УДК: 332.146.2
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Блоха СЛ, магистрант, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected] Научный руководитель: Пискун Е.И., д.э.н., проф. кафедры финансов и кредита, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация: В современное время состояние экономики Российской Федерации характеризуется большими диспропорциями в развитии каждого региона. После сложившейся ситуации в мире, особенно актуальным становится изучение факторов экономического роста отдельных территорий. В статье представлены динамические расчеты основных факторов, которые влияют на развитие региона. Среди данных факторов выделяются: уменьшение инвестиций, снижение промышленности, отсутствие строительства, а также сложившиеся ситуация в транспортной сфере. Проведен анализ факторов и предложены мероприятия на основе принятой программы развития Республики Крым.
Ключевые слова: Социально-экономическое развитие, экономический рост, анализ, программа развития, уровень развития, стратегия, концепции, факторы, регион, республика Крым.
FACTORS OF ECONOMIC GROWTH IN THE CITY OF SEVASTOPOL
Blokha S., graduate student, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected] Research supervisor: Piskun E.I., Doctor of Economic Sciences, Рrofessor, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Abstract: In modern times, the state of the economy of the Russian Federation is characterized by large disparities in the development of each region. After the current situation in the world, it is especially important to study the factors of economic growth of individual territories. The article presents the dynamic calculations of the main factors that affect the development of the region. Among these factors are: the decrease in investment, the decline in industry, the lack of construction, as well as the current situation in the transport sector. The analysis of factors is carried out and actions on the basis of the adopted program of development of the Republic of Crimea are offered.
Key words: Social-economic development, economic growth, analysis, program of development, level of development, strategy, concepts, factors, region, Crimean republic.
Основной из важнейших задач экономики страны является стимулирование и поддержание темпов экономического роста регионов на оптимальном уровне. Необходимо определить, что собой представляет экономический рост и факторы влияния, которые в теории и на практике бывают стимулирующими или сдерживающими.
В экономической теории разрабатываются динамические модели по стимулированию роста экономики региона, которые способствуют исследованиям условий оптимального темпа экономического роста в целом и выработке стратегии на долгосрочной основе для
достижения эффективности в экономической политике.
В современной литературе особое внимание экономическому росту уделяли такие ученые, как Иншаков О. В. [6], Лавровский Б. Л. [8], Пискун Е.И. [9, 10] и другие экономисты.
Город Севастополь - город федерального значения, отдельный и особый субъект Российской Федерации, который по праву считается одним из важнейших регионов страны в обеспечении собственной экономики и стратегической безопасности экономического развития страны, что вызывает особенности функционирования органов государственного управления и
предпринимательских структур региона.
Целью статьи является рассмотрение аспектов экономического роста, определение факторов, проблем и перспективных направлений его обеспечения.
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно
естественного значения, а долговременные изменения его уровня, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале. В этом случае предметом изучения является рост потенциального объема производства, который трактуется как движение
от одного долгосрочного состояния равновесия к другому [9].
С момента «исторического воссоединения» прошло пять лет, а Севастополь так и не сумел достичь экономического прорыва. По мнению аналитиков, основные социально-экономические показатели города Севастополь отстают от материковой России в 4 раза, а от крупных городов таких как Москва, Санкт-Петербург в десятки раз [8].
Основным источником инвестиций в основной капитал является федеральный бюджет, при этом отсутствуют региональные инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в
экономику Севастополя, таблица 1. Таблица 1 - Структура инвестиции в основной капитал, в %
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год
Инвестиции в основной капитал, в том числе: 100 100 100
1. российские инвестиции, из них: 72,9 77,0 81,8
- государственные; 43,6 49,9 74,1
- муниципальные; - 0,2 0
- частные; 29,2 26,5 7,5
- смешанные российские (и другие). 0,1 0,4 0,2
2. иностранные 26,1 13,1 8,2
Совместно российские и иностранные 1,0 9,9 10,0
В структуре инвестиций стремительно снижается доля иностранных, на 17,9 % в 2016 году по сравнению с 2014 годом, при этом российские инвестиции увеличились на 7,9 % в 2016 году по сравнению с 2014 годом благодаря тому, что в развитие Севастополя начали больше поступать средства из федерального бюджета, значение которых увеличилось с 43,6 % в 2014 году до 74,1 % в 2016 году, при этом доля российский частных инвестиций снизились на 21,7 % в 2016 году по сравнению с 2014 годом.
Немаловажным фактором для
экономического роста региона является промышленность. Крымская промышленность демонстрирует минимальный прирост за счет добычи полезных ископаемых [10]. А, оценивая промышленность в Севастополе, можно отметить, что в сравнении с 2016 годом темпы производства сократились на 11%. Снижение было бы еще большим, если бы не показатели двух новых для города отраслей - обработки древесины и полиграфии, таблица 2.
Общее количество предприятий выросло на 814 шт. в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Значительно увеличилось число предприятий оптовой и розничной торговли, строительства, промышленности.
В городе Севастополе фактором экономического роста является строительство. Данный фактор напрямую зависит от инвесторов и подрядчиков, которых недостаточно в городе, что не позволяет предприятиям по отрасли работать прибыльно. Основными причинами являются: смена собственников компаний, неправильно принятые стратегии деятельности, а также введенные санкции.
В городе существует проблема недостаточности социальных объектов. В 2016 году ввели в строй один детский сад, тогда как город испытывает потребности в дошкольных и школьных учреждениях. При этом инвесторы делают упор на многоэтажные дома, которые преобразили Севастополь в город маленьких небоскребов.
Таблица 2 - Распределение предприятий промышленности города Севастополя по отраслям (в соответствии с _основным видом деятельности), годы_
№ п/п Распределение предприятий в экономическом разрезе Количество предприятий
2015 год 2016
1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 154 164
2 Рыболовство, рыбоводство 36 39
3 Промышленность 764 842
4 Добыча полезных ископаемых 19 22
5 Обрабатывающие производства 705 777
6 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 40 43
7 Строительство 1019 1152
8 Оптовая и розничная торговля 1928 2149
9 Гостиницы и рестораны 460 508
10 Транспорт и связь 515 565
11 Финансовая деятельность 121 138
12 Государственное управление и обеспечение военной безопасности 140 146
13 Образование 258 259
14 Здравоохранение 235 270
15 Предоставление прочих коммунальных услуг 850 985
Итого: 7244 8058
Транспорт - залог экономического роста. С грузоперевозками автомобильным способом проблем не существует, в таблице 3 и на рис. 1 представлены основные показатели
деятельности автомобильного транспорта.
Вместе с тем отсутствует железнодорожные перевозки и незначительными являются морские, активизация которых обеспечит городу в дальнейшем дополнительный доход и экономическое развитие.
Таблица 3 - Основные показатели деятельности автомобильного транспорта
Показатель 2015 год 2016 год
Перевезено пассажиров, тыс. человек 13857,2 13239,7
Пассажирооборот, тыс. пасс-км 273697,2 283487,3
Перевезено грузов, тыс. тон 73,1 178,8
Грузооборот, тыс. т-км 5539,4 10711
300000 295000 290000 285000 280000 275000 270000 265000 260000
2015 год Пассажирооборот, тыс. пасс-км
2016 год Грузооборот, тыс. т-км
Рис. 1. Соотношение деятельности автомобильного транспорта за 2015-2016 гг.
«Хроноэкономика» № 3(16). Май 2019 www.hronoeconomics.ru
67
После вхождения Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации изменилось направление транспортных потоков, а в ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года произойдет усиление зоны Керчь - г. Севастополь в результате постройки мостового перехода между материком и полуостровом в Керченском проливе. Мостовой переход уже введен для автомобильного транспорта и строится для железнодорожного, в конце данных мостов будет построена «подложка» к данным участкам, а уже на самом полуострове появится сухопутная автомагистраль «Таврида» между г. Керчь - г. Севастополь, а также и железнодорожные линии между г. Керчь - г. Севастополь и г. Керчь - г. Джанкой [3].
