Научная статья на тему 'Факторы дружбы детей дошкольного возраста'

Факторы дружбы детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
9
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДРУЖБА / ДРУЖЕСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ОБЩЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / PRESCHOOL CHILDREN / FRIENDSHIP / FRIENDLY AFFECTION / THE CONTENT-ANALYSIS / DIALOGUE / TEAM-WORK / FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милюкова Е. В.

В данной статье рассматриваются особенности формирования дружеской привязанности детей дошкольного возраста. Приведены результаты контент-анализа, в ходе которого были выявлены три группы факторов дружбы детей дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Милюкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FACTORS OF PRESCHOOL CHILDREN FRIENDSHIP

The article considers the peculiarities of developing friendly affection among preschool children. The results of the content-analysis have revealed three groups of factors of preschool children friendship.

Текст научной работы на тему «Факторы дружбы детей дошкольного возраста»

студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

Е.В. Милюкова

Курганский государственный университет, г.Курган, Россия

ФАКТОРЫ ДРУЖБЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования дружеской привязанности детей дошкольного возраста. Приведены результаты контент-анализа, в ходе которого были выявлены три группы факторов дружбы детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дружба, дружеская привязанность, контент-анализ, общение, совместная деятельность, факторы.

E.V. Milyukova

Kurgan State University, Kurgan, Russia

FACTORS OF PRESCHOOL CHILDREN FRIENDSHIP

Abstract: The article considers the peculiarities of developing friendly affection among preschool children. The results of the content-analysis have revealed three groups of factors of preschool children friendship.

Keywords: preschool children, friendship, friendly affection, the content-analysis, dialogue, team-work, factors.

Первые отношения со сверстниками являются тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Особенности взаимоотношений детей проявляются, хотя и не всегда однозначно, в их общении друг с другом.

Рассмотрение некоторых закономерностей взаимодействия дошкольников возможно на примере игровых объединений. Во-первых, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте и от особенностей этой деятельности, уровня овладения ею многое зависит в характере отношений между детьми, в процессе формирования личности; во-вторых, игровое объединение, возникающее по инициативе самих детей, — это референтная (значимая) для ребенка микрогруппа в процессе его социализации.

Одним из важнейших параметров игрового объединения является его устойчивость. Во всех возрастных группах дошкольного детства преобладают неустойчивые объединения. Однако к 6 - 7 годам растет избирательность общения. Мальчики склонны к включению в игровые объединения большего числа участников, чем девочки, у мальчиков-дошкольников более широкий круг общения, чем у девочек, и несколько большая интенсивность общения, у девочек общение более избирательное, то есть в группе дошкольников ярко выражена консолидация своего пола, причем особенно на шестом году жизни.

На седьмом году жизни контакты детей противоположного пола друг с другом становятся более частыми, возникают и своеобразные отношения к некоторым представителям другого пола.

Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений:

наряду с положительными контактами возникают и осложнения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка, при этом его отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, агрессивности в поведении.

Для реализации задачи исследования, связанной с определением факторов дружбы детей дошкольного возраста, испытуемым был задан вопрос: «Почему ты дружишь со своим другом или друзьями?». В дальнейшем полученные результаты подверглись контент-анализу.

На основании анализа литературы были выявлены категории кантент-анализа. Согласно взглядам М. Аргай-ла (2002) социальные навыки и умения находить и сохранять дружеские взаимоотношения включают способность к поддерживающему стилю в общении, оказание взаимных услуг и выражение дружеских привязанностей.

Качественные смысловые единицы (категории контент-анализа) были переведены в количественные единицы через нахождение их индикаторов в содержании ответов детей. Далее была зарегистрирована частота упоминаний категорий во всей совокупности содержания ответов детей. Данные контент-анализа отражены в табл. 1.

Таблица1

Частота упоминаний категорий контент-анализа во всей совокупности содержания ответов, данных детьми дошкольного возраста

Категории к онтент- анализ а Количество упоминаний категорий Процентное соотношение

Оказание взаимных услуг (друг дает поиграть мне своими игрушками; друг дарит мне игрушки) 35 38,8%

Выражение дружеской привязанности (друг жалеет, когда мне плохо; друг переживает, когда меня нет в детском саду; друг выбирает меня, когда поем «Каравай») 15 16,6%

Способность к поддерживающему стилю в общении (друг может дать совет, куда мне сходить в выходные; другу интересно то, что интересно мне; другу я доверяю свои секреты ; с другом я могу заниматься интересными делами: рисовать, лепить; с другом у меня общие игры) 40 44,4%%

Таким образом, выявлено три группы факторов дружбы между детьми дошкольного возраста: оказание взаимных услуг, выражение дружеской привязанности, совместная деятельность и общение.

Анализ полученных результатов показывает: 1. Наиболее распространенными факторами дружбы детей дошкольного возраста являются факторы совместной деятельности и общения. Это способность к поддерживающему стилю в общении (друг может дать совет, куда мне сходить в выходные; другу интересно то, что интересно мне; другу я доверяю свои секреты; с другом я могу заниматься интересными делами; с другом у меня общие игры).

