Научная статья на тему 'Факторы эффективности внешнеторговой деятельности предприятия'

Факторы эффективности внешнеторговой деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4720
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / THE FACTOR / EFFICIENCY / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестопалова Н. С.

Шестопалова Н.С. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. В статье рассматриваются аспекты повышения эффективности внешнеторговой деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shestopalova N.S. EFFICIENCY FACTORS OF FOREIGN TRADE ACTIVITY OF ENTERPRISE. In clause is considered aspects of enhancement of efficiency foreign trade activity of enterprise.

Текст научной работы на тему «Факторы эффективности внешнеторговой деятельности предприятия»

ЭКОНОМИКА

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Н.С. ШЕСТОПАЛОВА, доц. каф. экономики и организации внешних связей отраслей лесного комплекса МГУЛ, канд. экон. наук

Внешняя торговля является важнейшей частью деятельности предприятий и приоритетом национальной политики большинства стран. Повышение значения международной торговли в мировой экономике обусловлено развитием международного разделения труда, ростом взаимозависимости стран, воздействием НТП на производство.

Для внешней торговли России характерна тенденция роста объемов экспорта и импорта. В 2009 г. произошло снижение объемов внешней торговли, что было связано с кризисными явлениями в мировой экономике. Внешняя торговля РФ характеризуется экспортной ориентацией: имеется стабильное положительное сальдо торгового баланса.

В современных условиях повышения значимости внешнеэкономического фактора в развитии экономики, проблемы, связанные с совершенствованием внешнеторговой деятельности предприятия и повышением ее эффективности, выходят на первый план.

Причинами, побуждающими предприятие вести международный бизнес, являются: возможность расширения сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения и сбыта. Предпринимательская деятельность во внешнеэкономической сфере базируется на возможности извлечения выгод из преимуществ межстрановых деловых операций.

Эффект внешней торговли основан на реализации выгод за счет различий между национальной и интернациональной стоимостью товаров. Необходимым условием эффективности экспорта является превышение экспортной выручки над затратами на производство и реализацию продукции на внешнем рынке. Кроме того, за счет расширения объемов сбыта при выходе на внешний рынок предприятие получает дополнительную выгоду от использования эффекта масштаба.

caf-econvnesh@mgul.ac.ru

При импорте товаров предприятие стремится выгодно закупить товары либо с целью перепродажи, либо применения для собственного производства. Импорт товара с целью перепродажи выгоден, когда выручка от реализации товара на внутреннем рынке превышает затраты на покупку и реализацию товара.

При импорте продукции для собственного потребления выгода основана на экономии в результате приобретения на зарубежном рынке товаров с более низкой ценой по сравнению с продукцией, альтернативной импортной, или приобретения более качественной продукции.

Организация внешнеторговой деятельности предполагает выполнение предприятием определенных функций, к числу важнейших относятся: анализ состояния

предприятия и факторов внешней среды, формулирование целей на внешнем рынке, определение методов и средств их достижения, разработка и реализация товарной, сбытовой, ценовой и других стратегий, анализ полученных результатов.

При планировании, реализации и анализе результатов внешнеторговой деятельности осуществляется оценка и выявление путей повышения ее эффективности. Оценка результативности решений по управлению ВЭД предприятия может осуществляться с помощью факторного, расчетного, экспертного и других методов. Сущность факторного метода заключается в выявлении факторов, влияющих на эффективность, и установлении взаимосвязи между данными факторами и результатами осуществления внешнеторговой деятельности.

Для наилучшей интерпретации воздействия факторов необходимо рассмотреть их систему классификации. Факторы, воздействующие на эффективность внешнеторговой деятельности, могут быть классифици-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 1/2011

203

ЭКОНОМИКА

рованы по ряду признаков. Можно выделить факторы, отличающие участников внешнеторговой деятельности от предприятий, работающих на внутреннем рынке; внешние факторы; внутренние факторы. С точки зрения направленности действия факторы могут быть благоприятные и неблагоприятные. По времени действия факторы бывают постоянно действующие и временно действующие. В зависимости от степени контроля предприятия факторы подразделяются на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые факторы также характеризуются уровнем финансовых затрат и временем для их изменения.

Предприятие, учитывая неконтролируемые факторы, на основе имеющихся возможностей может выбрать перечень контролируемых факторов, на которые необходимо оказать влияние с целью повышения эффективности внешнеторговой деятельности.

К наиболее важным неконтролируемым факторам относятся: внешнеторговая политика стран, состояние их экономики, конъюнктура рынков, емкость внешних рынков, интенсивность конкуренции, предпочтения потребителей, динамика валютных курсов, уровень транспортных тарифов, детерминанты конкурентных преимуществ в стране базирования предприятия. Данные факторы предприятию необходимо учитывать при принятии решений.

Факторы, которые предприятие имеет возможность контролировать и изменять с целью повышения эффективности:

- перечень внешних рынков сбыта, на которых работает предприятие;

- доля предприятия на рынке;

- конкурентные стратегии предприятия;

- информационное обеспечение ВЭД;

- условия сделок, заключаемых предприятием;

- экспортный потенциал предприятия;

- качество и адаптация продукции к требованиям покупателей на внешних рынках;

- ассортимент продукции;

- организация системы сбыта предприятия;

- затраты на производство и реализацию продукции;

- ценовая политика;

- качество менеджмента.

Для изменения каждого из контролируемых факторов потребуются определенные мероприятия, требующие затрат времени и материальных средств.

Предпосылкой завоевания позиций на рынке и получения прибыли является обеспечение высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность складывается из перечня преимуществ, которые выявляются на рынке путем сопоставления с соответствующими показателями конкурентов. Формирование конкурентных преимуществ зависит от системы определяющих факторов, которые создают благоприятную или неблагоприятную среду для их достижения и удержания. Конкурентные преимущества получают предприятия, если в стране их базирования существует развитая инфраструктура, наличие и эффективное использование ресурсов, доступная информация, высокий научный потенциал, благоприятный инвестиционный климат. На формирование конкурентных преимуществ значительное влияние оказывает спрос внутреннего рынка. Спрос определяет характер и скорость внедрения новаций, емкость рынка предопределяет возможность использования эффекта масштаба, а насыщение рынка вынуждает совершенствовать товар и обновлять ассортимент. Конкурентное преимущество достигается в результате успешных стратегических действий. Основой конкурентного поведения предприятия является базовая стратегия конкуренции, которая описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами.

Для того чтобы сформировать конкурентную стратегию, необходимо выделить факторы успешной деятельности. К факторам успеха можно отнести: инновации в производственном процессе, разработку новых товаров, повышение качества продукции, низкую себестоимость и т.д. К базовым конкурентным стратегиям относятся следующие: низкие издержки, стратегия дифференциации продукции, стратегия сегментирования рынка, внедрения новшеств, быстрого реагирования на потребности рынка

[1]. Оптимальный выбор стратегии, учитыва-

204

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

ЭКОНОМИКА

ющий возможности предприятия и рыночные условия, позволяет реализовать преимущества выбранной стратегии и добиться устойчивых конкурентных позиций на рынке.

Выгодой при использовании стратегии низких издержек является экономия в результате увеличения объемов производства и привлечение потребителей, чувствительных к цене. Применение стратегии дифференциации продукции предполагает рост объема продаж и получения прибыли на основе завоевания предпочтений потребителей за счет предоставления им уникальных товаров высокого качества, полного ассортиментного ряда товаров, обеспечения широкого выбора услуг. Достоинством стратегии сегментирования является рост объема продаж и получение прибыли за счет специализации предприятия на определенном сегменте рынка, при этом создается преимущество дифференциацией товаров или путем достижения меньших издержек. Стратегия внедрения новшеств дает возможность получения высокой прибыли за счет монопольно устанавливаемых цен. Быстрое реагирование на потребности рынка позволяет получать прибыль за счет установления высокой цены на продукцию, пользующуюся спросом.

Основными, но не единственными показателями конкурентоспособности товара являются цена и качество.

Уровень цены должен позволить достичь необходимого объема продаж и в то же время получить прибыль. Основой ценообразования на мировом рынке являются мировые цены. На уровень и динамику мировых цен оказывают влияние ценообразующие факторы. Мировая цена определяется издержками при среднемировых условиях производства и нормой прибыли. Издержки производства товара имеют свою специфику формирования, которая определяется технологией, ценой и эффективностью использования ресурсов и прочими факторами. Интернациональная стоимость складывается под влиянием уровня издержек производства товаров в странах, являющихся основными поставщиками товаров на мировом рынке. Условием выхода предприятия на мировой рынок является уровень издержек на производство товара, меньший или равный интернациональной стоимости.

На динамику цен на мировом рынке влияют: фаза экономического цикла, конъюнктура рынка, интенсивность конкуренции, состояние денежной сферы.

Изменения спроса и предложения на рынке приводят к колебаниям мировых цен. В этой связи наличие прогнозов спроса и предложения позволит предприятию разработать оптимальную тактику поведения на рынке.

На динамику цен в международной торговле влияют изменения валютных курсов. При снижении курса национальной валюты повышается ценовая конкурентоспособность экспортируемых товаров, увеличивается эффективность экспорта и снижается прибыльность импорта.

Значимым фактором является уровень государственного регулирования ВЭД.

На эффективность экспорта влияют меры государственной поддержки, выражающиеся в субсидировании, льготном кредитовании, предоставлении налоговых и таможенных льгот экспортерам. Данные меры позволяют продавать товары на внешнем рынке по более низким ценам при достаточном уровне эффективности.