Мероприятия по решению проблемы с транспортом и обеспечению экономического роста вследствие активизации данного фактора состоят в следующем:
- строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Севастополь;
- реконструкция региональной автомобильной дороги Севастополь - порт Камышовая бухта;
- содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений;
- ремонт автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений;
- реконструкция и развитие гражданского сектора аэропорта Бельбек;
- строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры порта;
- строительство железнодорожного моста в Керчи;
- строительство железнодорожного маршрута Севастополь - Керчь [4].
Данные мероприятия по обеспечению роста экономики региона рассчитаны до 2030 года и будут выполнены поэтапно. Уже начиная со второго этапа, который будет осуществлен в 2021-2026 годы, в Республике Крым и городе Севастополе значительно улучшиться экономический климат инновационного характера. Инновационный сценарий влечет за
собой достижение высоких темпов роста экономики и социального развития региона, благодаря масштабным привлечениям частных инвестиций, что приведет к модернизации широкого круга отраслей, в том числе и к созданию отраслей, которые будут новыми в Севастополе [7].
Именно опираясь на инновационный спектр, можно добиться намеченных мероприятий по росту экономики региона и устранению проблем в транспортном секторе, что приведет к увеличению валового регионального продукта.
Самым главным фактором экономического роста выступают инвестиции. В 2014-2016 годах регион финансировался в основном за счет федеральных средств, но в Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года приняты мероприятия по устранению данной проблемы. Создаются условия для частного инвестирования и роста инвестиционной привлекательности города, что приведет к увеличению доли внебюджетных источников финансирования и будет способствовать строительству новых
промышленных предприятий, туристических объектов и комфортного городского пространства.
Таким образом, создание благоприятных условий для повышения экономического роста, оказание финансовой поддержки со стороны государства и частных инвесторов, развитие транспортной сферы будут способствовать реализации Стратегии развития города Севастополя и экономическому росту в целом.
Список использованных источников
[1] Friedmann J., Alonso W. Regional Development as a Policy Issue//Regional Iwelopment and Planning. Cambridge (Mass.). -1964.
[2] Klebanova T.S., Guryanova L.S., Shevchenko I.K. Modelbasis of early warning and localization of crises in economic systems of terri-tories//Актуальнi проблеми економши. -2014. -No 3. -С. 269-278.
[3] Концепция разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым
на долгосрочный период [Электронный ресурс] URL: http://minek.rk.gov.ru.
[4] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
[5] Шовгенов Т.М. Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем [Электронный ресурс]. URL: http://region.mcnip.ru
[6] Иншаков О.В. Стратегирование социально-экономического развития региона: научное обоснование и актуализация модели / О. В. Иншаков // Региональная экономика. Юг России. -2018. - № 1 - С. 23-29.
[7] Иншакова Е.И., Самохин А.В. Устойчивое развитие макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования / Е.И. Иншакова, А.В. Самохин // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2008.
[8] Лавровский Б.Л. Государственная политика регионального развития / Б.Л. Лавровский // Федерализм. -2015. № 4 (80) -. С. 121-130.
[9] Пискун Е.И. Детерминанты социально-экономического развития республики Крым:
теория и практика / Е.И. Пискун, В.В. Кудревич // Стратегия бизнеса. -2016. - №8 (28) - С. 3-7.
[10] Пискун Е.И., Егоров Е.В. Проблемы и перспективы инновационного развития города Севастополя // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (14-15 марта 2019 г.): сб. мат. конференции / отв. редактор А.В. Олифиров. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2019. - С. 9699.
[11] Богомолов А.И., Невежин В.П., Пискун Е.И. Модели в информационном обществе/Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем//Сборник научных трудов XI Международной школы -симпозиума АМУР-2017. 2017. С. 294-299
[12] Невежин В.П. Подходы к формированию показателей инвестиционной привлекательности/ Хроноэкономика. 2017. № 4 (6). С. 11-15.
V V