. Kostov F.F., Ponomarev G.N., Rodichkin P.V. Korrektsiya samootsen-ki zdorovya v sisteme profilaktiki reaktivnoy astenii u sportsmenov 13
- 15 let [Health self-rating process correction model to prevent reactive asthenia in 13-15 year-old athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury , 2018. No. 8. pp. 9-11.
3. Olshanskaya S.A., Karaulova S.N. Osobennosti proyavleniya emot-sionalnogo vygoraniya trenerov po futbolu [Features of display of emotional burnout in football coaches]. Vestnik Orenburgskogo go-sudarstvennogo universiteta. 2020. No. 1. pp. 87-93.
4. Polyakova T.A., Yudina R.N. Proyavlenie sindroma emotsionalnogo vygoraniya v deyatelnosti trenera [Manifestation of emotional burnout syndrome in coach activities]. Vestnik PGGPU. Ser. No. 1. Psikholog-icheskie i pedagogicheskie nauki. 2014. No.1. pp. 220-226.
5. Schaffran P., Kleinert J., Altfeld S., Zepp C., Kallus K.W., Kell M. Early-mann Risk Detection of Burnout: Development of the Burnout Prevention Questionnaire for Coaches. Frontiers in Psychology. 2019. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00714
№ 11 • 2020 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru