Научная статья на тему 'Факторы экономического развития приграничных регионов России'

Факторы экономического развития приграничных регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
375
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Щербакова Наталья Александровна

Рассматривается специфика приграничных регионов России. Выделяются факторы их экономического развития, основанные на международном сотрудничестве. Особое внимание уделено их взаимодействию с северо-восточными регионами Китая. Отмечено, что значимая перспектива сотрудничества России и Китая развитие туризма, в том числе на приграничных территориях, с задействованием ресурсов северных морей. Для приграничных регионов туристический бизнес это и туристические компании, и сеть обслуживающих организаций в сфере гостиничного бизнеса, общественного питания, развлечений и др. Традиционно важной остается также приграничная торговля, экономический эффект которой для одних стран связан с расширением рынков сбыта, для других с получением более дешевых товаров и услуг. Товаропотоки способствуют развитию логистических услуг, что, в свою очередь, становится стратегическим фактором экономического развития приграничного региона. В заключение уточнены факторы экономического развития, преимущества и угрозы расширения сотрудничества приграничных регионов с сопредельными государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Щербакова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы экономического развития приграничных регионов России»

УДК 332.1

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Н. А. Щербакова

Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия)

Рассматривается специфика приграничных регионов России. Выделяются факторы их экономического развития, основанные на международном сотрудничестве. Особое внимание уделено их взаимодействию с северо-восточными регионами Китая. Отмечено, что значимая перспектива сотрудничества России и Китая — развитие туризма, в том числе на приграничных территориях, с задействованием ресурсов северных морей. Для приграничных регионов туристический бизнес — это и туристические компании, и сеть обслуживающих организаций в сфере гостиничного бизнеса, общественного питания, развлечений и др. Традиционно важной остается также приграничная торговля, экономический эффект которой для одних стран связан с расширением рынков сбыта, для других — с получением более дешевых товаров и услуг. Товаропотоки способствуют развитию логистических услуг, что, в свою очередь, становится стратегическим фактором экономического развития приграничного региона. В заключение уточнены факторы экономического развития, преимущества и угрозы расширения сотрудничества приграничных регионов с сопредельными государствами.

Ключевые слова: приграничный регион, приграничные территории, сопредельные государства, факторы экономического развития, международное сотрудничество, международная торговля.

FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF BORDER

REGIONS OF RUSSIA

N. А. Shcherbakova Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia)

Features of border regions of Russia are considered in the article. The factors of their economic development on the basis of interaction with the northeast regions of China are identified. It was noted that a significant prospect of cooperation between Russia and China — the development of tourism, including in the border areas, involving the resources of the northern seas. For border regions, tourism business is both travel companies and a network of service organizations in the sphere of hotel business, catering, entertainment, etc. Traditionally, cross-border trade remains, the economic effect of which for some countries is connected with the expansion of commodity markets for goods and services, for others — with obtaining cheaper goods and services. Goods flows contribute to the development of logistics services, which also becomes a factor in the economic development of the border region. One of the most common practices of cross-border cooperation between China and neighboring countries is the zone of cross-border economic cooperation. The advantages, factors of economic development and threats of expanding cooperation of border regions with neighboring states are highlighted.

Keywords: border region, border areas, neighboring states, factors of economic development, international cooperation, international trade.

Конкурентоспособность приграничных регионов и их экономическое развитие имеют важное значение в условиях глобализации. Приоритетной задачей границы остается реализация и защита национальных интересов.

При этом появляется все больше возможностей для взаимодействия сопредельных государств, т. е. приграничность становится важным фактором социально-экономического развития региона.

Проблемы, преимущества и перспективы развития приграничных регионов широко обсуждаются в научной среде. Е. Г. Черняк отмечает, что в условиях приграничья существенно возрастает необходимость оптимизации межтерриториального сотрудничества, позволяющая на внутреннем и глобальном рынках позиционировать конкурентные преимущества региона [1]. А. Н. Молостов и И. В. Чубиева обосновывают целесообразность использования кластерного подхода для принятия стратегических решений в приграничных регионах [2, 3]. Состояние и перспективы развития приграничных регионов в условиях трансграничного взаимодействия с РФ изучают Т. Н. Кучин-ская, М. В. Александрова, М. Л. Титаренко, В. Панов, Я. А. Суходулов и другие исследователи.

Приграничные регионы, с одной стороны, являются периферийными (окраинными) для своей страны, при этом, с другой стороны, могут быть центрами международных связей с соседними государствами. Часто эти регионы имеют возможность вести активную внешнеэкономическую деятельность, за счет приграничного положения нередко обладают значительным потенциалом развития. В то же время возможность активного сотрудничества зависит от соответствующих межгосударственных отношений между странами, поэтому потенциалы развития приграничных регионов могут сильно варьироваться.

Очень активно Восточно-Сибирское и Дальневосточное приграничье развивается за счет приграничной торговли с Китаем. Одновременно близкое соседство малозаселенных территорий РФ с густонаселенными государствами-соседями создает угрозу национальной безопасности страны.

Экономическая привлекательность приграничных регионов имеет потенциал роста прежде всего за счет быстрого перемещения трудовых ресурсов и грузов. Однако в этом случае возникает опасность нанесения ущерба хозяйственным связям внутри страны, в таком случае нужно будет реализовать «барьерную» функцию границы, например, повышая таможенные пошлины, установление на поставку товаров из других стран квот и других ограничений. При этом нужно помнить, что чрезмерное «закрытие границ» может привести к сокращению международного взаимодействия и негативному влиянию на экономику региона и социальную сферу.

За счет территориальных особенностей варьируется степень проявления всевозможных угроз, уровень экономических возможностей одних приграничных регионов относительно других. Основные угрозы, которые проявляются в приграничных регионах и могут снижать или даже прекращать экономическое приграничное взаимодействие, —

это территориальные притязания, проявление национализма и религиозных противоречий, миграционные процессы (например, из бывших советских республик — миграция в РФ из-за военных, этнических конфликтов, снижения уровня жизни и др.), демографическая экспансия (например, из Китая в Хабаровский край), расхищение национальных богатств, контрабандная деятельность, вооруженные конфликты вблизи границы, вывоз капитала, ресурсов и товаров, трансграничные аварии, стихийные бедствия и экологические катастрофы (например, проблемы бассейна реки Амур). Следовательно, приграничный фактор не всегда является потенциалом для устойчивого экономического развития.

Причины, по которым валовой региональный продукт многих приграничных регионов ниже, чем в среднем по стране, таковы [4, 5]:

— большая часть российской границы прохо-

дит по слабо освоенным малозаселённым территориям Севера и Востока;

— исторически сложившееся территориальное

размещение основного производства в глубине страны для обеспечения безопасности от возможных приграничных конфликтов;

— слабый экспортный потенциал многих при-

граничных регионов для международного сотрудничества;

— образовавшиеся после распада СССР новые

границы проходили по окраинам вновь образованных государств, соответственно, экономические центры бывших союзных республик располагались вдали от этих территорий;

— экономическое положение во многих сосед-

них с Россией странах хуже, чем в России, что не способствует успешному экономическому взаимодействию.

Все же в последние годы приграничные территории России встраиваются в международную экономику все более активно. Традиционной остается приграничная торговля, базирующаяся на различиях в уровнях и соотношениях цен на товары в соседних странах. Для одних стран экономический эффект от такого сотрудничества связан с расширением рынков, для других — получением более дешевых товаров и услуг. Товаропотоки способствуют развитию логистических услуг, что также становится фактором экономического развития приграничного региона.

Одно из перспективных направлений развития северных территорий РФ — развитие Северного морского пути, являющегося короткой водной магистралью, связывающей Европу с Азией, что важно и для России, и для многих зарубежных государств.

96

ЭКОНОМИКА. ПРОФЕССИЯ. БИЗНЕС. 2018. № 1

Другим крупнейшим совместным проектом, закладывающим серьезную материальную основу для усиления всестороннего стратегического партнерства между Россией и Китаем, стал проект по строительству газопровода «Сила Сибири». В сентябре 2014 г. «Газпром» приступил к строительству первого участка газопровода, в апреле 2017 г. началось сооружение перехода с китайской стороны, уже в мае этого года был открыт временный двусторонний пункт пропуска через российско-китайскую границу для организации доступа и беспрепятственной работы строительной техники и персонала в пограничной зоне. Предполагалось, что «Сила Сибири» будет способствовать социально-экономическому развитию Дальнего Востока, газопровод создаст условия для газоснабжения и газификации российских регионов, развития современных газоперерабатывающих и газохимических производств, повлечет значительные денежные потоки за счет реализации газа Китаю. Однако в настоящее время некоторые эксперты называют этот проект убыточным.

К сожалению, пока российские приграничные регионы рассматриваются со стороны Китая преимущественно в качестве рынков сбыта продукции китайского производства, поставщиков ресурсов, также преследуется цель трудоустройства китайских рабочих и производство сельскохозяйственной продукции, причем для продажи на российской территории. Результатом такой региональной политики КНР стало интенсивное развитие центральных, приморских восточных и южных регионов России с одновременным ухудшением социально-экономического положения в северо-восточных регионах. Реализуемый с 2003 г. правительством КНР «План возрождения Северо-Восточного Китая» призван ускорить социально-экономическое развитие ряда регионов, большая значимость придается сотрудничеству с российским Дальним Востоком и Восточной Сибирью.

Потенциал экономического развития Дальнего Востока в этом случае находится в сфере улучшения транспортных коммуникаций, в том числе за счет развития пограничных переходов с Китаем. Таким образом, появляется возможность устранения (ослабления) характерных для Дальнего Востока изношенности основных фондов и слабого развития инфраструктуры в целом (в том числе для доставки товаров), недостаточности базы для обновления технологий и развития инноваций. Регион отстает от среднероссийских экономических показателей два последних десятилетия [4].

Оборотной стороной развития сотрудничества стали негативные явления в сельском хозяйстве, вызванные массовым привлечением фермерами Дальнего Востока низкоквалифицированной рабо-

чей силы из Китая, повлекшее экологические проблемы из-за неконтролируемого использования агрохимических средств.

Освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока может стать локомотивом развития этих российских регионов, поэтому целесообразно создавать условия для инвестиций российского бизнеса. Однако для масштабных эффективных преобразований неизбежно встает вопрос о стратегических решениях в сфере взаимовыгодного сотрудничества с соседними регионами Китая.

В настоящее время Китай ведет работу по созданию Нового Шелкового пути (НШП — пути из Азии в Европу), который пройдет по многим странам, в том числе по России как значимой для Китая транзитной артерии. Для Китая экономическая значимость проекта заключается в уменьшении затрат на логистику, для стран-участниц Шелкового пути — в привлечении дополнительных средств в развитие регионов, по которым пройдет путь. Перспективные экономические результаты проекта для России — увеличение торговых оборотов и развитие собственной сухопутной и морской транспортной сети. Риски проекта связаны с возможностью использования «обходных» поясов НШП для снижения транзитной роли России, а также для оказания политико-экономического давления на нее.

Значимая перспектива сотрудничества Рос-си и Китая — развитие туризма. Одной из распространённых практик приграничного сотрудничества Китая с сопредельными странами являются зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС). В настоящее время четыре ЗПЭС Китая ориентированы на бизнес с Россией:

— ЗПЭС в Маньчжурии — китайско-российская зона торговли и туризма, включающая пять промышленных кластеров, специализирующихся на деревообработке (необработанную древесину поставляет РФ), химической промышленности, строительстве, транспортной логистике, торговле и услугах. Через пограничный переход Забай-кальск — Маньчжурия проходит порядка 80% сухопутного грузооборота между Россией и Китаем;

— ЗПЭС Суйфэньхэ (Пограничный) ориентиро-

вана на приграничную торговлю, производство одежды, деревообработку и железнодорожный пограничный переход Гродеково (Россия) — Суйфэньхэ (Китай);

— ЗПЭС Хунчунь (Зарубино) является экспорт-

но-производственной зоной;

— ЗПЭС Хэйхэ (Благовещенск) ориентирована

на освоение преимущественно лесных ресурсов в бассейне Амура.