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3

37

2. Во многих случаях в основе детской дружбы лежат факторы оказания взаимных услуг (друг дает поиграть мне своими игрушками; друг дарит мне игрушки).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В меньшей степени распространены факторы, связанные с выражением дружеской привязанности: друг жалеет, когда мне плохо; друг переживает, когда меня нет в детском саду; друг выбирает меня, когда поем «Каравай».

Анализ результатов проведения анкетирования воспитателей и родителей детей показал: взрослые (воспитатели и родители) выше оценивают социальные навыки детей, умение находить и сохранять дружеские взаимоотношения (способность к поддерживающему стилю в общении, оказание взаимных услуг и выражение дружеской привязанности), чем демонстрируют их дети при реальном взаимодействии в группе детского сада. Возможно, это объясняется различиями между факторами дружеских привязанностей у детей старшего дошкольного возраста и причинами, находящимися в основе детской дружбы в представлениях взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.:Академичес-

кий проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Детская психология: Учебное пособие/ Под.ред. Я.Л. Коло-

минского, Е.А.Панько.- Мнинск: Университетское, 1988.

3. Мухина В. С. Психология дошкольника: Учебное пособие для

студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ/ Под. ред. Л.А. Венгера.- М.:Просвещение, 1975.

Н.С. Трофимова

Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

АКТИВНОСТЬ КАК СУБЪЕКТНОЕ КАЧЕСТВО АДАПТИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: Рассматривается активность как основное качество субъекта адаптации к новым условиям обучения. Анализируются и характеризуются различные подходы к пониманию активности личности. Обсуждается проблема активности субъекта в рамках деятельностного подхода. Даётся психологический анализ уровней активности.

Ключевые слова: субъект, субъектность, адаптация, адаптационные качества субъекта, активность, продуктивная активность, деятельность.

N.S. Trofimova

Kurgan State University, Kurgan, Russia

ACTIVITY AS A SUBJECT QUALITY OF ADAPTING INDIVIDUALS

Abstract: The article considers activity as the basic quality of the subject of adaptation to new learning environment. It analyses and features various approaches to understanding the concept of personal activity. The problem of subject activity within the activity approach is discussed. The psychological analysis of activity levels is made.

Keywords: the subject, subjectness, adaptation, adaptable qualities of the subject, activity, productive activity, activities.

Субъектность - это такое качество личности, которое показывает способность человека отдавать отчёт в собственных действиях, быть стратегом, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответствии с задуманным, корректировать цели, строить жизненные планы.

Мы понимаем субъектность как системное качество студента, который овладевает разнообразными формами и видами деятельности, различных социальных отношений, обладает индивидуальным комплексом качеств, которые определяют успешность его социально-психологической адаптации к новым условиям обучения в вузе. Субъектность студента проявляется в различных сферах: учебной деятельности, общении, самопознании, рефлексии. Комплекс адаптационных качеств субъекта включает такие качества, как активность, самосознание, самореализация, самостоятельность, адекватная самооценка, ответственность, инициатива, терпимость, умение организовать свое время.

В обычном употреблении активность - это характеристика поведения, указывающая на интенсивность физических усилий. В современном словаре по общественным наукам представлено следующее определение: «Активность (лат. activus - деятельный) - общая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром».

Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность, которая отличается интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуатив-ность. Существуют также понятия социальной и коммуникативной активности. Социальная активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Коммуникативная активность проявляется в ситуации общения субъекта тогда, когда этой ситуации подчинены процессы, обеспечивающие её динамику. Результатом общения как особой формы активности являются сложившиеся отношения с другим человеком, другими людьми или группой.

Среди всего многообразия подходов к активности можно выделить онтологический, гносеологический, социологический и психологический аспекты. Онтологический аспект рассматривает активность как объективно существующую форму бытия и развития природных и социальных систем. В рамках этого подхода анализируется проявление активности на различных уровнях движения материи (неживая, живая и социально организованная) с точки зрения наличия в них общих элементов и связей, исследуется закономерность функционирования активных систем, изучаются физиологические и психологические механизмы живого, даётся системно-структурный анализ активности материальных систем.

Гносеологический подход предполагает изучение активности познающего субъекта. С помощью этого подхода определяются существенные особенности познавательной активности и деятельности субъекта, даётся характеристика субъект-объектного отношения, исследуются формы выражения активности сознания в её логической определённости, рассматривается практический аспект познавательной активности субъекта, вскрываются историко-философские предпосылки учения об активности сознания.

Социологический аспект определяет научные данные о носителях активности в обществе, выделенных на основании социально значимых критериев (степень общности социального субъекта, сфера занятости, пол и возраст) позволяет проследить реализацию и повышение социальной активности в трудовой, политической и духовной сферах жизнедеятельности.

38

ВЕСТНИК КГУ, 2010. №2