К методам государственного регулирования внешней торговли относится таможенно-тарифное регулирование, основанное на взимании таможенных пошлин при ввозе или вывозе товаров и направленное на создание стоимостного барьера, который повышает цену товара. В результате снижается ценовая конкурентоспособность товара и эффективность внешнеторговой деятельности.

Контролируемыми предприятием ценообразующими факторами являются: качество продукции, уровень сервиса, условия платежа, базисные условия поставки товаров и др.

Цены на мировом рынке зависят от уровня качества товара. Способность предоставить покупателю товар высокого качества, обладающего особыми потребительскими свойствами, позволяет назначить более высокую цену, чем у конкурентов. Возможность производить продукцию высокого качества определяется используемой технологией и материалами, инновационной активностью, уровнем развития маркетинга на предприятии.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 1/2011

205

ЭКОНОМИКА

Таблица

Критерии оценки внешнего рынка сбыта

Критерий Значение

благоприятное среднее неблагоприятное

Торгово-политические отношения Устойчивые торговые связи между странами Хорошие контакты Контакты ограничены

Ограничения на торговлю Режим наибольшего благоприятствования Отсутствие ограничений Наличие ограничений

Емкость рынка Высокая Средняя Низкая

Развитие экономики Высокие темпы экономического развития Умеренные темпы экономического развития Снижение темпов экономического развития

Интенсивность конкуренции Слабая Средняя Сильная

Тенденции спроса Спрос растет Спрос стабилен Снижающийся спрос

Уровень цен Цены высокие Цены умеренные Цены низкие

Требования к качеству Требования ниже мировых стандартов Требования на уровне мировых стандартов Очень высокие требования

Соответствие товара требованиям покупателей Соответствует Необходима адаптация продукции Не соответствует

Структура рынка На рынке много мелких фирм На рынке несколько фирм Рынок монополизирован

Удаленность рынка и уровень транспортных расходов Низкие транспортные расходы Средние транспортные расходы Высокие транспортные расходы

Важным направлением в завоевании позиций на рынке является обновление ассортимента продукции, разработка новых товаров. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент товаров, предприятие снижает зависимость от одного товара и увеличивает свой сбыт. Эффективность экспорта в значительной степени зависит от его структуры. Оптимальное соотношение групп товаров, реализуемых предприятием, определяет его ассортиментная политика. Задачей при формировании экспортного ассортимента является обеспечение динамичного роста экспорта высокорентабельных товаров на основе наилучшего использование экспортных ресурсов и учета внешних условий. Факторами, определяющими ассортимент продукции, экспортируемой предприятием, являются изменения в ассортименте

товаров, предлагаемых конкурентами, предпочтения потребителей, динамика спроса, достижения НТП.

Одним из аспектов успешной внешнеторговой деятельности является количество рынков, на которых работает предприятие. Диверсификация рынков позволяет предприятию избежать значительной зависимости от конъюнктуры одного рынка и достичь лучших коммерческих результатов. Однако при этом увеличивается сложность работы, особенно при значительных различиях этих рынков. Рынки различаются по уровню цен, требованиям к качеству, торговой политике и т.д. Оценка и выбор оптимального рынка является важнейшим условием эффективности внешнеторговой деятельности. Критерии, позволяющие оценить степень благоприятности работы на рынке, представлены в таблице.

206

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

ЭКОНОМИКА

Позиции предприятия и эффективность его деятельности на внешнем рынке в значительной степени зависят от организации системы сбыта. С целью обеспечения эффективности реализации продукции необходимо найти баланс между возможной минимизацией расходов и достижением оптимальных результатов. При формировании сбытовой системы учитывается множество факторов: характеристика товара, особенности потребителей и их предпочтения, финансовое положение предприятия и масштабы его внешнеторговой деятельности, особенности рынка, торговая практика, уровень затрат на сбыт.

Таким образом, глобальная цель ВЭД предприятия - максимизация массы и нормы прибыли на основе преимуществ ведения бизнеса в разных странах - реализуется за счет следующих мер:

- расширение сбыта продукции за счет освоения новых рынков, обновления ассортимента;

- достижение лидерства по ценам или качеству продукции;

- снижение издержек реализации на основе оптимизации стратегии сбыта;

- повышение качества продукции посредством применения современных технологий и материалов;

- ориентация сбыта на рынки стран с более благоприятной экономической ситуацией;

- гибкое реагирование на изменения на рынке на основе обеспечения достоверной и своевременной информацией о состоянии рынка и предпочтениях потребителей.

Библиографический список

1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

2. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / О.Н. Воронкова, Е П. Пузакова; под ред. проф. Е.П. Пузаковой. -М.: Экономистъ, 2007. - 495 с.

3. Завьялов, П. С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). -2-е изд., пере-раб. и доп. / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - М.: Международные отношения, 1991. - 416 с.

4. Медведев, П.М. Факторы эффективности экспорта российских предприятий. П.М. Медведев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 5.

5. Цыпин, И.С. Мировая экономика. учеб. / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. - 248 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.