Из анализа ЗПЭС очевидно, что основное направление товаропотоков в Китай — сырьевое, из Китая в Россию поступает готовая продукция.

Региональное сотрудничество приграничных регионов России и Китая во многом зависит от самих регионов. Так, в последние годы активизировалась работа местных администраций приграничных регионов в сфере экономической кооперации с КНР. Например, в Приморском крае за последние четыре года созданы: АНО «Центр развития экспорта Приморского края», Инвестиционное агентство Приморского края, ОАО «Корпорация развития Приморского края» и другие структуры, направленные на развитие приграничного сотрудничества. Во многих регионах Дальнего Востока предполагается режим «одного окна» для инвесторов, т. е. оказание широкого спектра информационных и консалтинговых услуг на бесплатной основе, и на платной основе — помощи инвестору в работе по продвижению инвестиционного проекта. Тем не менее крупные производственные и транспортно-логистические проекты финансово не осуществимы для приграничных

регионов, требуется поддержка на федеральном уровне.

Таким образом, по результатам исследования выделены основные перспективы приграничного сотрудничества России и Китая: сельское хозяйство, логистика, образование и туризм. Есть опасения, что расширение межрегионального сотрудничества РФ и КНР может иметь такие негативные последствия для российской стороны, как потребление ресурсов, массовая миграция китайского населения в приграничные регионы России. Для обеспечения эффективного развития российско-китайского взаимодействия требуется конструктивное отношение к неизбежно возникающим проблемам и вызовам в сложной международной обстановке, стратегический подход в управлении развитием приграничных регионов.

Опираясь на эффективную региональную политику, способствующую экономическому развитию и культурному диалогу, российско-китайское приграничное взаимодействие станет, на наш взгляд, значимым фактором устойчивого развития восточных приграничных регионов России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Черняк Е. Г. Идентификация модели экономического сотрудничества приграничного региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 6 (74). С. 64-66.

2. Молостов А. Н. Политико-экономическая кластеризация ресурсов приграничных регионов как необходимое условие безопасности Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С. 292-296.

3. Чубиева И. В. Кластерный подход в формировании модели экономической политики приграничных регионов Российской Федерации (на примере Республики Карелия) // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 10 (14). С. 118-129.

4. Устойчивое развитие: условия Словакии и России : монография / M. Bosak, Z. Hajduova, P. Andrejovsky, R. Lacko, М. В. Хайруллина, Е. С. Горевая, Н. А. Щербакова. Новосибирск, 2017. 295 с.

5. Sustainable development in conditions of Slovakia and Russia / Z. Hajduova, M. V. Khayrullina, M. Bosak, P. Andrejovsky, R. Lasko, N. A. Shcherbakova, E. S. Gorevaya. 1 ed. Brussels, 2016. 209 p.

REFERENCES

1. Chernyak, E. G. (2010) Identifikatsiya modeli ehkonomicheskogo sotrudnichestva prigranichnogo regiona. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ehkonomicheskoy akademii. № 6 (74). P. 64-66.

2. Molostov, A. N. (2013) Politiko-ehkonomicheskaya klasterizatsiya resursov prigranichnykh regionov kak neobkhodimoe uslovie bezopasnosti rossiyskoy federatsii. Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal. № 5. P. 292-296.

3. Chubieva, I. V. (2012) Klasternyy podkhod v formirovanii modeli ehkonomicheskoy politiki prigranichnykh regionov Rossiyskoy Federatsii (na primere respubliki Kareliya). Problemy ehkonomiki i menedzhmenta. № 10 (14). P. 118-129.

4. Ustoychivoe razvitie: usloviya Slovakii i Rossii. (2017) M. Bosak, Z. Hajduova, P. Andrejovsky, R. Lacko, M. V. Khayrullina, E. S. Gorevaya, N. A. Shcherbakova. Novosibirsk. 295 p.

5. Sustainable development in conditions of Slovakia and Russia (2016) / Z. Hajduova, M.V. Khayrullina, M. Bosak, P. Andrejovsky, R. Lasko, N. A. Shcherbakova, E. S. Gorevaya. 1 ed. Brussels, 2016. 209 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.